Социально-экономическая сущность и эволюция понятия качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономическая сущность и эволюция понятия качества



 

Качество – комплексное интегрирующее понятие всех сторон продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение многообразных потребностей общества и каждого человека. Понятие качества прошло эволюционный путь развития от античных времен до настоящего времени и имеет многоаспектные трактовки.

С философских позиций категория качества впервые была проанализирована Аристотелем (384 – 322 до н.э.), определившим ее как «видовое отличие», как «…тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом содержании от другой сущности, принадлежащей к тому же роду». Гегель (1770 – 1831) определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира как непосредственную характеристику бытия объекта. По определению Гегеля «Качество есть вообще тождественная с бытием определенность… Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

В Малом Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (М.: Терра, 1994. С. 2051) формулируется: «Качество – одна из важнейших категорий, совокупность всех свойств, дающих вещи определенность, отличающую ее от всякой другой вещи».

В Энциклопедическом словаре (М.: Гос. науч. Изд-во «БСЭ», 1954. Т. 2. С. 56) «Качеством называется такая определенность каждого предмета, явления или процесса, изменение которой означает коренное изменение этого предмета, явления или процесса… В отличие от качества, количеством называется такая определенность, изменения которой до известного момента не меняет коренным образом предмет, явление или процесс».

В БСЭ (3-е изд. Т.11. С.551) приводится такое определение: «Качество – философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто ограниченное от других объектов».

В Википедии (свободной энциклопедии в Интернет) приводится определение: «Качество продукции – это критическая оценка потребителем степени соответствия ее свойств, показателей качества индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением». Качество продукции связано с понятиями «свойство продукции» и «полезность продукции». Свойство определяет объективные стороны объекта без оценивания важности этих свойств для потребителя (например, технический уровень продукции), а полезность – способность продукции приносить пользу и удовлетворять конкретного потребителя.

В Словаре русского языка С. И. Ожегова (М.: Изд-во «Русский язык», 1978. С. 249) дается двоякое толкование качества: 1) наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других; 2) то или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-чего-нибудь.

Во всех приведенных философских и энциклопедических определениях (дефинициях) качества содержится важный признак — указание на отличие сравниваемых по качеству объектов (предметов, явлений, процессов). Этот признак не нашел отражения в современных, в том числе содержащихся в нормативных документах, определениях качества продукции.

Так, в Энциклопедическом словаре (1954. С. 57) качество продукции определяется как «соответствие выпускаемой промышленной продукции по своим свойствам установленным техническим условиям».

В Проекте Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей» (февраль 1989 г.) предлагалось такое определение: «Качество продукции — совокупность свойств, отражающих уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающая ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений».

В терминологическом стандарте ГОСТ 15 467–79 (в редакции 2000 г.) устанавливается: «Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

В Международном стандарте ИСО 8402–94 формулируется: «Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности».

В национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001 указано: «Качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям». При этом разъясняется, что «требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным». В соответствии с указанным стандартом требования устанавливаются в нормативной и технической документации.

Трактовка качества продукции, весьма сходная в последних четырех процитированных источниках, особенно в указанных нормативных документах, имеет ряд существенных недостатков, делающих эти определения недостаточно информативными и неполно отражающими существо этого весьма сложного и комплексного понятия, что обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования и уточнения этого определения.

Прежде всего, это относится к декларируемому функционалу (целевой функции) качества продукции, формулируемым как способность удовлетворять определенные потребности (в ГОСТ 15 467–79 – «в соответствии с ее назначением»). Но ведь назначение — понятие весьма неоднозначное и неопределенное без указания его состава, содержания и количественной оценки. Например, назначением компьютера является обработка, накопление, хранение и воспроизведение в удобной для пользователя форме информации, измерительного прибора – устанавливать количественную величину некоторого параметра с требуемой точностью, транспортного средства – перемещение грузов в пространстве, металлорежущего станка – изменение формы и размеров исходного материала и т. п. Понимая буквально, если эти функции выполняются каким-то образом, то продукцию следует считать качественной независимо от степени удовлетворения потребности.

Можно предположить, что назначение может быть охарактеризовано набором показателей назначения, но ведь кроме этих показателей качество оценивается еще множеством других показателей качества, объединяемых в 12 групп (показатели надежности, стандартизации, технологичности, эргономичности, эстетичности и др., полный состав и содержание которых приводятся в). В упоминавшемся проекте Закона (1989 г.) дается перечисление некоторых из этих групп показателей, но это даже при неполном перечне этих показателей загромождает определение понятия качества продукции, да при этом еще и «потеряны» показатели назначения.

К числу существенных недостатков определения понятия качества продукции, содержащихся в указанных выше нормативных документах, также можно отнести: отсутствует количественная сторона, степень удовлетворения потребности или степень полезности объекта, что важно для оценки его потребительной стоимости и конкурентоспособности; из совокупности всех свойств не выделяются наиболее значимые для характеристики степени удовлетворения потребности и конкурентоспособности; отсутствует прямое указание на свойства, характеризующие пригодность для разработки и изготовления объекта в конкретных организационно-производственных условиях с ограниченными и приемлемыми затратами на единицу полезного эффекта; отсутствует сравнительный подход при определении качества, позволяющий выделить те признаки, которые отличают один объект от другого одинакового назначения и определяют его конкурентоспособность.

Последний из указанных недостатков является особенно весомым и логически обоснованно отсутствует в философских и энциклопедических определениях понятия качества.

Основное свойство, с которым связано качество продукции, ее способность быть потребительной стоимостью, быть полезной и удовлетворять определенные потребности лучше других объектов, то есть обладать конкурентоспособностью. При этом должна быть указана степень удовлетворения этих потребностей, а свойства, их не удовлетворяющие, не образуют потребительной стоимости и их не следует учитывать в формировании сущности и в оценке качества продукции.

Качество продукции, являясь мерой потребительной стоимости и конкурентоспособности, существенно связано с конъюнктурой рынка и может меняться без изменения внутренних свойств продукции, поэтому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, составляющих ее потребительную стоимость, степень или меру ее полезности в определенной экономической рыночной ситуации.

Одновременно качество продукции диалектически связано с количеством заложенного в ней общественно необходимого труда, то есть со стоимостью и формируемой рынком ценой и также может меняться в связи с изменением рыночной ситуации.

Как правило, повышение качества продукции сопровождается возрастанием затрат на ее создание (разработку и производство), но эта тенденция может быть предотвращена, или ее влияние уменьшено использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства, производительности труда, которые ведут к снижению общественно необходимых затрат на единицу полезного эффекта продукции. Моральное старение продукции также ведет к относительному падению ее качества, хотя стоимость продукции может оставаться неизменной. Поэтому стоимость, а тем более устанавливаемая рыночными механизмами цена продукции, не могут служить основным критерием качества продукции.

При этом важно учитывать, что общественно необходимыми затратами, формирующими цену продукции, корректируемую рыночной ситуацией, могут считаться лишь затраты, осуществляемые в пределах удовлетворения определенной общественной потребности, оцениваемыми маркетинговыми исследованиями с учетом конкурентоспособности продукции и насыщенностью ею рынка.

Поскольку потребности в продукции определенного качества удовлетворяются потребительными стоимостями этой продукции в условиях сегментации рынка, это предопределяет особую важность для экономической науки и практики исследования сущности, критериев количественной оценки потребительной стоимости (общественной полезности) продукции, а следовательно ее качества и конкурентоспособности, в чем остро нуждается как экономическая теория, так и хозяйственная практика, особенно в условиях рыночных экономических отношений, с привлечением методов исследования операций (особенно методов прогнозирования и экспертных оценок), достижений современной теории маркетинга, логистики, поведения потребителей [46,49].

Таким образом, обобщая высказанные положения, определение понятия качества продукции может быть предложено в следующем виде: качество продукции — совокупность существенных свойств, количественно оцениваемых системой технико-экономических показателей, отличающих продукцию от другой аналогичного назначения, определяющих степень удовлетворения некоторых потребностей и спрос на продукцию в рыночных условиях создания и использования продукции при общественно необходимых затратах и формируемых рынком ценах на эту продукцию [47,53].

В существующих и предлагаемом определениях (дефинициях) понятия качества продукции количественную его оценку предполагается осуществлять системой единичных (дифференциальных) показателей (характеристик свойств продукции), выражающих ее качественную определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребности.

Обоснование, выбор и использование номенклатуры показателей являются важным условием объективной оценки качества продукции существующими методами квалимерии, изложенными в главе 3.

От полноты номенклатуры показателей продукции, корректности их выбора и количественного определения в конечном итоге зависит достоверность и наглядность ее результатов и выбор предпочтительного варианта продукции в конкретных социально-экономических условиях и с ориентацией на потребителя.

Номенклатура показателей качества продукции должна обеспечивать учет всех внешних и внутренних факторов создания, реализации и использования продукции, сопоставимость создаваемой продукции с потребностями, для удовлетворения которых она предназначена, платежеспособным спросом потребителей, и определения на этой основе эффективности ее создания и использования.

Качество продукции формируется в процессе ее создания (разработки и производства) и сохраняется на остальных стадиях жизненного цикла, прежде всего, на стадии эксплуатации, ради которой и создается любая продукция. Поэтому важную роль приобретает определение понятий и обеспечение качества процессов создания и использования продукции.

В развитие концепции качества в целом предлагается такое определение понятия качества процесса создания продукции (ПСП): качество ПСП — совокупность существенных свойств процесса, отличающих его от другого ПСП аналогичного назначения, определяющих соответствие параметров ПСП и выпускаемой продукции (выполняемых работ и услуг) установленным нормативными документами требованиям и обеспечивающих их конкурентоспособность [47,53].

Количественная оценка качества ПСП также обеспечивается системой технико-экономических и организационно-производственных показателей, формирование которых является одной из актуальных задач организации производства и квалиметрии и будет рассмотрена в главе 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.013 с.)