Возрастные особенности физического развития детей среднего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности физического развития детей среднего



школьного возраста. Средний школьный возраст (подростковый) охватывает

детей в возрасте от 12 до 15 лет (V – VIII классы).

Данный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением

размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см главным об-

разом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6 кг.

Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 дет, когда

длина тела прибавляется за год на 7 – 9 см. А у девочек происходит интенсив-

ное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верх-

них и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоноч-

ный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, уско-

ряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С

13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным

образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса

особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек – в 11 –

12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания де-

вочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно

на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиком. В одном классе обучаются школьники

с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функ-

циональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в под-

ростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуа-

лизации обучения.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости

сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития централь-

ной нервной системы особенно заметна незавершенность формирования ме-

ханизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и

сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у

детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в

юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки ме-

нее экономично.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высо-

кий темп развития дыхательной системы.

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффектив-

ный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл

кислорода, в то время как взрослый 20 мл. Подростки меньше, чем взрос-

лые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кисло-

рода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислоро-

дом.

Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного

совершенствования моторных способностей, больших возможностей в разви-

тии двигательных способностей (табл. 3.5).

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами

улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на мет-

кость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), сило-

вые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные

способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибко-

сти.

В этот период происходит рост самосознания ребёнка, осуществляется

переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Быстро развива-

ется вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых

условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процес-

сов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры

больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, воз-

растает ее контроль над эмоциональными реакциями. Подросток приобретает

способность к сознательному торможению того или иного полупроизвольно-

го действия. При этом его внушаемость уменьшается, а неуравновешенность

и эмоциональность возрастают. Все это проявляется в резких сменах настрое-

ния, конфликтах с воспитателями, родителями и другими взрослыми. Именно

поэтому подростки часто бывают или ≪очень хорошими детьми≫, или ≪очень

плохими детьми≫, а для разных людей – и теми, и другими одновременно.

При действии сверхсильных или монотонных раздражителей у под-

ростков развивается резко выраженное запредельное торможение, что следует

учитывать при выполнении детьми этого возраста нагрузок, связанных с про-

явлением выносливости, и разнообразить виды нагрузок.

Задачи физического воспитания.

1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению

навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям

внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жиз-

ни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двига-

тельных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная

подготовка, плавание);

3) продолжать развитие двигательных способностей;

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влияния занятий

физическими упражнениями на основные системы организма; развивать воле-

вые и нравственные качества; вырабатывать представления о физической

культуре личности и приемах самоконтроля;

5) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях,

снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время

занятий и оказании первой помощи при травмах;

6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное вре-

мя физическими упражнениями, избранными видами спорта;

7) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в каче-

стве командира отделения, капитана команды, судьи;

8) формировать умения адекватной оценки собственных физических

возможностей;

9) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь,

дисциплинированность, чувство ответственности;

10) содействовать развитию психических процессов и обучению осно-

вам психической саморегуляции.

Особенности методики физического воспитания. Особенностью

урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углуб-

ленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая

атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия де-

тей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двига-

тельных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных

учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения

программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и

индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие

или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо

в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые осо-

бенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентиро-

ванного упражнения) примерно равное.

Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, в органи-

зованных формах – на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время актив-

ного отдыха, турпохода и т.п. Значительная часть подростков занимается в

спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя

зарядка и еженедельные двух – трехразовые самостоятельные тренировки.

Общая продолжительность занятий 70 – 90 мин.

Независимо от формы занятий существенным элементом физической

подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в раз-

личных состязаниях.

Следует максимально использовать потребность детей среднего возрас-

та в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами

со спортивными соперниками. Виды соревнований желательно разнообразить

с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.015 с.)