Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 8

1.1. Характеристика понятия «творческие способности». 8

1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников 22

1.3. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. 31

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.. 40

2.1. Модель развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. 40

2.2. Диагностика развитости творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.. 46

2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. 58

2.4. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы.. 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 71

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 75

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного творчески решать задачи в быстро меняющемся, динамичном мире.

Ориентация современной педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для творческой самореализации, что выделяется в качестве приоритетного направления современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды для детей младшего школьного возраста, которая способствовала бы развитию творческих способностей в будущем.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлен на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей обучающихся.

Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные российские психологи как: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Эльконин, А.А. Мелик-Пашаев, О.М. Дьяченко; педагоги: З.Н. Новлянская, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, Д.Б. Кабалевский и др. Изучением данной проблемой также занимались и психологи за рубежом такие как: Дж. Гилфорд, Э. Фромм, Э. Торренс, Дж. Рензулли и др.

По мнению Л.С. Выготского, основной принцип «детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности».

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев, который пришел к выводу, что творчество имеет в своей сути определенную схему, которая раскладывается на три составляющие: постановка проблемы, в данном случае работает мышление человека, активизируется сознание; далее вступает в работу бессознательное, по сути творческий талант, и на последующем этапе вновь активизируется сознание.

В истории отечественной психологии проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем психологии, достаточно широко предоставленной в трудах отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого. Особую актуальность приобрели исследования по изучению природы творчества А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев), по разработке принципов и способов создания диагностических методик с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский.

На современном этапе вопросами развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства занимаются Л.Н. Антилогова, Л.Г. Карпова, Е.В. Коленко, Л.А. Неменская, И.Б. Рябинина.

В настоящее время среди разных видов деятельности по развитию творческих способностей особое внимание уделяется изобразительной деятельности. Она не ограничивает ребенка каким-либо одним видом искусства, предлагая широкий спектр возможностей для творческого проявления. В процессе такой деятельности у обучающихся формируется целостная картина мира, развиваются художественные способности, навыки и умения, развивается эстетическое восприятие, художественно-образное воображение.

Изобразительная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей. Каждый вид искусства обладает своими специфическими возможностями воздействия на личность, но, действуя в отдельности, не всегда может в полной мере развить ее творческие способности, а, следовательно, и воспитать полноценную, гармонически развитую, творческую личность. Поэтому особое значение для развития творческих способностей представляет взаимодействие разных видов искусства и художественно-эстетической деятельности.

Таким образом, было выявлено противоречие: между требованиями ФГОС НОО о необходимости развития творческих способностей детей младшего школьного возраста и тем, что большинство учителей организовывают на уроках преимущественно репродуктивную изобразительную деятельностью учащихся, рассчитанную на запоминание и воспроизведение полученной информации.

Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: как обеспечить успешное развитие творческих способностей детей младшего школьного на уроках изобразительного искусства деятельности?

Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему квалификационной работы: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и внедрить модель развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства, направленную на развитие творческих способностей младших школьников.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предметом исследования является комплекс занятий по развитию творческих способной детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Гипотеза исследования. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие творческих способностей младших школьников в изобразительном искусстве будет эффективным, если:

• в содержание занятий включены разнообразные по степени сложности задания по созданию произведений изобразительного искусства;

• при выборе методов на уроках изобразительного искусства учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста школьному возрасту;

• методика обучения младших школьников направлена на развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования, на основании изученных источников уточнить понятие «творческие способности», критерии и показатели их развития;

2. Проанализировать особенности развития творческих способностей у младших школьников;

3. Разработать и апробировать модель развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

5. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения психологической науки о способностях как индивидуально-психологических особенностях личности, проявляющихся и развивающихся в деятельности (В.Н. Дружинин, Е.И. Игнатьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.); о творчестве как деятельности человека, ведущей к преобразованию внешнего и внутреннего мира личности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, и др.); концепция творческих способностей Б.М. Теплова, Л.А. Венгера, теоретические положения Э.П. Торренса о развитии творческого воображения и творческих способностей ребенка.

Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:

Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;

Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.

База опытно-поисковой работы: ________________________, учащиеся 3-А класса.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы __ источников, приложения.


 

Таблица 21

Таблица 2.2

Таблица 2.3.

Рис. 2.1 Диаграмма уровня развития творческих способностей на констатирующем этапе

Таким образом, преобладание среднего уровня, при выполнении заданий, не все учащиеся смогли выполнить задания в соответствии с инструкцией. Чаще у детей наблюдались следующие типичные образы: мячик, дом, окно, дерево, шарик.

В целом большинство образов не отличались цветом, формой, композицией, присутствуют часто повторяющиеся образы, у некоторых учащихся наблюдалась неуверенность в своих действиях, требовалась помощь учителя.

Следует отметить, при выполнении диагностики «Нарисуй картинку», дети чувствовали себя более раскрепощенными, были более активными, но нужно отметить, что образы в некоторых работах были не фантазийными, а обыденными. Самые популярные изображения: фигура человека, лицо, эмоции, светофор.

Полученные данные послужат основой при разработке комплекса занятий по изобразительному искусству, для развития творческих способностей младших школьников.


 

Образовательные задачи занятия

- Развивать разработанность элементов: лепестков, стебля, бутона, сердцевины; развивать мышление, создавая множество бутонов разных цветов, формы, размера.

- Актуализировать знания о различных видах цветов в России, развивать эмоциональное отношение с помощью картин. Формировать представление о значении света и тени при создании рисунка;

- Совершенствовать навыки рисования; навык смятия бумаги; расширять представление учащихся о приёмах рисования кистью- пятно, линия, мазок; развивать наблюдательность, Воспитывать чувство красоты, аккуратность при выполнении работы.

Предполагаемый результат

Смешанная техника: Скатывание бумаги +акварель. Натюрморт: цвет, свет, форма.

Образовательные задачи занятия

- Развивать умения владения выразительными средствами при создании необычных цветов на подносе: форму, размер, цвет.

- Совершенствовать умение работать с цветными карандашами, с акварелью; формировать представление о поэтапной росписи жостовского письма; формировать умение видеть красоту, изящество, оригинальность форм;

- Воспитывать аккуратность и внимание при работе, воспитывать любовь к предмету.

Предполагаемый результат

Смешанная техника: кляксография + цветные карандаши. Русские лаки: традиции мастерства.

Образовательные задачи занятия

-Совершенствовать умение владения выразительными средствами: читать композиционные схемы, разработанность образов, соблюдая форму, размер, цвет, линии

-Формировать умение работать с сухой кистью;

-Воспитывать интерес и любовь к предмету, аккуратность и усидчивость.

Предполагаемый результат

Смешанная техника:

Тычок жесткой полусухой кистью+ цветные

фломастеры. Натюрморт: свет, тень, объем.

Лети, лети, бумажный змей»

Образовательные задачи занятия

- Развивать внимание, наблюдательность; разработанность отдельных элементов бумажного змея: прорисовывание мелких деталей внутри змея и за пределами изображения, развивать оригинальность используя технику «ассамбляж».

- Формировать представление и эмоциональное отношение к творчеству японских и китайских мастеров;

 - Воспитывать интерес и любовь к предмету, воспитывать аккуратность.

Предполагаемый результат

Смешанная техника: ассамбляж + цветные карандаши. Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Предполагаемый результат

Смешанная техника: Оттиск поролоном + фломастеры. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

Предполагаемый результат

Техника: Монотипия предметная Пейзаж: пространство и цвет, воздушная перспектива.

Предполагаемый результат

Техника: отпечатки пенопластом + акварель

Русская майолика: традиции мастерства.


 

Рис. 2.2. Сравнительные данные по итогам исследовательской работы

Реализованная система работы на уроках изобразительного искусства оказала влияние на формирование творческих способностей детей. Они стали более выражены, дети стали более активны и раскованы на уроках. На уроках художественного творчества, изображения, стали выразительными, повысился познавательный интерес к предлагаемым фактам. Дети стали чаще задавать вопрос «Почему?» и стали стараться сами найти на него ответ.

По наблюдениям за детьми на уроках выявилось, что детям нравится демонстрировать результат своего творчества (создаваемые образы), рассказывать о своей работе всему классу, каждый ребенок хотел проявить себя и поделиться со всеми своими картинами.

Учащиеся, каждый раз с нетерпением ждали занятия, беседовали с учителем, по созданию различных вариантов картин, делились впечатлениями друг с другом. Уроки воспринимались детьми, как развлечение, как отдых. Что способствовало плодотворному творческому процессу.

Результаты проведенных нами уроков по развитию творческих способностей детей привели нас к убеждению в необходимости систематической, регулярной работы в этом направлении.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие творческих способностей, является одним из центральных процессов в жизни детей и его развитие тесно связано со становлением личности в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования творческой активности, и роль начальной школы в этом возрасте огромна. Теоретический анализ литературы таких ученых, как В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Н.С. Лейтес, К.К. Шатонов, С.Л. Рубинштейн, В. А. Крутецкий, А.Н. Лук, Т.И. Артемьев, В.И. Андреев и др., а также проведенное опытно-поисковое исследование подтвердили значимость проблемы и темы исследования и позволил сделать следующие выводы:

1. Для изучения и теоретического обоснования понятия «творческие способности», выявления его структурных компонентов были проанализированы существующие трактовки, отражающие разные подходы в исследовании данной проблемы. Нам близка позиция таких авторов, как: С.Л. Рубинштейн, А.А Мелик-Пашаева, Е. Торренса, С. В. Погодиной, Т.Г. Казаковой

Творческие способности - это процесс индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности, проявляющихся в стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве умения владеть выразительными средствами при создании творческого продукта, уровне развития творческого воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области (по С.В. Погодиной).

2. Опираясь на исследования (А.А Мелик-Пашаева, Е. Торренса, С.В. Погодиной и др.) психологов, были выделены следующие показатели творческих способностей: эстетическое отношение, творческое воображение, владение выразительными и изобразительными средствами. Взаимосвязь данных показателей образует цельную структуру творческих способностей. Выделенные показатели послужили надежным ориентиром для проведения опытно-поисковой работы по развитию творческих способностей у младших школьников.

3. Раскрыты возможности развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Изобразительная деятельность способствует эффективности развития у детей таких способностей как: способность понимать и воспринимать чувствительный облик вещей и явлений; способность создавать образы предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления; умение видеть цвет, форму, композицию и т.д., и применять различные изобразительные материалы при создании творческого продукта.

4. Разработан комплекс уроков по изобразительному искусству и в ходе опытно-поисковой работы проверена его эффективность в развитии творческих способностей младших школьников. Уроки, проводились на основе учебника Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершова, Г.А Величкина. 3 класс, программа «Перспектива».

Комплекс творческих уроков представлен в виде большого путешествия в «Мир красок», с сопровождающим выдуманным героем. В основе практической детальности представлены различные методы, которые способствуют развитию творческих способностей младших школьников. В конце каждого урока класс получал определенный знак, соответствующий теме (воздушный змей, изба, дерево и т.д.).

Таким образом, разработанный нами комплекс уроков, поможет развить творческие способности младших школьников на уроках изобразительного искусства.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барканова, О.В. Методики диагностики одаренности и креативности: психологический практикум /О.В. Барканова −Красноярск.:Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,2011. –196с.

2. Березина В.Г. Детство творческой личности. / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов, - СПб.: издательство Буковского, 2010. - 60 с.

3. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] URL:http://enc-dic.com/enc_big/Igra-22090

4. Борисова Е.Б. Развиваем творческие способности // Дошкольное воспитание. М., 2012. - 310 с.

5. Буровкина Е.М. Художественно-творческое развитие детей // Детство, 2010. - 260 с.

6. Ворохов Р.А. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб. - метод. Пособие. - М.: Владос, 2011. - 270 с.

7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский − М.: Норма, 2011. –93с.

8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении школьников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2010. - 360 с.

9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер-ком., 2002. - 368с.

10. Ершова, А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г., Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/А.П.Ершова –М.: Норма, 2007. –153с.

11. Занков, Л.В. Развитие школьников в процессе обучения /Л.В.Занков. –М.:Просвещение, 2007. –152с.

12. Зеленина, Е.Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать?/ Е.Б. Зеленина // Народное образование. - 2010. - № 8. - С. 201-206.

13. Кабанова-Меллер, Е.Н., Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. –М.: Просвещение, 2008. –288с.

14. Комарова,Т.С., Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов /Т.С. Комарова. -М.: Зерцало, 2005. –223с.

15. Комарова Т.А. Диагностика изодеятельности детей 6 - 7 лет // Обруч. - 2011. - 300 с.

16. Комарова Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России, 2012. - 330 с.

17. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительного искусства. / В.Б. Косминская - М.: Просвещение, 2011. - 253с.

18. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учеб. пособие. - М.: АГАР, 2012. - 334 с.

19. Кушаевой Н.А. Основы эстетического воспитания. / Кушаева М.: Просвещение, 2010. -112с.

20. Лазарева Н. И. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности школьников средствами творческой деятельности / Н. И. Лазарева - М.: 2010. – c.136-140.

21. Лобанова, Е. А., Сухорукова Е. В. Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребёнка в системе начального и дошкольного образования. [Электронный ресурс] URL:http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles

22. Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности /А. Лосева. - М.: Академический проект: Трикета, 2004. - 176 с.

23. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 2011. - c.125

24. Любимова, Т.Г. Развитие творческой активности [Текст] / Т.Г. Любимова - Чебоксары: КЛИО, 2012, - 273 с.

25. Матюхина,М.В., Михальчук Т.С., Прокина Н.Ф., Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. No 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» /М.В.Матюхина. –М.: Просвещение, 2001. –189с.

26. Маркова,А. К.. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К.Маркова. − М.: Просвещение, 2008. – 301с.

27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.

28. Нелинский, Б.М., Фомина Н.Н., Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя/Б.М.Нелинский − М.: ВАКО, 2008.–231с.

29. Неменский Б.М. (ред.) Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 240 с.

30. Неменская Л.А., Неменский Б.М., Коротеева Е.И и д Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского: 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.

31. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 448 с.

32. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка –М.: Азбука, 2010.–736с.

33. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы / О.В. Островская - М.: Издательство Владивосток, 2012. - 220 с.

34. Петровский, А.В. Общая психология 2-е изд., и доп. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy132.htm.

35. Подласый И.П. «Педагогика», Москва, «ЮРАЙТ», 2011 г. – 574 c.

36. Психология. Педагогика. Этика /Ю.В. Наумкина.–М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.–465с.

37. Полуянов, Д.В., Воображение и способности / Д.В.Полуянов −М.:3нание, 2010.−50с.

38. Рубинштейн, С.Л. Общая психология/ С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер,2009. –720с.

39. Сластёнин, В. А., Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. /Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко. –М.: Академия, 2012. –602с.

40. Тихомиров, О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студентов вузов / О.К. Тихомиров. - М.: Академия, 2002. - 228 с.

41. Торренс Е.П. Диагностика креативности [Текст]: теория и тесты / Е.П. Торренс - СПб.: Речь, 2008 - 236 с.

42. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет/ Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. - М.: РОСМЭН, 2007. - 141 с.

43. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии / [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - 304 с.

44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург: Ажур, 2017. 36с.

45. Федь, А.М. Воспитание прекрасным /А.М.Федь.–М.: Мол. Гвардия, 2008, 275с.

46. Эльконин,Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б.Эльконин. − М.:Айрис-пресс, 2005.–163с.

47. Эльконин, Д.Б. Психология игры/Д.Б.Эльконин. − М.:Альма Матер,2005.–466с.

48. Энциклопедический Словарь [Электронный ресурс] / Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – Режим доступа: http://www.vehi.net/brokgauz/

49. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества /П.М.Якобсон. − М.: Искусство,2009.–712с.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тема: Мамин платок

Цель урока: создание эскиза росписи платка

Задачи: учиться составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка, продолжить знакомство с техникой нанесения росписи на платок штамп; уточнить представления детей о геометрическом и растительном орнаментах; учиться наблюдать за особенностями орнаментов и их связью с природой, формировать умение самостоятельно выбирать приемы рисования для творческой работы;

              развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от произведений народных умельцев, воспитывать у детей любовь и заботу о маме; развивать у детей образную память эмоционально - эстетическую отзывчивость.

Формирование УУД:

Регулятивные

1. Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.

2. Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию.

3. Контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности.

4. Оценивать свою и коллективную работу.

Коммуникативные

1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные

1. Владеть общими способами решения конкретных учебных задач.

2. Формировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Личностные

1. Формировать положительное отношение к учению.

2. Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства.

3. Развивать эмоциональный отклик на произведения различных видов искусства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

  2 ноября.    

Оборудование: моноблок, интерактивная доска, презентация, листки с таблицей для рефлексии, листки с таблицей «Знаю - Хочу узнать – Узнал», картинки с изображением братьев – мастеров Украшения, Изображения и Постройки, заготовки из цветной и белой бумаги треугольной и квадратной формы, гуашь, кисти, непроливайка, картофель, нож, салфетка, платки; учебник«Изобразительное искусство. 3 класс» под редакцией Б. М. Неменского, рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Список литературы:

· Горяева Н.А., Неменская Л.А., ПитерскихА.С. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс/Под. Ред. Б. М. Неменского;

· Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 3 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского;

· Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского/ автор- составитель Н. В. Лободина.- Волгоград: «Учитель», 2014 год;

· Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков изо в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского/авторы - составители А. Г. Александрова, Н. В. Капустина.- Волгоград: «Учитель», 2014 год.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Цель: создание комфортной атмосферы урока, осуществляя межличностное взаимодействие)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, комплектацию разноуровневых малых групп.

– Давайте улыбнемся друг другу, членам вашей группы и всем одноклассникам, пожелаем удачи и начнем урок.

Мы начнем сейчас урок.

Нам пойдут все знанья впрок.

Всё, что надо - не лениться

И старательно трудиться.

V I. Первичное закрепление

(Цель: в форме коммуникации (в группах и фронтально) проговорить и закрепить новое знание; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию)

-Обсудите в группах ответ на вопросы: как расположен узор на ткани? В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка? Определите платки с растительным и геометрическим узором.

- Выслушаем ответы групп.

 (Ответы детей).

(Рисунок может быть крупный по краям, а к центру становиться мельче. Углы могут украшать броские цветы - акцент на углах. По кайме и углам симметрично размещены букеты крупных цветов, а середина поля заполнена редко разбросанными мелкими цветочками. Есть композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Кайма украшена плотным узором из садовых цветов).

(На платке с растительным узором – узор состоит из растительных элементов. Вот платки с геометрическим узором. Обратим внимание на цветовое решение платка. Этот платок в тёплой цветовой гамме, этот в холодной цветовой гамме. Этот – с контрастными цветами).

МИНИИТОГ

-Где подсмотрели узор платка художники?

-Как в павлопосадских платках расположен узор на ткани?

-Каким может быть характер узора? цветовая гамма?

-Все ли команды ответили на вопросы верно?

-Действительно, художники умело вписывают узор в квадрат, строят угол, находят бесчисленное количество вариантов одного и того же узора.

РЕФЛЕКСИЯ

– На лестнице успеха оцените свою работу на этом этапе урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации)

-Встанем в круг и полюбуемся нашим платочком. Подумайте: какой он? Подберите прилагательные.

Наш платочек расписной

Поиграть хотим с тобой

Ты беги платок по кругу

Выбирай скорее друга!

Покружитесь, попляшите,

И платочек покажите!

Ведущий идет по кругу, передает платочки сразу двум ребятам – они выбегают в центр, называют прилагательное, характеризующее платок. Затем они передают платок следующим. Игра повторяется.

V II. Работа с учебником

(Цель: самостоятельная работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний, работа с иллюстративным материалом)

- Откройте учебники. Прочитайте в группах текст на с 30-31, рассмотрите иллюстрации.

-Обсудите в группах ответ на вопросы: почему платок – лучший подарок? Каковы отличия рисунка платка для мамы, сестры (молодой девушки) бабушки? Платок с каким узором выбрали бы для себя вы, девочки?

-Откройте с. 33 учебника. Обсудите в группах на выбор по одному вопросу.

· Почему не всегда красиво то, что ярко и пёстро? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива? (Ответы детей).

· Как ты думаешь, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?

· Какими узорами и цветом на платке можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?

· Кому бы могли предназначаться такие платки? (Ответы детей)

Члены каждой группы отвечают на вопрос, члены остальных команд дополняют их ответы.

 

РЕФЛЕКСИЯ

– Оцените свою работу на этом этапе урока на лестнице успеха.

X.Обобщение. Итог урока.

(Цель: сопоставление целей урока с результатом решения учебной задачи, осознание ребёнком личного вклада в общую деятельность)

- Чему учились на уроке? Что было самым интересным? (Ответы детей).

- Оцени свою работу на уроке и работу товарищей.

-Какие пословицы можно отнести к сегодняшнему уроку?

На чужой роток не накинешь платок.

Бабы бранятся, так платки с головы валятся.
Шесть досок да холстинки платок.
Не к роже платочек, утрешься и рукавичкой.

-О чём ты хотел бы узнать на следующем уроке?

Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст.

Обратим ещё раз внимание на нашу выставку платков. Хочется закончить сегодняшний урок словами «Если мы платки расстелем на поля, то еще красивей станет вся земля…»

IX. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради с.10 (по желанию)

Подумать, над чем еще работали художники декоративно-прикладного искусства в доме, что еще в доме они расписывали.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 8

1.1. Характеристика понятия «творческие способности». 8

1.2. Возрастные особенности развития творческих способностей младших школьников 22

1.3. Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. 31

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.. 40

2.1. Модель развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. 40

2.2. Диагностика развитости творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.. 46

2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. 58

2.4. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы.. 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 71

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 75

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного творчески решать задачи в быстро меняющемся, динамичном мире.

Ориентация современной педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для творческой самореализации, что выделяется в качестве приоритетного направления современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды для детей младшего школьного возраста, которая способствовала бы развитию творческих способностей в будущем.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлен на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей обучающихся.

Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные российские психологи как: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Эльконин, А.А. Мелик-Пашаев, О.М. Дьяченко; педагоги: З.Н. Новлянская, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, Д.Б. Кабалевский и др. Изучением данной проблемой также занимались и психологи за рубежом такие как: Дж. Гилфорд, Э. Фромм, Э. Торренс, Дж. Рензулли и др.

По мнению Л.С. Выготского, основной принцип «детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности».

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев, который пришел к выводу, что творчество имеет в своей сути определенную схему, которая раскладывается на три составляющие: постановка проблемы, в данном случае работает м



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.146 с.)