Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока мужества «Аляска – Сибирь – Фронт». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока мужества «Аляска – Сибирь – Фронт».



Автор: Коваль Татьяна Ивановна – педагог дополнительного образования МОУ «Железногорская СОШ №3».  

 Оглавление  

Введение

Аляска – Сибирь: звено Великой Победы (1942 – 1945 гг.)

· История трассы

· Перегоночные авиаполки

· В память об «АЛСИБе»

 

2. Летом 43 года. Нижнеилимский аэродром

· Строительство аэродрома

· Воспоминания илимчан

· Роль Нижнеилимского аэродрома в работе авиалинии

 

Поисковые экспедиции

· Иркутские поисковые группы

· Нижнеилимские поисковики

   Заключение

Цели и задачи: - Воспитание гражданина-патриота России.

- Воспитание чувства любви к Малой родине, к своему Отечеству.

- Воспитание чувства гордости за свою страну

 

- Изучение и сохранение истории страны и родного края.

Введение

«Американцы сразу сказали:

По этой трассе могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы,

Либо русские».

Илья Мазурук

полярный летчик,
Герой Советского Союза,
генерал-майор авиации.

 

Во все времена наш народ выступал на защиту Отечества как на правое, священное дело. И защищал он свою землю с беспримерным упорством, отвагой и мастерством. История нашего Отечества несет в себе множество примеров доблести и героизма. Во время Великой Отечественной войны русский солдат доказал свою храбрость и преданность Родине. В канун 75-ой годовщины Великой Победы мы отдаём дань уважения их мужеству и героизму. Осенью 2017 года исполнилось 75 лет одной из самых секретных операций Великой Отечественной войны – перегонке самолетов из Аляски через Сибирь на фронт. Осенью 2018 года исполнилось 75 лет Нижнеилимскому военному аэродрому на трассе АЛСИБ. О славном прошлом трассы мужества, о людях создавших авиалинию, о подвиге лётчиков и о наших земляках - илимчанах, построивших Нижнеилимский военный аэродром  на авиалинии Аляска – Сибирь – Фронт, ведётся рассказ на уроке краеведения, на уроке мужества «Аляска – Сибирь - Фронт».

Решающая роль нашей страны в победе над фашистской Германией признается во всём мире. Важно знать о бесценном опыте сотрудничества стран антигитлеровской коалиции, сумевших прийти к соглашению по важнейшей мировой проблеме - встали единым фронтом против держав, исповедующих фашизм и милитаризм. В день нападения фашистской Германии на Советский Союз премьер-министр Великобритании У. Черчилль выступил по радио с обращением к народу своей страны. Он, в частности, сказал: «Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером – наши враги…. Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу такую помощь, какую только сможем». О поддержке Советского Союза в войне с Германией высказался 24 июня 1941 года и президент США Ф. Рузвельт.

В начальный период войны из-за временной потери части своей территории, а также по другим причинам Советский Союз ощущал острую нехватку вооружения, продовольствия и стратегических материалов. Поэтому для нашей страны имело большое значение заключенное осенью 1941 года соглашение по которому США и Великобритания обязались поставлять в СССР, начиная с октября того же года, вооружение, технику (в том числе боевые самолеты), материалы и продовольствие.

11 июня 1942 года Советский Союз и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу (от английского «Lend – lease» - давать взаймы, сдавать в аренду). В годы войны поставки по ленд-лизу получали 42 страны мира.

Союзническая помощь по ленд-лизу осуществлялась несколькими путями. Один из них пролегал от восточного побережья Америки до Мурманска и Архангельска, перевозки по нему сопровождались значительными потерями и проводились неритмично. Маршрут через Тихий океан к дальневосточным портам нашей страны оказался несподручным из-за большой протяженности. Главной транспортной артерией был избран путь через Индийский океан до Иракского порта Басра  в Персидском заливе и далее через Иран к советской границе. Этот очень длинный и неудобный из-за нескольких перевалов путь все же сыграл важную роль в доставке в СССР нужных грузов.

Особенно страдали при перевозках по вышеназванным маршрутам самолеты – груз хрупкий и громоздкий. Доставка самолетов пароходами была долгой, а главное – опасной: фашистские подлодки и авиация практически безнаказанно нападали на караваны и топили ценный груз.

Аляска – Сибирь: звено Великой Победы (1942 – 1945 гг.). История трассы.

Поэтому еще в октябре 1941 года Государственный Комитет обороны СССР принял решение об организации их доставки из США, было предложено гнать самолеты своим ходом. На северо-востоке СССР срочно началось строительство аэродромов, туда завозилось оборудование, горючее. В конце 1941 года группа видных авиаспециалистов, возглавляемая начальником Аэрофлота, Героем Советского Союза В.С. Молоковым, вылетела в Сибирь, Якутию и на Чукотку для изыскания наилучшего направления авиатрассы. Создание этой трассы возлагалось на Главное управление Гражданского флота под началом генерал-майора Молокова В.С.. Было изучено несколько различных маршрутов, и выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Начальником строительства авиалинии был назначен Д.Е. Чусов. Изыскивая для аэродромов подходящие участки, его экспедиция проделала огромную работу, которая нередко велась с воздуха. В.С. Молоков вспоминает, что только с самолета изыскатели смогли определить нужный участок в Оймяконе, а в сплошь заболоченном районе реки Омолон (приток Колымы) пришлось спускать на парашютах двух членов экспедиции, чтобы они нашли площадку для посадки У – 2. Отобранные изыскателями участки тундры, лесотундры и тайги за короткий срок становились посадочными площадками, а затем аэродромами. Росли разных размеров бревенчатые срубы. Увенчанные крышами, они превращались в служебные и бытовые здания. Еще недавно безжизненная, скованная вечной мерзлотой земля оживала, оглашаясь ревом авиационных моторов, перестуком движков электростанций, урчанием автомобилей и другой техники. Трасса оснащалась, насколько позволяли возможности того времени, связью, радионавигационным оборудованием, метеорологическими станциями, уточнялись полетные карты местности, прилегающей к восточной магистрали. Шла реконструкция уже имеющихся аэродромов. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали самолетные стоянки. Были реконструированы аэродромы в Якутске и Киренске. Сроки строительства, продиктованные нуждами фронта, были крайне напряженными. Работа не прерывалась ни днем, ни ночью, велась в сорока - пятидесятиградусные морозы, сопровождавшиеся ветрами и метелями, и в весеннюю распутицу с непролазной грязью. На стройках работали как вольнонаемные и трудармейцы, так и горемыки из печально известной системы   ГУЛАГа. Большую помощь оказывало местное население, состоявшее преимущественно из женщин, стариков и детей. К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию десять аэродромов: пять базовых - отремонтированные в Якутске и Красноярске, и новые в Киренске, Сеймчане и Улькане, так же пять запасных – в Алдане, Олёкменске, Оймяконе, Берелёхе (Сусуман) и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мая, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде – 15. Осенью 1942 года вступил в строй воздушный мост Аляска – Сибирь. По нему в условиях строжайшей секретности советские летчики повели самолеты на фронт. По дерзости стратегического замысла и масштабности исполнения ни до, ни после в мировой военной практике аналогов не было. Уникальную операцию американцы назвали «Проект ALSIB». В отечественную историю она вошла под названием «Трасса мужества».

Для перегонки американских самолетов: истребителей, средних бомбардировщиков и транспортных С-47 – была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия под командованием Героя Советского Союза полковника И.П. Мазурука (в июне 1944 года его сменил на этой должности полковник А.Г. Мельников). Большая часть направленных в эту дивизию пилотов, радистов и механиков имели фронтовой опыт или работали до войны на сибирских авиалиниях Аэрофлота и в Арктике. Бомбардировщики и транспортные самолеты обычно перегонялись поодиночке или по два – три, истребители же, как правило, группами, которые вели лидеры – бомбардировщики.

Перегоночные авиаполки. Внимание на карту авиатрассы.

Дальность полета у истребителей была небольшой, поэтому маршрут, протяженность которого от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 километров, пришлось разделить на пять этапов. За каждым из них закреплялся перегоночный авиаполк (ПАП), и он обычно работал только на своем участке. Передав в пункте назначения самолеты соседнему полку, летчики возвращались на свою базу транспортными самолетами специальной эскадрильи, преобразованной 4 июня 1943 года в 8-й транспортный авиаполк (командир-полковник В.А. Пущинский). Американские летчики доставляли самолеты от авиационных заводов, расположенных на севере США: Буффало, Детройта, Монтано, Оклахомы, Сити через Канаду в Фэрбенкс, где находилась советская военная миссия, принимавшая поставляемую технику. Далеко, на Аляске, кабины американских боевых самолетов занимали советские летчики, эстафету подхватывали наши летчики. Перегонку осуществляли по следующей схеме. Летчики первого перегоночного авиаполка (ПАП) принимали самолеты в Фэрбенксе (США), летели над Аляской, пересекали Берингов пролив и садились на аэродроме Уэлькаль (Чукотка). Протяженность этого отрезка составляла 1560 километров. Здесь машины принимали летчики второго ПАП. Им предстоял путь до якутского поселка Сеймчан, перегон шел по сложнейшему 1450 – километровому участку над безлюдной Чукоткой и Колымским хребтом до Сеймчана. Оттуда летчики третьего полка вели самолеты над полюсом (Оймяконьем) холода,  над хребтами Черского и Верхоянским в Якутск. Маршрут от Сеймчана до Якутска (1200 километров). Участок от Якутска до Киренска (Иркутская область) протяженностью 1340 километров обслуживал 4-й ПАП. Зимой большие морозы и туманы, а летом густой дым от таежных пожаров сильно усложняли пилотирование самолетов на этом участке. В Киренске базировался 5-й ПАП. Летчики этого полка замыкали эстафету, доставляя крылатую технику в Красноярск. 920-километровый отрезок воздушного пути от Киренска до Красноярска простирался над сплошной Сибирской тайгой. От Красноярска на советско-германский фронт бомбардировщики доставлялись лётом, а истребители на железнодорожных платформах. Самолеты С-47 доставлялись экипажами методом сквозной перегонки от Уэлькаль до Красноярска, а с октября 1944 года по всей магистрали Уэлькаль – Москва. Административным центром трассы был выбран город Якутск. Здесь размещались штаб 1-й перегоночной авиадивизии и управление воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль, базировались 4-й ПАП и 8-й транспортный авиаполк (ТАП). 6 октября 1942 года летчики 1-го ПАП подняли в воздух с аэродрома Лэнд-Филд близ Фэрбенкса первую группу самолетов – 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон» и повели их через Берингов пролив.

Вот что писал Сталин Рузвельту осенью 1942 года: «… мы крайне нуждаемся в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа (например, «Аэрокобра»)… Что касается положения на фронте, то Вы, конечно, знаете, что за последние месяцы наше положение на юге, особенно в районе Сталинграда, ухудшилось из-за недостатка у нас самолетов, главным образом, истребителей. У немцев оказался большой резерв самолетов. Немцы имеют на юге минимум двойное превосходство в воздухе, что лишает нас возможности прикрыть свои войска». Рузвельт отвечал: «Я изучаю все возможности увеличения истребителей, поставляемых Советскому Союзу. В октябре мы отправили Вам 276 боевых самолетов, и делается все возможное, чтобы ускорить эти поставки».

За время войны по этой трассе в Советский Союз было доставлено 8094 самолета. Всего от союзников наша страна получила 18297 самолетов. Поставки по ленд-лизу составляли примерно 20% от выпуска отечественной промышленности по фронтовым бомбардировщикам и истребителям.

Кажется, все выглядит просто – полеты, перелеты. Но попробуйте представить эти многочасовые перелеты: малознакомая техника, надписи и расчеты – на английском, весь маршрут – более 7000 км – над водами пролива Беренга, над тундрой, над горами и тайгой. В лютую стужу, в дождь и жару, практически в любую погоду, днем, а в сумерках полярной ночи – и по два полета. Это был поистине смертельный риск, когда на предельной высоте приходилось надевать кислородные маски, идти на последних литрах топлива и сознавать, что под крылом на сотни километров – ни людей, ни жилья, ни подходящей площадки. Героизм тружеников трассы Аляска – Сибирь получил высокую оценку: 1-я перегоночная авиадивизия 5 ноября 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты получили ордена и медали.

В газете «Воздушный транспорт» № 51 и № 52 за 1991 год излагается дословно количество перегнанных самолетов, и авиакатастроф.

За весь период работы авиатрассы Аляска – Сибирь, начиная с 7 октября 1942 года по октябрь 1945 года, авиадивизией было перегнано и сдано военной приемке ВВС Советской Армии 8094 самолета. Из них было сформировано 250 авиаполков.

В том числе бомбардировщиков «Бостон – А – 20» - 1330 самолетов, «Митчел Б – 25» – 725, истребителей «Аэрокобра Р-39» - 2593, «Киттихаук Р-40» - 43 самолета, «Кингкобра Р-63» - 2540, «Р-47» - 3 самолета, «АТ-6» - 54, транспортных самолетов «Си-47» - 204 и «Си-46» - 1. При этом было совершено 68148 самолёто-перегонов с общим налетом 252796 часов. С октября по декабрь перегнали в Красноярск 114 самолетов, за 1943 год – 2465, 1944 год – 3033 и за 9 месяцев 1945 года - 2482. Не все машины дошли до места назначения. Некоторые экипажи и поныне считаются пропавшими без вести. Иркутский журналист Михаил Денискин много лет занимается воссозданием истории «Трассы мужества» и по результатам своих поисков написал книгу «По следам пропавшего «Бостона»» - интереснейшая, замечательная книга, которая помогает нам узнать новые факты, разобраться во многих вопросах. Внимание на выставку (книга М. Денискина).

1980 г. Якутия, Верхоянский хребет. Склон горы у реки Сартанг. Со времен Великой Отечественной войны среди жителей Крайнего Севера ходили слухи о том, что в тундре лежат разбитые самолеты со странной маркировкой – красные звезды в белых кругах американских ВВС. В 1982 г. Анатолий Клева – публицист, Забайкальский специальный корреспондент газеты «Известия», получил информацию о страшной находке эвенкийского оленевода на склоне горы у реки Сартанг. Анатолию Клева сказали, что в горах есть места, где надо искать. Куда и зачем летел этот загадочный самолет, кто этот летчик и как он оказался в зоне вечной мерзлоты. Начались поиски. Показ фрагмента из фильма «АЛСИБ». Секретная трасса.

Война собирала скорбный урожай не только на фронте. Выполняя воинский долг, гибли люди и вдали от театра боевых действий. За время работы трассы Аляска – Сибирь на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 44 катастрофы, в которых погибло 113 наших авиаторов. На местах катастроф, на могилах погибших установлены скромные памятники, надгробия, обелиски.

Летом 1945 года на трассе перегонялись самолеты для Забайкальского, первого и второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились, и 1-ый перегоночный авиаполк перебазировался из Фэрбенкса в Марково. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года. В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска – Сибирь прекратила свою деятельность.

75 лет назад, в годы войны, самоотверженные люди построили воздушный мост Аляска – Сибирь, проложили трассу мужества и дружбы. После войны эта хорошо оборудованная по тем временам, разветвленная трасса, насчитывающая 30 аэродромов, предопределила дальнейшие регулярные воздушные сообщения в Восточной Сибири и Северо-Востоке страны.

В память об АЛСИБЕ.

В мирное время мост дружбы открывается заново. По инициативе Комитетов

ветеранов второй мировой войны России и США в 1990 году были организованы встречи ветеранов АЛСИБА на Аляске. В 1992 году была совершена еще одна поездка российских ветеранов АЛСИБА в США. В обеих поездках наши ветераны были окружены дружелюбием и уважением жителей Аляски. В их сердцах и поныне живет славная страница нашего общего прошлого, связанного с борьбой против фашизма. Во многих городах Канады и Аляски, где проходила американская часть трассы, имеются музеи и мемориальные комплексы, ухоженные кладбища. После многих лет забвения и замалчивания в нашей стране становится многое известно о героической деятельности АЛСИБА. В 1992 году, в дни празднования 50-летия открытия перегоночной трассы, в Якутском аэропорту торжественно открыли мемориал памяти погибших перегонщиков.

А десять лет спустя, к 60-летию открытия АЛСИБА, мемориал пополнился еще одной достопримечательностью – полномасштабной моделью самолета «Аэрокобра», изготовленной молодыми якутскими авиаторами. В ноябре 2002 года в Иркутске проведена научно-практическая конференция «АЛСИБ-60» с участием представителей США, посвященная 60-летию открытия трассы перегона американских самолетов Уэлькань – Красноярск. С докладами прибыли участники из Екатеринбурга и Красноярска. А участие сотрудников института «Открытое общество» Фонда Сороса и библиотеки Конгресса США придало событию международный статус. Но главными «действующими лицами» здесь были мальчишки и девчонки – делегации от поисковых отрядов из районов и городов Иркутской области. Вице губернатор Иркутской области С.И.Дубровин, открывая конференцию, выразил уверенность, что когда-нибудь останки последнего найденного бойца с подобающими почестями будут преданы земле. Тогда с поисковых карт исчезнут «белые пятна». И окончится, наконец, Великая Отечественная – самая кровопролитная война в истории человечества. Все встали и замерли в минуте молчания. Прозвучали государственные гимны России и Соединенных Штатов Америки…. Были возложены цветы к Вечному огню. На здании Восточно-Сибирского управления гражданской авиации торжественно открыли мемориальную доску в честь перегонщиков. Конференция дала толчок дальнейшему развитию поисков пропавших самолетов. Несколько поисковиков навестили вдову летчика Г.М. Иванова – Августу Сергеевну Кулемину. Был еще один человек – высокий седой мужчина. И когда сын Иванова представился: «Сергей Георгиевич Иванов!», тот мужчина в ответ сказал: «А я – Александр Иванович Заломин!». И дети двух летчиков, за нашу Великую Победу отдавших свои жизни в один день, крепко обнялись…. Показ фрагментов из фильма «Последний полет «Бостона». Внимание на выставку.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.019 с.)