Хочется, чтобы молодое поколение знало и гордилось тем, что в суровые военные годы за три летних месяца всем миром был построен аэродром, служивший делу Победы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хочется, чтобы молодое поколение знало и гордилось тем, что в суровые военные годы за три летних месяца всем миром был построен аэродром, служивший делу Победы.



В конце 1943 года Государственная Комиссия приняла несколько вспомогательных аэродромов. Прямой маршрут от Красноярска до Уэлькаля составил 4820 километра. А вся воздушная трасса представляла собой сложный стратегический механизм. Однажды пущенная махина работала ритмично, и никакой снегопад, никакая потеря человека с его машиной не могли сбить перегонку.

С оговорками, осторожно можно предположить: за 3 года на трассе мы потеряли около 150 самолетов (примерно 15 – 30 машин на каждом из пяти участков). А позже был снят гриф секретности и с перечня безвозвратных людских потерь дивизии: теперь мы знаем поименно всех 113 не долетевших. Показ фрагментов из фильма «АЛСИБ. Секретная трасса». Из них 15 летчиков погибли или считаются пропавшими без вести (на сегодняшний день не найдены останки четверых) на территории Иркутской области. Два завершающих участка трассы (Якутск – Киренск и Киренск – Красноярск) пролегали над северной частью нашей территории. Попадая в неблагоприятные условия, нередко летчики погибали и под Киренском и Усть-Кутом…. А вот, что самолеты терпели крушения, жители не знали до 1945 года. Но, даже найдя место падения самолетов, охотники не могли разглашать военную тайну вплоть до наших дней. Внимание на выставку журнал «Земля Иркутская» № 2, 2006 г.
Статья М.И. Денискина

Поисковые экспедиции. Иркутские поисковые группы. Нижнеилимские поисковики.

История неохотно расстается с тайнами. Но всегда были и будут люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Таковы молодые поисковики, которых объединяет областная организация «Дань Памяти», таков Михаил Денискин, более 20 лет занимающийся исследованием перегонки самолетов, таковы наши земляки, таковы многие россияне, по мере сил и возможностей помогающие поиску. В результате долгой и кропотливой работы найдены места катастроф, установлены имена погибших летчиков, а их останки с подобающими почестями захоронены. Внимание на выставку «АЛСИБ. Трасса мужества». «АЛСИБ – 65. Трасса мужества», в этом небольшом издании собраны сведения о 15 перегонщиках, которые погибли или пропали без вести, на территории Иркутской области. И все мы убеждены: придет время и не останется «белых пятен» в истории Великой Отечественной войны.

Война не считается законченной, пока не будет захоронен последний павший солдат»

Отто Фон Бисмарк

В Иркутске члены Российского Союза молодежи Виталий Барышников и Алексей Петров создали патриотическую организацию «Дань Памяти», которую возглавил Александр Яскин, сын героя минувшей войны Трофима Николаевича Яскина. «Дань Памяти» взяла под крыло все школьные поисковые группы области. Поисковики не исповедуют никакой идеологии, кроме любви к своему Отечеству. Внимание на выставку. Журнал «Земля Иркутская» № 2, 2006 г. Поисковые экспедиции в Приилимье.

«…Это было в апреле 1945 года. Наши односельчане, ходившие на охоту (их теперь нет в живых), обнаружили  разбитый самолет по речке Читорма. Места тогда назывались Мукинские и Каймоновские угодья. Тогда там стояли охотничьи зимовья. Может и теперь есть…. Желаю удачного поиска. Сильно плакала. Так хочется, чтобы родные, ждавшие весточки о своих сыновьях, мужьях, отцах получили её. Не могла молчать. Пишу со слов мужа… Станция Хребтовая Нижнеилимского района».

М. Денискин  получил это письмо и решил проверить, приколол синий флажок к карте, связался с Ниной Куршевой (краевед в городе Усть-Кут), она нашла охотника, знавшего путь к упавшему самолету. Однажды М. Денискину позвонили. Человек представился: Александр Токарев, «Дань Памяти», заместитель председателя. Интересуется АЛСИБом. Встретились, Михаил Денискин показал карту. А. Токарев сказал, что возглавит экспедицию. Отправились на поезде до Усть-Кута. Там пересели на речную «Зарю» и пошли вниз по Лене, до р.  Рысьей. Заблудиться было невозможно: первый же встреченный деревенский житель показал им обломки самолетов. Там они пробыли недолго. Вернулись в Усть-Кут, и Куршева, включив в группу несколько своих питомцев и надежного проводника, проводила их в Каймоново. На месте уже поджидал гусеничный вездеход, на котором по заросшей лесной дороге добрались до старого зимовья. Это было «базой», отправной точкой. Отсюда через несколько километров проводник вывел их к самолету. По прибытии майор Токарев уверенно доложил: В Садках (где лежат «Кобры») ничего примечательного не обнаружено. А «каймоновский» бомбардировщик пуст. Летчики по его версии, скорее всего, выпрыгнули с парашютами. Следов никаких. Но ребятам удалось найти обозначение бортовых номеров всех трех самолетов – и в этом направлении уже можно было двигаться далее. Это было «неудачное» лето – 2000.

Что касается «каймоновского» бомбардировщика, вот его металлическая «визитка»

BOSTON A – 20G

                      5.II.43

                      ORDER № AO – 26294

                      SERIA № AF – 253862

 

Через некоторое время из Москвы пришел ответ на запрос: Самолёт «А – 20G № 253862»

 

пропал без вести 12 июля 1943 года при перелете на участке Киренск – Красноярск.

 

Командир самолета – летчик 5-го ПАП старший лейтенант Заломин Иван Иванович и

 

штурман 5-го ПАП старший лейтенант Максимов Иван Архипович – погибли».

Георгий Куприянов, поисковик со стажем, принялся готовить к этому самолету свою экспедицию. Поисковики решили: летом 2003 года заломинский «Бостон» они найдут, во что бы  то ни стало. Потому, что летом 2003 г. этой тайне исполнится ровно 60 лет…

Как-то в 1999 г. собаки охотников Петрова и Фирсова взяли след сохатого. Собаки и вывели их к обломкам бомбардировщика. Мы – то из письма знаем, что люди здесь побывали и через два года после беды в 1945-ом. Но дело было секретное, грозящее многими серьезными неприятностями. И те люди  молчали. Эти – тоже. Как, Куршева смогла их разговорить? Остается загадкой. Однако охотники, согласились-таки, показать место. 8 июня 2003 г. студенты горного факультета Технического университета Максим Михалев, Сергей Юртаев, Константин Пелех во главе с Георгием Куприяновым двинулись в дорогу. Сопровождали их бывалый охотник, заместитель начальника Усть-Кутского ГИБДД Вадим Петров и медик Татьяна Малиновская. Надо заметить, что ребята выиграли грант Губернского собрания и на эти деньги не только организовали экспедиции, но и приобрели металлоискатель и японский прибор GPS, который с помощью спутникового наведения позволяет определиться на месте с точностью до 7 метров. В поселке Ручей группу встретила Нина Куршева с проводником и специалистом - авиатором, которого пригласили попробовать на месте разобраться в причинах трагедии. Прибыли в каймоновский леспромхоз, где им выделили гусеничный вездеход и топливо.

В 6 часов вечера тронулись – лесную дорогу водитель Александр Зырянов знал хорошо. После 25 км, которые вездеход проехал на трейлере, начиналась тайга: вездеход сгрузили и отправились по еле видимой заросшей дороге. Вечером заночевали у старого охотничьего зимовья с «вечным» ручейком. Отсюда до места катастрофы оставалось 7 км. Утром пришли и стали копать. Но сначала все измерили. Самолет лежал по курсу к Братску. Разброс фрагментов, от первой детали и до -  последней, равнялся -  163 метрам. Ширина - страшного «коридора» - 35 метров. Прежде, чем приступить к раскопкам, провели тщательный осмотр каждой детали и зарисовали общую схему. Потом разбили весь участок на квадраты. 12 июня Сергей Юртаев нашел бортовой номер на рваном куске дюраля: «US ARMY AF – 253862». Надпись была сделана под кабиной пилота по правой руке (этот кусок взяли в школьный музей). А самолет-то горел, об этом говорил расплавленный металл – натеками он застыл на двигателе и стойке шасси. Находки с места падения самолёта: фрагмент шлемофона коричневой кожи, обломанный красный карандаш, полная обойма от пистолета «ТТ» (патроны сильно проржавели), баночка сапожного крепа (запах сохранился), плексиглазовый транспортир, зеленая сплющенная пуговица со звездой, обломок перочинного ножа, фрагменты парашютов (куски строп), вытяжной тросик, замки…. Бережнее всего искали останки, нашли и упаковали. Потом из огромной лиственницы сделали подобие надгробия: снесли сюда изковерканные крылья со звездами по краям, в середине – собранный металл. А к лиственнице приколотили огромный четырехметровый, ошкуренный крест из листвяка. Юртаев на металлической табличке выбил надпись: «Заломин И.И. – лейтенант, Максимов И.А. – штурман 1 КПАД 5 ПАП. Погибли 12 июля 1943 года, перегоняя самолет «А – 20 «Бостон». 2003 год». Показ фрагментов из фильма «Последний полет «Бостона»

В вечернее небо три раза громыхнул выстрел дробовика. Поглядели на место раскопок: много земли перевернуто. Наверное, еще немало металла осталось: прибор «фонил» везде. Но главную свою задачу они уже выполнили. Тем же летом состоялось торжественное захоронение. С официального согласия родственников останки Иванова и Шабурова также решили перенести на городское кладбище. Они погибли 12 июля 1943 года. Тела обнаружены ягодниками в тайге через месяц – 12 августа того же года в 10 километрах юго-восточнее г. Усть-Кут. Специальная комиссия из представителей районных властей произвела захоронение на месте. В сентябре 1951 года заброшенную могилу случайно обнаружил старожил Усть-Кута К. Суплецов. В 1963 году силами Усть-Кутских комсомольцев таежная могила Иванова и Шабурова была восстановлена. Через 60 лет, когда дачные участки «обступят» могилу, она с согласия родственников будет вскрыта, а останки Иванова Г.М. и Шабурова Г.Н. перезахоронены на кладбище Усть-Кута, в одной могиле с останками Заломина И.И. и Максимова И.А., погибшими в тот же день. Экипажи двух «Бостонов» отныне успокоились в братской могиле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.005 с.)