Диагностика развитости творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика развитости творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы



Опытно-поисковая работа по исследованию развития творческих способностей у младших школьников проходила 3 «А» класса МАОУ СОШ № ___ на уроках изобразительного искусства г. Екатеринбурга, 21 учащихся 3 «А» класса.

Опытно-поисковая работа проводилась в два этапа:

Констатирующий этап, на котором подбирался диагностический инструментарий по развитию творческих способностей младших школьников; в процессе диагностики выявлялся уровень развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства в соответствии с выделенными показателями, а именно: Эстетическое отношение, проявляющийся в способностях проникать в жизнь существ, эмоциональном и выразительном рассказе о произведении, передавая смысл произведения; Творческое воображение, проявляющийся в самостоятельном создании оригинальных, необычных образов, используя разные средства для реализации замысла; Владение выразительными и и изобразительными средствами, проявляющиеся во владении передавать особенности цвета, формы, композиции.

Формирующий этап, на котором осуществлялась апробация разработанного комплекса уроков по развитию творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства;

Цель исходного этапа опытно-поисковой работы: доказать и теоретически обосновать в опытно-поисковой работе целесообразность и эффективность комплекса уроков по развитию творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Задачи констатирующего этапа опытно-поисковой работы:

1. Уточнить уровневые характеристики выделенных в первой курсовой работе показателей развития творческих способностей младших школьников.

2. Проанализировать авторские диагностики и на их основе разработать диагностический инструментарий, позволяющий получить информацию об уровнях развития творческих способностях.

3. Провести педагогическую диагностику по выявлению уровня развития творческих способностей младших школьников, проанализировать её результаты, сделать выводы.

При определении уровня развития творческих способностей мы остановились на таких диагностиках как: «Нарисуйте картинку» (А.А. Мелик-Пашаева), «Завершение фигуры» (Е. Торренса), «Повторяющиеся линии» (Погодиной Т.Г).

Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Общая инструкция для детей может выглядеть так «Сейчас мы немного порисуем. Вы любите рисовать? Постарайтесь создать такой рисунок, чтобы он был интересным, необычным, особенным. И не был похожим на рисунок вашего, соседа или одноклассника». Объясняя задания, нельзя приводить примеры возможных ответов, вариантов, показывать рисунки выполненные кем-то другим. Перед выполнением каждой диагностики педагогу следует проговаривать содержание задания, уточнять, что именно следует сделать.

На выполнение каждой диагностики дается 15 мин., но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Я выделяла 45 мин, для выполнения всего задания, то есть по 15 мин на каждое задание. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Диагностическое задание «Нарисуйте картинку». Испытуемому предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги. Цвет фигуры может быть любой. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Диагностическое задание «Завершение фигуры». Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимульных фигур на тему «Космос».

Диагностическое задание «Повторяющиеся линии». Базовым материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий - картинку не привожу, так как это нарисовать сможет каждый. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.

После выполнения всех заданий проводится обработка результатов. Обработка теста всего предполагает оценку трех показателей: «эстетическое отношение», «владение выразительными и изобразительными средствами», «творческое воображение».

Таблица 21



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.007 с.)