Сущность, цели и документы в области стандартизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, цели и документы в области стандартизации



В соответствии с терминологией Федерального закона [5] стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация осуществляется в целях:

· повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

· повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечения научно-технического прогресса;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

· рационального использования ресурсов;

· технической и информационной совместимости;

· сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

· взаимозаменяемости продукции.

На достижение этих целей направлено создание комплектов документов в области стандартизации, которые обеспечивают рациональное решение многих вопросов, возникающих при исследовании и обосновании разработки продукции и услуг, разработке, изготовлении, эксплуатации продукции. Это такие вопросы, как порядок проведения разработки, правила принятия и оформления решений на этапах выполнения разработки, обозначения изделий и конструкторских документов, правила выполнения конструкторских и технологических документов, их состав, правила разработки и применения технологических процессов и средств технологического оснащении [1213].

Значительная роль в организации производства и, следовательно, в достижении перечисленных целей играют такие документы в области стандартизации, как классификаторы. С помощью классификаторов обеспечивается решение следующих задач: регистрация документации на продукцию; разработка перечней импортируемой продукции; разработка информационных данных об отечественной продукции, поставляемой на зарубежные рынки, посредством ее перекодировки с помощью переходных ключей; обеспечение информации о продукции на внутреннем российском рынке; реализация учетных функций в рамках работ по государственной статистике, налогообложению, участи. во внутренних и международных информационных системах [64].

Сопоставимость результатов испытаний и измерений достигается за счет документов в области стандартизации, регламентирующих метрологические требования, правила, положения и нормы, организацию и порядок работ по обеспечению единства измерений [40,86].

Отношения сторон по вопросам изготовления, выпуска, ремонта, продажи и импорта средств измерений регулирует Закон РФ «Об обеспечении единства измерений».

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

· национальные стандарты;

· правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

· применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

· стандарты организаций.

При этом в соответствии с терминологией закона [5] стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией (например, стандарты ИСО, МЭК и др).

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

Объектами национальных стандартов (ГОСТ Р) могут быть характеристики продукции, правила выполнения технических документов, правила осуществления процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции, оказания услуг, выполнения работ. Национальными стандартами может устанавливаться терминология в различных областях деятельности, в том числе в таких, которые имеют межотраслевое значение, например, терминология в области качества, надежности, экологии [6,9,14,15].

Для достижения упорядоченности в сфере обращения продукции могут разрабатываться стандарты по требованиям к маркировке продукции и тары, применяемым символам, способам упаковки [6,60].

Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации предназначены для установки правил, принципов, норм, относящихся к деятельности по стандартизации, организации работ по стандартизации, разработке, пересмотру и отмене стандартов, их структуре, этапности разработки, правилам изложения и оформления.

Классификации и классификаторы представляют собой документы, направленные на решение многообразных и ответственных задач по упорядочению объектов стандартизации в условиях их многообразия. На основе классификаторов создаются государственные информационные системы, информационные ресурсы, осуществляется межведомственный обмен информацией в соответствии с Федеральным законом [5]. На основе классификаторов может осуществляться кодификация знаний в различных областях науки и техники.

Объектами стандартов организаций (СТО) могут быть характеристики продукции, а также принципы, нормы и правила в области обеспечения различных сторон деятельности организации. Широкое применение эти стандарты нашли в нашей стране с середины восьмидесятых годов прошлого века для регламентации деятельности в комплексных системах управления качеством продукции [60,79].

Стандарты организаций являются эффективным инструментом решения вопросов по внутрифирменному регулированию взаимоотношений между подразделениями, регламентации выполнения различных функций. В нашей стране стандарты предприятий (СТП), кроме регламентации систем управления качеством, применялись в комплексной системе повышения эффективности производства, комплексной системе управления качеством и эффективным использованием ресурсов. Логическим продолжением этой тенденции может быть использование СТО в системах менеджмента качества, охраны окружающей среды, финансов, рисков, ресурсов, профессионального здоровья и безопасности.

В установленном организацией порядке разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО могут быть предусмотрены меры, обеспечивающие достижение целей стандартизации в интересах организации и ее персонала.

 

Принципы стандартизации

 

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

1. Добровольное применение стандартов.

2. Максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц.

3. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

4. Недопустимости создания препятствий производству и обращения продукции, выполнению работ и оказанию слуг в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей стандартизации.

5. Недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

6. Обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

В соответствии с первым принципом со стороны государственных органов отсутствуют требования к составу и уровню требований по показателям качества продукции и услуг, техническим решениям, технологическим методам. Исключение составляют требования по безопасности, но они устанавливаются техническими регламентами. Цель применения стандартов состоит в содействии разработчикам, изготовителям, исполнителям создавать продукцию и оказывать услуги высокого качества, предоставлять им в этом отношении максимальную свободу действий. Критерии качества в этих условиях формирует потребитель, востребуя или не востребуя продукцию или услуги, представленные на рынке сбыта.

Второй принцип предусматривает необходимость нахождения компромисса между желаниями приобретателями и возможностями разработчика и изготовителя, т.е. необходимость обеспечения высокого уровня качества продукции и услуг при условии их высокой конкурентоспособности.

Следование третьему принципу способствует укреплению тенденции к достижению мирового уровня отечественных продукции и услуг. Однако достижение этого уровня в силу указанных в принципе причин не всегда возможно, поэтому и сделана такая оговорка.

В соответствии с четвертым принципом не должны создаваться такие стандарты, которые усложняют решение вопросов взаимоотношения служб и подразделений на производстве, взаимоотношений разработчиков и изготовителей, последних и поставщиков. Не должны быть завышены требования, обеспечивающие защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций, не должна разрабатываться излишне усложненная техническая документация.

Пятый принцип непосредственно следует из цели стандартизации повышать уровень безопасности.

Шестой принцип, требующий единообразного применения стандартов – это принцип, непосредственно следующий из определения основных понятий в области стандартизации [5,84].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.011 с.)