Уровня развития выносливости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровня развития выносливости



Одним из основных критериев выносливости является время, в течение

которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятель-

ности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы

измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают вы-

полнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60,

70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста

является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на

практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом поль-

зуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скорост-

ные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычис-

лить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать

к тестированию.

В практике физического воспитания в основном применяется кос-

венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени

преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например,

для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600—

800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м.

Используются также тесты с фиксированной длительностью бега — 6 или 12

мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

Выносливость может измеряться и с помощью других тестов: неспеци-

фических (по их результатам оценивают потенциальные возможности спорт-

сменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастаю-

щего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на сте-

пень реализации этих потенциальных возможностей).

К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег

на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время вы-

полнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсив-

ность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максималь-

ное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС,

порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.).

Специфическими считают такие тесты, структура выполнения которых

близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют вы-

носливость при выполнении определенной деятельности, например в плава-

нии, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Выносливость конкретного спортсмена зависит от уровня развития у

него других двигательных способностей (например, скоростных, силовых и

т.д.). В этой связи следует учитывать абсолютные и относительные показате-

ли выносливости. При абсолютных не учитываются показатели других двига-

тельных способностей, а при относительных учитываются. Предположим, что

два бегуна пробежали 300 м за 51 с. По полученным результатам (абсолют-

ный показатель) можно оценить уровни их скоростной выносливости как рав-

ные. Эта оценка будет справедлива лишь в том случае, если максимальные

скоростные возможности Vmax у них тоже будут равными. Но если у одного из

них максимальная скорость бега выше (например, он пробегает 100 м за 14,5

с), чем у другого (100 м за 15 с), то уровень развития выносливости у каждого

из них по отношению к своим скоростным возможностям неодинаков. Вывод:

второй бегун более вынослив, чем первый. Количественно это различие мож-

но оценить по относительным показателям. Наиболее известными в физиче-

ском воспитании и спорте относительными показателями выносливости яв-

ляются: запас скорости, индекс выносливости, коэффициент выносливости.

Запас скорости (Н.Г.Озолин, 1959) определяется как разность между

средним временем преодоления какого-либо короткого, эталонного отрезка

(например, 30, 60, 100 м в беге, 25 или 50 м в плавании и т.д.) при прохожде-

нии всей дистанции и лучшим временем на этом отрезке.

Запас скорости Зс = tn – tk,

где tn — среднее время преодоления эталонного отрезка; tk — лучшее

время на этом отрезке.

Чем меньше Зс, тем выше уровень развития выносливости. Подобным

образом можно оценить запас скорости в плавании, лыжных гонках, при езде

на велосипеде и других циклических видах спорта.

Индекс выносливости (T.Cureton, 1951) — это разность между време-

нем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, ко-

торое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показыва-

емой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости = t – tk Х n,

где t — время преодоления какой-либо длинной дистанции; tk — лучшее

время преодоления короткого (эталонного) отрезка; п — число таких отрез-

ков, в сумме составляющих дистанцию.

Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выно-

сливости.

Коэффициент выносливости (Г. Назаров, 1962) — это отношение вре-

мени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрез-

ка.

Коэффициент выносливости = t: tk

где t — время преодоления всей дистанции; tk — лучшее время на эта-

лонном отрезке.

Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития

выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях

силового характера: полученные результаты (например, количество повторе-

ний теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в

этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические

критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе,

время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п.

(М. А. Годик, 1988). Сравнивают их значения в начале, середине и конце

упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем мень-

ше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше

уровень выносливости.

Контрольные упражнения и тесты для определения

Уровня развития гибкости

Показателем уровня развития гибкости является максимальная ампли-

туда (размах) движения. Ее измеряют в угловых градусах посредством го-

ниометров или в линейных мерах при помощи сантиметровой линейки. Для

получения точных данных об амплитуде различных движений применяются

такие методы регистрации движений, как киносъемка, видеозапись, рентген-

телевизионная съемка, ультразвуковая локация и др. В практике физического

воспитания и спорта для контроля за развитием гибкости используются раз-

нообразные тесты.

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы

гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. По-

движность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук

при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и

наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнива-

ется с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых

рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее

расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени накло-

на туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на

полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость по-

звоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сан-

тиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы

не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается зна-

ком ≪минус≫ (–), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком ≪плюс≫

(+).

≪Мостик≫. Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев

рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и нао-

борот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как

можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки.

Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до

таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наобо-

рот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет присе-

дание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвиж-

ности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные пара-

метры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных

условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2)

одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости прово-

дить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на

подвижность в суставах.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая

может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наи-

большей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы,

величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя

получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной

гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болез-

ненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппа-

рата испытуемого (в сантиметрах или угловых градусах) является разница

между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется

дефицитом активной гибкости.

Контрольные упражнения и тесты для определения уровня



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.018 с.)