Оценка качества на этапе проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка качества на этапе проектирования



 

Анализ любого проекта состоит из нескольких этапов и включает ряд разделов, которые могут различаться в зависимости от принципа классификации. Например, по времени проведения проектный анализ можно разделить на такие группы:

· предварительный;

· текущий;

· последующий.

Предварительный анализ является самым ответственным этапом. Выявленные и исправленные на данном этапе ошибки не несут существенного вреда предприятию, так как финансовый ущерб ограничен суммой средств, затраченных на разработку изделия, технологий, исследование рынка сбыта.

Текущий анализ осуществляется в процессе изготовления новой продукции. К этому этапу предприятие затрачивает на новый проект значительно больше средств, чем до его запуска в производство. Затраты включают в себя, кроме перечисленных, расходы на оснастку, закупку необходимых основных фондов (оборудования, инвентаря, инструментов), материальных ресурсов, оплату труда.

Последующий анализ проводится, как правило, по истечении отчетного периода (квартала, года). На этом этапе подводится итог деятельности за отчетный период. Выявляются причины как негативных (низкого качества), так и позитивных (соответствие НД, мировому уровню) результатов, принимаются меры для устранения отрицательных факторов и использования положительных факторов для повышения качества продукции и снижения затрат. Обнаруженная на данном этапе некачественная продукция наносит изготовителю наибольший ущерб. Он складывается из величины производственной себестоимости, коммерческих расходов, затрат на гарантийный ремонт, оплату штрафов и неустоек, если последние предусмотрены договором поставки. Реальный ущерб больше материального вследствие действия морального фактора, наносящего производителю большой вред. В перспективе же длительное производство низкокачественного изделия приведет к падению спроса на продукцию фирмы.

Проектный анализ качества продукции может характеризовать различные стороны объекта. В зависимости от этого анализ бывает следующих видов:

· коммерческий;

· технический;

· организационный;

· социальный;

· экологический;

· экономический.

Такие виды анализа должны обязательно присутствовать при анализе качества новой продукции. Они позволяют увидеть ее с различных сторон и позиций:

· с точки зрения возможности сбыта и потребности в нем рынка;

· с позиции его технических преимуществ и выгоды по сравнению с аналогами или его технической новизны;

· с точки зрения возможности его организационного осуществления;

· с позиции его социальной значимости для данного предприятия, потребителя, региона, отрасли;

· со стороны экологических последствий осуществления данного проекта для региона, в котором располагается предприятие-изготовитель;

· с точки зрения его экономической выгоды для производителя и потребителя.

Подобный анализ проводится с помощью количественных и качественных, формальных и неформальных методов, свойственных каждому конкретному виду. В организационном, социальном и экологическом видах широко используется качественный подход и неформальные методы. Коммерческий и технический типы анализа базируются на сочетании качественного и количественного подходов. При экономическом анализе применяются как количественные, так и качественные подходы.

Кратко рассмотрим подходы к различным видам анализа.

При коммерческом анализе необходимо получить оценку потребителей на предлагаемую рынку продукцию. Решаемые при этом задачи можно свести к следующим:

· маркетинг;

· источники и условия ресурсного обеспечения;

· условия сбыта;

· возможность обратной связи с потребителем продукции.

Для управления качеством продукции особенно важно решение последней задачи. Например, отсутствие спроса на новую продукцию может обусловлено не ее качеством, а характером упаковки, ценой товара. Выяснив причину в процессе оперативного коммерческого анализа путем опроса или анкетирования потребителей, можно быстро ее устранить: изменить упаковку, найти пути снижения затрат и цены.

При техническом анализе проекта необходимо выяснить:

· технико-технологические альтернативы;

· варианты местоположения производства;

· сроки реализации проекта и его фаз;

· доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и иных потребляемых ресурсов;

· графики проекта.

Эти вопросы необходимо выяснить на стадии предварительного исследования при разработке как краткого, так и полного технико-экономического обоснования. Изучение технико-технологических альтернатив касается прежде всего сравнения параметров нового и заменяемого им изделия. Такое сравнение можно провести с помощью качественного или количественного подходов в зависимости от наличия информации. В условиях коммерческой тайны качественный подход является доминирующим. Однако это не исключает возможности применения параметрических подходов, аналогичных тем, которые применяются в ценообразовании и при оценке конкурентоспособности продукции.

Организационный анализ выполняется для оценки внутренних и внешних условий реализации нового проекта. К внутренним относятся условия, зависящие от деятельности самого предприятия, в частности: особенности управления, организационные структуры, планирование, комплектование и обучение персонала, координация деятельности, информационное обеспечение. Внешние условия включают политическую, правовую, общеэкономическую научно-техническую обстановку в обществе и регионе. Основными задачами организационного анализа являются:

1) определение задач и действий участников проекта в конкретной политической и правовой обстановке;

2) оценка управления и организационных структур предприятия с позиции их соответствия задачам проекта;

3) анализ обеспеченности проекта ресурсами и необходимости перестройки этого обеспечения, повышения квалификации персонала;

4) выбор оптимальных управленческих решений при выявлении негативных организационных условий реализации проекта.

Целью социального анализа является определение пригодности проекта для его потребителей. С помощью социального анализа должна быть обеспечена возможность взаимодействия между производителем и пользователем данной продукции в целях продвижения данного товара и расширения его производства в перспективе. Социальный анализ рассматривает четыре основных аспекта:

1) социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом;

2) организация населения в районе действия проекта, наличие рабочей силы;

3) приемлемость проекта для местной культуры (научного потенциала);

4) стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся данным проектом (его результатами).

Социальный анализ выполняется с использованием качественного подхода.

Задачей экологического анализа является выявление потенциального ущерба, наносимого окружающей среде новым проектом на всех его стадиях, а также мер, необходимых для предотвращения этого ущерба. Экологический анализ занимает в настоящее время особое положение вследствие резкого ухудшения общей экологической обстановки.

Экономический анализ является важнейшей составной частью и системы управления качеством, и проектного анализа. В обоих случаях необходимо обосновать целесообразность и эффективность разработки и внедрения в производство продукции, качество которой должно отвечать определенным стандартам и удовлетворять потребителя. В процессе экономического анализа определяются источники финансирования нового проекта, затраты на его внедрение и эффективность реализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.006 с.)