II. Изучение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Изучение нового материала.



Беседа с опорой на знания учащихся.

а) Дикорастущие растения.

- Теперь растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат: более 300 тысяч видов растений населяет Землю. И они приспосо­бились практически ко всем климатическим условиям: могут жить в пустыне, где почти не бывает дождей, а могут и в арктической зоне, где даже хорошо одетого человека пронизывает холод.

Кто поливает эти растения, рыхлит почву, подкармливает удобрением, - кто ухаживает за ними? Это дикорастущие растения.

Вы уже много видели таких растений и знаете некоторые на­звания.

Приведите пример дикорастущих растений. На какие три группы можно разделить такие растения? (Дере­вья, кустарники, травянистые.) Рассмотрите рисунки на с. 66. Назовите все растения. Назовите дикорастущие растения.

б) Культурные растения.

- Как вкусна и душиста булочка с хрустящей корочкой, с румяным бочком!

Где растут такие булочки? Из чего делают муку?

Как долго приходится людям искать пшеницу, чтобы намолоть много муки и испечь много булочек? (Пшеницу не ищут - её вы­ращивают специально на полях.)

Что значит выращивают? (Готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, вовремя убирают.)

То есть человек заботится о том, чтобы получить богатый уро­жай пшеницы, и делает для этого всё возможное. щ-f Такие растения называют культурными.

Приведите пример культурных растений.

Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 ООО лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи.

Физкультминутка Игра с мячом

Игра выполняется стоя. Учитель бросает в руки учащегося мяч и просит назвать дикорастущее и:ли культурное растение. Садится тот, кто ответил правильно. Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся не ответят правильно.

III. Классификация культурных растений.

Вопросы кучащимся.

- Где растут яблоки, крыжовник, помидоры?

· Значит, на какие группы можно разделить культурные расте­ния?

· Рассмотрите схемы (с. 67) и закончите их, назвав по 2-3 куль­турных растения каждой группы.

IV. Игра «Определи растение» (используются палочки).

Оговаривается условие игры:: красный цвет - культурное расте­ние, зелёный цвет - дикорастущее.

Учитель называет разные растения, дети палочкой соответст­вующего цвета показывают, к какой группе оно относится.

V. Итог урока.

- Почему культурные (дикорастущие) растения так назвали?

Домашнее задание: учебник с.. 66-69; рабочая тетрадь, с. 25, задание 3.

Дополнительный мате риал.

Пшеница. Её выращивают очень давно, раньше многих других видов растений. Цвет зёрен её различный. Есть пшеница с фиоле­товыми, зеленоватыми, красноватыми зёрнами. Зерно русской пшеницы золотистого оттенка. Щшеница бывает яровая и озимая. Яровую высеивают весной, а через 3-4 месяца уже собирают уро­жай. Озимую - осенью, лучше в сентябре.

Овощи. Тысячу лет назад овощи в пищу человека овощи - тра­вянистые растения. Овощи выращивают во всех странах мира. Они не только вкусны, но и полезны. Овощи не только сохраняют лю­дям здоровье, но и помогают верить его тем, кто заболел. На зем­ном шаре известно более ста видов овощных растений.

Яблоня. Одно из самых распространённых плодовых растений.

По величине, форме, вкусу и особенно окраске плоды яблони очень различны. Люди вывели более 20 тысяч сортов яблок. Ябло­ ня - морозостойкое, светолюбивое дерево высотой обычно 4-10 м.

 

 

08.11.2016
ТЕМА:ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цели:1. охарактеризовать отличительные особенности в устрой­стве жизни диких и домашних животных, их разнообразие, значениедля человека; 2.формировать умения группировать, сравнивать, анализировать, делать выводы.3.воспитывать любовь к животным

Оборудование: картинки с изображением диких и домаш­них животных.

Ход урока

I. Введение в тему.

На учительском столе вперемешку лежат картинки с изображе­нием диких и домашних животных. Учитель загадывает загадки. Ученик, который отгадал правильно, выходит к столу, находит нужную картинку и крепит её на доске.

Учитель.

1. Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги.

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знай, что это... (Лось.)

2. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно, жёлуди искал.

(Кабан.)

Я пугать его не стал. Не спугнул и мой Полкан. Очень грозен был...

 

- Про каких животных не было загадок, прикрепите эти кар­тинки на доску отдельно.

II. Изучение нового.

Задания учащимся.

· Внимательно рассмотрите 2 группы животных

· Какое название им можно дать? (Дикие и домашние.)

· Почему вы их так назвали?

· Прочитайте текст на с. 70.

- Рассмотрите рисунки в учебнике, определите диких и домаш­них животных.

- Почему человек ухаживает за домашними животными?

- Расскажите, чем полезны человеку коровы, овцы, куры, пчёлы •

Для учителя.

Достоверно никто не знает, когда были приручены те или ины животные. Единственное что можно сказать: было это в древней­шие времена. После собаки шёл крупный рогатый скот, овцы, козы и свиньи. Эти животные так же, как и вьючные, такие, как верб­люд, як, осёл, были первоначально приручены не в Европе, а, веро ятно, в Центральной Азии.

Значение быка и коровы для древнего человека было так вели­ко, что многие их обожествляли. О том, что коров можно доить и получать чудесную пищу - молоко, люди узнали около 2800 лет назад.

Корова и сейчас оправдывает своё старинное название - кормилица. Ведь она даёт молоко, а молоко - это и масло, и сливки, и творог, и сметана, и простокваша.

Сколько родственников у нашего петуха среди домашних птиц! Это и индюки, и цесарки, и самые разные породы домашних кур. Домашние куры дают нам вкусные и питательные продукты - мясо и яйца, из которых можно приготовить много самых разнообраз­ных блюд. Кроме того, от них получают перо и пух. Курица-несушка даёт в год 200-220 яиц.

Овца — домашнее животное. Живёт она рядом с человеком уже 3 тысячи лет. Только собака и свинья были приручены раньше.

Мясо овец вкусное и питательное. Из овечьего молока делают сыр - брынзу. Из овечьих шкур шьют тёплые шубы и тулупы, шап­ки и воротники. А из кожи изготовляют обувь. Особо ценится ове­чья шерсть. Из неё делают валенки, ткут ковры, вяжут кофты, ша-I почки, рукавички, изготовляют ткани.

Все знают, что мёд берут из пчелиных ульев, где он находится 'в восковых ячейках — сотах. А в ульях мёд делают пчёлы. Сколько может сделать мёда маленькая пчёлка? Ведь из одного улья достают десятки килограммов мёда! Чтобы собрать с цветков нектар, который превратится в килограмм мёда, пчеле надо «налетать» около 300 тысяч километров (больше 3/4 расстояния до Луны), по­сетив при этом 19 миллионов цветков. А несколько килограммов, мёда — это уже миллионы километров!

Конечно, одна пчела не сделает такую работу за всю свою жизнь. Она живёт всего 30-35 дней. Но недаром трудолюбие пчёл вошло в поговорку: летая со скоростью 6,5 км в час, одна пчела за рабочий день посещает примерно 7 тысяч цветков.

Мёд - это зимняя еда пчёл. Трудятся пчёлы всё лето, да так, что запасов получается гораздо больше, чем требуется: хватает им самим и людям. Люди очень давно оценили замечательные качества пчелиного мёда. Уже давно пчёлы «приручены» людьми, живут в ульях на пасеках. Это почти домашние животные.

III. Итог урока.

· Каких ещё домашних животных вы знаете?

Расскажите о них.

— Чем образ жизни диких животных отличается от образа жиз­ни домашних животных?

Домашнее задание: учебник, с. 70-73; рабочая тетрадь, с. 26, задание 3.

 

 

11 ноября 2016
ТЕМА:. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

 

Цели: 1.Знать: охарактеризовать особенности жизни комнатных расте­ний; объяснить правила ухода за ними; 2.обучить практическим на­выкам ухода за комнатными растениями.3.воспитывать бережное отношение к цветам

Оборудование: различные виды комнатных растений, многообразие кактусов, полный набор средств по уходу за расте­ниями.

Ход урока

I. Сведения из истории комнатных растений.

В первом классе дети уже знакомились с разнообразием комнатных растений, особенностями их жизни, потребностями в тепле, свете, влаге. Дети учились правильно ухаживать за растениями. На данном уроке мож­но пополнить знания учащихся сведениями из истории различных видов комнатных растений.

Предлагается материал о кактусах, так как велико разнообразие их видов, разводимых в школах.

КАКТУСЫ

- Кактусы относятся к группе многолетних растений, способ­ных запасать и надолго сохранять в себе воду. На земле существует более 300 видов кактусов. Родина их - Мексика. Древние индейцы считали их священными. Многие кактусы живут по 500 лет и дос­тигают громадных размеров - до 10 м в высоту и несколько метров в толщину. В засушливых местах кактусы утратили испаряющие воду листья. Их функцию принял на себя колючий, сочный, с ма­лой испаряющей поверхностью стебель. Некоторые кактусы влаж­ного леса сплющили свои стебли до голых, листоподобных пласти­нок. В пустынях кактусы единственные хранители влаги и нередко спасают жизнь путешественникам. Колючки же защищают кактусы от крупных животных.

Кактусы бывают очень разные - древовидные, кустарниковые, травовидные. Одни похожи на ежа, другие - на тыкву, третьи — на подсвечник. Есть крошки в 1 см и великаны в 25 м. Малышки весят несколько граммов, а великаны - тонны. У цветка кактуса «Царица ночи» длина каждого лепестка до 14 см.

Для нас кактусы - декоративные комнатные растения. При уходе за ними нужно знать их индивидуальные особенности. Так, летом растения нуждаются в большом количестве воды. Некоторые в жаркий период года приостанавливают свой рост (это заметно по их внешнему виду), и поливать их нужно очень редко. С наступле­нием прохладных дней осени полив постепенно уменьшают. Поли­вать в холодный сезон следует 2-3 раза в месяц, не допуская пол­ного пересыхания. Кактусы, зимующие в тёплых помещениях, по­ливают чаще. Весной кактусы требуют воды значительно больше. Поливать лучше рано утром кипячёной или отстоявшейся водопро­водной водой комнатной температуры. В холодные дни воду слегка подогревают. Избыток и застой воды в горшках могут привести к загниванию растений.

Размножаются кактусы посевом семян и черенкованием - час­тями стеблей или отдельными отростками-детками, которые весной срезают с маточного растения.

III. Итоговая беседа

П. Практическая работа по уходу за комнатными расте­ниями: удаление пыли с листьев, полив, рыхление почвы. Вначале дети читают правила ухода за растениями в учебнике на с. 53. За­тем сами выполняют практическую работу.

- Почему комнатные рас!тения зимой выглядят так же, как и летом?

- Какие правила надо соблюдать, расставляя растения в помещении?

— Какое значение имеют комнатные растения для человека?

Домашнее задание: учебник, с. 74-77; рабочая тетрадь, с. 28-29.

 

 

15ноября2016
ТЕМА:ЖИВОТНЫЕ ЖИВОГО УГОЛКА

Цели:1. ознакомить с животными, содержащимися в живом уголке; объяснить правила ухода за ними; 2.обучить навыкам и про­стейшим действиям по уходу за животными живого уголка.3.воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: аквариум с рыбками, предметы по уходу за ними (по возможности), клетка с птицей (по возможности).

Ход урока

Лучшей возможностью проведения урока будет экскурсия на станцию юннатов. Специалисты станции подробно и интересно расскажут о жи­вотных, а главное — покажут различные виды животных, покажут правила ухода за ними, разрешат детям поучаствовать в кормлении животных.

В последние годы в школах практически исчезли живые уголки. Но у некоторых ребят дома есть аквариумные рыбки или хомячки, чаще со­держат волнистых попугайчиков. Дети имеют опыт наблюдения, общения и ухода за животными. Они также могут рассказать и об интересных слу­чаях, которые произошли с их питомцами.

I. Уход за аквариумными рыбками.

— Отгадайте загадку:

Вот стеклянный дом, Воды полон он. Хозяева молчат, На гостей в окно глядят.

(Аквариум с рыбками.)

· Для чего нужен аквариум?

· Каким он может быть?

· Какие рыбки живут в аквариуме?

— Могут ли жить большие океанические животные в аквариуме (акула, электрический скат, другие)? (Это океанариум.)

· Нужна ли аквариумным рыбкам помощь человека?

· Как человек заботится о них? Расскажите.

· Для чего люди разводят и содержат дома аквариумных рыбок?

• Для учителя.

Аквариум - это может быть и трёхлитровая стеклянная банка, и огромный бассейн-океанариум с морской водой для океанских рыб и животных.

Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: пойма­ют в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток - и аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется — и погиб­нут карасики. Или положат карасям так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится.

Прежде чем заводить рыб, надо помнить, что аквариум - это их дом. Вот почему, прежде чем устроить аквариум, следует внима­тельно прочитать специальные книги.

Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум. Так, например, улитка-прудовик может при­нести много вреда: попортить растения.

На первых порах можно завести близких родственников кара­сей - золотых рыбок и их разновидности: вуалехвостов, телеско­пов, комет. Эти рыбки хорошо себя чувствуют при температуре не выше 20 градусов. Аквариум с ними нельзя ставить около обогре­вателей, батарей, печей. А в холодное время года надо отставлять его дальше от окна. При температуре воды ниже 14 градусов рыбки начинают болеть и могут погибнуть.

Хорошо приживаются в аквариуме и экзотические рыбки - ме­ченосцы, гуппи, макроподы. Они теплолюбивы, им нужна темпера­тура воды около 25 градусов. Аквариум с такими рыбками подог­ревают электрической лампочкой с отражателем. Её подвешивают снаружи к стенке аквариума.

Прежде чем пустить рыбок в аквариум, надо хорошо его подго­товить. Налейте в аквариум воды доверху и дайте ей постоять дня два-три, чтобы исчезли разные запахи. Потом вылейте воду и по­ложите на дно хорошо промытый влажный песок слоем 5-6 см.

Теперь посадите в аквариум растения. Затем надо осторожно. наполнить аквариум на 3/4 водой. А потом можно пустить пла­вающие растения.

Итак, растения посажены, вода налита, но рыб пускать в аква­риум пока рано: нужно, чтобы растения прижились, вода устоя­лась. Лишь через несколько дней, когда вода станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками.

Кормить рыбок следует раз в день, лучше живым кормом. Су­хой корм дают тогда, когда нет живого корма. Не надо перекарм­ливать рыб. Излишек сухого корма оседает на дно, от него закисает и портится вода.

Помните всегда: рыбам у вас дома должно быть очень хорошо. Только тогда аквариум доставит всем радость.

Физкультминутка

Предложите детям определить аквариумных и речных рыб и показать это каким-либо активным действием (прыжками, плава­тельными движениями и др.). Такая работа пополнит знания уча­щихся в классификации рыб и оживит атмосферу в классе.

II. Содержание попугаев.

Беседа по вопросам.

- Отгадайте загадку:

Не человек, а говорит. (Попугай.)

· Почему люди держат дома попугайчиков?

· Могут ли попугайчики «говорить»?

· Как выглядит домик попугайчика?

· Чем они любят лакомиться?

· Чем интересны эти птицы?

· Расскажите, как вы ухаживаете за ними.

• Для учителя.

Попугаи - это ярко окрашенные птицы с коротким и сильным крючковидным клювом, которым они разгрызают плоды и семена растений и питаются. Крупным попугаям под силу разгрызать са­мый твёрдый орех. А кроме того, попугаи пользуются клювом при лазанье по ветвям деревьев — он служит им как бы третьей ногой.

В природе попугаи общаются друг с другом резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Некоторые виды, если они жи­вут в неволе, могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Конечно, фразы и слова попугаи не могут произносить сознательно, они лишь за­ученно повторяют одно и то же.

Размеры попугаев различны. Например, хорошо знакомый мно­гим волнистый попугайчик длиной всего 18 см (до кончика хвоста), а гигантский ара из Южной Америки - до одного метра! Всего из­вестно более трёхсот видов попугаев. Попугаи любознательны, со­образительны, хорошо приручаются.

Ш. Содержание хомячков.

Учитель выясняет, что учащиеся знают о домашних хомячках и о правилах ухода за ними.

Для учителя.

Хомяков на земле 240 видов. Если обыкновенного хомяка видел не каждый, то его родственника — переднеазиатского хомяка - знают многие. Это тот самый золотистый, или сирийский, хомячок, кото­рого часто держат дома. Обычно его называют просто - хомячок.

Золотистых хомячков обнаружили в Сирии около 150 лет на­зад. После этого они больше не попадались зоологам вплоть до 1930 года. На этот раз из хомячков не стали делать чучело, а при­везли живыми в Англию и решили разводить. Как и все грызуны, хомячки плодовиты. Самочка может принести сразу десяток ма­лышей и даже больше. Делает это она регулярно 2-3 раза в год.

Хомячки — животные неприхотливые. Содержат их обычно в клетках. Лучше всего, если они из металлической сетки. Но её надо подобрать так, чтобы ловкий зверёк не пролез сквозь ячейки. По­дойдёт сетка с ячейками 5x5 мм. В клетку надо поставить гнездо­вой домик и хорошо бы беговое колесо, такое, какое ставят для бе­лок, но меньших размеров: около 20 см в диаметре.

Едят эти зверьки всё: и хлеб, и морковь, и крупу, и яблоки. Лю­бят молоко и мучных червей.

IV. Итог урока.

Объясните смысл фразы: «Мы в ответе за тех, кого приручи­ли.» (С. Экзюпери «Маленький принц».)

Домашнее задание: учебник, с. 78-81, принести фотографии домашних кошек и собак; рабочая тетрадь, с. 30-31.

 

 

Урок 21. ПРО КОШЕК И СОБАК

Цели: ознакомить с некоторыми породами собак и кошек, их назначением; «работой», которую выполняют собаки для людей; научить па внешним признакам определять наиболее известные породы собак и кошек, выполнять правила ухода за животными.

Оборудование: рисунки разных пород кошек и собак, фо­тографии домашних питомцев.

Ход урока

I. Введение в тему.

- Отгадайте загадки:

Мохнатенька, усатенька,

Сядет - песенки поёт. (Кошка.)

Ноги тонки, бока звонки,

А хвост - закорючкой. (Собака.)

- Подумайте, кто станет главными героями нашего урока. II. Рассказы детей о своих животных.

На доске открывается надпись «Выставка любимых питомцев». Дети принесли фотографии кошек и собак, готовились рассказать об их осо­бенностях, привычках, шалостях.

· Наша выставка открыта.

· Рассмотрите этих животных.

· Подумайте, как им живётся в вашем доме.

· Расскажите о своих любимцах.

· • Для учителя.

КОШКИ

Домашние кошки все, в общем, похожи друг на друга, хотя лю-рщ и вывели разные породы: сибирские - крупные и пушистые; ан­горские - с очень тонкой и пушистой шерстью; сиамские - розова-tro-палевые с голубыми глазами и с тёмными отметинами, словно уюрду, хвост и все четыре лапки окунули в тёмно-коричневую ттушь и она расплылась, как на промокашке. Есть даже порода ко­роткохвостых кошек с кисточками на ушах — совсем как у рыси.

Все кошки — замечательные охотники. Присмотритесь к до­машней кошке. Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, она i^e растеряла своих диких повадок.

Домашние кошки очень похожи на своих диких родственников: i#a полосатого тигра, царственного льва. Они и относятся к одному с#емейству - кошачьих. У домашней кошки долгая и славная исто-р;ця. Когда люди начали заниматься земледелием, зерно стали сво­зить в хранилища, в амбары. Тут-то и набросились на добро мыши и крысы. Чтобы избавиться от них, человек приручил кошку. В Д](ревнем Египте кошку считали даже священным животным.

Люди поклонялись им, и некоторые божества изображались с кошачьей головой. Кошкам даже приносились жертвы. Когда до­машняя кошка умирала, то египетская семья и вся прислуга брили с^ои брови и ходили в трауре.

Живут кошки рядом с человеком, но служить ему, как собака, -н^т, это не в кошачьих правилах. Как в диких лесах й зарослях, кошки выходят на охоту поближе к ночи. Пусть собаки спят или охраняют дом. Кошка занята своими делами.

Удивительно чистоплотны эти животные. Умывается кошка очень тщательно, и у сытой, здоровой кошки шкурка отливает шелковистым блеском.

СОБАКИ

Люди вывели свыше 300 пород собак. Трудно даже поверить, что все они произошли от одного предка - волка.

Вот овчарки. Их много: мускулистые, поджарые восточноевро­пейские овчарки, пушистые колли (шотландские овчарки), огром­ные, мохнатые, с короткой медвежьей мордой кавказские овчарки, белые, с вьющейся длинной шерстью южнорусские. Всё это круп­ные, сильные собаки. Восточноевропейские овчарки — отличные служебные собаки. Они несут службу на границе, в уголовном ро­зыске. Служебных собак специально обучают в «собачьих» шко­лах. Шотландские, южнорусские и кавказские овчарки охраняют стада, долгие месяцы сопровождают овец на далёких выпасах в степи или в горах, защищают от хищников.

У ньюфаундлендов, или водолазов, - чёрных мохнатых гиган­тов на толстых, как у медведя, лапах, с тяжёлыми, пушистыми хво­стами - служба особая. Они умеют плавать и нырять, их учат спа­сать утопающих.

Среди служебных собак есть большие спокойные мохнатые со­баки, белые с рыжими или серыми пятнами. Это сенбернары - спа­сатели. Несколько сотен лет назад близ трудного и опасного горно­го перевала Сен-Бернар в Альпах стоял монастырь. Там-то и выве­ли эту породу собак. После метелей или просто к ночи собак выпускали за ворота. На спине у каждой из них были привязаны одеяло, пакет с едой. Собака пробегала десятки километров, разы­скивая засыпанных снегом, сбившихся с дороги путников.

Существует много охотничьих пород собак. Очень похожа на своего предка Щ волка - охотничья лайка. На Севере лайки пре­красно справляются с обязанностями оленьих пастухов. Собачьи упряжки возят людей и грузы.

Очень красивы борзые - узкая длинная морда, стройное тело, мощные длинные ноги. Эту породу русских псовых борзых вывели в России. Как ветер, несутся они вдогонку за зверем. Охотники на быстрых конях и то отстают от них.

А вот важно семенит длинная «колбаска» на коротких ножках, подняв острую мордочку. Это такса. Она отличный охотник на барсуков и лис. Эти звери прячутся в глубокие, разветвлённые но­ры. Ничем их оттуда не выгонишь. Тут-то и посылают в нору при­земистую гибкую таксу.

Существует ещё одна большая группа собак - комнатно-декоративные. Маленьких забавных болонок и тойтерьеров можно научить танцевать и прыгать через обручи. Комнатные собаки поч­ти все маленькие, но тойтерьер (игрушечный терьер) - самая кро­шечная. Весит она 600-700 граммов. Эти собаки очень преданы своему хозяину, иногда самоотверженно бросаются его защищать.

Собак сейчас учат «новым специальностям». Овчарки служат «газовыми инспекторами». Малейшую утечку газа может учуять собака, ей надо только «растолковать», как об этом сигнализиро­вать. Есть собаки-рудоискатели. Для этой цели используют овча­рок, фокстерьеров и спаниелей.

III. Итог урока.

- Собака, которую вы взяли в дом, признаёт вас хозяином. Она будет с вами везде, готова переносить ради вас любые лишения. Ведь собака - преданный друг человека. Но и вы помните, что о ней нужно заботиться, правильно кормить и содержать её.

Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 32.

 

 

Урок 22. КРАСНАЯ КНИГА

Цели: ознакомить с Красной книгой, ее сведениями; опреде­лить основные причины сокращения численности растений и жи­вотных, меры, необходимые для их охраны; побуждать к примене­нию ранее полученных знаний о взаимосвязях в природе в рассуж­дениях и умозаключениях.

• Оборудование: Красная книга области, Международная красная книга, картины природы разных уголков страны.

Ход урока

I. Введение в тему.

На доске заранее написано стихотворение Я. Акима и вывеше­ны картины природы.

Стихотворение читает выразительно вслух заранее подготов­ленный ученик.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Беседа.

· О какой планете говорится?

· Почему говорится, что она одна?

· Чем наша планета отличается от других?

· Рассмотрите эту земную красоту на картинках.

· Какие чувства они вызывают?

· Где бы вы хотели оказаться? Почему?

- Каких животных вы могли бы там встретить, какие растения увидеть?

П. Изучение нового.

Рассказ учителя с элементами беседы.

· Не настораживают ли вас последние строки стихотворения? I

· Почему звучит тревога?

Осенью 1627 г. ночную тишину Мазовецких лесов, что в Польше, часто нарушал протяжный, тоскливый рёв. Это ревел тур. Был ли он ранен или тосковал по сородичам - мы теперь не узнаем. Но одно знаем точно. Это был последний тур на Земле. Когда он погиб, туров не стало. А ведь этих могучих первобытных быков было много (между прочим, это от них люди вывели домашних быков и коров). Туры водились в лесостепях и степях Европы и Азии. Водились и в Африке. И повсюду на них охотились. Древние летописи и былины донесли до нас, что убить тура во время охоты считалось особой доблестью. Теперь иногда пишут: туры вымерли. Нет. Они не сами вымерли. Их истребили люди. Так же, как жесто­ко и беспощадно истребляли и почти истребили бизонов в Север­ной Америке, всего за 29 лет полностью уничтожили доверчивых и беззащитных морских коров близ Камчатки и многих других жи­вотных.

Учёные посчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лшца Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё по­тому, что люди, не зная, а часто попросту не желая признавать за­коны природы, напористо и грубо вмешиваются в неё.

Мы можем подумать: «Ну, исчезают какие-то виды - и пусть исчезают. Обойдёмся без них». Не обойдёмся. Сейчас мы знаем, что всё в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям уби­вать её, связи нарушатся (они уже сильно нарушены), а поскольку человек - часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть. Прняв это, люди во всём мире стали объединяться, чтобы вместе охранять Землю.

В 1948 году ученые мира создали Международный союз охра­ны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Крас­ная книга.

В 1966 году Международная красная книга была издана в очень необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы разно­цветные. Красные, жёлтые, белые и зелёные. Сделано это было не для красоты. А для того, чтобы сразу было видно, в каком положе­нии находится то или иное животное и растение. На красных стра-t ницах поместили тех, iftro может исчезнуть в самые ближайшие го­ды и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти. На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается. На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных - о ви­дах, которые человеку уже удалось спасти. Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёны е разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной красной книги.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. А в 1992 го­ду вышла в свет Красная книга Волгоградской области.

— Подумайте, почему обложку этой книги сделали красного цвета.

III. Ознакомление с содержанием Красной книги,

Задания учащимся.

- Рассмотрите эти экземпляры. Можете ли вы назвать живот­ных и растения, которые могут быть записаны на страницах этой книги?

· Рассмотрите иллюстрации.

· Какие виды животных и растений вам известны?

· Прочитайте о тех животных, которые вам понравились.

IV. Итог урока.

- Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать совре­менное положение в природе?

Домашнее задание: учебник с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 33.

 

 

25 ноября 2016
ТЕМА:БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ (У рок-конференция)

Цель: 1. обсудить важнейшие правила поведения детей в приро­де; 2.формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать, составлять схемы. 3.воспитывать бережное отношение к природе

Ход урока

I. Организационный момент.

Для данного урока заранее столы расставляют так, чтобы всех учащихся удобно было разделить на 4-5 групп. Дети рассаживаются по желанию, формируя команду (могут выбрать лидера, если это им необходимо.

На каждом столе стоит карточка с надписью «Отдел охраны...».)

-Сегодня наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все пред­ставляете «Комитет по охране природы» (открывается надпись на доске).

- Каждая группа учеников - отдел по охране.

Прочитайте табличку на своём столе. (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений. Можно выделить ещё отдел по охране рыб.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.138 с.)