Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность государственных инвестиций и их роль в рыночной экономике
В рыночном хозяйстве участие государства в инвестиционном провесе реализуется по двум основным направлениям. Государство выступает: в качестве непосредственного субъекта инвестиционной деятельности — инвестора, пользователя инвестиций, а также в иных фор в качестве системообразующего института, обеспечивающего Приоритетной в рыночной экономике считается деятельность государства, связанная с созданием благоприятного режима для активизации частного инвестирования. Вместе с тем для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы, отраслей, имеющих особое народно-хозяйственное значение, государство играет важную роль как непосредственный участник инвестиционной деятельности, в процессе которой реализуются государственные инвестиции. Государственные инвестиции могут осуществляться как в объекты государственной собственности, так и негосударственной. Эти инвестиции могут быть произведены как непосредственно государственными органами власти и управления, так и предприятиями государственной формы собственности. Государственные инвестиции формируются за счет средств государственного бюджета, других государственных финансовых источников, а также средств, привлекаемых на финансовом рынке. В этом плане понятие «государственные инвестиции», является более широким, чем понятие «бюджетные инвестиции, под которыми подразумевают государственные инвестиции, осуществляемые за счет бюджетных средств. Российское инвестиционное и бюджетное законодательство не содержит определения государственных инвестиций. В Бюджетном кодексе РФ используется термин «бюджетные инвестиции». Государственные инвестиции осуществляются при финансировании объектов капитального строительства по приоритетным направлениям, вложении капитальных средств предприятиями государственной формы собственности, предоставлении финансовой помощи на инвестиционные цели, размещении государственных бюджетных средств в отдельные инвестиционные программы и проекты. Роль государственных инвестиций в экономике определяется целым рядом факторов, в числе которых особенности устройства национальной системы хозяйствования, степень экономического развив' специфика социально-экономической и политической ситуации, характер поставленных задач, цели экономической политики и др.
Поскольку программы государственного регулирования экономики, в том числе и ее инвестиционной сферы, строятся на определенны) предпосылках, то на практике значение, которое придается государственным инвестициям, во многом зависит от официально принятой доктрины. Так, кейнсианство и монетаризм содержат разные подходы к регулированию инвестиционной деятельности и оценке роли государственных инвестиций в рыночной экономике. В соответствии с кеинсианской концепцией государственные расходы рассматриваются как ключевой инструмент стабилизации экономики, что определяет значимость государственных инвестиций. Практические рекомендации кеинсианской теории предполагают стимулирование платежеспособного спроса, в том числе посредством наращивания государственных инвестиций. Согласно основным положениям монетаризма вмешательство государства в рыночное хозяйство приводит к нарушению механизма саморегулирования. Для стабилизации экономики необходимо поддерживать постоянный обоснованный рост денежной массы в соответствии с требованиями рынка, что предполагает сокращение инфляции, бюджетного дефицита, а, следовательно, уменьшение государственных инвестиций. В процессе развития системы экономического регулирование развитых стран происходила смена доминант тех или иных теоретических Вместе с тем в промышленно развитых странах, несмотря на характерную для монетаризма либерализацию экономики, росла роль государства в поддержке научно-технического прогресса, наукоемких отраслей, образования, социальной инфраструктуры и формирования соответствующих институтов. Напротив, в ряде развивающихся стран монетаристская трансформация экономических систем привела к свертыванию институтов государственного регулирования, блокированию активной инвестиционной политики, обвальному сокращению государственных инвестиций.
Процессы интернационализации и глобализации на современном этапе развития способствуют усилению взаимозависимости национальных экономик, что сближает механизмы и инструментарии в различных моделях, применяемых для достижения экономических целей. Международный опыт свидетельствует о том, что эффективность применения различных теоретических рекомендаций зависит от полноты учета особенностей сложившейся конъюнктуры, многообразных факторов, воздействующих на инвестиционную активность. Так, практически общепризнано, что в условиях экономической нестабильности, когда требуется первоначальный импульс для выхода из кризисного состояния, роль государственных инвестиций усиливается, а при устойчивом экономическом развитии относительно снижается. Следует учитывать, что мера государственного участия в инвестиционной деятельности имеет объективные пределы. Эти пределы, с одной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другой стороны, тем, что присутствие государства в экономике должно способствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению. В рыночном хозяйстве государственные инвестиции играют определяющую роль в отраслях, от которых зависит национальная безопасность, осуществление структурных преобразований, развитие стратегически важных производств или территорий. За счет государственных инвестиций поддерживают перспективные исследования, потенциально конкурентоспособные сектора экономики с высокими технологиями, а также сферы, которые не могут обеспечить быструю отдачу от вложенных средств, но являются значимыми для достижения общенациональных целей. Участие государства в экономике усиливается в долгосрочном периоде, где необходимы твердые гарантии окупаемости проектов. Государственные инвестиции считаются менее эффективными в плане экономическом, поскольку они часто бывают направлены на достижение не коммерческих, а иных целей. Так, важным направлениями государственного инвестирования выступают производства, развитие которых целесообразно с точки зрения решения социальных задач - обеспечения приемлемого уровня занятости, создания новых рабочих мест; реализации других социальных приоритетов, включая поддержку малообеспеченных слоев населения (строительство жилья, организация системы профессионального обучения); осуществления природоохранных экологических проектов, не являющихся сферой интересов частного бизнеса. Государство вкладывает значительные средства в осуществление так называемых общественных работ, развитие производственной и социальной инфраструктуры. Вместе с тем в рыночной экономике инвестиции государственные производственные объекты и инфраструктуру способны вызывать позитивный эффект, величина которого зависит от правильности определения приоритетов при вложении государственных средств. Имеются существенные связи между государственными инвестиция ми в инфраструктуру, с одной стороны, и частными капиталовложения ми, а также ростом производительности труда, с другой стороны. Государственные инвестиции в инфраструктуру экономики (строительство дамб, электростанций, автодорог, гаваней, аэропортов, канализационных систем, городских коммуникаций и иных сооружений, необходимых для производства и распределения товаров и услуг) способствуют снижению общих издержек производства на частных предприятиях, что подтверждается количественной зависимостью между уровнем государственных капиталовложений в инфраструктуру и высокой нормой прибыли в частном секторе, а также динамикой производительности труда.
Таким образом, роль государственных инвестиций сохраняется и в рыночном хозяйстве. Движение в направлении усиления рыночных начал в экономике, хотя и сопровождается сокращением государственного участия в капиталовложениях, но не означает снижение внимания к государственным инвестициям. С переходом к рынку происходит существенное изменение инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделение их функций в инвестиционном процессе, сокращение доли государственных инвестиций в их общем объеме, изменение структуры За годы реформ в России доля государственного сектора в инвестициях сократилась более чем в три раза. Следует отметить, что изменение структуры инвестиционного капитала и статуса субъектов инвестирования в России, соответствующее по внешним признакам условиям рыночной экономики, не привело к ожидаемым результатам — масштабной активизации их инвестиционной деятельности. Децентрализация инвестиционного процесса, выразившаяся в увеличении доли негосударственных источников инвестирования (в основном вследствие сокращения числа государственных предприятий как результата их приватизации) и существенном сокращении централизованных инвестиционных ресурсов, сопровождалась резким свертыванием инвестиционной деятельности, снижением совокупного инвестиционного потенциала. Вопросы создания института стратегических инвесторов, реальных квалифицированных частных собственников, способных обеспечить мобилизацию инвестиционных ресурсов и их последующее инвестирование оказались наиболее сложными в ходе экономического реформирования. Резкий уход государства из инвестиционной сферы, который явился следствием финансовой политики государства, опиравшейся на либерально-монетаристскую модель рыночных преобразований, послужил одним из мощных факторов длительного инвестиционного спада. Последний удалось остановить лишь в 1999 г. в условиях благоприятной макроэкономической конъюнктуры и корректировки экономической политики государства под влиянием уроков кризиса августа 1998 г.
В настоящее время общий уровень государственных инвестиций в России примерно соответствует аналогичному показателю в странах ОЭСР. По оценкам МВФ, в среднем в развитых странах уровень государственных инвестиций составляет около 3,7% ВВП, или 15% всего объема инвестиций. Однако для стран с высокой нормой сбережения — Японии (26% ВВП) и новых индустриальных стран Азии (29% ВВП) — характерен втрое более высокий, чем в России, уровень государственных инвестиций. В России, где в условиях благоприятной макроэкономической ситуации последних лет норма сбережения достигла 30% ВВП, и, соответственно, возросли инвестиционные возможности государства, увеличение государственных инвестиций могло бы послужить осуществлению крупных инвестиционных программ для обеспечения структурной перестройки экономики, поддержки и обновления изношенной инфраструктуры. Между тем общий объем капитальных государственных вложений на 2003 г. составил всего 72,4 млрд руб. (3,3% общего объема инвестиций в основной капитал). Столь незначительные объемы государственных инвестиций не способствуют решению задач достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения уровня жизни населения страны.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.008 с.) |