Особенности методики физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики физического воспитания



Детей в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст (3 – 6 лет) характеризуется значительными из-

менениями в физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года

жизни формируются в основном переместительные движения, хотя их окон-

чательное созревание наступает лишь в подростковом возрасте. Быстрыми

темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно изменяются

пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные движения. Особен-

ности психики ребенка этого возраста обусловливают целесообразность ко-

ротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, пре-

имущественного игрового, содержания. Недопустимы перегрузки организма

ребенка упражнениями, связанными с большими силовыми напряжениями и

утомлениями.

В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) важно приучить ребенка к

ежедневным занятиям физическими упражнениями и подвижными играми

как обязательным и непреложным элементам повседневной жизни. В этот пе-

риод необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов

простейших движений, действий и закаливающих процедур.

В старшем дошкольном возрасте (5 – 6 лет) необходимо воспитывать

интерес ребенка к освоению новых видов физических упражнений, к повыше-

нию уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к

участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закалива-

ние желательно сделать привычным элементом режима дня. Все это позволит

ребенку хорошо подготовиться к началу учебы в школе.

Уже к 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движе-

ний. Именно в этот период происходит процесс освоения навыков рисования,

лепки, изготовления игрушек из бумаги и картона. Вместе с тем более интен-

сивное развитие крупных мышц еще затрудняет выполнение точных движе-

ний пальцами и кистью.

В дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще харак-

терна неустойчивость нервных процессов. Хотя условнорефлекторные связи

возникают в раннем детстве, из-за преобладания процессов возбуждения над

процессами торможения они легко разрушаются. Поэтому не следует рассчи-

тывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных

умений и действий. Большее физиологическое и психологическое значение

имеет сам процесс освоения нового, в том числе и в сфере физической

культуры.

Вместе с тем в условиях все большего совершенствования анализатор-

ной деятельности коры большого мозга ребенок приобретает способность к

логическому мышлению, анализу и обобщению отраженных в его сознании

явлений окружающей среды. Возникает способность сосредоточить на неко-

торое время внимание на каком-либо одном роде занятий или предмете. Соче-

тание стремления к подражанию с желанием проявить собственную инициа-

тиву, творчество повышают активность ребенка, побуждают его к деятельно-

сти.

У детей дошкольного возраста начинают проявляться типологические

особенности высшей нервной деятельности, формируется характер, прояв-

ляются личностные мотивы и интересы, которые, правда, весьма нестойки.

Дети этого возраста очень восприимчивы к реакциям взрослых на их поведе-

ние. Поощрение и похвала вызывают сильные положительные эмоции. Фор-

мируются основы дисциплины поведения, умение и желание подчинять свои

действия правилам игры, требованиям родителей и воспитателей, интересам

коллектива.

Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни –

освоение и совершенствование новых видов движений пальцев рук и кисти,

закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений.

Содержание моторной активности ребенка обогащается за счет совершен-

ствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях (ходьба по

веревочке, по доске, перелезание через бревно), спрыгивания с небольшой

высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах, подбрасывания и

ловли мяча, произвольных изменений положений ног, рук, туловища и голо-

вы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в помещении.

Координация развивается при перемещениях со сменой направления

ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, координация

движений кисти и пальцев – в специальных упражнениях, а также при игре с

кубиками, пластилином и т.п.

Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в

форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (3 раза

в неделю) и различных игр.

Продолжительность занятий в начале периода – 15 – 20 мин, к концу

его – 20 – 25 мин.

Важное место в режиме физической активности ребенка 3-го года жиз-

ни занимает утренняя гимнастика. Зарядку нужно проводить ежедневно. Зна-

чение утренней зарядки не исчерпывается ее оздоровительной функцией, сня-

тием ≪заторможенности≫ ребенка после ночного сна, взбадриванием малыша.

Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в воспитании

у ребенка привычки начинать день с физических упражнений.

Упражнения для зарядки должны конструироваться из известных и хо-

рошо освоенных ребенком движений. Лучше всего, если взрослый будет вы-

полнять упражнения вместе с ребенком. Это создаст благоприятную эмоцио-

нальную обстановку и облегчит ребенку выполнение движений, особенно

воспроизведение им темпа и ритма. Количество упражнений в зарядке не ре-

комендуется более 4 –5, не считая ходьбы в начале и в заключительной ча-

сти.

Главная задача физической активности ребенка 4-го года жизни –осво-

ение новых движений, главным образом из арсенала упражнений спортивного

характера. Новая черта физической тренировки в этот период –постановка

целей в отдельных упражнениях. Такими целями могут быть: пробежать бы-

стро, метнуть далеко, попасть мячом в мишень, далеко прыгнуть, точно вос-

произвести движение, быстро отреагировать на команду.

У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправлен-

ное развитие двигательных способностей –ловкости, быстроты, гибкости,

силы и выносливости.

Содержание занятий физическими упражнениями обогащается за счет

новых движений и новых освоенных ребенком упражнений, действий, видов

и форм двигательной активности. Значительное место в занятиях следует от-

вести подготовке к освоению или частичному освоению базовых элементов

движений в спортивных упражнениях –элементов техники бега, прыжка, ме-

тания, элементов игры с мячом руками и ногами, коротких связок гимнасти-

ческих упражнений, элементов акробатики, катания на лыжах и коньках, пла-

вания.

Превалирующей формой занятий останется игра, но все в большей мере

необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным

повторением, заучиванием элементов движений и их связок.

При развитии быстроты основной упор следует сделать на тренировке

быстроты реакции и частоты движений в простых упражнениях.

В упражнениях на гибкость преобладают активные и активно-пассив-

ные растягивания мышц и связок.

Специальных тренировок на выносливость и силу проводить не следу-

ет. Эти качества будут естественно развиваться у ребенка на фоне той двига-

тельной активности, которая осуществляется при развитии ловкости, гибко-

сти и быстроты.

Продолжительность занятий составляет 30 –35 мин. Занятия проводят-

ся 3 –4 раза в неделю. Основная направленность физической подготовки де-

тей 5-го года жизни –всемерное расширение арсенала освоенных элементар-

ных движений и подготовка к интенсивному освоению новых сложных в тех-

ническом отношении упражнений. Значительное место в целевых установках

на этот период физического воспитания детей занимает развитие тех двига-

тельных способностей и психомоторных способностей, которые в будущем

послужат фундаментом для овладения сложными по координации движени-

ями и их совершенствования. К таким качествам и способностям ребенка от-

носятся: ловкость, гибкость, сила, быстрота (в основном быстрота реакции) и

способность быстро формировать в сознании и ощущениях образ нового дви-

жения, проще говоря, быстро ≪схватывать≫ суть и особенности разучиваемых

движений и их элементов, понимать разъяснения взрослого и уметь вопло-

щать идеальный образ движения в собственных действиях.

Большое место среди физических упражнений в этот период займут те

из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с

заданием, перемещать звенья тела в пространстве, точно воспроизводить за-

данные траектории, направление, скорость и темп движений. Специальные

усилия воспитателя следует направить на силовую подготовку мышц ребенка,

в особенности более мелких мышц; управляющих движениями кисти, стопы,

голени, предплечья. Важную роль будут играть упражнения, направленные на

освоение отдельных элементов спортивных движений (беговые, прыжковые,

метательные, на велосипеде, на лыжах, на санках, в воде). В этот период мож-

но усложнить упражнения на ловкость и быстроту реакции. Большое внима-

ние по-прежнему следует уделять развитию гибкости.

Усложнение заданий и увеличение напряженности психики ребенка и

его физиологических функций не позволяют в этом возрасте увеличить про-

должительность занятий, но требуют от воспитателей и родителей большого

внимания к активному отдыху детей, их своевременному психологическому

восстановлению.

В этот период нужно тщательно анализировать степень трудности для

ребенка тех или иных упражнений, подмечать, что ему нравится делать

больше, а что –меньше, и в то же время побуждать ребенка преодолевать

трудности, обращать его внимание даже на маленькие победы над собой. Сле-

дует исподволь прививать детям понимание того, что только трудом, упор-

ством и настойчивостью можно добиться поставленных целей. В процессе

освоения новых движений полезно подбадривать детей по мере освоения ими

отдельных элементов движений, по мере последовательного приближения к

правильному выполнению задания.

Если ребенок не в состоянии решить слишком трудную для него задачу,

воспитателю следует незаметно изменить задание в сторону его упрощения и

выразить радость по поводу его успешного выполнения ребенком. Для воспи-

тания устойчивого интереса детей к физическим упражнениям и тренировке

чрезвычайно важно добиться того, чтобы у них было как можно меньше неу-

дач и как можно больше успехов, чтобы у ребенка крепла уверенность в том,

что даже очень трудные движения можно освоить и что каждое занятие дела-

ет его более ловким и более сильным.

Как было отмечено ранее, возраст 5-го года жизни является критичес-

ким для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период от-

мечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных свя-

зок.

Есть только одно эффективное средство предотвращения этих анома-

лий физического развития, это правильно организованная физическая актив-

ность детей, их регулярные и тщательно продуманные физические трениров-

ки.

В этом возрасте содержание физической активности заметно расширя-

ется, особенно за счет освоения новых видов движении, но ее интенсивность

не рекомендуется повышать.

Регламент занятий остается таким же, как и в возрасте 3 лет. Следует

тренироваться 3 раза в неделю и делать утреннюю зарядку ежедневно, если

ребенок не ходит в детский сад, и по субботам и воскресеньям, если он посе-

щает детское дошкольное учреждение. Продолжительность утренней зарядки

остается прежней –10 –12 мин, а продолжительность занятий может быть

увеличена до 40 мин.

На фоне разностороннего физического совершенствования детей 6-го

года жизни постепенно все большее место будет занимать специализирован-

ное развитие отдельных двигательных способностей, прежде всего освоение

новых движений, а также овладение более сложными видами движений из ар-

сенала спорта.

Главная задача в этот период –подготовка обширного фундамента,

основы для интенсификации процесса физического воспитания в последую-

щие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении ак-

цента на развитии двигательных способностей –преимущественно быстроты

и выносливости. Большое место займет и силовая тренировка. Однако ско-

ростная и силовая подготовка, равно как и развитие выносливости, не долж-

ны быть самоцелью физической подготовки детей этого возраста. Задача та-

ких занятий состоит, прежде всего, в подготовке физиологической организа-

ции ребенка, его мышц и связок, систем управления движениями и их энерге-

тического обеспечения и, наконец, его психики к предстоящему в недалеком

будущем значительному повышению физических и умственных нагрузок в

связи с началом учебы в школе.

Поэтому, когда мы говорим о необходимости развития у детей этого

возраста выносливости, речь идет о способности достаточно длительное вре-

мя заниматься физическими упражнениями, но не предполагается развитие

выносливости в отдельных видах движений, например в беге или плавании.

Специфично и развитие силовых способностей: в этом возрасте оно не пред-

полагает воспитания способности к большим и очень большим физическим

напряжениям, связанным с преодолением предельных или близких к ним по

величине сопротивлений, например поднятие больших тяжестей, метание тя-

желых снарядов и т.п. В большей степени развитие силы обусловливается

необходимостью формирования у ребенка способности проявлять не-

значительные по величине напряжения в течение достаточно длительного

времени, точно дозировать мышечные усилия.

6-летние дети уже способны к освоению сложных движений и психоло-

гически больше готовы к специализированной тренировке. Однако не следует

злоупотреблять этой готовностью детей к систематической узконаправленной

тренировке. Нужно создать условия для обогащения их моторики разносто-

ронним опытом, который в будущем окажется полезным при любой спортив-

ной специализации или при осуществлении физической активности с оздоро-

вительными и общеукрепляющими целями.

Режим физической активности ребенка 6-го года жизни будет более

напряженным главным образом путем расширения средств физической под-

готовки и увеличения продолжительности занятий, которая может достигать

35 мин. Продолжительность утренней зарядки в этом возрасте –15 –20 мин.

5–-летние дети находятся в преддверии всплеска интенсивного разви-

тия координационных способностей, который произойдет у них на следую-

щий год. Подготовка к этому очень ответственному моменту в развитии мо-

торики человека составляет основу целевой программы физического воспита-

ния детей 6 лет.

В этот период продолжается активное развитие двигательных способно-

стей: силы, быстроты, ловкости, гибкости –и совершенствование ранее осво-

енных видов движений. Все большее место в тренировке начинают занимать

движения, выполнение которых связано с включением в активную работу

больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. При выполнении детьми

силовых упражнений важно не допускать перенапряжений. Не следует

предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний.

Масса метаемых снарядов не должна превышать 100 –150 г.

В упражнениях на быстроту большее внимание нужно уделить частоте

движений, в упражнениях на гибкость –амплитуде движений, в упражнениях

на ловкость –быстроте реакции.

В программу занятий 6-летнего ребенка можно включать некоторые уп-

ражнения на выносливость: относительно длительные прогулки, пробежки

трусцой по 5 –7 мин. Воспитанию выносливости послужит и увеличение об-

щей продолжительности занятий до 35 мин.

Главные целевые установки в процессе физического воспитания детей

7-го года жизни мало чем отличаются от основной направленности физиче-

ской тренировки предыдущего возрастного периода.

В детских дошкольных учреждениях во всех возрастных группах необ-

ходимо обеспечить музыкальное сопровождение физкультурных занятий.

Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения с

большим напряжением.

Тренировки в этот период могут с успехом осуществляться в игровой и

соревновательной форме. В домашних условиях можно устраивать соревно-

вания ребятишек, живущих в одном доме, ≪матчевые≫ встречи между квар-

тирами, подъездами, привлекая к ним и родителей. Дети и взрослые могут со-

ревноваться по принципу гандикапа: например, взрослый будет метать значи-

тельно более тяжелый груз или давать ребенку фору в забеге. Полезны и дру-

гие формы состязаний детей и взрослых, например игры с мячом, эстафеты и

т. п. В условиях детского дошкольного учреждения можно организовать со-

стязания, эстафеты, игры с мячом между ранее скомплектованными не-

большими командами детей одного возраста.

Из группы методов строго регламентированного упражнения при освое-

нии новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания.

Расчлененный метод дает худшие результаты, т.к. при расчленении движения

ребенок теряет его общий смысл, а следовательно, и интерес к нему, т.к. он

хочет сразу видеть результат своего действия.

К он тр ол ьн ыек ач ес тв ен ны е п ок аз ат ел и у ро вн я ф из ич ес ко й к ул ьт ур ы

р еб ен кад ош ко ль но гов оз ра ст а (В.К. Бальсевич, 2000).

1. Знание основных правил гигиены, проведения утренней зарядки, за-

каливающих процедур и соблюдение распорядка дня.

2. Владение элементарными двигательными умениями и навыками

игры (поддержание правильной осанки, ходьба, бег, прыжки, метание, лаза-

ние, плавание, броски и передачи мяча, бег на коньках, передвижение на лы-

жах).

3. Выполнение контрольных показателей физической подготовленности

(Табл. 3.2).

4. Умение играть в подвижные и спортивные игры (по упрощенным

правилам).

5. Интерес к оценке уровня своей физической подготовленности.

6. Интерес к событиям спортивной жизни семьи, спортивного клуба ро-

дителей, достижениям выдающихся спортсменов.

Формы проведения занятий

Занятия физическими упражнениями в дошкольных образовательных

учреждениях с детьми в возрасте от двух до семи лет имеют разнообразные

формы.

Физкультурные занятия – основная форма учебно-воспитательной ра-

боты. Цель занятий – обучение новым движениям, закрепление ранее освоен-

ных действий, развитие двигательных способностей. Они проводятся 3 раза в

неделю по 20 – 25 мин в младших и средней группах и по 30 – 35 мин в под-

готовительной группе.

Утренняя гимнастика – одно из важнейших оздоровительных меропри-

ятий режима в детском саду. Она направлена на активизацию деятельности

организма и повышение его работоспособности. Ежедневные выполнения

упражнений положительно сказываются на формировании правильной

осанки, вырабатывают настойчивость и дисциплинированность, воспитывают

интерес к физическим упражнениям, вызывают эмоциональный подъем. Для

детей младших групп ее длительность составляет 5 – 10 мин, в подготови-

тельной группе – 12 – 15 мин. Она состоит из трех частей: вводной (различ-

ные виды ходьбы, бег от 30 с до 1,5 мин), основной (комплекс обще развива-

ющих упражнений на развитие основных групп мышц) и заключительной

(спокойная ходьба или игры небольшой подвижности).

Физкультминутка применяется на занятиях по развитию речи, матема-

тических представлений и пр., где требуется сосредоточенность внимания,

активная умственная работоспособность. Она используется с целю предупре-

ждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и

включает 2 – 3 упражнения продолжительностью 2 – 3 мин.

Подвижные игры проводятся на прогулке ежедневно. Они увеличивают

двигательную активность, повышают эмоциональный тонус, воспитывают

нравственно-волевые качества. В течение года дети знакомятся с 22 – 25 по-

движными играми.

Физкультурный досуг проводится 1 –2 раза в месяц по 20 – 30 мин в

младших группах и 45 – 50 мин в старшей и подготовительной группах. До-

суг является формой активного отдыха детей. В отличие от физкультурных

занятий здесь предусмотрена более свободная деятельность, используются

игры, занимательные задания, веселые эстафеты.

Физкультурные праздники проводятся не менее двух раз в год в средней

и подготовительной группах. Они рассматриваются как смотр, итог достиже-

ний детей. Дети заранее готовятся к праздникам, разучивают упражнения,

игры, танцы, которые демонстрируют на празднике, состязаются в быстроте,

ловкости, силе. Длительность праздников – 1 – 1,5 ч.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в

разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечер-

ней прогулках, в часы игр после дневного сна. Она проводится под наблюде-

нием и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной

деятельности и формирование привычки к регулярным самостоятельным за-

нятиям физическими упражнениями. Ее характер и продолжительность зави-

сят от индивидуальных особенностей и потребностей детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.119 с.)