II. Основные стороны горизонта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Основные стороны горизонта.



-Мы наблюдали за расширением пространства в нашем поле зрения только в одном направлении.

- Подумайте, будет ли что-то меняться, если мы перенесём свои наблюдения в противоположную сторону (вправо, влево)?

Стороны горизонта люди называют: север, юг, запад, восток.

· Найдите на карте полушарий Северный полюс (учитель ра­ботает по карте на доске, дети - по карте в атласе).

· Поставьте ручку в любом месте суши и представьте, что это стоите вы и обращены лицом к северу, тогда за спиной у вас будет юг, по правую руку - восток, а по левую - запад.

· Назовите стороны горизонта.

III. Практическая работа.

Учитель вызывает несколько учеников. Каждому условно определя­ется северное направление. Дети должны нажать остальные стороны го­ризонта.

В качестве физкультминутки можно провести такую работу с учащимися всего класса одновременно.

-Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю).

· Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас?

· Повернитесь лицом на запад, юг, восток, север.

· Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (анало­гично — левую).

Упражнения могут быть различными.

IV. Промежуточные стороны горизонта.

-Названия сторон горизонта на русском языке обозначаются одной заглавной буквой.

Расстояние от одной стороны горизонта довольно велико. Это создавало свои трудности в ориентировании. Тогда люди догово рились дать названия промежуточным сторонам, и названия о значать двумя буквами. Например, северо-запад (СЗ), юго-восток (ЮВ)и т. д.

V. Практическая работа.

Учитель предлагает определить промежуточные направления горизонта относительно условного севера.

VI. Работа по учебнику, с. 70-71.

VII. Итог урока.

· В чём отличие горизонта от линии горизонта?

· Назовите основные и промежуточные направления горизонта.

Домашнее задание: учебник, с. 70-73; рабочая тетрадь, с. 29. задание 6.

 

 

Уроки 53-54. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

Цели: рассмотреть устройство компаса и принцип его работы; научить ориентироваться по компасу и по местным признакам.

Оборудование: индивидуальные компасы, таблица «Ори­ентирование по местным признакам».

Ход урока

I. Компас, его устройство и принцип работы.

Рассказ с элементами беседы. ' '.

-Вероятно, вы с большим нетерпением ждали сегодняшнего урока. Некоторые ребята уже знащмы с прибором для ориентиро­вания v принципом его работы, другие хотят всё это узнать.

· Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться.

· Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом мо­ре, когда берегов не видно много дней подряд?

· Как вы определите назначение компаса?

Компас - это устройство для правильного определения направ­ления всякого движения по поверхности планеты.

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тыс. лет на­зад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «Ве­дающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. Ещё до начала нашей эры на колесницах китайских вельмож уста­навливались железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг.

С 17-18-го веков компас получает широкое распространение в мореходстве.

Первый компас совсем не был похож на теперешний - он был очень громоздок. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с во­дой. Лишь лет через 200 догадались поместить стрелку на острие, находящееся в центре бумажного круга, разделённого на сектора, соответствующие сторонам горизонта. Первоначально их было только четыре.

Назовите их.

Потом добавились промежуточные направления. Компас за­ключили в круглую коробку, очень удобную для переноски в лю­бых условиях.

II. Практическая работа.

Дети рассматривают индивидуальные компасы, повторяют назначе­ние его составляющих. Рассматривают в учебнике на с. 75 рисунок ком­паса с указателями названия составных частей.

-Прочитайте в учебнике (с. 75) правила работы с компасом.

- Выполните эту работу, не нарушая последовательности.

- Определите, какие предметы в классе находятся в северном направлении (определяются и другие направления).

Учитель может сам перемещаться по классу с тем, чтобы дети опре­деляли направление его движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.027 с.)