Модель развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства



Сопоставительный анализ и систематизация исследований по рассматриваемой проблеме позволяют нам выявить тесную связь между творческими способностями и такими компонентами, как:

– творчество и одаренность, талантливость, гениальность (В.М. Бехтерев, Н. С. Лейтес, В. М. Теплов, Д. В. Либин, С. Л. Рубинштейн): одаренность как общая природная предпосылка творчества; талант как актуализация специальных способностей; гениальность как уникальная форма самовыражения и самореализации;

– творчество и интеллект (Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, М. Айзенк, Л.И. Ларионова): интеллект как способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, манипулировать объектами в уме;

– творчество и креативность (К. Роджерс, Т. А. Барышева, Ю.А. Жигалов, Ф. Баррон): креативность как способность порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления;

– творчество и воображение (А. В. Петровский, В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л. Б. Ермолаева-Томилина): воображение как преобразование представлений;

– творчество и интуитивность (А. Т. Фаттахова, Ю. А. Жигалов, Т.А. Барышева): интуитивность как механизм творческого процесса.

Выводы, вытекающие из изучения нами специфики изобразительной деятельности:

1. Изобразительное творчество обеспечивает единство протекания процессов восприятия, воображения и мыслительной деятельности.

2. В изобразительной деятельности проявляется целостность логического и образного мышления и осуществляется переход от конкретного мышления к понятийному.

3. Символическая и графическая экспрессия рисунка позволяет выразить предсознательное ощущение реальной действительности.

4. В рисунке мышление проявляется как конкретно-чувственное.

5. Изобразительная деятельность является игровым видом деятельности, обеспечивающим социальную коммуникацию.

6. Рисунки, выполненные младшими школьниками, можно использовать для анализа результатов развития творческих способностей в изобразительной деятельности.

В развитии творческих способностей важное место принадлежит педагогическим технологиям. Технология развития творческих способностей в изобразительной деятельности предполагает теоретически обоснованную практическую реализацию следующих взаимосвязанных, протекающих в единстве компонентов: целеполагающего, содержательного, процессуального-методологического и диагностико-результативного.

Рассмотрим компоненты модели развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительной деятельности.

Базовым в технологии развития творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности является целеполагающий компонент, предусматривающий ряд задач: социально-психологических, педагогических, методических.

Социально-психологические задачи связаны с созданием благоприятных условий для развития творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей.

Педагогические задачи направлены на развитие творческих способностей в ходе учебно-воспитательного процесса. Методические задачи направлены на использование комплекса форм, методов, средств обучения в формировании творческих способностей младших школьников.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях изобразительной деятельности реализовывалось посредством решения следующих задач:

– изучения программного материала начальной школы во взаимосвязи с развитием образного представления и эмоционально-чувственного опыта младшего школьника;

– развития познавательной деятельности, мышления, личностно-психологических характеристик детей;

– обеспечения оптимальных условий для развития позитивных межличностных отношений, коммуникативных качеств и способности ребенка к рефлексии.

В основе содержательного компонента лежат знания о сущности, закономерностях, структуре и особенностях развития творческих способностей в изобразительной деятельности, определяющих направленность педагогического процесса в целом. Это совокупность определенных знаний, как программных, так и специальных; креативно-познавательных и креативно-волевых качеств, составляющих структуру творческих способностей, а также различных видов деятельности теоретического, практического и творческого характера.

Содержательный компонент нашего исследования включает разработку программы занятий художественно-эстетической студии «Радуга» и методические рекомендации по их проведению. В программе представлены 32 темы. Перечислим некоторые из них: «Сказочный мир искусства», «В гостях у принцессы радуги», «Нецветное царство», «Королевство теплых и холодных красок», «Осенние дары», «Первый снег», «Узоры на стекле», «Семья снеговиков», «Зимний пейзаж», «Новогодние игрушки» и др.

Приведем краткое содержание одного из занятий.

Тема: «Нецветное царство». Ахроматические цвета (черный, серый, белый) и смеси этих цветов с основными и дополнительными. Получение звонких и глухих красок. Изучаем, как изменяется тон красок под действием этих цветов. Продолжаем учиться писать красками, изучаем способ вливания цвета в цвет, учимся рисовать и использовать оттенки основных и дополнительных цветов.

Выполняем упражнения – изображаем различные состояния природы (небо в пасмурный и солнечный дни, спокойное и бурное море).

Система занятий построена с учетом принципов доступности, последовательности

1. системности в формировании знаний, навыков и умений; краеведческого принципа, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций.

Цель занятий: формирование навыков изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста; восприятие изобразительного искусства; развитие художественных способностей у детей.

Основное внимание уделяется рисованию красками. Данный вид занятий развивает у младших школьников зрительное восприятие цвета, композиции, пространственного мышления, фантазии, воображения; формирует практические навыки художественной деятельности (элементарные основы рисунка, цветоведения) и способности образного воплощения замысла в творческой работе.

Достижение поставленной цели обеспечивается процессуально-методологическим компонентом,который предполагает взаимодействие определенных методов и приемов.

Занятия изобразительной деятельностью носили групповой характер, осуществлялись в рамках урока, выполнялись в качестве домашнего задания; использовались проблемное обучение, метод «мозгового штурма», ИКТ-технологии и средства мультимедиа.

При групповом занятии изобразительной деятельностью применялись педагогические ситуации, развивающие мышление, положительную самооценку, активное эстетическое отношение к окружающей жизни и искусству, эмоциональную отзывчивость на пре-красное, рефлексию. При выполнении работ использовались приемы воображения: агглютинация, комбинирование, синектика, акцентуирование, гиперболизация, специфическое обобщение.

Практические занятия выстраивались в занимательной форме. В качестве основных методов и приемов выступали имитационные игры, чтение и обсуждение художественных произведений, дискуссии, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке.

Диагностико-результативный компонент включал диагностические процедуры, дающие возможность выявить критерии и уровни творческого развития детей и определить педагогическую технологию развития творческих способностей в изобразительной деятельности как целостный процесс.

Оценка показателей развития творческих способностей детей осуществлялась с использованием следующих критериев:

– беглость – количество идей, возникающих в единицу времени;

– гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;

– оригинальность способность генерировать идеи, отличающиеся от общепринятых;

– разработанность способность усовершенствовать объект путем детализации;

– логическое мышление способность к анализу, обобщению, установлению родовидовых взаимосвязей;

– визуальное мышление способность визуализировать содержание понятий посредством изобразительной деятельности;

– коммуникативность способность высказывать свои мысли, навыки вербального и невербального общения.

Экспериментальная работа была направлена на внедрение авторской программы занятий для развития творческих способностей младших школьников.

Предмет развития художественных способностей включает следующие направления: графическое развитие; развитие цветоощущения; развитие чувства ритма; развитие мелкой моторики; учимся у природы.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены 4 основных вида занятий: живопись, декоративно-прикладное искусство, композиция, скульптура. Основные виды занятий взаимосвязаны, дополняют друг друга и проводятся с учетом особенностей времен года и любимых детьми праздничных дат. Данная программа предполагает:

– тематический подход к планированию учебного материала, все темы занятий подчинены общей теме четверти и учитывают интересы детей и их возрастные особенности;

– систему учебно-творческих знаний на основе ознакомления с мировым изобразительным искусством и народным декоративно-прикладным творчеством;

– направленность содержания программы на развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности, их эстетического отношения к окружающему миру, предметам быта, природе, умения создавать красоту вокруг себя.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.008 с.)