Тема 1. Качество как объект управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Качество как объект управления



УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

для студентов факультета

среднего профессионального образования

(специальность 030503 (52) Правоведение)

 

 

Москва


Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Управление качеством для специальности 030503 (52) «Правоведение» среднего профессионального образования. – М.: Российская академия правосудия., - 2008. –__с.

 

ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией по общепрофессиональным дисциплинам ГОУ ВПО «Российская академия правосудия»   Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503 (52) «Правоведение» среднего профессионального образования  
  24 апреля 2008 г. Кафедра финансового права ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» протокол от 05.02.2008 г. № 6.  
  Автор:   Шарандина Наталия Львовна     Преподаватель кафедры финансового права Российской академии правосудия
Рецензент:   Цинделиани Имеда Анатольевич Зам.зав.кафедрой финансового права Российской академии наук Кандидат юридических наук, доцент
     

 

 

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А.

© Российская академия правосудия, 2008

© Шарандина Н.Л., 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0201 ПРАВОВЕДЕНИЕ (повышенный уровень среднего профессионального образования) дисциплина ОПД. 01 «Управление качеством». 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 5

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.. 7

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 8

ПРОГРАММА.. 9

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 16

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 17

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.. 26

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.. 33

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ.. 33

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ.. 34

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ.. 36

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 39

ГЛОССАРИЙ.. 45


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0201 ПРАВОВЕДЕНИЕ (повышенный уровень среднего профессионального образования) дисциплина ОПД. 01 «Управление качеством»

 

Сущность качества и управление им; качество и конкурентоспособность продукции и услуг; основные методы управления качеством, сферы управления методов управления качеством; нормативно-правовая база организации и функционирования систем управления качеством; государственные и международные стандарты и системы качества; современные проблемы управления качеством, роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030503 (52) Правоведение, а также на основании Примерной программы учебной дисциплины «Управление качеством», разработанной Институтом проблем развития среднего профессионального образования (М., 2005) и предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Дисциплина «Управление качеством» - общепрофессиональная дисциплина федерального компонента ГОС СПО по специальности Правоведение повышенного уровня, раскрывающая проблемы качества, методологические основы управления качеством, нормативно-правовое регулирование, стандарты и сертификацию систем обеспечения качества.

Целью дисциплины «Управление качеством» является приобретение студентами знаний в сфере качества и управления качеством, которые могут быть в дальнейшем применены в профессиональной юридической, в том числе, судебной деятельности.

Основная задача курса «Управление качеством» – ознакомить студентов – будущих юристов с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности и отраслях экономики, а также изучить нормативно-правовую базу качества, чтобы уметь грамотно применять соответствующие правовые нормы в дальнейшей юридической деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- сущность и категории качества;

- вопросы технического регулирования в РФ;

- проблемы сертификации и управления качеством;

- нормативно-правовую базу организации и функционирования систем управления качеством;

- государственные и международные стандарты и системы качества;

- роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством;

уметь:

- пользоваться терминологией, используемой при решении вопросов качества;

- определять показатели оценки качества продукции, услуг, процессов;

- использовать зарубежный опыт работы в области качества в практической деятельности;

- применять правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы качества.

Учебным планом ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по специальности 030503 (52) Правоведение предусмотрено изучение дисциплины в объеме 46 часов (в том числе 6 часов – практических занятий).

Освоение дисциплины предполагает осмысление тем на практических занятиях, в процессе которых студенты должны закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки применения правовых норм в юридической деятельности, в том числе при рассмотрении соответствующих категорий дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.


ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента    
Аудиторные занятия, из них:    
Лекции    
Семинарские занятия    
в т.ч. практические занятия    
Самостоятельная работа    
Форма итогового контроля   зачет

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ № п/п Разделы (темы) дисциплины Виды учебных занятий (количество часов)
Лекции Семинары Практические занятия
1. Качество как объект управления       -
2. Сущность качества и управление качеством     -
3. Качество и конкурентоспособность продукции и услуг        
4. Основные методы управления качеством       -
5. Нормативно-правовая база организации и функционирования систем управления качеством        
6. Государственные и международные стандарты и системы качества       -
7. Семейство стандартов ИСО 9000       -
8. Современные проблемы управления качеством и роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством     -  
Всего:      

 


ПРОГРАММА

Тема 1. Качество как объект управления

Студент должен

знать:

- задачи и цели управления качеством;

- основные модели управления качеством.

 

Актуальность проблемы качества продукции, работ и услуг. Качество как важнейший фактор повышения уровня жизни. Основные компоненты качества жизнедеятельности. Техническое и функциональное качество.

Многоаспектность качества. Национальный, политический, технический, социальный, экономический, экологический аспекты качества.

Значение повышения качества. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг.

Понятие управления качеством. Системный подход к управлению качеством.

Эволюция подходов к управлению качеством. Основные модели управления качеством. TQC (Фейгенбаум), CWQC (К. Исикава, семь инструментов качества), QC-circles (методы Тагути) - QFD – ZD («Ноль дефектов») – TQM.

Системы качества в СССР: Саратовская система БИП, Горьковская КАНАРСПИ, Ярославская НОРМ, Львовская СБТ; общесоюзная Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП).

Перестройка государственного управления качеством в Российской Федерации в условиях становления рыночной экономики.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

№ № п/п Тема семинарского (практического) занятия Количество часов
Семинарские занятия Практические занятия
1. Качество как объект управления. Сущность качества и управление качеством       -
2. Качество и конкурентоспособность продукции и услуг     -
3. Оценка качества продукции разных производителей     -  
4. Основные методы управления качеством     -
5. Нормативно-правовая база организации и функционирования систем управления качеством       -
6. Работа с нормативными документами прямого использования, устанавливающими основные положения систем управления качеством.   -  
7. Государственные и международные стандарты и системы качества     -
8. Семейство стандартов ИСО 9000   -
9. Современные проблемы управления качеством и роль маркетинговой деятельности в системе управления качеством   - -
8. Анализ показателей качества продукции -  
ИТОГО:    

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Практическое занятие

Оценить качество продукции разных производителей (по выбору студентов) и обосновать оценку:

1. Бытовой техники;

2. Пищевых продуктов;

3. Одежды и обуви.

4. Услуг по перевозке грузов;

5. Услуг туристических фирм;

 

Рекомендуемая литература

 

Нормативные правовые акты

 

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
(с изм. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г.) // (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, - 1992. - N 15. - Ст. 766; СЗ РФ. – 1996. - N 3. - Ст. 140.

Практическое занятие

Работа с нормативными документами прямого использования, устанавливающими основные положения систем управления качеством.

Практическое занятие

 

Проанализировать показатели качества продукции (по выбору студентов) – объектов строительства, средств транспорта, бытовой техники, продуктов питания, одежды, детских игрушек и т.п. с точки зрения:

- показателей назначения;

- показателей надежности;

- показателей технологичности;

- эргономических показателей;

- эстетических показателей;

- показателей стандартизации;

- экономических показателей;

- показателей безопасности.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

 

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г., 31 марта, 30 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 2000. - № 2. – Ст. 150.

Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 16 марта 2006 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 49. – Ст. 5970.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 10 января, 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3589.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3588.

Основная

 

Аристов О.В. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М. – 2007.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Качество – политическая, нравственная и экономическая категория. Качество является первостепенной целью в условиях рыночной экономики, для достижения которой передовые зарубежные фирмы решают задачу внедрения и активного использования современных методов управления качеством, благодаря чему им удалось добиться лидирующих позиций на различных рынках. К сожалению, российские производители продукции и услуг пока отстают от зарубежных лидеров в области применения современных методов менеджмента качества.

Успешное решение проблем качества в настоящее время напрямую определяет экономическое положение любого государства. Возможности повышения благосостояния нации все в большей степени определяются национальными возможностями в области качества. Дефицит торгового баланса для подавляющего большинства стран является прямым следствием недостаточного внимания к качеству.

Обостряющиеся проблемы сохранения окружающей среды и экономного расходования природных ресурсов, как показывает опыт ведущих государств, еще в большей степени актуализируют задачу повышения качества. Поэтому государство, ставящее в качестве приоритетных задачи улучшения качества, заботится о будущих поколениях своих граждан.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь: повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка.

Повышение качества открывает колоссальные возможности, однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

С развитием конкуренции, резким обострением экологической ситуации, истощением природных ресурсов аспекты качества стали важнейшими как для производителей продукции, так и для потребителей.

В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собствен­ному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.

За понятием «качество» всегда стоит потребитель, выбирающий наиболее приемлемые потребительские свойства товара (продукции и услуг).

Инструментом успешного решения проблемы качества на уровне предприятий является внедрение систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9000. Сертификат, подтверждающий это соответствие, в рыночных условиях является необходимым условием конкурентоспособности производимой продукции (предоставляемых услуг).

Управление качеством является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса, имеющим свои научные основы, методологию, технологии, альтернативные философии.

Центральное место в управлении качеством отводится человеку, что придает особое значение формированию соответствующего мировоззрения, связанного с подходами к управлению качеством. Поэтому ведущие фирмы большое внимание уделяют формированию у своего персонала соответствующего «образа мышления в области качества». Появилось понятие «национальный образ мышления в области качества», проявляющийся, например, на японских и немецких фирмах.

 

Специфика подготовки юристов с углубленной подготовкой по направлению «Судебная деятельность» по программе среднего профессионального образования в Российской академии правосудия определяет необходимость акцентировать внимание на изучении нормативно-правовой базы качества:

- стандартов серии ISO 9000 – ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОСТ Р ИСО 9001-2001«Системы менеджмента качества. Требования»; ГОСТ Р ИСО 9004-2001«Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;

- Федерального закона «О техническом регулировании»,

- Закона РФ «О защите прав потребителей»,

а также судебной практики по данным вопросам.

При изучении дисциплины студенты должны усвоить основные понятия:

- качество;

- управление качеством;

- всеобщий контроль качества;

- всеобщее управление качеством.

Следует четко осознать, что качество – многогранная категория, включающая качество жизнедеятельности и его составляющие, качество продукции и услуг с позиции производителя и потребителя, техническое и функциональное качество. Кроме того, качество - это категория, имеющая национальный, политический, технический, экономический, моральный, экологический аспекты, каждый из которых важен как для потребителей и для производителей, так и для отдельных государств и мировой экономики в целом.

Студенты должны знать, что для оценки качества сформировалось целое научное направление – квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества. Необходимо уметь характеризовать:

- дифференциальные,

- расчетные (применяемые для оценки «жестких параметров», которые могут быть измерены соответствующими приборами, рассчитаны на основе формул и т.п.),

- экспертные (применяемые для оценки «мягких» параметров, например, эстетических),

- комплексные методы оценки качества.

Квалиметрией установлены и применяются показатели качества (продукции, услуг, процессов): единичные, относительные, интегральные, обобщенные.

При оценке качества различных объектов (продукции, услуг, процессов) используются следующие показатели качества:

- показатели назначения,

- показатели надежности,

- показатели технологичности,

- показатели эргономические,

- эстетические показатели,

- показатели стандартизации и унификации,

- патентно-правовые показатели,

- экономические показатели,

- критические показатели.

Студенты должны уметь характеризовать все показатели качества и применять их в практической деятельности: как потребители и как производители (в процессе профессиональной деятельности).

Необходимо уяснить, что системы управления качеством прошли определенный путь развития: от системы У.Тейлора (начало XX в.), заключающейся в контроле качества конечной (готовой) продукции, к осознанию в 20-е гг. XX в. необходимости контроля процессов производства и применения статистических карт для получения качественного продукта; затем – в 50-е гг. XX в. – к непрерывному управлению качеством на всех этапах жизненного цикла продукта, во главу угла которого было поставлено изучение спроса потребителей; через всеобщий контроль качества (TQC) к всеобщему управлению качеством (TQM) в 80-е гг. XX в. и ориентацией не только на потребительский спрос, но и управление этим спросом, формирование запросов потребителей.

Важно уметь характеризовать основные принципы всеобщего управления качеством, его сущность, методы TQM (организационные, социально-психологические, экономические, организационно-технологические). В связи с этим следует подчеркнуть, что всеобщее управление качеством тесно связано с понятиями конкуренции и конкурентоспособности производителей, а также продукции и услуг; практически понятия «качество» и «конкурентоспособность» являются эквивалентными, так же, как «конкуренция» и «управление качеством».

В современных условиях остро встали проблемы гарантирования качества продукции и услуг, предлагаемых потребителям. Особое значение при этом приобрели вопросы безопасности продукции и услуг, производственных процессов, процессов реализации, хранения, перевозки, эксплуатации и утилизации продуктов труда.

Для обеспечения задач гарантирования качества в Российской Федерации принят Федеральный закон «О техническом регулировании» (2002 г.). Изучение данного закона - важнейшая часть изучения дисциплины «Управление качеством». Обязательным для студентов является знание содержание понятия технического регулирования, а также документов, применяемых в системе технического регулирования РФ:

- технических регламентов, требования которых являются обязательными для исполнения на территории РФ (а также их видов);

- стандартов, устанавливающими требования, принимаемые организациями-производителями на добровольной основе (и их видов);

- сертификатов для оценки подтверждения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов или рекомендуемым нормам стандартов.

Необходимым является знание о стандартизации требований к объектам и системам качества и о видах стандартизации. Следует уметь характеризовать виды стандартов применительно к объектам стандартизации и особенностям использования:

- гармонизированный стандарт,

- стандарт а продукцию,

- стандарт на совместимость,

- стандарт на услугу,

- стандарт на систему,

- стандарт технических требований.

Особое значение в настоящее время имеют стандарты, устанавливающие требования к системам управления качеством – международные стандарты серии ISO 9000, а также ISO 14000:

Международный стандарт ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», содержащий концепцию менеджмента качества и терминологию;

Международный стандарт ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования», устанавливающий требования к системам качества и применяемый для целей подготовки к сертификации и аудиту;

Международный стандарт ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», содержащий методические указания по созданию систем менеджмента качества, ориентированных на высокую эффективность деятельности;

Международный стандарт ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и окружающей среды», разработанный в помощь аудиторам, осуществляющим оценку систем качества и определяющий основные правила и процедуры оценки системы качества и окружающей среды.

Системы управления качеством, построенные на принципах перечисленных стандартов, обеспечивает возможность руководителям на всех уровнях улучшить общие характеристики организации.

Несмотря на то, что стандарты имеют рекомендательный характер, их несоблюдение, как правило, резко снижает конкурентоспособность продукции и услуг, ограничивает сферу их реализации или полностью исключает ее.

Наконец, важнейшее понятие, содержание которого необходимо знать студентам, - сертификация (сертификация соответствия) – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированные продукция, процесс, система или услуга соответствуют конкретному стандарту или иному нормативному документу. При положительных итогах сертификации на объект сертификации выдается сертификат соответствия. Студенты должны уметь характеризовать добровольную и обязательную сертификацию, их особенности.

Для того, чтобы глубоко и качественно усвоить материал дисциплины, студенты должны не пропускать занятий, записывать лекции, активно работать в процессе семинарских занятий, скрупулезно изучать нормативные правовые акты, перечисленные в списке рекомендуемой литературы.

 

 


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Эволюция систем качества.

2. Документированные системы качества.

3. Понятие и функции квалиметрии.

4. Методы оценки уровня качества.

5. Модели систем управления качеством. Система У. Тейлора.

6. Модель управления качеством А. Фейгенбаума.

7. Суть концепции контроля и обеспечения качества В. Шухарта.

8. Модели систем управления качеством. Модель Д. Джурана.

9 Модель управления качеством на каждом этапе жизненного цикла продукта Э. Деминга и ее значение.

10. Концепция и принципы всеобщего управления качеством (TQM). Преимущества внедрения TQM.

11. Зарубежные премии качества.

12. Премии качества, присуждаемые в Российской Федерации.

13. Международные стандарты ИСО серии 9000: структура, назначение, особенности, сферы применения.

14. Цели, задачи и принципы технического регулирования в Российской Федерации.

15. Цели, задачи и принципы стандартизации в Российской Федерации.

16. Функции и виды технических регламентов в Российской Федерации.

17. Особенности системы сертификации в Российской Федерации.

18. Понятие и цели добровольной сертификации в Российской Федерации.

19. Понятие и цели обязательной сертификации в Российской Федерации.

20. Значение сертификации объектов на их соответствие безопасности для человека и окружающей среды.

 

 


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Вариант 1.

1. Схема создания качества продукции.

2. Показатели качества жизнедеятельности.

3. Сущность всеобщего управления качеством (TQM).

 

Вариант 2.

1. Понятие и виды конкуренции.

2. Показатели качества продукции. Характеристика показателей стандартизации и унификации, критических показателей.

3. Понятие квалиметрии. Характеристика расчетного, экспертного и комплексного методов квалиметрии.

Вариант 3.

1. Пирамида качества. Характеристика уровней пирамиды качества.

2. Этапы развития систем менеджмента качества: система У.Тейлора, статистический контроль (В.Шухарт).

3. Показатели качества услуги.

Вариант 4.

1. Понятие и составляющие конкурентоспособности товаров.

2. Показатели качества продукции. Характеристика показателей назначения и эргономических показателей.

3. Методы управления качеством: экономические и организационно-технические методы.

Вариант 5.

1. «Петля качества» в системе менеджмента качества.

2. Этапы развития систем менеджмента качества: система Эттингера-Ситтига; модель Д.Джурана; TQM.

3. Принципы всеобщего управления качеством.

Вариант 6.

1. Характеристика видов показателей конкурентоспособности продукции и услуг.

2. Показатели качества продукции. Характеристика показателей надежности.

3. Понятие квалиметрии. Характеристика статистического, социологического и смешанного методов квалиметрии.

 

Вариант 7.

1. Характеристика принципов «кайзен» и «кайрио» в системе управления качеством.

2. Техническое и функциональное качество.

3. Необходимые, желаемые и оригинальные характеристика качества продукции и услуг (Н. Кано).

 

Вариант 8.

1. Методы управления качеством: организационные и социально-психологические методы.

2. Понятие квалиметрии. Характеристика инструментального, социологического и дифференциального методов квалиметрии.

3. Составляющие всеобщего управления качеством (TQM).

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

 

1. Понятие качества и управления качеством.

2. Значение качества в условиях рыночной экономики.

3. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности.

4. Характеристика уровней оценки качества.

5. Комплексный характер системы менеджмента организации.

6. Эволюция систем менеджмента качества.

7. Характеристика и задачи системы начального этапа управления качеством (У. Тейлор-А. Фейгенбаум).

8. Характеристика и задачи системы управления качеством 20-50-е гг. ХХ в. Модель Эттингера-Ситтига.

9. Модель системы качества Дж. Джурана («спираль качества»), ее значение для развития системы управления качеством.

10. Понятие всеобщего управления качеством (Total Quality Management).

11. Документированные системы качества.

12. Понятие и виды конкуренции.

13. Характеристика видов показателей конкурентоспособности продукции и услуг.

14. Показатели качества жизнедеятельности.

15. Схема создания качества продукции.

16. Пирамида качества. Характеристика уровней пирамиды качества

17. «Петля качества» в системе управления качеством.

18. Показатели качества продукции. Характеристика показателей назначения.

19. Показатели качества продукции. Характеристика показателей надежности.

20. Показатели качества продукции. Характеристика показателей технологичности.

21. Показатели качества продукции. Характеристика показателей стандартизации и унификации.

22. Показатели качества продукции. Характеристика критических показателей.

23. Показатели качества продукции. Характеристика эргономических показателей.

24. Показатели качества продукции. Характеристика эстетических показателей.

25. Показатели качества продукции. Характеристика экономических показателей.

26. Показатели качества услуги.

27. Понятие квалиметрии. Характеристика расчетного и инструментального методов квалиметрии.

28. Понятие квалиметрии. Характеристика статистического и экспертного методов квалиметрии.

29. Понятие квалиметрии. Характеристика социологического и комплексного методов квалиметрии.

30. Понятие квалиметрии. Характеристика дифференциального и смешанного методов квалиметрии.

31. Принципы управления качеством (непрерывность, постоянное улучшение, оптимальность в управлении). Общая характеристика.

32. Составляющие конкурентоспособности (техническое качество, функциональное качество, цена потребления, имидж товаропроизводителя). Общая характеристика.

33. Понятие качественных характеристик (необходимых, желаемых, оригинальных)

34. Классификация методов управления качеством.

35. Характеристика организационных и социально-психологических методов управления качеством.

36. Характеристика экономических и организационно-технологических методов управления качеством

37. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. Общая характеристика.

38. Понятие и сущность технического регулирования.

39. Документы, применяемые в сфере технического регулирования Российской Федерации.

40. Понятие, виды и функции технических регламентов в РФ.

41. Понятие, виды и функции стандартов в РФ.

42. Понятие и виды стандартизации.

43. Принципы технического регулирования в РФ. Общая характеристика.

44. Стандарты, устанавливающие требования к системам управления качеством (стандарты серии ИСО 9000). Общая характеристика.

45. Понятие, виды и цели сертификации в РФ.

46. Система сертификации в РФ.

47. Понятие и особенности добровольной сертификации.

48.. Понятие и особенности обязательной сертификации.

49. Международные и национальные стандарты, стандарты организаций.

50. Международные стандарты серии ISO 9000: структура, назначение, сферы применения.

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

 

Нормативные правовые акты

 

Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изм. от 22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 27 июля, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 10 мая 2007 г.) // СЗ РФ. – 2005. - № 1 (часть I). – Ст. 16.

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изм. и доп. от 31 декабря 2005 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля 2007 г.) // СЗ РФ. – 2004. - № 2 (часть II). – Ст. 5270.

Федеральный закон от 22 марта 2003 г. N 34-ФЗ «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. - № 12. – Ст. 1058.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 52 (часть I). – Ст. 5140.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г.) // СЗ РФ. – 2002. - № 2. – Ст. 133.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 5, 31 декабря 2005 г., 31 марта, 30 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 2000. - № 2. – Ст. 150.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) // СЗ РФ. – 1999. - № 18. – Ст. 2222.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г.) // СЗ РФ. – 1999. - № 14. – Ст. 1650.

Федеральный закон от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 16 марта 2006 г.) // СЗ РФ. – 1998. - № 49. – Ст. 5970.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 10 января, 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3589.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3588.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. – 1995. - № 47. – Ст. 4773.

Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г.) // СЗ РФ. – 1995. - № 32. – Ст. 3199.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 31 декабря 2005 г., 2 февраля, 29 декабря 2006 г.) // (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, - 1993. - N 33. - Ст. 1318.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей»
(с изм. от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г.) // (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, - 1992. - N 15. - Ст. 766; СЗ РФ. – 1996. - N 3. - Ст. 140.

Закон г. Москвы от 3 марта 2004 г. N 13 «Об основах градостроительства в городе Москве» (с изм. и доп. от 5 июля 2006 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2004. - № 24.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.185 с.)