Летом 43 года. Нижнеилимский аэродром 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Летом 43 года. Нижнеилимский аэродром



- Строительство аэродрома.

- Воспоминания илимчан.

Уже к 1943 году  назрела необходимость строительства дополнительного аэродрома на участке Киренск – Красноярск, т.е. Нижнеилимского аэродрома (село Нижнеилимск, Иркутская область).

Как пишет в своем документальном рассказе «АЛСИБ» пенсионер – краевед Т. Скрябиков:  «По тем временам все перелеты можно было отнести к рекордным. Чтобы увеличить дальность перелета, минуя промежуточные аэродромы, и ускорить доставку самолетов к линии фронта, иногда умудрялись подвешивать, крепить к фюзеляжу дополнительные баки с горючим. После  выработки их сбрасывали над тайгой. Конец сентября и начало октября 1942 года на Сталинградском направлении были особенно напряженными. От авиации зависела судьба Сталинграда». Ещё одним немаловажным фактом в пользу строительства аэродрома были и крайне тяжелые перелетные условия на данном участке авиатрассы. Зимой температура внутри и снаружи самолета была одинаковой, летчикам приходилось вести самолет в теплой меховой одежде и кислородных масках. Уже к концу 1942 года, в первый же после введения в эксплуатацию основной перегоночной трассы перелет, в районе Усть-Кута произошла авария. По маршруту стояла устойчивая холодная погода, мерзкая, в сущности нелетная.

Очень непростой проблемой было отсутствие навигационных приборов. Единственно верным оставался компас и личный опыт пилотов, которые идеально должны были знать все природные и географические ориентиры местности. Возникла проблема не только с дозаправкой самолетов, но и с ремонтом техники, отказывающейся работать в жестких условиях сибирской зимы. Первая же партия самолетов из США в октябре 1942 года была задержана на первом советском аэродроме – американская резина не выдержала морозов. В экстренном порядке пришлось искать замену. Свою коварную лепту в создание аварийных ситуаций вносили масляные шланги – лопнувший при низкой температуре шланг, утечка масла, блокирование двигателя, крушение самолета, гибель экипажа. Необходимы были места промежуточного ремонта, отдыха экипажа во время снежных бурь и сильных морозов.

В начале 1943 года Государственным Комитетом Обороны было принято решение о строительстве промежуточного аэродрома для дозаправки самолетов между Киренском и Красноярском. Наиболее удобным местом стали поля местных колхозов «Красный Октябрь» и «Советы», расположенные между деревней Игнатьева и райцентром селом Нижнеилимск. Внимание на выставку. Смотрим газетные статьи.

Строительство решено было начать с наступлением весны. Тяжелое положение на фронтах обязывало до предела сократить срок работ.

«Ближе к весне «кукурузник» прилетел, - рассказывает Владимир Борисович Лыков - видать, на разведку. Тогда между Игнатьевой и Нижнеилимском летом паром ходил. И летчик, наверное, трос не заметил – лыжами зацепил и упал. Мы как раз в школе были – сорвались с уроков и бегом на берег. Летчик остался цел. И самолет после восстановили. А летом уже боевые стали садиться: несколько «ястребков» и обязательно – бомбардировщик. Переночуют, а наутро – дальше. Поднимаются по одному и на круге ждут. А последний, уже напрямую – их догоняет». Внимание на выставку «АЛСИБ».

См. книгу Г.И. Замаратского «Приглашение в Память», глава «Военный аэродром» - о самоотверженном труде подростков во время Великой Отечественной войны,  Г.И. Замаратский «Песни полей», рассказ «Угол падения» и Г.И. Замаратский «Биография Илима», поэма, ч. 2 «Строительство аэродрома».

Внимание на выставку, см. статью в газете «Маяк коммунизма» от 30.08.1983 г.

В статье секретаря Нижнеилимского райкома КПСС в годы войны М. Анисимовой «Подвигу на Илиме – 40 лет» детально прописаны ключевые моменты строительства Нижнеилимского аэродрома и деятельность его руководящего состава. Вот некоторые выдержки из статьи:

«При районном комитете партии был создан штаб по руководству строительством аэродрома, возглавил его первый секретарь РК КПСС И.Ф. Янович. За мобилизацию рабочей силы, доведение графика и объемов строительных работ до колхозов, организаций и учреждений отвечала -  член бюро райкома, председатель райисполкома Е.В. Романова. За проведение массово-политической работы и организацию соцсоревнования на стройке – член бюро райкома, редактор районной газеты «Илимский партизан» Н.А. Норкин. За доставку горючего – член райкома, начальник илимского участка «Якуттранса» П.С. Юмашев.

На строительной площадке руководство осуществлял коммунист инженер Я.М. Подышев, который был направлен областным управлением гражданской авиации. Он же был утвержден начальником будущего аэропорта».

1 мая 1943 года состоялся митинг, на который жители Нижнеилимска пришли,  одеты по-рабочему, с лопатами, топорами и носилками. После сообщения о положении на фронтах Великой Отечественной и решении Государственного Комитета обороны по строительству аэродрома в Нижнеилимске, «собравшиеся женщины, мужчины, молодежь села, старики высказали свою решимость как можно быстрее построить аэродром, создать все условия для скорейшего передвижения самолетов на фронт» и прямо с митинга отправились на строительные работы. Не хватало рабочих рук – большая часть мужчин были мобилизованы. На поле для будущего аэродрома выходили женщины, подростки и старики. По решению РК ВЛКСМ и школьной первичной организации все комсомольцы обязаны были отработать 48 часов. Старшеклассники Нижнеилимской школы вместе с учителями два дня в неделю выравнивали взлетную полосу. Внимание на выставку. Смотрим фотографии.

Ранним утром шли на поле за Нижнеилимском люди, двигались телеги. На лошадях подвозили песок и гравий, который потом вручную, на тачках и носилках растаскивали, ровняли, уплотняли по всему полю. «Загудело поле не ревом моторов автомашин, тракторов, бульдозеров, а голосами сотен людей, скрипом телег, стуком топоров и лопат, ржанием лошадей. 10 – 15 мая начался штурм по выравниванию площади для аэродрома длиной 3 км, шириной в 1 километр. Срезка 4-метровых бугров, засыпка глубоких лощин, вырубка кустов – к этому были направлены усилия илимчан». 

Территорию строительства аэродрома редко можно было увидеть без людей, только поздним вечером и ранним утром, в часы кормления и отдыха лошадей и людей.

Рассказывает старожил Нижнеилимска Татьяна Васильевна Погодаева: «Да, мы приняли самое активное участие в строительстве аэродрома в лето 1943 года. Техники не было никакой. Все делалось вручную и на лошадях, пескогравий завозили с берега Илима  и засыпали все неровности и уплотняли трамбовками. Работа шла без выходных и праздников. А ведь еще была посевная и уборочная: работу на полях-то никто не отменял. Нижнеилимский аэродром строил весь район. По окончании весеннего сева решением райисполкома из 28 колхозов были мобилизованы на строительство люди – в основном молодежь: девушки, мальчишки-подростки, малосемейные женщины, пожилые мужчины. Всего здесь трудилось около 700 человек».

Илье Григорьевичу Ступину в 1943 году было 14, дружил с Володей Лыковым и Веней Макаровым и в их жизни не было ничего важнее того аэродрома. У въезда на стройку стоял большой щит. Нарисовано: черепаха, пешеход, лошадь, мотоцикл, машина и самолет. Утром на щите отмечали, какой колхоз, на чем едет. Председатель чешет затылок: «Ребята, вы чего на лошадку-то пересели? Что на самолете не хотите? Давайте-ка нажмем, чтобы к вечеру картина поменялась…». Они нажимали. Меняли картину. Ближе к полуночи возвращались в село, в дом, где их определили на постой. Что – люди, если даже лошади уставали так, что тащились еле-еле, а корм жевали, будто через силу. В шесть утра – подъем и к восьми часам – снова на стройку.

«Сейчас даже вспомнить страшно, сколько земли мы перевернули, - говорит Илья Григорьевич, если ямка, то ее нужно было засыпать, если бугор – сравнять. Мальчишки были возчиками на телегах, а женщины работали лопатами, таскали грунт на носилках…»

Таисию Ивановну Погадаеву тоненькой красивой девушкой представить можно, но с тяжелым «наганом» на боку – трудно. А между тем оружие Тасе было положено по должности: по радио она «брала погоду» для перегонщиков. И еще принимала военные сводки Совинформбюро – это для газеты, чтобы все население района знало. Работала секретарем-машинисткой. Окончила курсы пропагандистов и стали ее посылать по колхозам – людей на займы подписывать (во время войны правительство брало у людей деньги в долг).

Т. Скрябиков – шофер «Якуттранса», во время войны работавшего на транспортировке авиационного топлива: «В моей памяти навсегда сохранилось воспоминание о том, как часто пролетали над Илимском, с востока на запад несколько самолетов либо одиночные. Летели они, напоминая журавлиный клин. А в душе была гордость, что чем чаще и больше их пролетало, тем ближе предвиделась Победа над фашизмом…».

Иногда на аэродроме скапливалось самолетов до двух сотен. Выстраивались «ёлочкой» пережидали непогоду, ремонтировались…. Затем выруливали и уходили в небо.

Кроме строительства взлетно-посадочной полосы одновременно необходимо было построить гостиницу для пилотов, столовую, склады, радиостанцию. В это же время из Илимска завозилось горючее для самолетов. Маршрут доставки горючего осуществлялся баржами из Иркутска  до пристани Заярск (крупная перевалочная база всего среднего Приангарья) - 539 км. Потом  автомобилями «ЗИС – 5» до села Илимск - 112 км, и зимой уже непосредственно в Нижнеилимск. Летом же вставала серьезная проблема транспортировки: 110 км бездорожья не позволяли доставлять горючее в таких масштабах от Илимска в Нижнеилимск. Речного транспорта тоже не было. Отличился начальник «Якуттранса» Юмашев, по предложению которого делали из бревен рамы, куда закатывали бочки с горючим (чтобы их не разносило по реке), а чтобы ускорить сплав до Нижнеилимска построили баржу. Поставили кабину от автомашины, в корме укрепили большое колесо с лопастями, которое приводилось в движение мотором. Эта баржа получила название «Пароход «Юмашев». Вообще горюче-смазочные материалы поступали из Ирана через Афганистан, то есть окольным путем вдали от линии фронта. По Союзу – железнодорожным транспортом в г. Иркутск. На разгрузку горючего были мобилизованы рабочие и служащие села Нижнеилимск.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.015 с.)