Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Административные скрепы региональной политики
Еще сравнительно недавно «парад суверенитетов», связанный главным образом с политическим самоопределением национально-территориальных образований, переводил вопрос о распаде Российского государства в пло- скость практической политики. Казалось бы, процесс дезинтеграции по- средством демонстративно-карающих мер в отношении сепаратистов был заторможен. Но есть ли основания для уверенности, что суверенизация на- чала 1990-х гг. не репродуцируется при очередном ослаблении центральной власти? Существует представление, что политическую связь Центра и регионов может обеспечить сравнительно новая российская институционализация — федеральные округа. В общественно-политологическом дискурсе им отво- дится роль, значительно большая, чем та, которая закреплена официально. Считается, что через федеральные округа центральная власть реализует попытку нивелировать пороки национально-территориального устройства федерации. Посредством укрупнения административных единиц якобы де- актуализируется угроза национального сепаратизма. Однако укрупнение имеет и совершенно иной ракурс. Понятно, что в случае политического распада Россия вряд ли будет дезинтегрирована на 89 государств. Но вот 6–8 новых государственных образований — это вполне вероятно. Фактиче- ски, округа в реальном государственном управлении в современной России не нужны. Актуальных функций у представителей Президента РФ в округах практически нет. Но сама по себе идея о новом формате государственности откуда-то взялась. Каковы могут быть административно-управленческие механизмы борь- бы с потенциальным сепаратизмом регионов? Должна ли в целях его искоре- нения идти речь об укрупнении или дроблении региональных территорий? Мировой опыт указывает именно на вторую линию административной ре- организации, как на наиболее эффективное противодействие сепаратист- ским тенденциям. Достаточно сослаться на пример с Францией, долгое время раздираемой на части наследственным противоречием феодальных провинций. Прованс, Гасконь, Бургундия, Бретань… — центральные власти ничего не могли поделать с их внефранцузской саморепрезентацией. Такое положение сохранялось до 1790 г., когда в результате административной реформы прежние провинции были деструктурированы на департаменты. После этого процесс формирования единой французской нации принял не- обратимый характер151.
Российская империя в административном отношении также проводи- ла политику деструктурирования региональных территорий (рис. 3.88). Общий тренд заключался в последовательном увеличении числа россий- ских губерний. Конечно, были в этом процессе и внешние территориаль- ные приращения, но определяющим обстоятельством численного роста являлась реализация принципа административного дробления. Особо обращает на себя внимание два больших скачка в увеличении численно- сти губерний — в периоды правления Екатерины II и Николая I. В обо- их случаях они непосредственно мотивировались угрозами региональной дезинтеграции. Екатерина II обратилась к практике дробления региональ- ных территорий после поволжско-уральских волнений — «пугачевщины»; Николай I — после восстания под знаменем шляхетского сепаратизма в Польше и Литве. Проводимое ими деструктурирование существующих регионов объективно усиливало государственнические скрепы Импе- рии. И наоборот, в 1917 г. при Временном правительстве начался процесс укрупнения административных единиц, коррелируя с дезинтеграционным вектором развития152.
151 Ле Руа Ладюри Э. История регионов Франции. М., 2005. 152 Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. М., 1994. Т. 1. С. 650; Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983; Административные реформы в России: история и современность. М., 2006. 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Год 1708 1725 1740 1761 1796 1801 1825 1855 1881 1894 1917 1918 1922 Рис. 3.88. Количество губерний в России
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.005 с.) |