Техника физического упражнения и педагогические критерии оценки ее эффективности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника физического упражнения и педагогические критерии оценки ее эффективности.



Техника физического упражнения и педагогические критерии оценки ее эффективности.

Техника физического упражнения – это способ решения двигатель-

ной задачи.

Стандартная техникаэто научно обоснованный, наиболее рацио-

нальный способ решения двигательной задачи.

Основа техникиэто совокупность относительно неизменных и до-

статочных для решения двигательной задачи движений.

Основное (ведущее) звено техникиэто наиболее важная и решаю-

щая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.

Детали техникиэто второстепенные особенности движения, не на-

рушающие его основного механизма (основы техники).

Под педагогиче-

скими критериями эффективности техники понимаются; признаки, на основа-

нии которых учитель может определить (оценить) меру соответствия наблю-

даемого им способа исполнения двигательного действия с объективно необ-

ходимым.

1-й критерийрезультативность физического упражнения (в том

числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать,

что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности

физического упражнения в целом. Однако в действительности результатив-

ность упражнения зависит от многих причин, и установить среди них значи-

мость технической подготовленности бывает очень трудно.

2-й критерийпараметры стандартной техники. Сущность его со-

стоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с пара-

метрами стандартной техники. Но для этого предварительно следует опреде-

лить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности

обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стан-

дартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффектив-

ность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание

прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими.

3-й критерийразница между реальным результатом и возможным.

Для использования критерия необходимо:

1) определить наилучший результат, который показывает ученик в изу-

чаемом двигательном действии;

2) знать, от уровня развития каких двигательных способностей зависит

прежде всего результативность в данном действии;

3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно

этих способностей;

4) высчитать возможный результат при данном развитии способностей;

5) определить разницу между реальным результатом ученика

и возможным.

Физическая нагрузка, характеристика её внутренней и внешней стороны. Способы дозирования величины физической нагрузки.

Физическая нагрузка – это величина воздействия физических упраж-

нений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно по-

коя, уровнем функционирования организма.

Различают внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя ха-

рактеризуется морфо-функциональными изменениями в организме под воз-

действием нагрузки. Внешняя – определяется количественной характеристи-

кой выполняемой работы (интенсивность и объем).

Методические принципы физического воспитания, их суть и назначение.

Двигательное умение и двигательный навык как уровни овладения техникой двигательного действия.

Двигательное умение – это такая степень владения двигательным дей-

ствием, при котором управление движениями происходит при активной роли

мышления.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе

следующих предпосылок: необходимого объема знаний о технике действия;

наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовлен-

ности, при творческом мышлении в процессе управления движениями.

Характерными признаками двигательного умения являются:

– Управление движениями происходит неавтоматизировано.

– Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

– Невысокая быстрота выполнения действия.

– Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утом-

ления.

– Неустойчивостью к действию сбивающих факторов.

– Нестабильность результатов действия.

Двигательный навык — это такая степень владения двигательным дей-

ствием, при которой управление движениями происходит автоматизировано

(т.е. при минимальном контроле со стороны сознания).

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от уме-

ния до уровня навыка зависят от:

1) двигательной одаренности (комплекс способностей к нескольким ви-

дам деятельности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двига-

тельный опыт, тем быстрее образуются новые движения);

2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрос-

лые);

3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее

техника движения, тем длительнее процесс обучения);

4) профессионального мастерства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

Педагогические и психофизиологические особенности обучения двигательным действиям.

Овладение двигательным действием осу-

ществляется в следующей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяю-

щих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее

поведение.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания

формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушива-

ния сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом

действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по

каждой ООТ. Эти представления должны включать:

– зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе

опосредованного или непосредственного наблюдения;

– логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом

при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

– двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже

имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые

у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполне-

нию двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой

ООТ сформированы необходимые знания и представления.

Психофизиологические особенности. При формировании двигатель-

ного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три

фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов дви-

жения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процес-

сов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих

мышц.

Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улуч-

шением координации, устранением излишних движений. После неоднократ-

ных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно лока-

лизуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняе-

мое движение, а соседние центры как бы ≪выключаются≫. Здесь уже можно

говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью коор-

динации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере прояв-

ляются все признаки двигательного навыка.

Гармоническое развитие всех мышечных групп двигательного аппарата

человека.

2. Приобретение и совершенствование способности проявлять силу во

всех трех режимах работы мышц в статическом, преодолевающем и

Уступающем.

3. Овладение основами техники выполнения разнообразных си-

ловых упражнений (подъем тяжестей, их удержание и переноска), позволя-

ющей человеку рационально и эффективно проявлять свою силу в тех или

иных жизненных условиях.

Средства развития силовых способностей. Основным специфическим

средством развития силы являются силовые упражнения. Все они в за-

висимости от вида отягощения делятся на три группы:

– упражнения с внешними отягощениями;

– упражнения, отягощенные весом собственного тела;

– упражнения в самосопротивлении, представленные акцентированным

волевым напряжением мышц-антагонистов, обычно в статическом режиме.

По признаку режима работы мышц силовые упражнения можно

классифицировать на статические, преодолевающие и уступающие.

Неурочные формы занятий

Физическое воспитание в значительной мере осуществляется в форме

неурочных занятий. Так, широко распространенными являются: утренняя

гимнастика, гимнастика до занятий в школе, физкультурные паузы и ми-

нутки, развлечения, игры, туристские походы, соревнования и др. Эти заня-

тия могут быть эпизодическими (например, походы, спортивные раз-

влечения, соревнования) и систематическими (утренняя и вводная гимнас-

тика, физкультурные минутки и паузы, прогулки и др.).

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач фи-

зического воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают

вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные

потребности определенных контингентов населения (например, утренняя

гимнастика, терренкур, оздоровительный бег для лиц зрелого и пожилого воз-

раста)

Неурочные формы занятий являются весьма вариативными, а потому и

более доступными для широких масс населения. Их могут использовать от-

дельные лица в виде индивидуальных самостоятельных занятий физическими

упражнениями, а также группы различной численности.

Чаще всего неурочные формы характеризуются относительно ограни-

ченным содержанием и упрощенной структурой (оздоровительный бег, ги-

гиеническая гимнастика, физкультминутки и т. п.), но требуют проявления

личной инициативы и самостоятельности.

Основная цель таких занятий — активный отдых, восстановление и ук-

репление здоровья, сохранение или повышение работоспособности, развитие

двигательных способностей, совершенствование в спортивных движениях.

Занятия неурочного типа чаще всего относятся к сфере оздоровитель-

ной физической культуры.

В группе неурочных форм, проводимых как специалистами, так и сами-

ми занимающимися можно выделить три блока занятий:

1) Малые формы. К ним относятся: утренняя гимнастика, вводная гим-

настика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза. Эти формы использу-

ются для оперативного (текущего) управления физическим состоянием и, как

правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера в силу их

кратковременности.

Типичными признаками малых форм являются:

• узкая направленность деятельности;

• сравнительно непродолжительное время, затрачиваемое на занятия;

• практически невыраженная структура;

• невысокий уровень физических нагрузок.

2) Крупные формы включают в себя занятия, связанные с решением

задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреаци-

онного характера. К ним можно отнести любое самостоятельное тренировоч-

ное занятие, занятие атлетизмом, аэробикой, шейпингом, ушу, бег, ходьбу на

лыжах, турпоходы, массовые игры и т.п.;

3) Соревновательные формы образуются системой официальных и

неофициальных соревнований типа прикидок, отборочных соревнований,

первенств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий,

т.е. теми формами физкультурно-спортивной деятельности, где определяется

в соревновательной борьбе победитель, место, физическая или техническая

подготовленность, сдается требуемый зачет или норматив.

Планирование в физическом воспитании. Требования, методическая последовательность.

Планирование физического воспитания – это предварительная разра-

ботка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и за-

дач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспита-

тельного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды: перспектив-

ное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование – это планирование на длительный срок,

обычно на несколько лет. В образовательных учреждениях на год.

Текущее (этапное) планирование охватывает периоды средней продол-

жительности (месяц, четверть, семестр, мезоцикл).

Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на бли-

жайшее время (микроциклы и отдельные занятия).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональных

знаний и практического опыта, всегда предполагает творческий подход, так

как оно не определяется жесткими рамками методических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании. 1. Целевая

направленность педагогического процесса. Содержание педагогического про-

цесса (средства, методы и формы организации), должно обеспечивать дости-

жение поставленной цели.

Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю (тре-

неру) необходимо трезво оценить возможности для ее достижения (возмож-

ности занимающихся, затраты учебного времени, наличие материально-тех-

нической базы и пр.).

Основой для разработки целевых установок служат программно-норма-

тивные положения системы физического воспитания (разрядные нормы и тре-

бования спортивной классификации, требования государственных программ

по физическому воспитанию для различных контингентов населения). С уста-

новлением цели создается конкретная перспектива в педагогической работе.

Цель конкретизируют целой системой соподчиненных (частных, проме-

жуточных) педагогических задач с определением последовательности и сро-

ком их реализации. Все предусматриваемые планом задачи следует формули-

ровать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контро-

лю. Поэтому их конкретизируют по возможности в количественных показате-

лях (учебных нормативах, тестовых результатах), позволяющих применять

математико-статистические методы оценки достижений (полученных ре-

зультатов).

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса. В

плане рекомендуется предусматривать образовательные, оздоровительные и

общевоспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, мето-

ды и формы организации занятий.

3. Учет закономерностей физического воспитания. В планировании

процесса физического воспитания надо также учитывать объективные законо-

мерности физического воспитания (закономерности формирования двигатель-

ных умений и навыков, развития двигательных способностей и усвоения зна-

ний).

4. Конкретность планирования. Требование состоит в строгом соответ-

ствии намечаемых задач, средств и методов физического воспитания подго-

товленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база,

климатические условия и пр.).

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который со-

ставляется план. Чем меньше срок, на который составляется план, тем он в

большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным)

планом является план-конспект одного урока (занятия).

Методическая последовательность планирования. При разработке

любого плана рекомендуется придерживаться следующей после-

довательности основных операций.

1. Собираются исходные сведения о контингенте занимающихся, для

которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической

и спортивно-технической подготовленности и др.).

Необходимые предварительные сведения преподаватель получает по-

средством собеседования, анкетирования, контрольных испытаний (тестиро-

вания), использования данных врачебно-физкультурного обследования.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспита-

тельного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся

и конкретным условиям ведения занятий.

3. Устанавливаются нормативы и требования, которые рекомендуется

выполнить занимающимся на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного време-

ни на прохождение, разработку теоретического и практического содержания

программы.

5. Устанавливается рациональная последовательность прохождения

учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам,

отдельным занятиям и уточняются намечаемые нагрузки по объему и интен-

сивности.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана. Под-

бираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогиче-

ских задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному

либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласу-

ются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осу-

ществляется по системе от обобщенного к более детальному.

Школьного возраста

Содержание и методические основы занятий

Физическими упражнениями

Средства. В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами,

обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное

долголетие, являются физические упражнения, природные и гигиенические

факторы.

Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и

старшего возраста служат физические упражнения, которые не только

способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на доста-

точно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влия-

ние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой систе-

мы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отда-

вать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно не-

высокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.

К числу основных средств сохранения и восстановления функций опор-

но-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся гигиени-

ческая, основная и лечебная гимнастика. Специальные комплексы гимнасти-

ческих упражнений (без предметов, с предметами, специальными устройства-

ми, на снарядах и др.) и разработанные на их основе методики для людей это-

го возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышеч-

ные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункциональные изменения

в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых способностей

и гибкости, поддерживать нормальную осанку.

В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на

функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем

возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интен-

сивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэроб-

ные упражнения циклического характера. Эффективными являются такие

циклические упражнения, которые выполняются не менее 10 мин с интенсив-

ностью, приводящей к легкому утомлению.

Применяются также такие игры, как городки, бадминтон, теннис и др.

В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная

гимнастика, которая имеет три основных назначения.

1. Улучшить дыхание во время выполнения физических упражнений:

провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолжен-

ность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе.

2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком

уровне его работоспособность.

3. Выработать умение дышать правильно, оказывая тем самым постоян-

ное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный

тракт, печень и др.).

В пожилом возрасте нередко продолжают заниматься избранным видом

спорта (например, спортсмены-ветераны) и участвовать в соревнованиях раз-

личного уровня (первенство города, страны, мира) среди ветеранов в своей

возрастной группе.

Формы организации занятий. Физическое воспитание людей пожило-

го и старшего возраста проводится на самодеятельных началах и осуще-

ствляется при различных формах организации занятий: коллективные (заня-

тия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах люби-

телей бега и др.); туристские походы; самостоятельные (индивидуальные) за-

нятия.

Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки

проводятся 2 – 3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов

преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с уче-

том возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности за-

нимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не рекомен-

дуется превышать 45 мин, с течением времени продолжительность занятий

увеличивается до 60 – 75 мин. Такая продолжительность обусловлена замед-

ленной врабатываемостью и приспосабливаемостью стареющего организма к

физическим нагрузкам.

В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физически-

ми упражнениями входят: утренняя гигиеническая гимнастика; аэробные

упражнения циклического характера умеренной интенсивности, при которых

не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная

ходьба, оздоровительный бег, оздоровительное плавание, ходьба на лыжах и

т.д.); различные игры по упрощенным правилам; спортивные упражнения, но

с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований и др.

Человеку, самостоятельно занимающийся физическими упражнениями

с целью укрепления и сохранения здоровья, необходимо знать правила орга-

низации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей,

их функциональное назначение. Он должен уметь подобрать с помощью ме-

тодической литературы или опираясь на опыт прошлых занятий в школе, в

вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной трениров-

ки и их правильную дозировку.

Самостоятельно занимающимся нужно знать правила и понимать сущ-

ность физической тренировки, основные механизмы получения тренировоч-

ного эффекта.

Методические основы занятий. Для большинства занятий в группах

здоровья и секциях общей физической подготовки характерно комплексное

применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают

больший эффект в улучшении физической подготовленности и для занимаю-

щихся менее утомительны, чем предметные занятия. Занятия проводятся

круглогодично. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенден-

цию к возрастанию.

Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответ-

ствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заключительная части

занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше

занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы врабатывания и

восстановления. По этой же причине после основных упражнений предусмат-

ривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхатель-

ные упражнения и упражнения в расслаблении.

Общая динамика в занятии обычно имеет вид волнообразной кривой с

тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее значительная нагрузка

приходится на середину или на вторую треть основной части занятия

Продолжительность одного занятия колеблется от 35 – 40 до 90 – 120

мин. Для плавного повышения физиологической кривой урока необходимо

начинать с легких упражнений, в которых участвуют мелкие и средние мы-

шечные группы, и постепенно переходить к упражнениям для средних и

крупных мышечных групп. Наиболее трудные упражнения (глубокие присе-

дания, бег, бег с ускорением, прыжки с места и др.) даются в середине и во

второй половине основной части занятия (причем в чередовании с ходьбой, с

успокаивающими упражнениями), когда организм оптимально подготовлен.

В занятие рекомендуется включать от 30 до 50 общеразвивающих

упражнений, чередуемых с ходьбой и бегом. Количество повторений каждого

упражнения зависит от подготовленности занимающихся, возраста, трудно-

сти упражнений, задач урока. В первые месяцы занятий каждое упражнение

повторяется 4 – 6 раз, со временем число повторений увеличивается и к концу

года достигает 8 – 20 раз.

Определяя дозировку нагрузок, надо ориентироваться, прежде всего, на

состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

С увеличением возраста занимающихся общий объем работы поддер-

живается по возможности на достигнутом уровне, а интенсивность постепен-

но снижается.

При проведении занятий с лицами пожилого и старшего возраста необ-

ходимо придерживаться следующих методических правил.

1. Применяемые физические упражнения строго дозируются по количе-

ству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений.

2. Упражнения с силовыми напряжениями (например, упражнения с

гантелями, эластичным резиновым бинтом и т.д.) следует чередовать с упраж-

нениями на расслабление.

3. После каждой группы из 3 – 4 упражнений общеразвивающего харак-

тера необходимо выполнять дыхательные упражнения.

4. Во избежание перегрузки необходимо чередовать упражнения для

верхних конечностей с упражнениями для нижних конечностей или для туло-

вища, упражнения для мышц-сгибателей – с упражнениями для мышц-разги-

бателей.

5. У нетренированных людей в начале занятий физическими упражне-

ниями пульс не рекомендуется повышать более чем на 30 уд./мин по сравне-

нию с частотой пульса в состоянии покоя.

6. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна

превышать 100 – 120 уд./мин.

7. Максимальную частоту сердечных сокращений для людей пожилого

и старшего возраста во время занятий следует определять по формуле

ЧСС = 190 – возраст (лет).

Возрастные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья за-

нимающихся обусловливают необходимость строгого соблюдения методиче-

ских принципов (систематичности, доступности, индивидуализации и др.).

Физические нагрузки разнообразного характера оказывают значитель-

ное влияние на организм занимающихся, существенно изменяя состояние

практически всех его систем. Причем ответные реакции организма на нагруз-

ки весьма индивидуальны, несмотря на выполнение одних и тех же физиче-

ских упражнений в процессе занятия. В этой связи важное значение имеет

самоконтроль за состоянием организма и его реакциями на физические на-

грузки. Применяются субъективные и объективные методы самоконтроля. К

субъективным методам самоконтроля относят: самонаблюдение и оценку об-

щего самочувствия, сна, физической и умственной работоспособности, на-

строения, а также общую оценку состояния опорно-двигательного аппарата и

мышечной системы.

В качестве объективных методов самоконтроля используют наиболее

доступные: наблюдение за частотой сердечных сокращений и артериальным

давлением (с помощью электронного тонометра), измерение массы тела, по-

казателей уровня развития двигательных способностей.

Проверка сдвигов в физической подготовленности осуществляется с по-

мощью контрольных упражнений, разрабатываемых с учетом закономерно-

стей возрастной инволюции двигательных способностей и двигательных на-

выков. Контрольные упражнения выбираются относительно простые и по

преимуществу не связанные с большими функциональными нагрузками об-

щего воздействия. В состав тестов целесообразно включать ряд постоянных

упражнений (не меняющихся из года в год), чтобы иметь возможность судить

о многолетней динамике показателей.

Для оценки эффективности физической подготовки можно рекомендо-

вать контрольные показатели в следующих упражнениях (В. К. Бальсевич,

В.А.Запорожанов, 1987):

· бег 2000 м без учета времени или та же дистанция с учетом времени:

мужчины – 17 мин, женщины – 20 мин;

· бег на лыжах: мужчины – 5 км за 42 мин, женщины – 2 км за 23 мин;

· плавание без учета времени: 50 м (мужчины и женщины);

· пеший поход по пересеченной местности – 12 км.

Оценить физическую подготовленность лиц старше 60 лет можно с по-

мощью 12-минутных тестов в плавании и в беге. Самоконтроль за состоянием

организма надо вести систематически. По времени он осуществляется перед

занятием, непосредственно после него и в последующий период восстановле-

ния. Данные рекомендуется фиксировать в специальном дневнике.

Контрольные качественные показатели уровня физической культуры

человека пожилого возраста (В.К. Бальсевич, 2000):

1. Знание особенностей организации физической активности в пожилом

возрасте.

2. Уверенное владение методиками диагностики своего физического со-

стояния.

3. Знание методов профилактики заболеваний и старения организма

средствами физической активности и закаливания и умение применять их в

повседневной жизни.

4. Сохранение уровня дееспособности и самообслуживания, доста-

точного для нормальной жизнедеятельности.

5. Систематические занятия физическими упражнениями.

6. Оказание помощи в физическом воспитании детей в семье и по месту

жительства.

7. Знание основных событий спортивной жизни района, города, страны

и за рубежом.

2. Структура физической культуры и краткая характеристика ее компонентов Физическая культура – это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей.

В ее структуре можно выделить три компонента:

Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате двигательной активности человека. Причем, которая способствует развитию силы, выносливости.

Ценностный аспект физической культуры,

совокупность материальных (стадионы, залы) и духовных (физичсекие упражнения)

ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования человека.

Результативный аспект физической культуры включает в себя совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования физической культуры в своей жизни.

Структурные компоненты физической культуры:

Образовательная (Базовая) физическая культура обеспечивает базовое физкультурное образование, которое

формирует и развивает новых двигательные навыки и способности для оптимальной жизнедеятельности человека.

Спортивная физическая культура (Спорт) удовлетворяет потребности личности в спортивной деятельности, которая раскрывает способности человека на предельных уровнях.

Рекреационная физическая культура (физическая рекреация) удовлетворяет потребности людей в активном отдыхе.

Реабилитационная физическая культура (двигательная реабилитация) обеспечивает ускоренное лечении травм,

восстановление с помощью физических упражнений.

Адаптивная физическая культура удовлетворяет потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья с помощью физической активности.

Профессионально-прикладная физическая культура обеспечивает

формирование двигательных умений и навыков, способствующих освоению

профессии.

3. Специфические функции физической культуры. Специфическими функциями физической культуры, являются только

те, которые свойственны лишь ей.

Требования к личности учителя (преподавателя) физической культуры.

От преподавателя во многом зависит формирование личности его уче-

ников. Критерии педагогического мастерства складываются из совокупности

деловых и личных качеств преподавателя.

К важным деловым качествам преподавателя физической культуры

(тренера по спорту) относят: понимание гуманных основ воспитания в нашей

стране, знание своего дела, умение обучать движениям и развивать двигатель-

ные способности, умение организовывать коллектив занимающихся и нахо-

дить важный подход к ученикам, умение наблюдать и учитывать результаты

учебно-воспитательного процесса, уметь воспитывать своим предметом, быть

культурным.

К основным личным качествам преподавателя (тренера), относятся:

творческая активность, гибкость ума, трудолюбие, честность, бескорыстие,

принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, культура.

Тренеры, учителя физической культуры, как правило, привлекают вни-

мание учащихся своим внешним видом: стройностью, подтянутостью, изящ-

ными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью,

большим мастерством в выполнении упражнений, смелостью, мужеством,

высокими волевыми качествами.

Учебные занятия, спортивные тренировки и соревнования предполага-

ют непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это

способствует возникновению взаимопонимания между ними, уважительного

отношения учащихся к учителю. Учащиеся, постоянно чувствуя помощь, под-

держку и руководящую, направляющую роль учителя, проникаются к нему

доверием и уважением.

Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер.

Это означает, что в его профессиональной деятельности мало стандартных,

консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуа-

циях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в со-

ответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он дол-

жен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности

своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностями. Как ди-

рижеру огромного оркестра, специалисту по физической культуре одновре-

менно руководя всеми необходимо в то же время видеть и ежеминутно, сооб-

разно с обстановкой, руководить обучением, воспитанием, образованием, на-

строением, вниманием, мотивами, поступками, поведением каждого занима-

ющегося. Творческий характер его труда заключается в том, что он может

быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь прини-

мать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргумен-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.281 с.)