Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доктрина государственной безопасности
Ныне действующая «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» утверждена Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. По сравнению с «Концепцией национальной безопасности» в версии 2000 го- да168, этот документ напоминает юбилейный отчет об успехах на поприще, но вовсе не адекватную оценку реалий и соответственных управленческих от- ветов: например, в документе не упомянута информационная безопасность. Ситуация с того времени существенно изменилась. Более очевидным стало противостояние Россия–Запад. Необходимым, в свете новых реалий, представляется переосмысление концептуальных подходов к обеспечению государственной безопасности. Однако статус стратегии не соотносится с мас- штабностью вызовов. Необходим документ, обладающий более жестким по- велительным наклонением для управленцев, чем стратегия. Такими возмож- ностями обладает государственная доктрина. В Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования разработан такой документ на примере экономической политики Российской Федерации. Доктринальный подход к обеспечению безопасности предполагает принятие положения о «го- сударственной доктрине» на федеральном законодательном уровне. Понятийная конструкция «национальная безопасность» была заимство- вана из американского политического лексикона. В США она соотносилась 168 <www.nationalsecurity.ru/library/00002/index.htm — 16k>. с традицией понимания нации в качестве общности граждан-американцев169. Российское восприятие национального вопроса исторически формиро- валось совершенно иначе. Поэтому понятийное заимствование выглядит в этой связи не вполне оправданным. Так, концепция 1999 г. основывалась на устаревшем методологическом арсенале войн. В качестве сфер, определяемых как потенциальные болевые точки Российского государства, указываются: - экономика; - научно-технический и научно-технологический потенциал; - социальные отношения; - здравоохранение; - демография; - экология; - природные ресурсы; - национализм; - терроризм; - криминализация; - оборонно-промышленный комплекс. В данном перечне нельзя не обратить внимание на скромное и зарету- шированное представительство несиловых факторов государственной жиз- неспособности. Многие из важнейших компонентов обеспечения потенциа- лов государственности — такие как, прежде всего, управление, образование, культура, воспитание, пропаганда, информация, СМИ, цивилизационная идентичность — выпали из акцентированного проблемного поля документа. Другой чертой концепции–99 является смешение причин со следствиями.
Справедливо фиксируя угрозу ухудшения демографических показателей — увеличение смертности и снижение рождаемости, — создатели документа остановились на этой фиксации, не продолжив цепочку выявления глубин- ных несиловых причин этих процессов. Почему смертность растет, а рождае- мость падает? Авторы концепции видят прямую угрозу для России в распро- странении НАТО на Восток. Конечно, 1999-й это не 1992-й. Бомбардировки Югославии заставили кое-кого в правительственных кругах одуматься. Од- нако провести связь внутренних угроз с внешними вызовами у разработчи- ков концепции решимости не хватило. Между тем очевидно, что многие из внутрироссийских проблем инициируются из-за пределов России. Новый документ в этом отношении не очень продвигает ситуацию к бо- лее работоспособной. 2 мая 2009 г. Президент России своим указом утвер- дил Стратегию национальной безопасности до 2020 г. В Стратегии есть и определенные шаги вперед: это и попытка опреде- лить общие ценности и стратегические национальные приоритеты, дать 169 <www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2000/…05/vestniksf117–05030.htm — 84k —>. общие индикаторы состояния национальной безопасности, обрисовать контуры системы органов, обеспечивающих национальную безопасность. Стратегия уже определяет себя как официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внеш- ней политики, а не систему взглядов, и закрепляется в качестве базового документа по планированию развития системы обеспечения националь- ной безопасности в России. Но само понятие национальной безопасности по-прежнему определяется через статическое состояние защищенности от внутренних и внешних угроз, а национальные интересы — через потреб- ности государства. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на первый абзац Стра- тегии, где провозглашается, что Россия уже преодолела последствия си- стемного политического и социально-экономического кризиса конца XX в. Информационная безопасность встречается здесь только в качестве техно- логии в системе государственного и военного управления, и угрозы в дан- ной сфере позиционируются лишь как технологические, как самостоятель- ное и немаловажное направление обеспечения национальной безопасности, в том числе и в информационно-психологической сфере, информационная безопасность в более конкретном выражении в документе отсутствует.
Такой неоднократно упоминавшийся приоритет, как решение демогра- фической проблемы, отнесен Стратегией на долгосрочную перспективу и помещен в подраздел «Повышение качества жизни российских граждан» наряду с такими целями, как стабилизация численности населения в сред- несрочной перспективе и снижение уровня неравенства. В качестве основного направления укрепления экономической безопас- ности рассматривается экономический рост и расширение рынков сбыта российской продукции, стимулирование рынка инноваций и наукоемкой продукции. А вот вопрос экономического и финансового суверенитета даже не ставится.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.004 с.) |