Правовое регулирование в области качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование в области качества



 

Формирование национального законодательства в РФ в области качества обусловило необходимость создания правовых основ защиты интересов потребителя и государства средствами стандартизации, метрологии и сертификации. Эту правовую базу составляют три федеральные законы РФ, принятые в 1992–2003 гг.

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г., переиздан с некоторыми изменениями в 1996 г.). Этот закон требует от продавца (изготовителя), чтобы товар был безопасным и соответствовал обязательным требованиям стандартов и условиям договора. При продаже товара с недостатками потребитель вправе требовать от продавца либо безвозмездного устранения недостатков, либо замены на аналогичный товар. Продавец обязан удовлетворить требование потребителя в случае, если продавец не докажет, что недостатки в товаре возникли по вине покупателя.

В соответствии с этим законом товары (работы, услуги), на которые законами или стандартами установлены требования по безопасности для населения и окружающей среды, подлежат обязательной сертификации. Данное положение относится и к таким объектам, как средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя. Перечни таких объектов, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ.

Этот закон, кроме общих положений, включает разделы:

· защита прав потребителей при продаже товаров потребителям;

· защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг);

· государственная и общественная защита прав потребителей.

Пользуясь этим законом, можно отстаивать свои права на получение качественного товара и возмещение убытков, в том числе в судебном порядке.

Качество товара определяется, как это установлено в законе, условиями договора между продавцом (исполнителем) и потребителем. Однако в случае наличия в стандарте обязательных требований к качеству продукции продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. Изготовитель обеспечивает безопасность продукции в течение установленного срока службы или срока годности. В случае, когда этот срок им не установлен, то его обязательства по обеспечению безопасности товара составят 10 лет, как это предусмотрено законом.

2. Закон РФ «О техническом регулировании» (2002 г.).

Деятельность по установлению требований к продукции и услугам, процессам их создания и реализации, а также по контролю за соблюдением требований базируется на системах стандартизации и контроля.

Изменение внешних по отношению к стандартизации условий влечет за собой и изменение системы стандартизации. Внешние условия – это экономика страны, которая в начале девяностых годов прошлого века начала переход к рыночному типу, что потребовало адекватных изменений и в системе стандартизации страны, что подтверждено в основополагающем законе «О стандартизации», принятом в июне 1993 г.

Основным элементом в системе контроля выполнения требований в течение длительного времени были отделы технического контроля (ОТК), главной задачей которых являлось предотвращение выпуска и поставки предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий. утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров или некомплектной продукции [84].

Кроме ОТК контроль результатов деятельности предприятий по качеству продукции в некоторых ведомствах осуществлялся ведомственными комиссиями и специальными органами вневедомственного контроля.

В этой деятельности в условиях государственного управления экономикой участвовали две стороны – государство в лице предприятий, выпускающей продукцию и оказывающих услуги, вместе со своими контролирующими органами и потребители продукции и услуг.

В условиях рыночной экономики, когда продукцию и услуги предоставляют предприятия различных форм собственности, появилась необходимость в третьей стороне, не зависящей ни от производителя, ни от потребителя. В этих условиях наиболее эффективным способом гарантии качества продукции и услуг, соответствия их установленным требованиям, является сертификация.

Основным документом законодательства страны в области сертификации в течение 10 лет являлся закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг». В соответствии с этим законом задача третьей стороны, представленной органами по сертификации, состояла в оценке соответствия продукции и услуг установленным требованиям.

В результате реализации законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» за прошедшие со времени их принятия годы произошли значительные изменения в методике и практике работ по регулированию вопросов обеспечения и контроля качества продукции и услуг, обусловленные изменениями в экономике страны в связи с переходом на рыночные условия.

Это обусловило необходимость принятия Федерального закона «О техническом регулировании» (от 27.12.2002 № 184-ФЗ, в настоящее время действует редакция ФЗ от 09.05.2005 №45-ФЗ), адекватно отразившего эти изменившиеся условия. В соответствии с этим Федеральным законом требования к объектам делятся на обязательные, предъявляемые к продукции, а также к процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, т.е. к процессам на всех стадиях жизненного цикла продукции, и выполняемые на добровольной основе, предъявляемые к продукции и процессам на всех стадиях ее жизненного цикла, работам и услугам. Эти требования проходят стадии их разработки, принятия, применении и исполнения, которые должны контролироваться, т.е. должна осуществляться оценка соответствия.

Этот закон регулирует отношения трех сторон: 1) изготовитель продукции, исполнитель работ и услуг, продавец, т.е. сторона, заинтересованная в реализации результата деятельности и заявляющая о необходимости проведения оценки соответствия (заявитель); 2) лицо, приобретающее продукцию, получающее результат работы или услуги (приобретатель); 3) лицо, дающее объективную оценку соответствия продукции, работы, услуги предъявляемым требованиям (орган по сертификации).

Таким образом, закон регулирует отношения заявителя, приобретателя и органа по сертификации при исполнении обязательных и на добровольной основе требований к продукции и процессам на всех стадиях ее жизненного цикла, добровольных требований к работам и услугам и при оценке соответствия [5,84].

Этот закон не распространяется на требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности. Эти требования и вопросы оценки соответствия в области связи регулируются Федеральным законом РФ «О связи» от 16.02.1995 № 15-ФЗ.

Действие закона «О техническом регулировании не распространяется также на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и ее проспектов.

4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» (1993 г.). В этом законе установлены отношения органов государственного управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерений.

Многие показатели качества имеют вид конкретных количественных характеристик.

Вследствие этого важное значение придается единству и точности измерений этих характеристик, когда результаты измерений выражены в узаконенных единицах и погрешности измерений не выходят за установленные границы. Этот закон устанавливает порядок, обеспечивающий единство и точность измерений на территории страны и направлен на защиту прав граждан от недостоверных результатов измерений.

Госстандарт РФ утверждает НД по обеспечению единства измерений, осуществляет государственный метрологический контроль и надзор, следит за порядком поверки и калибровки средств измерений.

Таким образом, правовое пространство, включающее указанные три Федеральные законы, образует организационно-технический механизм, который дает государству возможность управлять экономикой и создает инструмент регулирования технических барьеров во внешнеэкономической деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.008 с.)