Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственные и мунициальные финансы: учебник /под ред. Проф. С.И.Лушина, проф. В.А.Слепова. – М.: Экономистъ, 2006. -763.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Государственные и мунициальные финансы: учебник /под ред. Проф. С.И.Лушина, проф. В.А.Слепова. – М.: Экономистъ, 2006. -763. Частичный материал Регулирование рынка
Не надо понимать дело так, что отношения государства и рынка сводятся к регулированию первым второго. Имеется и существенное влияние рынка на государство, т.е. постоянно существует тесное взаимодействие этих двух подсистем общества. Но для государственных финансов на первом плане стоит именно воздействие государства на рынок, т.е. на экономическую базу общества. Улучшения размещения ресурсов в рыночном хозяйстве, т.е. более эффективного их использования, можно прежде всего достичь за счет выявления и ликвидации монопольного положения отдельных производителей. Свободный рынок, как известно, достаточно часто способствует возникновению монополии производства отдельных товаров, т.е. ограничивает конкуренцию. Монополия почти всегда ведет к сокращению производства и росту цен, что и есть пример неэффективного использования ресурсов. Главный метод борьбы с монополиями — это система правовых норм, позволяющая заинтересованным лицам возбуждать дела в суде по поводу монопольного положения конкретного производителя и необходимости конкуренции. Но в этих же целях может быть использована и налоговая политика, которая часто имеет адресный характер. В России в этой сфере еще много недоработок. Важно не только создать систему хороших законов, но и сделать их реально Действующими, что иногда значительно труднее. Нормальное состояние рынка имеет важное значение для государственных финансов. Способность рынка порождать монополию отдельного производителя! как правило, ведет к сокращению общего объема производства и Доходов. Поэтому вмешательство государства в действия монополиста естественно и необходимо. Это касается уровня цен и других мер (разукрупнение монополиста, к примеру). Иногда государство не борется с монополией, а рассматривает ее как необходимую льготу для каких-то групп населения или определенных видов продукции (редкий вид народных промыслов и т.п.). Государство может само иметь в своей собственности некоторые предприятия, имеющие характер монополии, вопросы конкретного анализа и конкретных решений.
Во взаимоотношениях государства и рынка, тесно связанных с государственными финансами, большое значение имеют так называемые естественные монополии. Их существование не связано с каким-либо сговором или другими тайными манипуляциями, а объясняется их технико-экономическими особенностями. Почти во всех отраслях производства наблюдается тенденция снижения затрат с ростом производства и почти всегда эта тенденция ограничена определенным объемом продукции, превышение которого ведет к росту затрат на единицу изделия. Но имеется ограниченный круг отраслей, в которых снижение затрат на единицу продукции с ростом объема производства не имеет предела. Это и есть так называемые «естественные» монополии. Обычно чаще всего они возникают в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в отраслях связи, передачи электроэнергии и других отраслях инфраструктуры. С естественной монополией нет смысла бороться, так как ее развитие снижает издержки в масштабах общества. В этих отраслях в рамках определенного региона всегда выгодно иметь одного производителя, а кого именно, нужно решить государственным финансовым органам. Иногда ситуация естественной монополии возникает при прокладке шоссе или железных дорог между городами. Как правило, бывает достаточно одного шоссе (или железной дороги), а строительство еще одного пути невыгодно. В этих случаях вмешательство) государства в деятельность предприятий неизбежно, и оно может распространяться и на регулирование цен. Специфика естественных монополий ведет к тому, что они оказываются повышенно эффективными и в этом плане становятся объектом общественного (государственного) регулирования. Цены на продукцию этих монополий, как правило, регулирует государство, исходя из своих интересов. Это соблюдается даже в США. И, конечно, естественные монополии привлекают внимание работников государственной финансовой службы. С их помощью можно воздействовать на финансовое состояние местных органов власти, а их финансовое положение — традиционная проблема государственных финансов.
Очень сложны проблемы монополизма при установлении заработной платы, т.е. цены труда. Отношения профсоюзов и других организаций наемных работников и объединений предпринимателей должны обязательно регулироваться государством, чтобы не допускать диктата ни с одной из сторон. Но, конечно, главная цель государства в регулировании рынка — поддерживать и развивать конкуренцию в производстве товаров и услуг, так как это путь к росту эффективности. Государство может уделять особое внимание и отдельным видам ресурсов. Помимо труда очень важен и такой ресурс, как информации в нынешних условиях происходит непрерывный процесс обновления ассортимента товаров и услуг и потребитель часто не знает, какими свойствами обладают эти новинки. Здесь важно вмешательство государства с тем, чтобы обязать производителей давать объективную информацию, особенно когда речь идет о рекламе. Необходимо также наладить надежную информацию о вакантных рабочих местах с целью снижения числа безработных. Очень часто в рыночном механизме возникают перебои, связанные с недостатком информации или с недостоверной информацией. Полнота информации стала ныне серьезной проблемой для обеих сторон торговой сделки. Возможно и сознательное использование ложной информации в корыстных целях, недобросовестная реклама и т.п. Государство должно вмешиваться в проблему информационной обеспеченности участников рынка, чтобы не допустить мошенничества или даже добросовестных заблуждений относительно свойств товара или условий сделки. Рациональное, т.е. более эффективное, размещение ресурсов зависит и от такого существенного экономического факта, как наличие у многих видов продукции и производств так называемых внешних эффектов. Этому обстоятельству мало уделялось внимания при социализме, и сейчас эта проблема во многом является новой и достаточно неожиданной. Речь идет о том, что многие товары и услуги помимо своих главных свойств имеют еще дополнительные особенности, серьезно влияющие как на потребителя этих благ, так и на других людей. Например, курение сигарет доставляет определенное удовольствие их покупателям, но оно же способствует возникновению у них рака легких. Дым от сигарет неприятен и опасен для некурящих. Внешний эффект может создавать не только готовый продукт, но и сам процесс производства. Производство многих видов продукции (Удобрений, моющих средств, красителей и т.д.) связано с ядовитыми отходами, которые выбрасываются либо в атмосферу, либо в водоемы и отравляют окружающую среду. Городской транспорт необходим и полезен для населения, но он же создает шум и выхлопные газы, вредящие тому же населению. Массовая автомобилизация требует дополнительных затрат на совершенствование дорог и создание крупных стоянок для автомобилей. Массовый туризм способствует разрушению уникальных природных ландшафтов и сокращению численности диких животных и т.д. Это примеры так называемых отрицательных внешних эффектов, но бывают и положительные эффекты. Например, разведение лесов с коммерческой целью одновременно улучшает климат в данном регионе, улучшение качества и уровня образования в стране повышает квалификацию рабочей силы и способствует росту производительности труда, развитие массового спорта укрепляет здоровье населения и т.д. По отношению к внешним эффектам часто употребляют термин внерыночные, т.е. нет какого-то специального рынка «внешних эффектов».
Внешний эффект воздействует на лиц, как правило, не связанных с производством и потреблением данного товара. Эти эффекты не отражаются в рыночных ценах. Поэтому государство должно специальными решениями регулировать проблему внешних эффектов. Главная экономическая проблема внешних эффектов состоит в том, что поскольку они не учитываются в ценах продукта, то и чисто рыночными способами воздействовать на них весьма трудно. Но государство имеет определенные возможности для их регулирования, используя как правовые нормы, так и финансовые методы (штрафы, налоги и т.п.), регулирующие производство соответствующей продукции. В части ограничения влияния отрицательных внешних эффектов осуществляет и такой метод, как интернализация, т.е. искусственное повышение затрат предприятия на величину отрицательных внешних эффектов производимой им продукции, что может заставить предприятие отыскать способы снижения внешнего отрицательного эффекта. Одним из методов борьбы с отрицательными внешними эффектами может служить предложение о создании специальной системы имущественных прав на объекты, находящиеся в «общей» собственности, т.е. ничейные. Если на озеро, куда сливают сточные воды химические предприятия, установить имущественные права, то владелец озера заставит «производителей» сточных вод очищать их путем обычных переговоров о компенсации ущерба. Правда, этот метод не является универсальным. Важной проблемой в улучшении размещения ресурсов и их использования в экономической сфере является соотношение государства и рынка в производстве различных благ. Экономической науке в нынешних условиях свойственно расширительное толкование экономической роли государства. Как уже говорилось, она считает государство не только потребителем общественных финансовых ресурсов, которые оно тратит в связи с выполнением своих функций, но и производителем, создающим общественные блага. Под этими благами понимаются, к примеру, не только внешняя безопасность страны, но и внутренняя политическая и социальная стабильность, охрана жизни и здоровья граждан и т.д. Появление международного терроризма как реального фактора современной жизни подтверждает правильность этих рассуждений. Но это означает, что государство, как и рынок, становится производителем благ, а стало быть, возможны сопоставления эффективности (в некоторых случаях) вариантов производства благ государством и рынком.
Общественные блага в рамках экономической теории противопоставляются частным благам, прежде всего, по способу потребления. Общественные блага потребляются одновременно многими лицами и общая масса благ от этого потребления не уменьшается. Например, уличное освещение, чистый воздух, прогулка в парке и т.п. Сюда же надо отнести и внешнюю и внутреннюю безопасность и аналогичные блага. Наименование блага общественным вовсе не обязательно означает, что его производство следует возложить на государство. Некоторые общественные блага производятся частным сектором. Современная наука считает, что при прочих равных условиях частное производство общественных благ более эффективно, если оно возможно. Для России это очень актуальный вопрос в связи с реальным положением в ее жилищно-коммунальном хозяйстве и благоустройстве городов. Следует иметь в виду, что самого государство может производить не только общественные, но и частные блага, например электроэнергию и аналогичные продукты. Рекомендации науки и здесь аналогичны, по мере возможностей производство частных благ должно быть предоставлено частному сектору. Но так или иначе в любой стране возможны варианты производства тех и других благ, а стало быть, и возможна конкуренция по их производству между государством и рынком. При возникновении таких ситуаций решающее слово принадлежит государству и оно, конечно, не должно цепляться за свои привилегии, а исходить только из показателей эффективности. Главное отличие общественных благ от прочих с точки зрения «строгой» теории заключается в их специфических свойствах. Основное свойство общественных благ по-русски звучит достаточно неуклюже, это — «неисключаемость». Означает оно, однако, довольно простую вещь: возможность потребления этого блага одновременно многими людьми без уменьшения его общего количества. Как уже указывалось, к таким благам будут относиться: чистый воздух, прекрасный пейзаж, здоровый климат, внешняя безопасность, уличное освещение, городской парк, общественный порядок и т.д. Поскольку количество (объем) общественных благ не уменьшается от их потребления одним индивидом, то их еще называют неконкурентными, т.е. среди потребителей общественных благ не может возникнуть конкуренция за обладание ими в отличие от Обычных частных благ (хлеб, автомобиль и др.). После Отечественной войны (1941—1945 гг.) была в России популярна песенка со словами: «В городском саду играет духовой оркестр, на скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест...». С точки зрения экономической науки ситуация выглядит так: слушание духового оркестра — это потребление общественного блага (при условии бесплатного входа в сад), а желательное сидение на определенной скамейке — это уже благо частное (хотя и бесплатное), и здесь возникает конкуренция за его обладание.
Различия между общественными и частными благами важны, прежде всего, для уяснения того положения, что рынок чаще всего не может производить общественные блага. Это в какой-то мере естественно, так как рынок — сфера принятия и осуществления частных решений отдельных лиц, и касаются эти решения таких объектов, которые могут находиться в частной собственности и потребляться индивидуально или в рамках группы. Продать какому-то лицу «часть внешней безопасности» не представляется возможным. Поскольку на рынке принимает решение каждый за себя, то все или, по крайней мере, большинство посчитают правильным пока воздержаться от покупки данного «товара», так как есть другие нужды, да и денег мало. Пусть лучше купит это благо кто-то другой. Поэтому государству приходится организовывать внешнюю безопасность и брать на себя соответствующие расходы. Производство вооружения и других материальных благ, связанных с внешней безопасностью, вполне может быть заказано частным предприятиям, т.е. рынок может иметь отношение к созданию общественных благ, к их реализации и использованию. Верно будет и другое замечание, что ничто не мешает государству (общественному сектору) производить частные блага (прежде всего в виде электроэнергии, услуг транспорта и связи) и такое производство в некоторых случаях необходимо, но в массе своей эффективность государственных предприятий ниже, чем частных, поэтому такое производство невелико по своим масштабам и всегда связано с какими-то конкретными обстоятельствами, объясняющими его возникновение. За последнее время в развитых странах наблюдался процесс массовой приватизации государственных предприятий, производящих обычные «частные» блага. Следует отметить, что противопоставление общественных и частных благ не имеет абсолютного характера, можно привести примеры благ промежуточного типа, сочетающих черты тех и других. Как правило, это те товары, которые находятся в так называемом коллективном пользовании: дороги, улицы, мосты, парки, места отдыха и развлечений, каналы и т.д. Эти объекты требуют наблюдения, расходов на их поддержание в работоспособном состоянии, по своей природе они имеют общественное назначение. Государство в лице различных уровней власти берет на себя заботу об этих важных условиях жизни населения и тем самым предоставляет ему общественные блага. Вместе с тем в некоторых случаях подобные услуги могут оказывать и частные предприятия, превращая их в рыночный продукт. Например, уборка мусора в крупных городах сейчас успешно осуществляется частными компаниями. Частная инициатива находит себе обширное поле действия и в сфере обязательного образования и массовых медицинских услуг, даже некоторые функции государственного (муниципального) управления могут быть переданы рыночным структурам. Речь идет о сборе и обработке статистической информации, о проведении исследований в какой-либо области, требующих специфических профессиональных знаний и даже о подготовке проектов решений по конкретным вопросам. Разумеется, такое привлечение частных фирм должно сопровождаться общей экономией ресурсов, затрачиваемых на получение конечного результата, и повышением качества работы. Государство часто вмешивается в рыночные дела, если речь идет о создании каких-либо принципиально новых и важных видов продукции. Этот процесс обычно связан с большими затратами и высокими рисками, что не всегда укладывается в обычные нормы поведения рыночных субъектов. Принимая на себя часть затрат и риска, государство способствует научному и техническому прогрессу в экономической сфере и во всем обществе. Производство общественных благ государством имеет существенные отличия от производства индивидуальных благ рыночным сектором. Главное отличие в том, что субъекты рынка организуют производство благ ради прибыли, а общественные блага непосредственно используются для удовлетворения какой-либо общественной потребности, минуя стадию реализации. Поэтому привлечение частных производителей к созданию общественных благ часто ведет к риску снижения общего объема производимых благ с одновременным их удорожанием, т.е. максимизация прибыли не ведет к максимизации полезности. Это характерно, к примеру, для здравоохранения. Поэтому в случаях, когда блага общественного назначения могут производиться и частным сектором и государственным, необходимы специальные меры по регулированию рыночного сектора. Здесь нельзя дать общих рецептов принятия каких-то мер, вопрос решается конкретным анализом той или иной реальной ситуации. В том же здравоохранении могут быть чисто государственные медицинские учреждения (или мероприятия), смешанные частно-государственные учреждения и чисто рыночные заведения, где все определяет соотношение спроса и предложения. Но предпосылкой Успешного преодоления всех трудностей, естественно, будут государственные финансовые резервы, без которых невозможно оказать нужное воздействие на поведение рыночных субъектов. Важную роль играет государство и в регулировании потребления некоторых важных, с его точки зрения, продуктов. Например, введение обязательного использования ремней безопасности в самолетах и Частном автомобильном транспорте, ограничение рекламы табачных алкогольных изделий, финансовая поддержка некоторых видов искусства (фольклорное творчество, классическая музыка и т.д.). Во всех Их примерах видно, что промежуточные (частно-общественные) блага играют заметную роль в экономике, государство использует их в своих интересах, затрачивая необходимые финансовые ресурсы. Сопоставление общественных и частных благ представляет интерес и с точки зрения их оценки, формирования цен на них. В случае частных благ действует обычная теория, основывающаяся на соотношении спроса и предложения, усредняющего психологические оценки (как индивидуальные, так и групповые) в единые рыночные цены. В части общественных благ механизм спроса и предложения в общем случае не действует, их оценка возникает как результат коллективных решений, принятых по установленной процедуре в рамках государственной власти (парламент и др.). Разумеется, на оценку общественных благ воздействует сложившаяся в обществе традиция использования ценностных показателей (деньги, их покупательная сила и др.). Но само существование общественных благ опровергает трудовую теорию стоимости, так как в некоторых случаях эти блага представляют собой чисто природное явление, вроде красивого заката в Швейцарских Альпах или на Гавайских островах, а также благоприятный климат для проживания человека в некоторых местах земного шара. А кроме того, общественные блага, как правило, обходятся без процесса реализации и, стало быть, нет никакого «обмена эквивалентами», столь важного для «трудовой стоимости». Лучшее размещение ресурсов между всеми производящими структурами общества, включая корректировку «дефектов» рынка и определение более эффективного сочетания деятельности частного и общественного секторов, составляет важнейшую функцию государства и непосредственно связано с использованием государственных финансовых фондов. Принципиальной особенностью государственного (общественного) сектора производства по сравнению с рыночным является критерий эффективности. Если рыночное производство осуществляется только при условии прибыльности, то государственное производство не предполагает получения прибыли от произведенных благ. В случае с общественными благами это естественно, поскольку они предоставляются без процесса реализации, но и при производстве обычных частных благ на государственных предприятиях критерий прибыльности не является главным, так как доходы от подобного производства не существенны для государства. Для государства важен в данном случае сам факт удовлетворения соответствующей потребности. Другим важным направлением деятельности государства по регулированию рынка, связанным напрямую с расходованием государственных финансовых ресурсов, является перераспределение доходов между членами общества. С целью снижения социальной напряженности и уровня конфликтности в обществе государство должно большое внимание уделять конечному распределению доходов, а значит, и всех потребительских благ. Рыночный механизм часто дает нежелательные для общества сбои не только в размещении ресурсов, но в распределении доходов между членами общества. Свободный (никак не регулируемый) рынок обладает свойством создавать чрезмерные различия в доходах. Причины этих различий весьма разнообразны и достаточно серьезны. Во всяком случае, нельзя все сводить к лени и пьянству одних и аккуратной работе и трезвости других, хотя и такая причина, безусловно, имеет место быть. Многое зависит от исходного социального статуса работников: выходцы из бедных семей чаще остаются бедными; выходцы из богатых семей — богатыми. Помимо различий социального плана существуют и различия, так сказать, «естественные», связанные с природными задатками каждого человека («способностями»). Вопрос этот достаточно хорошо изучен и установлено, что, конечно, способности людей и приобретенной ими квалификации к зарабатыванию денег весьма различны. Одни обладают предпринимательскими наклонностями, другие их лишены. Имеется и обширная промежуточная категория. Задача, видимо, состоит в том, чтобы дифференциация доходов в возможно большей степени зависела от природных способностей людей и приобретенной ими квалификации и в меньшей мере — от их исходного социального статуса. Разумеется, не может быть и речи о применении насильственных методов «выравнивания», которые практиковались в СССР в первые десятилетия советской власти. Выходцам из «буржуазных» семей запрещалось получать высшее образование, а полуграмотных рабочих зачисляли в вузы без экзаменов. Наиболее приемлемый путь сокращения дифференциации доходов в обществе, видимо, состоит в предоставлении всем членам общества равных возможностей в развитии своих способностей. Речь идет именно о сокращении дифференциации, а не об ее уничтожении. Сама по себе она неизбежна и необходима, без нее общество перестало бы Развиваться, такова человеческая природа. Все дело в конкретной величине этой дифференциации, в разных странах ее приемлемый размер выглядит по-разному. Распределение доходов, как следствие функционирования рынка, может отличаться значительной дифференциацией в разных странах. Для России — это больной вопрос. По официальным данным Госкомстата, в 2002 г. пятая часть всего населения, относящаяся к самым богатым, получала доходов в 8,2 раза больше, чем такая же часть, относящаяся к самым бедным слоям. Но в международной практике этот показатель обычно рассчитывают не по «пятым», а по «десятым» долям, по «децилям». При таком расчете разрыв между бедными и богатыми в России вырос бы, видимо, до 15—17 раз. Это очень большой разрыв, неприемлемый для цивилизованной страны. В рамках общих больших разрывов в уровнях обеспеченности особенно важно установить, каков уровень потребления бедными слоями населения самых насущных благ, т.е. тех благ, которые должны обеспечить нормальные минимально необходимые условия жизни бедным слоям населения. Если такой обеспеченности не наблюдается, то государство должно принимать меры по перераспределению доходов в пользу наиболее бедных слоев населения. Разумеется, очень важны условия и способы этого перераспределения, чтобы оно не превращалось в единственный источник существования, а напротив, стимулировало бы получателей «социальной» помощи к активной деятельности с целью получения собственной финансовой самостоятельности. Для России это большой вопрос, поскольку население привыкло к государственным системам социального обеспечения. Между тем опыт многих стран показывает, что государство не в состоянии полностью взять на себя выплаты пенсий, расходов по здравоохранению и образованию, не нарушая заинтересованности работающего населения в активной деятельности. Государство не может полностью оградить население от рисков безработицы, необеспеченной старости и т.д. Здесь необходимы и финансовые ресурсы самого населения. Существенная дифференциация доходов населения в современной России связана не только с действиями рыночного хозяйства, но и с наследием социалистической экономики и неудачными реформами. Во всяком случае в развитых рыночных странах разрыв в доходах между бедными и богатыми значительно меньше, чем в России. Утверждение, что рыночная экономика обязательно сопровождается резкой дифференциацией доходов населения справедливо только при определенных условиях. К ним относятся, во-первых, невмешательство государства в процесс этого распределения и, во-вторых, сложившаяся система социальных отношений и традиций в каждом конкретном обществе (стране). Современная практика свидетельствует, что почти во всех развитых странах государство старается уменьшить разрывы в доходах между отдельными категориями населения. Сложнее обстоит дело со вторым условием. Изменить сформировавшуюся систему распределения доходов в пользу бедных слоев населения на основе добровольных решений предпринимателей и других активных субъектов общественной жизни достаточно трудно, хотя и возможно. Здесь многое зависит от деятельности самого государства, от создания соответствующего общественного мнения с тем, чтобы объединенными усилиями повлиять на изменение традиций и реального положения в нужную сторону. Лучше всего, если такие изменения будут экономически выгодны предпринимателям и обществу в целом. Надо всегда учитывать, что рынок не только экономическое, но и социальное явление. Для нормального развития рынка очень важны стабильные и благоприятные социальные (с минимальной конфликтностью) условия. При таких условиях и рынок развивается значительно лучше и эффективность его выше. Но российская ситуация с разрывом в доходах очень тяжелая и, казалось бы, требует максимального перераспределения доходов через финансовую систему. Но на самом деле этого сделать невозможно. Разрывы в обеспеченности можно исправить за счет перераспределения, но в России главный фактор дифференциации — чрезмерный разрыв в первичном (исходном) распределении доходов на фоне общего значительного сокращения объема доходов в стране. За счет перераспределения можно только смягчить положение, не допуская одиозных ситуаций. Главный путь, разумеется, — экономический подъем и рост доходов населения. А если мал общий объем доходов, то и ресурсы для перераспределения невелики. Развитие способностей членов общества — это, прежде всего, их образование. Общество должно каждому члену общества обеспечить получение обязательного образования определенного уровня и поощрять получение высшего образования достаточно крупным контингентом граждан. Для сегодняшней России обязательным уровнем может быть среднее общее и профессиональное образование, а в некоторых развитых странах обсуждают проблему всеобщего высшего образования. Другими словами, общество должно взять на себя существенные расходы по воспитанию и образованию членов общества с тем, чтобы в Дальнейшем они смогли успешно работать и хорошо зарабатывать. Практика других стран, а отчасти и России, показывает, что общество не должно стремиться к монополии в части организации образования. Полезно и желательно использовать в этом деле и ресурсы частного сектора. В той мере, в какой уровень заработка человека зависит от его здоровья, все, что было сказано об образовании, относится и к медицине. Здесь тоже необходимы общественные расходы в сочетании с частными средствами. Помимо создания предпосылок для получения каждым членом об определенных доходов, следует применять и непосредственные за счет общества наиболее бедным семьям и членам общества, т.е. собственно перераспределение. Речь идет, прежде всего, о выплатах пособий на детей в необеспеченных семьях и пенсиях за государственный счет пожилым и неработоспособным людям. Что касается пенсий, то с проведением пенсионной реформы выплаты из государственных фондов, видимо, сократятся по объему и по доле в доходах населения, но полностью исчезнуть они не могут. Перераспределение доходов — не самоцель, оно делается ради обеспечения бедным слоям населения определенного уровня потребления насущных благ. Насущные блага обычно включают: здоровье, образование, жилье, еду. Во многих странах имеются крупные контингента населения, чье обладание этими благами недостаточно. Это относится и к России. Смягчить ситуацию можно за счет перераспределения доходов в пределах государственных финансов. Но полное решение возможно только за счет роста эффективности производства и специальных мер, направленных на сокращение численности маргинальных групп населения. Поскольку перераспределение доходов носит целевой характер, то необходим контроль за тем, чтобы получаемые за счет него доходы действительно тратились на приобретение насущных благ. Природа человека противоречива и нет никаких гарантий, что полученные деньги будут истрачены на те цели, ради которых они предоставлены. Следует учесть, что перераспределение средств в пользу малообеспеченных, бедных слоев населения происходит совсем не обязательно за счет доходов богатых групп населения, как это обычно думают. Государственные пособия бедным могут и превышать те суммы, которые получило государство от богатых. Государство определяет размер помощи бедным, исходя из общего объема собранных финансовых ресурсов, а не только тех средств, которые получены от богатых. Перераспределение средств осуществляется не только в пользу определенных групп населения, оно может происходить и в сфере производства, и между отдельными районами. Государство может поощрять развитие определенных отраслей или предприятий, перспективных направлений в науке и технике, предоставляя им бесплатные или более дешевые по сравнению с рынком ресурсы. Разумеется, такого рода решения должны тщательно обосновываться, так как спрос на подобные льготы безграничен. Отличить истинную потребность от умелой имитации бывает очень трудно. Территориальное перераспределение ресурсов практикуется весьма широко, особенно в крупных странах, к числу которых относится и Россия. Различия в природных, социальных и экономических условиях между отдельными районами естественны и неизбежны, надо ли реагировать государству на эти различия, и если надо, то как — очень сложный вопрос. В разных странах он решается неодинаково. Но для России эта проблема очень актуальна и очень болезненна, особенно в современных обстоятельствах, когда автономия регионов существенно возросла по сравнению с прошлым. Перераспределение доходов через систему государственных финансов с целью улучшить чье-то финансовое состояние — процесс весьма неоднозначный. С одной стороны, его результатом является улучшение положения наиболее бедных слоев населения, наиболее отсталых районов, предприятий и отраслей, нуждающихся в поддержке. Это создает положительный эффект. С другой стороны, бесплатное предоставление ресурсов поощряет их получателей к безделью, к пассивности в решении своих проблем собственными усилиями, не создает стимулов к активной деятельности по увеличению своих доходов. Поэтому нужно очень тщательно обосновывать каждое решение по такому перераспределению и желательно ограничивать действие этих решений во времени. С другой стороны, ресурсы, используемые для перераспределения, возникают за счет налогов, взимаемых с хорошо работающих предприятий, возглавляемых активными предпринимателями. Увеличение любого перераспределения требует роста налогов, т.е. ухудшает финансовое положение успешно работающих фирм и корпораций. Чтобы определить конечный эффект перераспределения, нужно тщательно сопоставить все плюсы и минусы этого процесса. Речь не идет о том, чтобы вообще отказаться от перераспределения доходов, это невозможно. Перераспределение неизбежно, если какая-то группа населения не может обеспечить себя насущными благами. Но для решения вопроса, расширять или сокращать подобное перераспределение, эти доводы имеют большое значение. Видимо, сокращение «благотворительного» перераспределения в России в будущем может быть полезным. Попутно можно отметить существенное различие в перераспределении финансовых ресурсов в пользу малообеспеченных групп населения и на содержание армии или научные разработки, заработную плату Учителям и т.п. В первом случае имеем чистый трансферт без всякой компенсации, а во втором есть отдача, эквивалент в виде услуг, которые оказывают военные, учителя, ученые и т.д. своей деятельностью. Это подчеркивает, что уменьшение бедности (а в идеале ее ликвидация) означает существенный выигрыш для государственной финансовой системы. Разумеется, определенный общественный эффект от пособий бедным возникает, это — стабильность в обществе, уменьшение числа экстремистов и т.п. Но это совершенно другие результаты по сравнению с отдачей от науки, системы образования и т.д. Перераспределение доходов с целью оказания «социальной» или другого вида помощи надо отличать от общего глобального перераспределения, которым по определению занимается вся система государственных финансов. Первое составляет лишь очень небольшую долю от общего процесса. Ведь военные расходы, содержание государственного аппарата и другие нужды, все они покрываются за счет перераспределения ресурсов в обществе. Но в случае социальной помощи речь идет о другом, о специальной разновидности перераспределения, как бы дополняющего собственные усилия конкретного экономического субъекта, поскольку общество заинтересовано, чтобы он находился в каком-то, условно говоря, «нормальном» состоянии или чтобы он предпринимал определенные действия, от которых может произойти значительная выгода для общества. Ясно, что это — специфический вид перераспределения, за счет которого решается только один из вопросов общей финансовой политики.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.025 с.) |