Методика развития музыкального слуха. Развитие навыков многоголосного пения, пения без сопровождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития музыкального слуха. Развитие навыков многоголосного пения, пения без сопровождения.



Развитие музыкального слуха, изучение основ музыкальной грамоты.

 Подготовительный хор, 1 класс.

План занятий: 1 четверть. Понятие о высоких и низких звуках, знакомство с ручными знаками.

 2 четверть – Название 7 основных звуков, пение по руке, нотная запись (переход от пения по руке к пению по нотам).

3 четверть – Длительности (Целая, половина, четверть, восьмая), размер (4\4, 3\4, 2\4). Устойчивые и неустойчивые звуки мажорно лада (C – dur).

4 четверть – Сочетание устойчивых и неустойчивых звуков (скачки на ч4, ч5, 6).

В основе музыкального слуха лежит ощущение музыкальной высоты, возникающей в результате соотношение между различными звуками и звуковыми линиями в их развитии.

1. На первых занятиях учим различать высокие и низкие звуки. Предлагаем прослушать 2 мелодии. Направление в низком регистре – медведь, а в высоком – птичка. Далее при проигрывании показываем рукой низкий и высокий регистр. После усвоение разницы между высоким и низким регистром усложняем задачу – вводим мелодию среднего регистра. Ощущение среднего регистра появляется понятие «еще выше», «еще ниже». Упражнение сопровождается движением руки вверх или вниз, на уровне лица. После песенных занятий усложняются упражнения. Проигрываются отдельные звуки в разных регистрах. Дети должны научиться узнавать на слух и отмечать движением руки разные регистры. Следующий этап: играется мелодия, состоящая из больших скачков. Дети отмечают рукой ее движение, таким образом учатся определять расположение звуков в мелодии, сравнительно небольшой диапазон. Играя мелодичные линии с явно выраженными восходящими и нисходящими движениями, дети определяют движением вверх и вниз. В последующих занятиях интонирующие вокальные упражнения с закрытым ртом или на слог отмечаются рукой движение мелодии. Это дает ясное представление высотного распевания звуков. Делает процесс пения осмысленным.

2. Знакомство с ручными знаками. Ручные знаки определяются положением ступени в ладу, выражая характер, ладовые тяготение каждой ступени. Рассказывая детям о 7 основных нотах и их названиях. Выписывать на доске название нот вертикально, чтобы наглядно было видно их соотношение между собой обозначение ступеней. Знакомство детей с ручными знаками.

Пропеваем звукоряд вверх и вниз с названием нот и с ручными знаками, показывая звуковысотность и тяготение ступеней. Далее выписывается названия нот в гаммообразной последовательности. При работе над этим упражнением, преподаватель выбирает любой из столбцов, используя относительную системы сольмизации (пение в удобной детям тональности с названием нот определенного звукоряда). Таким образом, быстро усваивается название нот и соотношение их между собой. Идёт подготовка к осмысленному освоению лада и ладовых тяготений. По этому принципу так же ведется работа над вокально – интонационными упражнениями.

3. Пение «по руке». Подготовит упражнение к пению по нотам. Нотным станом служит левая рука. Указательный палец правой руки показывает местонахождение звука на нотоносце. Дети выполняют упражнения за преподавателем, затем самостоятельно. Первоначально упражнение строится на 1, 2, 3 ступени, затем вводится 7 ступень (вводный тон), далее 4 и 5 ст, последняя 6 ст. 4. Переход к пению упражнений по нотам. Научившись свободному пению «по руке» и с ручными знаками, переходим к нотной записи. Рассказывая о нотном стане и скрипичном ключе, объясняя, как обозначаются уже известные ноты на нотном стане. Первоначально, поются по нотам простенькие упражнения, аналогично прежним, затем диапазон упражнений расширяется до октавы. В упражнениях по нотам вводится длительности (пройдено на уроках сольфеджио), и понятие метра (что это, как обозначается). Ощутить метрические доли, помогает тактирование при пении. Движение руки вниз, при этом сильные доли подчиняются более сильным движениям. Таким образом, упражнения по нотам поются в ритме и метре, упражнение «по руки» поются без определения длительности и размера. 5. Устойчивые и неустойчивые ступени. Настроив хор в данном ладу, играем устойчивые, затем неустойчивые звуки в устнойч, когда на слух начались размеры устойчивые и неустойчивые звуки просим отличительным поднятием руки определенную группу звуков, играя отдельные ступени мажорного лада. После освоения на слух переходим к пению упражнений с разрешением в устой, неустойчивые, используя короткие попевки, песни. Упражнения усложняем введением двух следующих друг за другом неустойчивых звуков, последний из которых разрешаем в ближайший устойчивый. Таким образом вырабатываем навык пения с опорой на ладовое тяготение. Пение упражнений на начальном этапе можно поддерживать гармоничными аккомпанементами, усиливая разрешение.

Младший хор (второй класс)

1 четверть: Тон, полутон, #, бемоль, хроматизмы на основе мажорного лада.

2 четверть: Строение мажорного лада (тональности до 2 знаков)

3 четверть: Устойчивые и неустойчивые звуки мажорных тональностей до 2 знаков, определение тональностей по нотному тексту.

4 четверть: Минор(натуральный), отношение с параллельным мажором, особенности минора, понятие "параллельные тональности".

1. Прежде чем прийти успению в мажорной тональности со случайными знаками, необходимо объяснить понятие "тон" и "полутон" на знакомых песнях и упражнениях, и научить детей распознавать их на слух.

Для этого используются: секвенциольные упражнения, на слух и с пением, чередуя движение секвенции по тонам и полутонам, проводя игро-упражнения. Играя то тон, то полутон, дети поднимают то левую, то правую руку или шагают: тон большой шаг, полутон маленький шаг.

2. После освоения слухового восприятия "тон" "полутон" вводим понятие диез и бемоль, рассказывай значение этих знаков. Первое знакомство с ними происходит на основе мажорного лада. Упражнения с проходящими хроматизмами усиливают ладовую принадлежность ступеней (2, 2♭,1) (4,4#,5) и т.д. Упражнение поются по нотам и "по руке"(# показывается поднятием кисти правой руки вверх, ♭ опусканием кисти вниз)

3. Строение мажорного лада. Для наглядности используется болгарский метод "столбица"

Это шкала, на которой большими черточками отмечены устойчивые ступени, неустойчивые. Расстояние между ступенями лада, образует тон в 2 раза шире полутона. Справа обозначены слоговые название нот слева цифровые обозначения ступеней. Это очень наглядно показывает строение лада. столбица поются как мажорные звукоряд так и упражнения. Преподаватель показывает ступени, которым строится упражнения, дети поют их с "ручными знаками". Усвоив строение. С dur, переходим к построению других тональностей: G, D. Чтобы облегчить переход, пользуемся ручными знаками, которые помогают определить ладовую принадлежность ступеней. Таким образом, учащиеся сами могут определить в новом Ладу устойчивые неустойчивые звуки, а также знаков новой тональности, построение звукоряда (тон, полутон)

4.Строение минорного лада. На слух, дети уже знакомы с минорным ладом и готовы к его осмыслению. Для наглядности используется болгарская "столбица". Вместе с учащимися виды изменяемые о продлеваю вниз до 6 ст, объясняя разницу между мажором и минором, сказывается параллельность а moll и С dur, далее определяем устойчивые и неустойчивые ступени используя натуральный вид мажора, пропеваем с ручными знаками.

Средний хор 3,4 класс.

Планы работы:

1ч- минорный лад(нат), хроматизмы в миноре

2ч- виды минора: гармонический,мелодический

3ч- тонические трезвучия мажора и минора, их обращения. (Т6, Т64.)

4ч- тональности до 3 знаков. Различные размеры 3/8, 6/8, 6/4.

1. Закрепление минорного лада.

- пение упражнений по неустойчивых звуков к устойчивым (по нотам, "по руке", по "столбице")

- особенности минорной терции, отличие от мажорный.

- упражнения на 6 и 7 нат.ступени, сравнение с 6 и 7 ступенями мажорного лада (подготовка к мелодическому и гармоническому виду минора). Целесообразно строить упражнения на сопоставлении мажорного и минорного лада. Это активизирует процесс усвоения материала. Пение упражнений в параллельных и одноименных тональностях.

- введение хроматизмы в миноре. Основные ступени лада не изменяются. Повышенные и пониженные ступени являются проходящими(постепенными): упр с 2♭, затем с 4#.Позже с повышенной 6 и 7 ст. (подготовка к видам минора). Упражнения усложняются введением скачкообразного движения на изменённых ступенях (2♭, 1>4#, 5). Оборотов натурального, гармонического и мелодического минора в одном упражнении.

2. Упражнения вне лада на тон, Плутон с использованием # и ♭. Поются на различные слоги, режу с названием нот(необходимы правила альтерации). В различном движении вверх и вниз(по желанию педагога) при этом используются показы рукой. Тон вниз. - ладонь повернуть к низу, сделать затемнение и широкое движение руки сверху вниз.

Тон вниз-. ладонь повернута к верху, запах. Полутоны указывается пальцем, остановка в кулак.

3. Пение трезвучий с обращениями мелодическом виде. Вводим теоретические понятия Т53, Т6, Т64.

Рассмотрим строение каждого вида и каким образом оно получается. Упражнения: трезвучий с отношениями вверх и вниз, в мажоре, затем в миноре; чередуем пение Т53 в мажоре- в миноре; пение от одного звука Т53 ↥

t53↧, T6↧t6↧, T64↥ t64↧. В разнообразных вариантах (Т53↥, t6↥,T64

↥; t53↧,t6↧,t64↧)

Старший хор 5,7 класс.

План работы: квинтовый круг, понятие о главных ступеней Т,S, D с обращениями и разрешениями в пройденные тональности; D7 в мажоре и гармоническом миноре, обращениями и разрешениями.; все диатонические интервалы вверх и вниз; тритоны от звуков и от тональности с разрешением; родственные, параллельные и одноименные тональности; хроматическая гамма, уменьшенные трезвучия.

Развитие внутреннего слуха.

Т.е способность внутренне слушать музыку и отдельных ей элементы. Степень развития внутреннего слуха, особенно сказывается в умении сольфеджировать с листа, вступать в заданный тон без предварительного его пропевания, способность выразительно интонировать.

1. Наиболее известный способ тренировки этого вида музыкального слуха – пение вслух – про себя.

- знакомую мелодию или вокальное упражнение в медленном темпе, дети исполняют цепочкой, т.е. каждый поет только один звук.

- затем всем хором поют один звук вслух, другой про себя.

- далее сильную долю вслух, а слабую про себя.

В дальнейшем упражнение поется по тактам или фразами вслух – про себя. Используются игровые приемы: дирижер поднимает вверх руку – дети поют вслух, опускает – поют про себя. Эти упражнение используются на всех ступенях развития, учитывая сложность мелодической линии и её метроритмические организации.

2. Чтение с листа.

- Краткий анализ музыкального материала, тональность, метроритм, мелодию, случайные знаки.

- Настройка – пропевание основных ступений лада

- Необходим навык умение смотреть вперед



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.01 с.)