Методические принципы физического воспитания, их суть и назначение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические принципы физического воспитания, их суть и назначение.



Принцип сознательности и активности

Прежде всего, уточним представление о терминах ≪сознательность≫ и

≪активность≫, поскольку именно они выражают сущность данного принципа.

Сознательность представляет собой категорию, отражающую способ-

ность человека правильно разбираться в объективных законах, понимать их и

в соответствии с ними осуществлять свою деятельность, т.е. действовать не

произвольно и хаотично, а так как это наиболее целесообразно с точки зрения

современных представлений. Поэтому сознательность основана, прежде

всего, на познании этих законов, на понимании их значения, а отсюда, как

следствие, на предвидении результатов своей деятельности, постановке и ре-

шении реальных задач.

Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятель-

ности, степень его включения в работу. Активность обучаемого является

главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процес-

су. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоя-

тельность и творчество.

Принцип получил двойное название в связи с тем, что сознательность и

активность только в неразрывном единстве в состоянии принести реальную

пользу. Порознь они оказываются либо бесполезными, либо даже вредными

(проявляя высокую активность, глупый человек может принести больше вре-

да). Поэтому принцип ≪работает≫ только при соблюдении оптимальной меры

проявления обеих его составляющих.

Назначение принципа сознательности и активности в физическом

воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко

осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультур-

но-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной ак-

тивности.

Принцип наглядности предполагает широкое использование в процес-

се обучения и воспитания зрительных ощущений, восприятий, образов, а

также всех других органов чувств, благодаря которым достигается непо-

средственный контакт с действительностью.

Конкретное назначение принципа наглядности в физическом воспита-

нии заключается в следующем:

1. Создание зрительного и двигательного представления изучаемых

двигательных действий, комбинаций и тактических приемов.

2. Содействие разностороннему глубокому пониманию сущности физ-

культурно-спортивной деятельности и связанных с нею нравственных и эсте-

тических образцов поведения.

3. Облегчение и ускорение процесса обучения движениям. Ус-

тановлено, что чем шире у занимающегося чувственный образ и богаче его

впечатления, тем быстрее и легче формируется на этой базе полноценная ори-

ентировочная основа действия.

4. Создание достаточного запаса чувственных, зрительных, кинестези-

ческих впечатлений и ощущений у занимающихся в качестве своеобразного

≪строительного материала≫ для анализа и обобщения своей физкультурно-

спортивной деятельности.

Доступность и индивидуализация обучения выражается в дифферен-

циации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм ор-

ганизации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями

занимающихся.

Следовательно, основное назначение принципа доступности и индивиду-

ализации состоит в том, чтобы, во первых, обеспечить для каждого зани-

мающегося наиболее оптимальные условия для развития двигательных

способностей, формирования двигательных умений и навыков, совершен-

ствования физической работоспособности. Во-вторых, исключить негатив-

ные, вредные последствия для; организма человека чрезмерных, непосильных

тренировочных нагрузок, требований, заданий.

Принцип систематичности можно сформулировать следующим об-

разом – физическое воспитание надо осуществлять регулярно, при опти-

мальном чередовании допустимых нагрузок с необходимым отдыхом.

Принцип прогрессирования (динамичности). Он выражает

тенденцию постепенного, но неуклонного повышения требований к занимаю-

щимся. Если не увеличивать требований, то дальнейшее совершенствование

физических способностей человека не произойдет.

В связи с этим основным назначением принципа динамичности являет-

ся, во-первых, обеспечение прочности приобретаемых умений и навыков, а

также адаптационных перестроек, лежащих в основе развития двигатель-

ных способностей и повышения физической работоспособности. Во-вторых,

создание условий их прогрессивного совершенствования и тем самым расши-

рение функциональных возможностей организма занимающихся.

I – линейно-восходящая;

II – ступенчато-восходящая;

III – волнообразно-восходящая.

Суть прямолинейно восходящей формы повышения нагрузок состоит в

том, что на каждом занятии (или через несколько занятий) на строго опреде-

ленную величину нагрузка увеличивается.

Смысл ступенчатой формы повышения нагрузок заключается в следу-

ющем. На протяжении определенного периода (к примеру, в течение двух не-

дель) на каждом занятии выполняется относительно стабильная нагрузка.

Волнообразная динамика нагрузок характеризуется сочетанием посте-

пенного повышения нагрузок с заметным их нарастанием и последующим не-

которым снижением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.01 с.)