Контрольные качественные показатели уровня физической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные качественные показатели уровня физической



культуры подростка (В.К. Бальсевич, 2000):

1. Знание основных правил тренировки и умение применять их при ор-

ганизации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2. Знание основных правил, приемов и методов самоконтроля и умение

применять их при занятиях физическими упражнениями.

3. Разносторонняя физическая подготовленность на уровне возрастных

нормативов.

4. Систематическая физическая активность.

5. Устойчивая привычка к ежедневным занятиям физическими упраж-

нениями в различных формах.

6. Осведомленность о текущих спортивных событиях в городе, стране,

за рубежом.

7. Знание не менее 200 упражнений (видов нагрузок) скоростного и ско-

ростно-силового характера.

Физическое воспитание детей старшего

Школьного возраста

Возрастные особенности физического развития детей старшего

школьного возраста. Старший школьный возраст (юношеский) охватывает

детей с 16 до 18 лет (IX – XI классы). К этому возрасту относятся и учащиеся

средних специальных учебных заведений.

Юношеский возраст характеризуется продолжением процесса роста и

развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его про-

текании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое

созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные раз-

личия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедля-

ются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост

в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела до-

стигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юно-

ши (в среднем) выше девушек на 10 – 12 см и тяжелее на 5 – 8 кг. Масса их

мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной

жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного

короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.

У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения

большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в

длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юно-

шей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костно-

го аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок.

Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мы-

шечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увели-

чении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целе-

направленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью

симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом воз-

расте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выно-

сливости мышц.

У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший

прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато

интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клет-

ка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, мак-

симальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее

развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов

кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.

Сердце юношей на 10 – 15% больше по объему и массе, чем у девушек;

пульс реже на 6 – 8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловлива-

ет больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Де-

вушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их лег-

ких примерно на 100 см3 меньше.

В 15 – 17 лет у школьников заканчивается формирование познаватель-

ной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельно-

сти. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать

структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные

(силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двига-

тельные действия в целом.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую актив-

ность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способ-

ность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижа-

ется смелость, что создает определенные трудности в физическом воспита-

нии.

Задачи физического воспитания.

1) содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений

использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия

внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формиро-

вание общественных и личностных представлений о престижности высокого

уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;

2) приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми

двигательными действиями и формирование умений применять их в различ-

ных по сложности условиях;

3) дальнейшее развитие двигательных способностей;

4) формирование знаний: о закономерностях двигательной активности,

спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для

будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и мате-

ринства, о подготовке к службе в армии;

5) закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физи-

ческими упражнениями и избранными видами спорта;

6) формирование адекватной самооценки личности, нравственного

самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности,

уверенности, выдержки, самообладания;

7) дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств

личности и обучение основам психической регуляции.

Особенности методики физического воспитания. В старшем школь-

ном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводят-

ся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей

и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору

средств и методов обучения двигательным действиям и развития двигатель-

ных способностей, к дозировке физической нагрузки.

Функциональные возможности для осуществления интенсивной и дли-

тельной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они

переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повы-

шении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до ис-

ходного уровня у юношей короче, чем у девушек.

При организации занятий с юношами надо помнить, что им предстоит

служба в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местно-

сти, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефици-

та времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.

В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить вни-

мание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным ви-

дам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.). Среди координаци-

онных способностей особое внимание необходимо обратить на развитие бы-

строты перестроения и согласование двигательных действий, способности

произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.

На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений со-

пряженного воздействия на кондиционные и координационные способности,

а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершен-

ствуются двигательные навыки (техника) и двигательные способности.

Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тре-

нировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а со-

ревновательного – увеличивается.

В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыду-

щих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных

упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию

физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физи-

ческой и технико-тактической подготовленности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.01 с.)