Методика развития чувства метро-ритма и темпа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития чувства метро-ритма и темпа.



Развитие чувства метроритма. В музыке высотное взаимоотношение звуков неотделимо от их временной организации, следовательно, развития чувство метроритма должно вестись одновременно с развитием музыкального слуха. Ритмическим восприятием в целом охватывает развитие чувства ритма, темпа и размера. Поскольку в музыке эти моменты неразделимы, то и процесс ритмического восприятие должен развивать эти элементы в их взаимосвязи. Вместе с тем, каждая из компонентов сложного ритмического чувства может быть вычлено, с целью специальной тренировки.

1. Чувство темпа – способность сохранять установленный темп и ускоряя, и не замедляя его. Также способность восстановит исходный темп после его изменения

-пение вокальных упражнений в различных темпах, чередуя их.

-пение упражнений с ускорением и замедлением темпа

-пение без дирижера, самостоятельно, удерживая заданный темп

-пение вслух-про себя. При этом важно вступить в том же темпе, мысленно удержав его.

2. Чувство размера – ощущение сочетания и чередование сильных и слабых долей, работая над этим чувством необходимо опираться на понимании и слышаные выразительных особенностей произведений. На ощущение сильной доли являют факторы: стремление, тяготение к сильной доли за счет смены и развития гармонии, динамики и других средств музыкальной выразительности.

Упражнения:

- в метрических упражнениях используются шаги и хлопки, отличая сильные и слабые доли. Приседания на сильную, поднимание на слабую, тактирование, отличая сильную долю более ясным движением руки. Таким образом, готовим детей к осмысленному восприятию метра.

- после изучения размеров (2\4, 3\4, 4\4) даются упражнения с переменным метром: для усвоения разныцы между ними

- в старших классах упражнении полиметричные. Одно группа 3\4, другая 6\8 или 3\4 и 3\7 и т.д

3. Чувство ритма – способность осмысливать и воспроизводить сочетание разные по величине длительностей. Основой ритма составляет моторика, т.е восприятие ритма всегда связано с двигательными центрами (человек активно реагирует на музыку движениями своего тела). Часто это бывает инстинктивно – постукивания ногой или рукой. Задача педагога вовлечь ребенка в активную моторную деятельность, чтобы через свои движения всем телом почувствовать ритмическую сферу. Процесс развития чувство ритма делится на 2 этапа:

1. Восприятие на слух музыкального ритма и непосредственно воспроизведение его в движении.

2. Переход от двигательного ощущения ритма, его осмысленного и накопление теоретических знаний. Для этого используются ритмические упражнения, включающие движения, то есть ритмика.

Упражнения:

- Маршировками (бег, ходьба под музыку) –

четвертная нота – шаг, восьмые – бег, четверть с точкой – подскок

Сначала дети учатся ритмично шагать под музыку, затем легко и ровно бегать на подскок. Для освоения различных между длительностями, следует давать их в сравнении (чередовать ♩ и ♪). После усвоении простых ритмов, можно перейти к различным упражнений на сочетании ♩ и ♪, которые полезно строить на знакомых детских песнях и скороговорках («Жили у бабуси»).

- Отстукивание ногами и хлопками руками в различных сочетаниях; похлопывание ритма упражнений вместе с движением шагом, хлопки только на сильную долю (возможны и приседания) или только на слабую. ♩ - ногами, ♪ - руками.

- выполнение ритмических упражнений различными группировками. Одни прохлопывают ритмический рисунок, другие шагают ровными долями. 1гр – сильными, 2гр – слабыми.

- использование слоговых обозначений, каждые закрепляются за определенной ритмической единицей. (та; тити; тири тири и т.д) Они удобны в использовании тем, что их можно не только читать, но и пропевать, фиксируя ритмический рисунок и звуковысотность.

- для усвоения длительности используются различные игры, например «эхо». Учитель показывает, дети повторяют предложенный ритмический рисунок, прохлопывая или проговаривая его на ритмические слоги.

- возможно использование в ритмических упражнениях различные нюансировки, контрастные (f,p) или подвижность (cres, dim.). Практические навыки воспроизведения различных ритмических рисунков, приобретутся детьми задолго, до осознания ими теоретического понятия длительностей. Таким образом дети готовятся к осмысленному восприятию ритма, остается только подвести теоретичную базу и уже полученные навыки. (т.е показать, как обозначаются длительности в нотной записи)

- ритмические упражнения с использования ударных инструментов (разные термальные краски): треугольник, бубен, барабаны, коробочка и т.д. Хор делится на группу, у каждого свой ритмический рисунок. Возможны сочетания с хлопками и отстукиванием. Такой своеобразный ритмический аккомпанемент можно использовать в вокальных упражнениях.

 

- ритмические фигуры сопровождают исполнение. Фигуры основываются на характерным ритмом данной песни и не изменяются от начала до конца. Ритмические фигуры могут быть несколько отличительны друг от друга в одновременном звучании, создавая интересный ритмический фон.

- Полиретмические упражнения. Делится на 2гр – одна стучит ♪♪, другая ♪♪♪. Сложнее, когда левая рука стучит ♪♪, а правая ♪♪♪.

- пение с дирижирование. Возможно сочетание дирижирования с отстукиванием ритмического рисунка упражнения.

Метроритмические и темповые упражнения проводятся преимущественно на музыкальном материале: в мл. хоре на основе муз. сопровождения, в ст.хоре на разучиваемых песнях или на основе вокальных упражнений.

Работа над ритмическими упражнениями может вестись в любой части урока. Они активизируют внимание, служат своеобразной разрядкой и отдыхом, переключая внимание на другой вид деятельности.

3. Учебно-методическая литература по теме: «Методика проведения урока»

Учебно-методическая литература по теме «Методика проведения урока»

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практическое пособие для учителей, методистов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Из-во «Учитель», 2005. – 288 с.

2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Научно-практическое пособие для учителей, методистов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Из-во «Учитель», 2007. – 240 с.

3. Таран Е.Г. «Методика проведение интегрированного урока.Учебное пособие, - Ростов-на-Дону, 2012

4. Конаржевский Ю.А. Анализ урока.—М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”. 1999 г.)

5. Боровкова Н. Д. Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе (в помощь начинающему педагогу) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 245-248.

6. Школяр Л.В. Методика музыкального образования в школе. – М., 2001.

Методлитра по теме проведение урока бывает ОБЩАЯ (связ с проведение всего урока, со структурой, опис общие методы преподавания) и СПЕЦИАЛЬНАЯ (методика разуч хорового произведения, анализ прослуш материала, методики различ педагогов музыкантов

Структура по ФГОС — мотивирование, актуализация знаний, постановка проблемы, поиск путей ее решения. 1 - этапы и виды деят-ности — нач — приветствие, осно — изучение и закл — итоги. 2 — драматургия — общее развит урока. 3 — быстрая смена деятности.

БИЛЕТ

1.Понятия характера, черты, пути формирования характера. Учёт особенностей характера в работе с детьми.

2.Методика развития музыкального слуха. Развитие навыков многоголосного пения, пения без сопровождения.

3.Учебно-методическая литература по теме: «Различные методики вокально-хорового воспитания»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.008 с.)