Виды аудита систем менеджмента качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды аудита систем менеджмента качества



 

В менеджменте качества применяется три основных вида аудита в зависимости от того, в чьих интересах действуют аудиторы:

1. Аудит первой стороны – это внутренний аудит, при котором организация проверяет сама себя. Даже если его проведение будет осуществлять сторонняя организация или сторонние специалисты, он все равно будет считаться аудитом первой стороны, так как данная организация и данные специалисты действуют в интересах проверяемой организации.

2. Аудит второй стороны – это аудит, при котором заказчик (в том числе потенциальный) проверяет поставщика услуг (товаров или работ). В данном случае заказчик аудита не сама проверяемая организация, а ее клиент. Основная цель такого аудита состоит в подтверждении гарантий клиенту, т. е. производится проверка способности поставщика выполнить обязательства по поставке продукции, исполнению работ или оказанию услуг. При указанном аудите понятие «заказчик аудита» может иметь значение, отличное от употребляемого в договорных отношениях. Клиент может присылать на аудит потенциального поставщика своих аудиторов, может заключить договор со сторонней организацией на проведение аудитов потенциальных поставщиков. В обоих названных случаях заказчиком аудита будет клиент. Бывают ситуации, когда клиент ставит для поставщиков обязательные условия о проведении аудита сторонней организацией. Тогда формально, исходя из договорных отношений, заказчиком аудита становится поставщик.

3. Аудит третьей стороны это аудит, выполняемый независимой организацией (органом по сертификации систем качества). Аудит третьей стороны проводится с целью сертификации системы качества организации.

Когда организация готовится к данной сертификации, обычно по стандарту ISO 9001:2008 проводятся аудиты первой стороны, чтобы оценить готовность организации к сертификации, и аудит третьей стороны, чтобы сертифицировать систему качества.

Аудит качества может иметь различную направленность. В зависимости от объекта проверки, аудит разделяется на виды:

1.Аудит, ориентированный на процесс, предназначен для оценки качества процесса выполнения работ или способов выполнения операций процесса. Следовательно, его главная цель заключается в проверке способности процесса обеспечить требуемое качество результатов работы. Основными задачами данного аудита являются:

проверка соблюдения установленных требований к процессу, т. е.  того, выполняются ли в ходе аудита необходимые условия осуществления процесса (наличие подходящего оборудования, персонала, ресурсов и т. п.);

оценка параметров производительности и качества процесса, т. е. того, насколько реальные параметры производительности и качества процесса соответствуют установленным параметрам в документации (например, в картах процесса или регламентах);

определение проблемных этапов (операций) выполнения процесса, т. е. выявление тех участков процесса или условий его выполнения, которые приводят к браку или снижению производительности процесса;

проверка соответствия процесса установленным схемам, документированным процедурам, нормативным или другим регламентирующим документам, т. е. того, насколько правила выполнения процесса, представленные в документах, соответствуют реальной работе;

выяснение действенности и целесообразности сопроводительной документации по процессу, так как часто бывает, что со временем изменяется процесс, его параметры и условия выполнения отдельных операций, а сопроводительная документация остается прежней. Аудит процесса позволяет выявить документы, требующие изменений или отмены.

2. Аудит, ориентированный на продукт, предназначен для оценки качества продукта или результата работы. Его главная цель заключается в подтверждении стабильности характеристик продукта и их соответствия установленным требованиям. Основными его задачами являются:

проведение контроля качества продукта (выборочно берутся несколько образцов на промежуточной стадии изготовления (или какие-либо промежуточные результаты работы) и производится их контроль). Эта проверка может проводиться вместе с внутренним выборочным контролем;

проверка стабильности процесса изготовления продукта или выполнения работы. Она осуществляется за счет проверки результатов работы этого процесса за некоторый период времени. Например, по записям о приемке продукции, актам сдачи-приемки работ, по замечаниям в этих актах;

установление соответствия продукта или результатов работы установленным требованиям, т. е. сравнение параметров готовой продукции (результатов работы) с параметрами, установленными в технических требованиях или договорах. Обычно это делается вместе с внутренней приемкой продукции;

проверка действенности и целесообразности сопроводительной документации, которая позволяет выявить документы, требующие изменения или отмены.

3.Аудит, ориентированный на систему, предназначен для оценки работы всей системы качества. Его главная цель заключается в оценке результативности и эффективности работы системы качества организации. Его основными задачами являются:

оценка и фиксация фактического состояния системы качества, т. е. проверка того, насколько реализованы требования системы качества, как выполняется работа по процессам и соответствует ли она требованиям системы качества;

выявление несоответствий в работе системы качества, т. е. того, какие требования системы качества не выполняются, что в работе организации не соответствует требованиям стандарта;

стимулирование правильного отношения сотрудников к требованиям системы качества, т. е. аудит проводится не только с целью определить, соответствует ли система качества требованиям или не соответствует, но также и с целью провести тренинг сотрудников, еще раз обратить их внимание на необходимость работать по документации системы качества;

проверка соответствия инструкций системы качества требованиям стандарта на систему качества, т. е. того, насколько разработанная документация системы качества отражает требования стандарта ISO 9001:2008;

контроль выполнения мероприятий по улучшению (корректирующих и предупреждающих действий), т. е. проверка статуса выполнения мероприятий по улучшению, разработанных по результатам предыдущего аудита или являющихся мероприятиями отдельного плана по улучшению работы системы качества.

В менеджменте качества также применяются виды аудита, которые определяются направлением проверки. В основном они связаны с аудитом, ориентированным на процессы. К видам аудита, зависящим от направления проверки, относятся:

1.Горизонтальный аудит, который проводится по одному процессу от его начала до его завершения; аудиторы анализируют операции за операцией. Они детально проверяют, как выполняется каждая из них, не отвлекаясь на взаимосвязанные процессы. Преимущества такого аудита связаны с тем, что есть возможность тщательно проверить все действия одного процесса, всю сопроводительную документацию по этому процессу, всех сотрудников, задействованных именно в этом процессе.

2. Вертикальный аудит, который выполняется по всем взаимосвязанным процессам. Иными словами, если в ходе процесса обнаруживается, что какая-либо операция данного процесса связана с операцией другого процесса, то аудит переходит на другой процесс и т. д. Преимущество этого аудита заключается в том, что он позволяет проверить все взаимосвязи процессов и востребованность входов и выходов процессов.

3. Аудит в прямом направлении – это аудит, который следует за естественным ходом процесса, последовательностью производства продукции или предоставлении услуги. Проверка начинается вместе с процессом и далее следует анализ операции за операцией. Когда проверяющий обнаруживает связь между процессами, то исследует каждый из них, но потом обязательно возвращается к той операции первого процесса, откуда произошел переход. Как правило, переходы на другие процессы происходят по вторичным выходам и входам. Преимуществом данного типа аудита является то, что он позволяет проверить эффективность управления, обеспечения и обслуживания проверяемого процесса.

4.Аудит в обратном направлении – это аудит, который позволяет проверить проделанную работу. За начало аудита принимается момент завершения изготовления или приемки продукции и далее пошагово смотрится, что было сделано, перед тем, как работа была завершена (принята продукция). В ходе этого аудита выявляется, какая работа действительно была сделана по процессам и какая документация возникла в ходе выполнения работ. Преимущества данного аудита заключается в том, что он способствует: обнаружению пропущенных операций в работе, а также расхождений между сведениями, указанными в сопроводительной документации, и проделанной работы. Наиболее часто этот вид аудита применяется там, где существуют скрытые работы, например, в строительстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.01 с.)