Понятие о воле. Структура волевой регуляции. Волевые качества личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о воле. Структура волевой регуляции. Волевые качества личности.



Воля — свойство психики, проявляющееся в активной саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям.

Волевое усилие — состояние нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека;

Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оцениваются по четырем параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность. В.А. Иванников высказал предположение, что волевые усилия возникают в ситуации отсутствия заинтересованности, когда человек должен подчиниться внешним требованиям: «не хочу, но надо».

Сложный волевой акт совершается в несколько этапов, каждый из которых осознается человеком и требует определенных волевых усилий: 

этап I — осознание цели, стремление ее достичь;

этап II — осознание возможностей для достижения цели;

этап III — появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; этап IV — борьба мотивов и выбор;

 этап V — принятие одной из возможностей в качестве решения;

этап VI — осуществление принятого решения;

этап VII — преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, возможных помех до тех пор, пока принятое решение не будет реализовано.

 Волевые качества личности. Основные волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность.

• целеустремленность — умение подчинять свои действия поставленным целям;

 • настойчивость — умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

• выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

• решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения; •инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;

• самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений; организованность — умение разумно планировать и упорядочивать собственную деятельность;

 •дисциплинированность — умение сознательно подчинять свое поведение общепринятым нормам, установленному порядку;

• смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;

• исполнительность — умение выполнять в срок поручения и обязанности.

Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.

1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности.

2. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей.

3. Принятое решение должно быть исполнено.

4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели.

 

Методика освоения дирижерских схем. Метрономирование. Структура дирижёрской доли.

Схема тактирования – выражение метра в жесте.

Метр-временная единица музыки с чередованием сильных и слабых долей в такте.

Метры бывают простые и сложные, симметричные и несимметричные.

Сильные и относительно сильные доли – начало простых метров.

Размер – числовое воплощение метра, количественные и качественные показатели.

Ритм – организация звуков и пауз разной длительности (в метре).

Изучение ритмических схем начинает с разбора структуры размера.

Трехдольная схема

Является наиболее ясной по рисунку долей и этим удобна для начала освоения структуры размера.

Сильная 1-я доля очень определена и направлена вертикально вниз. Ведётся всей рукой, собрана движением и фиксирует точку на воображаемой плоскости.

2-я доля имеет направление в сторону от дирижера (не точно по горизонтали, а немного сверху вниз, дугообразным движением). Точка 2-й доли фиксируется с точкой 1-й доли на одной горизонтальной плоскости (ни ниже, ни выше).

3-я доля имеет направление снизу вверх, со стороны (после точки 2-й доли рука, продолжая начатую линию, поднимается вверх, затем делает движение со стороны). При выполнении 3-й доли рука ведётся вверх запястьем, а не пальцами. Точка 3-й доли ощущается чуть выше горизонтальной плоскости (т.е. точек 1-й и 2-й доли). 3-я доля имеет большое значение в схеме. Являясь затактом, она готовит 1-ю долю, т.е. от неё зависит качество 1-й доли и, следовательно, ясность всей схемы.

 2. Четырехдольная схема

Сложный размер, соответственно, сложная схема с ощущением сильной и относительно сильной долей. Точки 1-й, 2-й и 3-й долей должны находиться на одной горизонтальной плоскости. Необходимо ясно представлять и чувствовать их графическое местоположение (замах всегда показывается в противоположном направлении относительно 1-й доли)

Возможные недостатки:

1. Отсутствие момента подготовки, предварения 2-й доли. Рука просто передвигается от точки к точке. Необходимо ощущение хорошего замаха от точки первой доли.

2. 2-я доля ведётся не пальцами, а кистью, и направляет ее лучезапястный сустав с опущенным вниз большим пальцем.

3. На точку 1-й доли руки ставятся строго на ширине корпуса, не сужая это пространство. 

4. Плохой замах к 3 доле, отсюда вялость и неопределенность, потеря ощущения сильного времени.

 3. Двудольная схема.

Несмотря на меньшее количество долей, эта схема самая сложная и труднее всего усваивается. 1-я доля этой схемы идёт не прямо вниз, а несколько в сторону от дирижера. Вследствие этого в 2-дольной схеме значительно труднее ощутить точку опоры, т.к. положение кисти на плоскости неустойчиво. 2-я слабая доля ведётся по принципу затакта в 3-хдольной схеме.

Недостатки:

- неправильное направление 1-й доли (сверху вниз прямым движением). Искажает рисунок схемы, становится невозможным дать ауфтакт ко 2-й доле.

- неопределенная форма кисти в 1-й доле.

Метрономирование (тактирование)

После того, как разобраны все компоненты дирижерского аппарата и основная позиция дирижера, можно переходить к изучению дирижерской доли, движению рук в тактовых схемах и к метрономированию. 

Структура дирижерской доли.

Дирижерская доля состоит из замаха, падения и точки удара (которая является также точкой отдачи, момент отражения от точки).

Замах (ауфтакт) – преддействие, представляет собой простое неподготовленное движение, т.к. рука идет на него всегда с исходной точки сразу. Основная фиксация замаха – предупреждение, накопление энергии, необходимой для дальнейшего действия. Замах всегда имеет направление, противоположное доле.

Падение – после замаха рука активно устремляется к точке и, достигнув ее, получает толчок к дальнейшему движению.

Таким образом, замах, падение (долевое движение) и точка составляют единое целое и неразрывно связаны между собой. Их взаимодействие создаёт непрерывность движения, пульсацию метроритмической ткани, которая лежит в основе музыки (каждый последующий жест должен быть органично связан с предыдущим и подготавливаться к ним)

Движение от точки к точке называется внутридолевым движением.

Точка – грань доли. Если в дирижерской доле замах является основным предупреждающим моментом, то точка – главный организующий момент (момент наступления доли, момент возникновения звука, снятия и т.д.)

Технически точка выполняется кистью при обязательном ощущении всей руки. Совершив быстрый удар о воображаемую плоскость, кисть сразу отходит в противоположном направлении.

Интенсивность точки зависит от характера музыки (Может быть резкой, мягкой и т.д., но всегда в любом темпе и динамике точка должна быть ясной, четкой и понятной).

  2. Тактирование.

Тактирование – показ метрических долей (или ритмического рисунка) движением руки в соответствии с тактовыми схемами. Тактирование лишено элементов художественной выразительности. Является основой, на которую опирается дирижирование.

Основные задачи тактирования:

1. Передача ясного рисунка схемы.

2. Показ сильного и слабого времени.

3. Организация ритмичности исполнения.

4. Чередование сильных и слабых долей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.008 с.)