Формы и виды государственных инвестиций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и виды государственных инвестиций



 

При всем многообразии форм и видов государственных инвести­ций можно условно выделить два основных направления их осуществления:

инвестиции в объекты государственной собственности;

инвестиции в рамках государственной поддержки частных ин­весторов.

Инвестиции в объекты государственной собственности, в свою оче­редь, включают: инвестиции, направляемые государством на поддержа­ние и развитие государственных предприятий, и инвестиции, осуществ­ляемые самими государственными предприятиями. Они направлены на обеспечение воспроизводства государственного сектора экономики, продолжающего играть значимую роль в современном рыночном хозяй­стве. Государственный сектор выполняет функции не только поддержки жизнеобеспечивающих и убыточных производств, но и стимулирования национального производства. Вместе с тем считается, что в силу госу­дарственной поддержки государственные предприятия, с одной сторо­ны, более устойчивы, а с другой — менее эффективны. Поэтому полити­ка в отношении развития государственного сектора должна строиться с учетом принципа стимулирования, а не вытеснения аналогичных видов деятельности в негосударственном секторе.

Инвестиции в рамках государственной поддержки частных инве­сторов являются важным инструментом государственного экономиче­ского регулирования. С их помощью государство может оказывать поддержку предприятиям реального сектора, воздействовать на со­стояние стратегически важных отраслей, производственный потенци­ал и занятость. Такие меры, особенно в условиях экономического спа­да, способны стабилизировать социально-экономическую ситуацию, придать импульс частной инвестиционной активности. Однако при использовании данного инструмента также необходимо учитывать уг­розу эффекта вытеснения частного инвестиционного спроса, возни­кающего при избыточных государственных расходах.

По направлению использования государственные инвестиции подразделяются на три категории:

реальные инвестиции — капитальные вложения в приобретение недвижимости (земли и строений), закупка машин, оборудования, технологий, нематериальных активов и т.д.;

финансовые инвестиции — государственные кредиты государственным и частным структурам для реализации инвестиционных про­ектов, вложения в ценные бумаги, паи, доли в уставных (складочных; капиталах;

капитальные трансферты — ассигнования министерствам, ведом­ствам, региональным органам власти на капитальные затраты.

По источникам финансирования выделяют государственные инве­стиции, осуществляемые за счет бюджетных средств (капитальные расходы бюджета), за счет других государственных финансовых источ­ников (внебюджетных целевых фондов и др.), за счет средств, привле­каемых с финансовых рынков (эмиссии государственных ценных бу­маг, внутренних и внешних кредитов и займов).

Государственные капитальные расходы могут охватывать расходы на приобретение основного капитала, капитальное строительство и ремонт, покупку земли, нематериальных активов, создания запасов и капитальных трансфертов.

Согласно Бюджетному кодексу РФ для финансирования государ­ственных капитальных расходов необходимо, чтобы инвестиции были включены в федеральную адресную инвестиционную программу, дру­гие федеральные и региональные целевые программы или чтобы госу­дарственные (федеральные, региональные) органы исполнительной власти предусмотрели данные расходы в бюджете соответствующего уровня своим решением.

Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации могут быть включены в федеральную адресную инвестици­онную программу, федеральные целевые программы на стадии состав­ления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очеред­ной финансовый год. Федеральные инвестиционные проекты, требую­щие финансирования в сумме более 200 тыс. минимальных размеров оплаты труда, рассматриваются и утверждаются в порядке, предусмот­ренном для финансирования федеральных целевых программ.

В соответствии с российским бюджетным законодательством пре­доставление государственных бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятия­ми, влечет за собой одновременное возникновение права собственно­сти государства на долю в уставном (складочном) капитале такого юридического лица и его имущества.

Процедура предоставления бюджетных инвестиций предполагает подготовку пакета документов, состоящего из технико-экономиче­ского обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной до­кументации, плана передачи земли и сооружений, проекта договора между соответствующим органом исполнительной власти и субъекта инвестиций об участии в собственности последнего. Только при нали­чии указанных документов инвестиционный проект может быть включен в проект соответствующего бюджета. Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капи­талов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным имуществом.

В соответствии с действующим порядком размещения бюджетных средств ведущими направлениями государственного инвестирования являются:

реализация федеральной адресной инвестиционной программы;

вложение средств в краткосрочные быстроокупаемые инвести­ционные проекты на возвратной и платной основе, предоставление га­рантий и страхование инвестиций.

Финансирование государственных инвестиций в рамках первого направления осуществляется на бесплатной и безвозвратной основе применительно к стратегически важным народно-хозяйственным объ­ектам. Приоритетные сектора, для которых необходима государствен­ная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономическо­го развития и торговли РФ и Министерством финансов РФ по согласо­ванию с другими федеральными органами государственной власти.

Выделение финансовых ресурсов производится на основании пе­речня строек и объектов нового строительства и технического перевоо­ружения для федеральных государственных нужд, формируемого в со­ответствии с федеральной инвестиционной программой. Формирова­ние данного перечня осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ с учетом предложений государственных заказ­чиков по инвестиционным проектам, результатов подрядных торгов и заключенных государственных контрактов. В соответствии с дейст­вующим порядком к началу бюджетного года Министерство финансов РФ должно иметь утвержденную Министерством экономического раз­вития и торговли РФ Федеральную инвестиционную программу.

Второе направление — вложение средств в эффективные инвести­ционные проекты на возвратной и платной основе, предоставление га­рантий и страхование инвестиций — существенно отличается от тради­ционного подхода к финансированию государственных инвестиций. Как правило, выделение государственных инвестиционных ресурсов на эти цели происходит на конкурсной основе.

Данное направление связано с политикой перехода от безвозврат­ного финансирования предприятий к их кредитованию, использования государственных инвестиций как инструмента реализации эффективных и быстро окупаемых проектов, расширения долевого финансирования инвестиционных проектов, предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам, реализуемым за счет бюджетных средств. При этом размещение средств бюджета осуществлялось на возвратной и срочной основе с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Для финансирования инвестиционных программ государство вправе выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестицион­ный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки, другие объекты, находящиеся в государственной собственно­сти. Государство может предоставлять право отечественным и зару­бежным инвесторам на поиск, разведку и добычу минерального сырья на участках недр в форме соглашении о разделе продукции.

Расширение практики предоставления государственных инвести­ций на основе долевого финансирования является общей тенденцией, проявляющейся в странах, как с развитыми, так и развивающимися рынками. Так, в странах развитой рыночной экономики все большее распространение получает принцип развития сотрудничества государ­ства и бизнеса, особенно в сфере инфраструктуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.008 с.)