Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизмы обеспечения эффективности
Государственных инвестиций Потенциал использования государственных инвестиций в российской экономике в существенной степени определяется возможностями организационно-правового механизма, обеспечивающего их эффективность. К настоящему времени в соответствии с приоритетами экономической и бюджетной политики сформировались следующие направления создания такого механизма: повышение программно-целевой составляющей в деятельности государства; переход к сотрудничеству государства и бизнеса на основе софинансирования проектов, связанных с поддержкой инфраструктуры и повышением конкурентных позиций корпоративного сектора; предоставление на долевой основе капитальных трансфертов с целью социально-экономического развития территорий. Изменен концептуальный подход к формированию Федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ. В целях повышения эффективности бюджетных расходов распределение средств, выделяемых на финансирование федеральных программ, осуществляется на основе: уточнения целевых индикаторов и показателей эффективности программ и подпрограмм; обоснования необходимости финансирования тех или иных объектов и мероприятий, предложенных субъектами бюджетного планирования; выбора приоритетных мероприятий: строек и объектов, тематик НИОКР, прочих расходов; анализа эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на их реализацию. При этом рассмотрение производится исходя не из распределения отведенных лимитов, а исходя из реальной потребности в бюджетных средствах для решения поставленных в программах задач. В Федеральную адресную инвестиционную программу входит часть капитальных расходов бюджета на очередной финансовый год, включая финансирование федеральных целевых программ, расходы на научно-исследовательские и конструкторские работы и некоторые другие расходы. В соответствии с Бюджетным кодексом Федеральная адресная инвестиционная программа определяет размер государственных инвестиций по отраслям и ведомствам. В нее включаются в основном объекты, имеющие федеральное значение. При формировании программы предусмотрено повысить роль принципов открытости и прозрачности, усилить ответственность государственных заказчиков.
За счет средств Федеральной адресной инвестиционной программы планируется, прежде всего, завершить уже начатые объекты. При этом преимущество будет отдаваться межрегиональным объектам районах со сложившейся инфраструктурой. С целью повышения эффективности использования государственных средств Минэкономразвития России проводит анализ экономической эффективности государственных расходов на капитальное строительство с тем, чтобы исключить неэффективные объекты из бюджетного финансирования бюджетные статьи различных министерств и ведомств по финансированию капитального строительства будут сконцентрированы в руках государства путем сведения их в федеральную адресную инвестиционную программу в рамках бюджета. В отличие от практики 90-х годов финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы с 2004 г. ведется в соответствии с перечнем строек и объектов для федеральных государственных нужд, утвержденным не Государственной Думой, а Правительством РФ. Государственные капитальные средства на стройки и объекты, находящиеся в государственной собственности субъектов РФ или муниципальных образований, направляются главными распорядителями средств федерального бюджета в форме капитальных трансфертов на счета по учету средств бюджетов субъектов РФ. Эти счета открываются в органах федерального казначейства в соответствии с договорами о финансировании строек и объектов и предоставлении отчетности, заключаемыми с органами исполнительной власти субъектов РФ — государственными заказчиками, которые осуществляют непосредственное финансирование данных строек и объектов. Выделение акционерным обществам средств федерального бюджета на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение находящихся в их собственности строек и объектов, включенных в перечень Федеральной адресной инвестиционной программы, осуществляется с определением рыночной стоимости акций этих обществ на дату передачи этих акций в собственность РФ. При отсутствии своевременной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации по стройкам и объектам и при перезаключении договоров с акционерными обществами о передаче в федеральную собственность акций Правительство РФ оставляет за собой право перераспределять объемы ассигнований по стройкам и объектам, включенным в перечни.
В целях повышения обоснованности и ужесточения процедур принятия решений о разработке федеральных целевых программ будет реализован следующий алгоритм: формулирование предложений разработке новых федеральных целевых программ в виде концепции этих программ, сформированной на вариантной основе; согласование концепции программ; утверждение программы решением Правительства Российской Федерации. Предполагается также уточнить функции государственного заказчика и функции государственного заказчика — координатора федеральной целевой программы. Предусмотрено сокращение количества федеральных целевых программ, изменение системы отчетности по их финансированию. Порядок финансирования федеральных целевых программ предполагает вложение на каждый рубль бюджетных средств 5—7 руб. из альтернативных источников (частных инвестиций, средств местных бюджетов и др.). Переход с годовой на ежеквартальную систему отчетности даст возможность государству приостанавливать бюджетное финансирование при нарушении обязательств со стороны контрагентов, что позволит предотвратить распыление бюджетных ресурсов. Важным направлением совершенствования программно-целевого подхода является отказ от существующей практики финансирования текущей деятельности министерств и ведомств через федеральные целевые программы. В рамках утвержденной Правительством РФ концепции реформирования бюджетного процесса предусмотрено введение с 2006 г. ведомственных целевых программ. Ресурс Федеральных целевых программ будет сосредоточен на проектах, дающих максимальный эффект. Реализация политики концентрации ресурсов на завершаемых объектах, перераспределения средств в пользу объектов, обеспечивающих максимальную эффективность вложений, а также объединения в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы государственных капитальных вложений, ранее рассредоточенных по различным разделам федерального бюджета, позволит обеспечить существенный рост доли государственных капвложений в финансировании федеральных целевых программ — с 30% в 2004 г. до 53% в 2005 г. Повышение роли программно-целевого компонента в деятельности государства способствует преодолению и такого недостатка, как отсутствие перспективы в бюджетном процессе. В условиях действующей нормативной базы и сложившейся бюджетной практики финансовые обязательства государства переходящего характера ничем не гарантированы, переходящие ассигнования могут быть изменены при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Это существенно осложняет инвестиционное планирование как для государственных корпораций, выполняющих госзаказ, так и для частных инвесторов, рассчитывающих на реализацию инвестиционных программ с участием государства. При использовании программ, ориентированных на достижение определенных результатов, риски таких изменений уменьшаются. Горизонт планирования определяется конкретной инвестиционной программой.
В соответствии с концепцией реформирования межбюджетных отношений предполагается изменить структуру межбюджетных трансфертов. В их составе на федеральном и субфедеральном уровне в составе соответствующих бюджетов могут быть созданы фонды развития Так, в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» Федеральный фонд регионального развития может быть образован в составе федерального бюджета в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития. Отбор инвестиционных программ (проектов), федеральных целевых программ регионального развития для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами РФ (группами субъектов РФ) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации. Аналогичный порядок установлен в отношении образования в составе бюджетов субъектов РФ региональных фондов развития, предназначенных для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры местного значения. Переход к проектным формам взаимодействия государства и бизнеса на основе софинансирования проектов связан с внедрением рыночных принципов в процесс реализации функций государства по развитию инфраструктурной сферы, поддержке приоритетных отраслей и производств, активизации частных инвестиций. С учетом особого значения сферы инфраструктуры смысл этого перехода состоит в постепенном превращении государства из монопольного производителя инфраструктурных услуг в субъекта, регулирующего все расширяющийся спектр услуг, производимых частным сектором, и одновременно партнера но бизнесу. По мнению многих экономистов, различные формы частно-государственного партнерства при сохранении государственного контроля над стратегическими инфраструктурными сетями могут стать эффективной альтернативой радикального способа решения проблемы — приватизации с ее неоднозначными социально-экономическими последствиями.
Рассмотренные направления формирующегося в России механизма, нацеленного на повышение эффективности государственного инвестирования, в принципе соответствуют имеющимся в мировой практике образцам. Между тем международный опыт демонстрирует и другие подходы к эффективному использованию государственных инвестиций. Использование данного опыта не может быть успешным без учета современного состояния российских государственных финансов и особенностей формирования бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ расходы бюджета делятся на капитальные и текущие. Разделение таких расходов в бюджетной практике, как видно из предшествующего изложения, становится правилом лишь сейчас. При этом источники капитальных и текущих расходов в отечественном бюджете не выделяются: в силу действия принципа совокупного покрытия расходов, заложенного в устройстве бюджета, они являются едиными. Поскольку большая часть капитальных расходов направляется на финансирование социальных программ, доля средств, предназначенных для реализации инвестиционных программ, является незначительной (как отмечалось, в 2003 г. на развитие и поддержание социального комплекса пришлось 62,8% капитальных расходов бюджета, а производственных комплексов — 13,1%). Иной подход к формированию бюджета, используемый, в частности, в странах Европейского союза, предполагает разделение не только текущих и капитальных расходов, но и их доходных источников. При таком двойном бюджете текущие расходы возмещаются налоговыми доходами, а капитальные — заемными средствами. Капитальные расходы рассматриваются как накопление активов, генерирующих доход. Доход позволяет обеспечить выплату процентов по государственным обязательствам, а продажа активов — погашение основной суммы долга. Сбалансированность бюджета достигается тем, что любой прирост обязательств компенсируется равнозначным приростом активов. Так проявляется в бюджетной сфере известное в финансовой теории и практике «золотое правило» (принцип финансового соотношения сроков, обеспечивающий ликвидность активов) — получение и использование средств должны происходить в установленные (сопоставимые) сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств. Использование данного принципа при формировании бюджета связано с усилением влияния на бюджетное планирование Методов, успешно применяемых в корпоративном финансовом менеджменте. В соответствии с вытекающими отсюда практическими рекомендациями осуществление масштабных инвестиционных вложений государства должно финансироваться за счет привлечения необходимых ресурсов на финансовом рынке. При этом заемные ресурсы направляться не на покрытие текущих расходов, а на инвестиции, что делает безопасным временный бюджетный дефицит, поскольку обеспечивает сбалансированность бюджета в долгосрочном плане.
Одним из удачных примеров эффективного использования государственных инвестиций является опыт ФРГ, где четко выделены текущие и инвестиционные расходы бюджета, установлен предельный объем финансирования бюджетного дефицита за счет кредитов суммой предусмотренных инвестиционных расходов. Статья 115 Основного закона ФРГ закрепляет принцип использования заемных средств только на государственные инвестиции и достижение экономической стабилизации. Данный подход содержится и в британском финансовом законодательстве. Представления о том, что правительство не может принимать обязательства, по которым будут расплачиваться его преемники, уступили новой логике: будущие поколения не должны оплачивать текущие расходы, которые приносят пользу только нынешнему поколению, но должны частично финансировать инвестиции, выгодные как нынешнему, так и будущим поколениям. Это соответствует принципу справедливого распределения финансового бремени между поколениями. Мировой опыт показывает, что «золотому правилу» при финансировании государственных инвестиций следуют в неявном виде и те страны, где разделение текущего и инвестиционного бюджетов не закреплено законодательно, а используются иные формы выделения инвестиционных расходов; финансирование инвестиционных программ за счет выпуска долгосрочных облигаций и иных заемных средств; образование государственных институтов развития; создание специальных фондов инвестиционного назначения и др. Основным способом финансирования государственных инвестиций выступает эмиссия ценных бумаг. Так, в Японии с целью финансирования инвестиционных программ выпускаются государственные «строительные» облигации, в Китае облигации правительства послужили источником существенного обновления инфраструктуры. Возрастает значение государственных ценных бумаг в качестве главного инструмента обеспечения инвестиционной деятельности государства и в странах Латинской Америки, хотя заметную роль в структуре источников финансирования капитальных затрат государства продолжают играть займы правительства и государственных компаний на внешнем рынке ссудных капиталов; кредиты транснациональных, а также международных банков. Интересно отметить, что в некоторых латиноамериканских странах государственные ценные бумаги подразделяются на две основные категории: краткосрочные обязательства, используемые для финансирования текущих потребностей бюджета и урегулирования проблем задолженности государства перед физическими лицами, и среднесрочные и долгосрочные обязательства, имеющие инвестиционную направленность. Данный опыт целесообразно использовать для России, где рынок государственных ценных бумаг был изначально ориентирован на привлечение средств для финансирования текущего дефицита государственного бюджета. Возрастание государственных заимствований в российской экономике середины 90-х годов было инициировано увеличением непроизводительных расходов, связанных с обслуживанием высокого по стоимости и краткосрочного по структуре государственного долга. Оно не только не компенсировалось ростом инвестиционных расходов, а, напротив, выступило одним из факторов, обусловливающих сокращение государственных капитальных вложений, и, более того, вытеснение частного инвестиционного спроса. Как один из способов отделения инвестиционных расходов от текущих и концентрации их в иной организационно-правовой форме с целью повышения эффективности государственных инвестиций можно рассматривать создание государством институтов развития. Государственные институты развития действуют практически во всех странах с динамично развивающейся экономикой, играя структурообразующую роль в национальных системах. Они могут быть представлены общенациональным государственным банком, направляющим внутренние сбережения в производственные инвестиции, экспортно-импортным банком, осуществляющим кредитование экспорта и инвестирование конкурентоспособных отраслей национальной экономики, государственными финансовыми институтами, стимулирующими вложения населения в жилищное строительство, многоотраслевыми и отраслевыми инвестиционными корпорациями. При помощи таких институтов государство управляет экономикой с позиций общенациональных интересов. Целевое размещение государственных инвестиционных ресурсов через государственные институты развития, многие из которых работают, несмотря на контрольный пакет акций в руках государства, на Рыночных принципах, позволяет оптимально сочетать бюджетные Источники финансирования инвестиций со средствами крупных инвестиционных компаний, коммерческих банков и других частных инвесторов. Финансовая поддержка государства ограничивается предоставлением стартового капитала, налоговых льгот, субсидий на специальные нужды и гарантий выплат по ценным бумагам, при этом использование бюджетных средств строго контролируется. Роль этих институтов усиливается в условиях экономических рецессий и структурных перестроек. Не случайно создание первых государственных корпораций и банков развития относится к 30-м годам XX в. — периоду Великой депрессии. Образованные в тот период государственные институты способствовали консолидации сбережений граждан и их использованию для преодоления экономического кризиса. Не менее важную роль государственные институты развития сыграли в послевоенном восстановлении экономики, борьбе с последующими экономическими рецессиями, структурной реорганизации хозяйства. В условиях относительной экономической стабилизации, когда государственная поддержка перестает быть остро востребованной, а ряд задач, с целью решения которых эти институты созданы, успешно выполнены, некоторые из них приватизируются. В числе последних, можно назвать американские ипотечные корпорации, итальянские государственные управляющие компании и др. Однако в сфере стратегических интересов государства государственные институты развития продолжают занимать ключевые позиции. Особое место в системе данных институтов принадлежит государственным банкам развития. Государственные банки развития различаются по направлениям и масштабам деятельности, они представлены как относительно небольшими, так и крупнейшими финансовыми институтами, лидирующими в рейтинге банков развития мира. Так, существенную роль государственные банки развития играют в экономическом развитии новых индустриальных стран Азии, Латинской Америки и т.д. Они принимают активное участие в реализации государственных инвестиционных программ и проектов, имеющих важное значение для всего хозяйственного комплекса страны. Среди основных направлений их деятельности — модернизация промышленных предприятий; внешняя торговля, включая предоставление кредитов на технологическое перевооружение экспорто-ориентированных предприятий; строительство объектов производственной инфраструктуры; программы и проекты по развитию малого и среднего бизнеса; проекты социального значения и др. Мобилизация ресурсов ими осуществляется путем размещения на внутреннем рынке ценных бумаг, эмитируемых как от своего имени (под гарантию государства), так и по поручению правительства. В отличие от других стран в России пока не удалось создать мощный банк, осуществляющий инвестиционную деятельность под эгидой государства. Российский банк развития пока не оправдывает в полной мере возлагаемые на него надежды. Процесс его формирования как крупнейшего российского банка, осуществляющего содействие реализации государственной инвестиционной, политики в приоритетных отраслях экономики, продолжается. На 1 января 2004 г. собственные средства банка составили 5,6 млрд руб., активы — 8,0 млрд руб., объем кредитного портфеля с учетом открытых кредитных линий и предоставленных гарантий — свыше 4,5 млрд руб., 96% кредитного портфеля банка представлено среднесрочными и долгосрочными проектами. Российский банк развития входит в 20 первых банков России по размеру собственного капитала и объему полученной прибыли, что имеет важное значение для работы с крупными проектами и поддержки предприятий реального сектора экономики. Однако он пока не вошел в тридцатку банков — лидеров по объему портфеля кредитов и деловой активности. Помимо банков развития государственные инвестиции могут осуществляться через систему трастовых фондов целевого назначения. Последние могут создаваться в рамках центрального банка, банков развития, специальных административно-финансовых и хозяйственных структур. Ресурсы данных фондов формируются за счет государственных трансфертов, взносов предпринимательских групп и объединений, кредитов международных финансовых организаций и расходуются на строго целевой основе, в рамках задач, сформулированных правительством при их создании. В современной системе регулирования экономики, где доминируют цели развития, эффективное использование государственных инвестиций предполагает их концентрацию на стратегических направлениях. В условиях научно-технической революции, предопределившей переход к современному постиндустриальному обществу и необходимость масштабных структурных преобразований, государственные инвестиции могут стать действенным инструментом модернизации экономики.
Раздел III
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.039 с.) |