Автор методического пособия: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автор методического пособия:



Аляска – Сибирь – Фронт»

 

 

Номинация Конкурса:

Методическое пособие

 

 

Автор методического пособия:

Коваль Татьяна Ивановна –

Педагог дополнительного образования

МОУ «Железногорская СОШ №3»,

Г. Железногорск-Илимский,

Иркутская область.

 

 

 

Г. Железногорск-Илимский, 2021г.

Аннотация

Методическое пособие «Приглашение в Память. Аляска – Сибирь - Фронт» адресовано тем, кто работает с детьми в условиях дополнительного образования: методистам, педагогам дополнительного образования и решает проблемы туристско-краеведческой направленности. Пособие разработано в помощь педагогам, организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с детьми, краеведам, учителям истории и классным руководителям, всем, кто заинтересован в краеведческом материале или проявляет интерес к данной тематике. Методическое пособие может быть использовано в следующих областях гуманитарных знаний: обществознание, история, литература, краеведение. Методическое пособие рекомендуется использовать при изучении истории Великой Отечественной войны в курсах истории России и всемирной истории. В 5-х – 9-х классах методическое пособие предлагается использовать в рамках, программы регионального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования Иркутской области.

 

Содержание                                                                                                              № стр.

Пояснительная записка ……………………………………………………………. 3

1.1. Актуальность …………………………………………………………………….. 3

1.2. Цель ………………………………………………………………………………. 3

1.3. Ожидаемые результаты …………………………………………………………. 3

1.4. Особенности и новизна …………………………………………………………. 3

Содержание методического пособия ……………………………………………… 4 - 26

2.1. Туристско-краеведческая деятельность ………………………………………... 4 - 6

2.2. Методическая разработка урока мужества  

«Аляска – Сибирь - Фронт» ………………………………………………………….. 6 - 26

Заключение …………………………………………………………………………... 26 - 27

Список источников и литературы ………………………………………………... 28 - 29

 

Пояснительная записка

Актуальность

Тема методического пособия актуальна. Начну словами: «За всё, что свято, мы на себя ответственность берём». В течение 50 лет тема АЛСИБа была засекречена и когда секретность была снята, появилась возможность говорить об этом историческом событии, изучать, рассказывать о перегоне самолётов «Аляска – Сибирь – Фронт», о героях легендарной трассы мужества. В настоящее время есть необходимость в исследовании, обработке материалов и передаче знаний, новым поколениям, чтобы помнили. Память – это основа культуры, это связь между прошлым и будущим. Память связывает поколения. Это духовный мост через годы, десятилетия. И силу свою, и храбрость и мужество – весь дух свой человеку помогает обрести священная Память о защитниках родной земли. «И вечно будут в памяти народной…». 16 ноября 2022 года исполняется 80 лет со дня приземления в Красноярске первой группы американских самолётов, перегнанных из США, с Аляски, по воздушной трассе «Аляска – Сибирь». Методическое пособие подготовлено для проведения мероприятий к юбилею трассы «Аляска – Сибирь», а также для проведения краеведческих занятий. Память актуальна во все времена.

Цель: оказание методической помощи педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, методистам туристско-краеведческой направленности.

Задачи: поделиться опытом, показать важность краеведческой работы, настроить на исследовательскую работу.

Ожидаемые результаты: востребованность методического пособия «Приглашение в Память. Аляска – Сибирь - Фронт» в туристско-краеведческой и учебной деятельности. Пособие должно помогать в работе всем, кто решит обратиться к данной теме и сможет легко решить свой вопрос.

  Новизна методического пособия состоит в том, что прежде обращались к этой теме, только в связи с Нижнеилимским аэродромом, а   предлагаемый материал ведёт нас через историю трассы мужества АЛСИБ  к истории промежуточного Нижнеилимского военного аэродрома на перегоночной трассе.

Особенность данного пособия состоит в том, что оно даёт возможность глубокого раскрытия темы и варианты своей подачи, дробление материала: рассказ о войне, об АЛСИБе, о героических людях трассы и тыла.

Содержание методического пособия

Поисковые экспедиции

· Иркутские поисковые группы

· Нижнеилимские поисковики

   Заключение

Цели и задачи: - Воспитание гражданина-патриота России.

- Воспитание чувства любви к Малой родине, к своему Отечеству.

- Воспитание чувства гордости за свою страну

 

- Изучение и сохранение истории страны и родного края.

Введение

«Американцы сразу сказали:

Либо русские».

Илья Мазурук

полярный летчик,
Герой Советского Союза,
генерал-майор авиации.

 

Во все времена наш народ выступал на защиту Отечества как на правое, священное дело. И защищал он свою землю с беспримерным упорством, отвагой и мастерством. История нашего Отечества несет в себе множество примеров доблести и героизма. Во время Великой Отечественной войны русский солдат доказал свою храбрость и преданность Родине. В канун 75-ой годовщины Великой Победы мы отдаём дань уважения их мужеству и героизму. Осенью 2017 года исполнилось 75 лет одной из самых секретных операций Великой Отечественной войны – перегонке самолетов из Аляски через Сибирь на фронт. Осенью 2018 года исполнилось 75 лет Нижнеилимскому военному аэродрому на трассе АЛСИБ. О славном прошлом трассы мужества, о людях создавших авиалинию, о подвиге лётчиков и о наших земляках - илимчанах, построивших Нижнеилимский военный аэродром  на авиалинии Аляска – Сибирь – Фронт, ведётся рассказ на уроке краеведения, на уроке мужества «Аляска – Сибирь - Фронт».

Решающая роль нашей страны в победе над фашистской Германией признается во всём мире. Важно знать о бесценном опыте сотрудничества стран антигитлеровской коалиции, сумевших прийти к соглашению по важнейшей мировой проблеме - встали единым фронтом против держав, исповедующих фашизм и милитаризм. В день нападения фашистской Германии на Советский Союз премьер-министр Великобритании У. Черчилль выступил по радио с обращением к народу своей страны. Он, в частности, сказал: «Любой человек или государство, которые борются против нацизма, получат нашу помощь. Любой человек или государство, которые идут с Гитлером – наши враги…. Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу такую помощь, какую только сможем». О поддержке Советского Союза в войне с Германией высказался 24 июня 1941 года и президент США Ф. Рузвельт.

В начальный период войны из-за временной потери части своей территории, а также по другим причинам Советский Союз ощущал острую нехватку вооружения, продовольствия и стратегических материалов. Поэтому для нашей страны имело большое значение заключенное осенью 1941 года соглашение по которому США и Великобритания обязались поставлять в СССР, начиная с октября того же года, вооружение, технику (в том числе боевые самолеты), материалы и продовольствие.

11 июня 1942 года Советский Союз и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу (от английского «Lend – lease» - давать взаймы, сдавать в аренду). В годы войны поставки по ленд-лизу получали 42 страны мира.

Союзническая помощь по ленд-лизу осуществлялась несколькими путями. Один из них пролегал от восточного побережья Америки до Мурманска и Архангельска, перевозки по нему сопровождались значительными потерями и проводились неритмично. Маршрут через Тихий океан к дальневосточным портам нашей страны оказался несподручным из-за большой протяженности. Главной транспортной артерией был избран путь через Индийский океан до Иракского порта Басра  в Персидском заливе и далее через Иран к советской границе. Этот очень длинный и неудобный из-за нескольких перевалов путь все же сыграл важную роль в доставке в СССР нужных грузов.

Особенно страдали при перевозках по вышеназванным маршрутам самолеты – груз хрупкий и громоздкий. Доставка самолетов пароходами была долгой, а главное – опасной: фашистские подлодки и авиация практически безнаказанно нападали на караваны и топили ценный груз.

Аляска – Сибирь: звено Великой Победы (1942 – 1945 гг.). История трассы.

Поэтому еще в октябре 1941 года Государственный Комитет обороны СССР принял решение об организации их доставки из США, было предложено гнать самолеты своим ходом. На северо-востоке СССР срочно началось строительство аэродромов, туда завозилось оборудование, горючее. В конце 1941 года группа видных авиаспециалистов, возглавляемая начальником Аэрофлота, Героем Советского Союза В.С. Молоковым, вылетела в Сибирь, Якутию и на Чукотку для изыскания наилучшего направления авиатрассы. Создание этой трассы возлагалось на Главное управление Гражданского флота под началом генерал-майора Молокова В.С.. Было изучено несколько различных маршрутов, и выбран путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Начальником строительства авиалинии был назначен Д.Е. Чусов. Изыскивая для аэродромов подходящие участки, его экспедиция проделала огромную работу, которая нередко велась с воздуха. В.С. Молоков вспоминает, что только с самолета изыскатели смогли определить нужный участок в Оймяконе, а в сплошь заболоченном районе реки Омолон (приток Колымы) пришлось спускать на парашютах двух членов экспедиции, чтобы они нашли площадку для посадки У – 2. Отобранные изыскателями участки тундры, лесотундры и тайги за короткий срок становились посадочными площадками, а затем аэродромами. Росли разных размеров бревенчатые срубы. Увенчанные крышами, они превращались в служебные и бытовые здания. Еще недавно безжизненная, скованная вечной мерзлотой земля оживала, оглашаясь ревом авиационных моторов, перестуком движков электростанций, урчанием автомобилей и другой техники. Трасса оснащалась, насколько позволяли возможности того времени, связью, радионавигационным оборудованием, метеорологическими станциями, уточнялись полетные карты местности, прилегающей к восточной магистрали. Шла реконструкция уже имеющихся аэродромов. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали самолетные стоянки. Были реконструированы аэродромы в Якутске и Киренске. Сроки строительства, продиктованные нуждами фронта, были крайне напряженными. Работа не прерывалась ни днем, ни ночью, велась в сорока - пятидесятиградусные морозы, сопровождавшиеся ветрами и метелями, и в весеннюю распутицу с непролазной грязью. На стройках работали как вольнонаемные и трудармейцы, так и горемыки из печально известной системы   ГУЛАГа. Большую помощь оказывало местное население, состоявшее преимущественно из женщин, стариков и детей. К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию десять аэродромов: пять базовых - отремонтированные в Якутске и Красноярске, и новые в Киренске, Сеймчане и Улькане, так же пять запасных – в Алдане, Олёкменске, Оймяконе, Берелёхе (Сусуман) и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть-Мая, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде – 15. Осенью 1942 года вступил в строй воздушный мост Аляска – Сибирь. По нему в условиях строжайшей секретности советские летчики повели самолеты на фронт. По дерзости стратегического замысла и масштабности исполнения ни до, ни после в мировой военной практике аналогов не было. Уникальную операцию американцы назвали «Проект ALSIB». В отечественную историю она вошла под названием «Трасса мужества».

Для перегонки американских самолетов: истребителей, средних бомбардировщиков и транспортных С-47 – была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия под командованием Героя Советского Союза полковника И.П. Мазурука (в июне 1944 года его сменил на этой должности полковник А.Г. Мельников). Большая часть направленных в эту дивизию пилотов, радистов и механиков имели фронтовой опыт или работали до войны на сибирских авиалиниях Аэрофлота и в Арктике. Бомбардировщики и транспортные самолеты обычно перегонялись поодиночке или по два – три, истребители же, как правило, группами, которые вели лидеры – бомбардировщики.

Перегоночные авиаполки. Внимание на карту авиатрассы.

Дальность полета у истребителей была небольшой, поэтому маршрут, протяженность которого от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 километров, пришлось разделить на пять этапов. За каждым из них закреплялся перегоночный авиаполк (ПАП), и он обычно работал только на своем участке. Передав в пункте назначения самолеты соседнему полку, летчики возвращались на свою базу транспортными самолетами специальной эскадрильи, преобразованной 4 июня 1943 года в 8-й транспортный авиаполк (командир-полковник В.А. Пущинский). Американские летчики доставляли самолеты от авиационных заводов, расположенных на севере США: Буффало, Детройта, Монтано, Оклахомы, Сити через Канаду в Фэрбенкс, где находилась советская военная миссия, принимавшая поставляемую технику. Далеко, на Аляске, кабины американских боевых самолетов занимали советские летчики, эстафету подхватывали наши летчики. Перегонку осуществляли по следующей схеме. Летчики первого перегоночного авиаполка (ПАП) принимали самолеты в Фэрбенксе (США), летели над Аляской, пересекали Берингов пролив и садились на аэродроме Уэлькаль (Чукотка). Протяженность этого отрезка составляла 1560 километров. Здесь машины принимали летчики второго ПАП. Им предстоял путь до якутского поселка Сеймчан, перегон шел по сложнейшему 1450 – километровому участку над безлюдной Чукоткой и Колымским хребтом до Сеймчана. Оттуда летчики третьего полка вели самолеты над полюсом (Оймяконьем) холода,  над хребтами Черского и Верхоянским в Якутск. Маршрут от Сеймчана до Якутска (1200 километров). Участок от Якутска до Киренска (Иркутская область) протяженностью 1340 километров обслуживал 4-й ПАП. Зимой большие морозы и туманы, а летом густой дым от таежных пожаров сильно усложняли пилотирование самолетов на этом участке. В Киренске базировался 5-й ПАП. Летчики этого полка замыкали эстафету, доставляя крылатую технику в Красноярск. 920-километровый отрезок воздушного пути от Киренска до Красноярска простирался над сплошной Сибирской тайгой. От Красноярска на советско-германский фронт бомбардировщики доставлялись лётом, а истребители на железнодорожных платформах. Самолеты С-47 доставлялись экипажами методом сквозной перегонки от Уэлькаль до Красноярска, а с октября 1944 года по всей магистрали Уэлькаль – Москва. Административным центром трассы был выбран город Якутск. Здесь размещались штаб 1-й перегоночной авиадивизии и управление воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль, базировались 4-й ПАП и 8-й транспортный авиаполк (ТАП). 6 октября 1942 года летчики 1-го ПАП подняли в воздух с аэродрома Лэнд-Филд близ Фэрбенкса первую группу самолетов – 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон» и повели их через Берингов пролив.

Вот что писал Сталин Рузвельту осенью 1942 года: «… мы крайне нуждаемся в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа (например, «Аэрокобра»)… Что касается положения на фронте, то Вы, конечно, знаете, что за последние месяцы наше положение на юге, особенно в районе Сталинграда, ухудшилось из-за недостатка у нас самолетов, главным образом, истребителей. У немцев оказался большой резерв самолетов. Немцы имеют на юге минимум двойное превосходство в воздухе, что лишает нас возможности прикрыть свои войска». Рузвельт отвечал: «Я изучаю все возможности увеличения истребителей, поставляемых Советскому Союзу. В октябре мы отправили Вам 276 боевых самолетов, и делается все возможное, чтобы ускорить эти поставки».

За время войны по этой трассе в Советский Союз было доставлено 8094 самолета. Всего от союзников наша страна получила 18297 самолетов. Поставки по ленд-лизу составляли примерно 20% от выпуска отечественной промышленности по фронтовым бомбардировщикам и истребителям.

Кажется, все выглядит просто – полеты, перелеты. Но попробуйте представить эти многочасовые перелеты: малознакомая техника, надписи и расчеты – на английском, весь маршрут – более 7000 км – над водами пролива Беренга, над тундрой, над горами и тайгой. В лютую стужу, в дождь и жару, практически в любую погоду, днем, а в сумерках полярной ночи – и по два полета. Это был поистине смертельный риск, когда на предельной высоте приходилось надевать кислородные маски, идти на последних литрах топлива и сознавать, что под крылом на сотни километров – ни людей, ни жилья, ни подходящей площадки. Героизм тружеников трассы Аляска – Сибирь получил высокую оценку: 1-я перегоночная авиадивизия 5 ноября 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты получили ордена и медали.

В газете «Воздушный транспорт» № 51 и № 52 за 1991 год излагается дословно количество перегнанных самолетов, и авиакатастроф.

За весь период работы авиатрассы Аляска – Сибирь, начиная с 7 октября 1942 года по октябрь 1945 года, авиадивизией было перегнано и сдано военной приемке ВВС Советской Армии 8094 самолета. Из них было сформировано 250 авиаполков.

В том числе бомбардировщиков «Бостон – А – 20» - 1330 самолетов, «Митчел Б – 25» – 725, истребителей «Аэрокобра Р-39» - 2593, «Киттихаук Р-40» - 43 самолета, «Кингкобра Р-63» - 2540, «Р-47» - 3 самолета, «АТ-6» - 54, транспортных самолетов «Си-47» - 204 и «Си-46» - 1. При этом было совершено 68148 самолёто-перегонов с общим налетом 252796 часов. С октября по декабрь перегнали в Красноярск 114 самолетов, за 1943 год – 2465, 1944 год – 3033 и за 9 месяцев 1945 года - 2482. Не все машины дошли до места назначения. Некоторые экипажи и поныне считаются пропавшими без вести. Иркутский журналист Михаил Денискин много лет занимается воссозданием истории «Трассы мужества» и по результатам своих поисков написал книгу «По следам пропавшего «Бостона»» - интереснейшая, замечательная книга, которая помогает нам узнать новые факты, разобраться во многих вопросах. Внимание на выставку (книга М. Денискина).

1980 г. Якутия, Верхоянский хребет. Склон горы у реки Сартанг. Со времен Великой Отечественной войны среди жителей Крайнего Севера ходили слухи о том, что в тундре лежат разбитые самолеты со странной маркировкой – красные звезды в белых кругах американских ВВС. В 1982 г. Анатолий Клева – публицист, Забайкальский специальный корреспондент газеты «Известия», получил информацию о страшной находке эвенкийского оленевода на склоне горы у реки Сартанг. Анатолию Клева сказали, что в горах есть места, где надо искать. Куда и зачем летел этот загадочный самолет, кто этот летчик и как он оказался в зоне вечной мерзлоты. Начались поиски. Показ фрагмента из фильма «АЛСИБ». Секретная трасса.

Война собирала скорбный урожай не только на фронте. Выполняя воинский долг, гибли люди и вдали от театра боевых действий. За время работы трассы Аляска – Сибирь на ее части, обслуживаемой советской стороной, произошло 44 катастрофы, в которых погибло 113 наших авиаторов. На местах катастроф, на могилах погибших установлены скромные памятники, надгробия, обелиски.

Летом 1945 года на трассе перегонялись самолеты для Забайкальского, первого и второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились, и 1-ый перегоночный авиаполк перебазировался из Фэрбенкса в Марково. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года. В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска – Сибирь прекратила свою деятельность.

75 лет назад, в годы войны, самоотверженные люди построили воздушный мост Аляска – Сибирь, проложили трассу мужества и дружбы. После войны эта хорошо оборудованная по тем временам, разветвленная трасса, насчитывающая 30 аэродромов, предопределила дальнейшие регулярные воздушные сообщения в Восточной Сибири и Северо-Востоке страны.

В память об АЛСИБЕ.

В мирное время мост дружбы открывается заново. По инициативе Комитетов

ветеранов второй мировой войны России и США в 1990 году были организованы встречи ветеранов АЛСИБА на Аляске. В 1992 году была совершена еще одна поездка российских ветеранов АЛСИБА в США. В обеих поездках наши ветераны были окружены дружелюбием и уважением жителей Аляски. В их сердцах и поныне живет славная страница нашего общего прошлого, связанного с борьбой против фашизма. Во многих городах Канады и Аляски, где проходила американская часть трассы, имеются музеи и мемориальные комплексы, ухоженные кладбища. После многих лет забвения и замалчивания в нашей стране становится многое известно о героической деятельности АЛСИБА. В 1992 году, в дни празднования 50-летия открытия перегоночной трассы, в Якутском аэропорту торжественно открыли мемориал памяти погибших перегонщиков.

А десять лет спустя, к 60-летию открытия АЛСИБА, мемориал пополнился еще одной достопримечательностью – полномасштабной моделью самолета «Аэрокобра», изготовленной молодыми якутскими авиаторами. В ноябре 2002 года в Иркутске проведена научно-практическая конференция «АЛСИБ-60» с участием представителей США, посвященная 60-летию открытия трассы перегона американских самолетов Уэлькань – Красноярск. С докладами прибыли участники из Екатеринбурга и Красноярска. А участие сотрудников института «Открытое общество» Фонда Сороса и библиотеки Конгресса США придало событию международный статус. Но главными «действующими лицами» здесь были мальчишки и девчонки – делегации от поисковых отрядов из районов и городов Иркутской области. Вице губернатор Иркутской области С.И.Дубровин, открывая конференцию, выразил уверенность, что когда-нибудь останки последнего найденного бойца с подобающими почестями будут преданы земле. Тогда с поисковых карт исчезнут «белые пятна». И окончится, наконец, Великая Отечественная – самая кровопролитная война в истории человечества. Все встали и замерли в минуте молчания. Прозвучали государственные гимны России и Соединенных Штатов Америки…. Были возложены цветы к Вечному огню. На здании Восточно-Сибирского управления гражданской авиации торжественно открыли мемориальную доску в честь перегонщиков. Конференция дала толчок дальнейшему развитию поисков пропавших самолетов. Несколько поисковиков навестили вдову летчика Г.М. Иванова – Августу Сергеевну Кулемину. Был еще один человек – высокий седой мужчина. И когда сын Иванова представился: «Сергей Георгиевич Иванов!», тот мужчина в ответ сказал: «А я – Александр Иванович Заломин!». И дети двух летчиков, за нашу Великую Победу отдавших свои жизни в один день, крепко обнялись…. Показ фрагментов из фильма «Последний полет «Бостона». Внимание на выставку.

За самоотверженный труд на строительстве аэродрома многие были отмечены благодарностями, почетными грамотами, а 8 человек награждены Верховным Советом СССР медалями, в том числе председатель райисполкома Е.В. Романова, начальник илимского участка «Якуттранса» Юмашев П.С.

В конце 1943 года Государственная Комиссия приняла несколько вспомогательных аэродромов. Прямой маршрут от Красноярска до Уэлькаля составил 4820 километра. А вся воздушная трасса представляла собой сложный стратегический механизм. Однажды пущенная махина работала ритмично, и никакой снегопад, никакая потеря человека с его машиной не могли сбить перегонку.

С оговорками, осторожно можно предположить: за 3 года на трассе мы потеряли около 150 самолетов (примерно 15 – 30 машин на каждом из пяти участков). А позже был снят гриф секретности и с перечня безвозвратных людских потерь дивизии: теперь мы знаем поименно всех 113 не долетевших. Показ фрагментов из фильма «АЛСИБ. Секретная трасса». Из них 15 летчиков погибли или считаются пропавшими без вести (на сегодняшний день не найдены останки четверых) на территории Иркутской области. Два завершающих участка трассы (Якутск – Киренск и Киренск – Красноярск) пролегали над северной частью нашей территории. Попадая в неблагоприятные условия, нередко летчики погибали и под Киренском и Усть-Кутом…. А вот, что самолеты терпели крушения, жители не знали до 1945 года. Но, даже найдя место падения самолетов, охотники не могли разглашать военную тайну вплоть до наших дней. Внимание на выставку журнал «Земля Иркутская» № 2, 2006 г.
Статья М.И. Денискина

Отто Фон Бисмарк

В Иркутске члены Российского Союза молодежи Виталий Барышников и Алексей Петров создали патриотическую организацию «Дань Памяти», которую возглавил Александр Яскин, сын героя минувшей войны Трофима Николаевича Яскина. «Дань Памяти» взяла под крыло все школьные поисковые группы области. Поисковики не исповедуют никакой идеологии, кроме любви к своему Отечеству. Внимание на выставку. Журнал «Земля Иркутская» № 2, 2006 г. Поисковые экспедиции в Приилимье.

«…Это было в апреле 1945 года. Наши односельчане, ходившие на охоту (их теперь нет в живых), обнаружили  разбитый самолет по речке Читорма. Места тогда назывались Мукинские и Каймоновские угодья. Тогда там стояли охотничьи зимовья. Может и теперь есть…. Желаю удачного поиска. Сильно плакала. Так хочется, чтобы родные, ждавшие весточки о своих сыновьях, мужьях, отцах получили её. Не могла молчать. Пишу со слов мужа… Станция Хребтовая Нижнеилимского района».

М. Денискин  получил это письмо и решил проверить, приколол синий флажок к карте, связался с Ниной Куршевой (краевед в городе Усть-Кут), она нашла охотника, знавшего путь к упавшему самолету. Однажды М. Денискину позвонили. Человек представился: Александр Токарев, «Дань Памяти», заместитель председателя. Интересуется АЛСИБом. Встретились, Михаил Денискин показал карту. А. Токарев сказал, что возглавит экспедицию. Отправились на поезде до Усть-Кута. Там пересели на речную «Зарю» и пошли вниз по Лене, до р.  Рысьей. Заблудиться было невозможно: первый же встреченный деревенский житель показал им обломки самолетов. Там они пробыли недолго. Вернулись в Усть-Кут, и Куршева, включив в группу несколько своих питомцев и надежного проводника, проводила их в Каймоново. На месте уже поджидал гусеничный вездеход, на котором по заросшей лесной дороге добрались до старого зимовья. Это было «базой», отправной точкой. Отсюда через несколько километров проводник вывел их к самолету. По прибытии майор Токарев уверенно доложил: В Садках (где лежат «Кобры») ничего примечательного не обнаружено. А «каймоновский» бомбардировщик пуст. Летчики по его версии, скорее всего, выпрыгнули с парашютами. Следов никаких. Но ребятам удалось найти обозначение бортовых номеров всех трех самолетов – и в этом направлении уже можно было двигаться далее. Это было «неудачное» лето – 2000.

Что касается «каймоновского» бомбардировщика, вот его металлическая «визитка»

BOSTON A – 20G

                      5.II.43

                      ORDER № AO – 26294

                      SERIA № AF – 253862

 

Через некоторое время из Москвы пришел ответ на запрос: Самолёт «А – 20G № 253862»

 

пропал без вести 12 июля 1943 года при перелете на участке Киренск – Красноярск.

 

Командир самолета – летчик 5-го ПАП старший лейтенант Заломин Иван Иванович и

 

штурман 5-го ПАП старший лейтенант Максимов Иван Архипович – погибли».

Георгий Куприянов, поисковик со стажем, принялся готовить к этому самолету свою экспедицию. Поисковики решили: летом 2003 года заломинский «Бостон» они найдут, во что бы  то ни стало. Потому, что летом 2003 г. этой тайне исполнится ровно 60 лет…

Как-то в 1999 г. собаки охотников Петрова и Фирсова взяли след сохатого. Собаки и вывели их к обломкам бомбардировщика. Мы – то из письма знаем, что люди здесь побывали и через два года после беды в 1945-ом. Но дело было секретное, грозящее многими серьезными неприятностями. И те люди  молчали. Эти – тоже. Как, Куршева смогла их разговорить? Остается загадкой. Однако охотники, согласились-таки, показать место. 8 июня 2003 г. студенты горного факультета Технического университета Максим Михалев, Сергей Юртаев, Константин Пелех во главе с Георгием Куприяновым двинулись в дорогу. Сопровождали их бывалый охотник, заместитель начальника Усть-Кутского ГИБДД Вадим Петров и медик Татьяна Малиновская. Надо заметить, что ребята выиграли грант Губернского собрания и на эти деньги не только организовали экспедиции, но и приобрели металлоискатель и японский прибор GPS, который с помощью спутникового наведения позволяет определиться на месте с точностью до 7 метров. В поселке Ручей группу встретила Нина Куршева с проводником и специалистом - авиатором, которого пригласили попробовать на месте разобраться в причинах трагедии. Прибыли в каймоновский леспромхоз, где им выделили гусеничный вездеход и топливо.

В 6 часов вечера тронулись – лесную дорогу водитель Александр Зырянов знал хорошо. После 25 км, которые вездеход проехал на трейлере, начиналась тайга: вездеход сгрузили и отправились по еле видимой заросшей дороге. Вечером заночевали у старого охотничьего зимовья с «вечным» ручейком. Отсюда до места катастрофы оставалось 7 км. Утром пришли и стали копать. Но сначала все измерили. Самолет лежал по курсу к Братску. Разброс фрагментов, от первой детали и до -  последней, равнялся -  163 метрам. Ширина - страшного «коридора» - 35 метров. Прежде, чем приступить к раскопкам, провели тщательный осмотр каждой детали и зарисовали общую схему. Потом разбили весь участок на квадраты. 12 июня Сергей Юртаев нашел бортовой номер на рваном куске дюраля: «US ARMY AF – 253862». Надпись была сделана под кабиной пилота по правой руке (этот кусок взяли в школьный музей). А самолет-то горел, об этом говорил расплавленный металл – натеками он застыл на двигателе и стойке шасси. Находки с места падения самолёта: фрагмент шлемофона коричневой кожи, обломанный красный карандаш, полная обойма от пистолета «ТТ» (патроны сильно проржавели), баночка сапожного крепа (запах сохранился), плексиглазовый транспортир, зеленая сплющенная пуговица со звездой, обломок перочинного ножа, фрагменты парашютов (куски строп), вытяжной тросик, замки…. Бережнее всего искали останки, нашли и упаковали. Потом из огромной лиственницы сделали подобие надгробия: снесли сюда изковерканные крылья со звездами по краям, в середине – собранный металл. А к лиственнице приколотили огромный четырехметровый, ошкуренный крест из листвяка. Юртаев на металлической табличке выбил надпись: «Заломин И.И. – лейтенант, Максимов И.А. – штурман 1 КПАД 5 ПАП. Погибли 12 июля 1943 года, перегоняя самолет «А – 20 «Бостон». 2003 год». Показ фрагментов из фильма «Последний полет «Бостона»

В вечернее небо три раза громыхнул выстрел дробовика. Поглядели на место раскопок: много земли перевернуто. Наверное, еще немало металла осталось: прибор «фонил» везде. Но главную свою задачу они уже выполнили. Тем же летом состоялось торжественное захоронение. С официального согласия родственников останки Иванова и Шабурова также решили перенести на городское кладбище. Они погибли 12 июля 1943 года. Тела обнаружены ягодниками в тайге через месяц – 12 августа того же года в 10 километрах юго-восточнее г. Усть-Кут. Специальная комиссия из представителей районных властей произвела захоронение на месте. В сентябре 1951 года заброшенную могилу случайно обнаружил старожил Усть-Кута К. Суплецов. В 1963 году силами Усть-Кутских комсомольцев таежная могила Иванова и Шабурова была восстановлена. Через 60 лет, когда дачные участки «обступят» могилу, она с согласия родственников будет вскрыта, а останки Иванова Г.М. и Шабурова Г.Н. перезахоронены на кладбище Усть-Кута, в одной могиле с останками Заломина И.И. и Максимова И.А., погибшими в тот же день. Экипажи двух «Бостонов» отныне успокоились в братской могиле.

Аляска – Сибирь – Фронт»

 

 

Номинация Конкурса:

Методическое пособие

 

 

Автор методического пособия:

Коваль Татьяна Ивановна –

Педагог дополнительного образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.048 с.)