Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства



Одной из основных целей современного начального образования является развитие творческих способностей младшего школьника, что отображено в ФГОС НОО [58] а также в утвержденных и реализуемых в общеобразовательной школе программах по изобразительному искусству. Для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Все уроки должны быть построены по схеме «от простого к сложному». Это дает равные возможности овладения навыками изобразительного языка. Можно использовать и нетрадиционные уроки, такие как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-праздники.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках изобразительного искусства, открывает новые возможности. Задания на уроках развития творческих способностей можно классифицировать на 3 вида:

1. тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;

2. частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов.

3. творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий.

Формирование единой системы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства с учетом самореализации личности в социуме требует следующих дополнительных подходов:

– личностно-ориентированного подхода, при котором учитывается личностная значимость компонентов творческих способностей учащихся;

– деятельностного похода, когда творческие способности учащихся формируются и развиваются на основе опыта, приобретенного на уроках изобразительного искусства;

– социально-направленного подхода, который отражает связь функционирования творческих способностей учащихся в соответствии с потребностью общества.

Предлагаем творческие способности учащихся к изобразительной деятельности рассматривать как интегративное качество личности, которое проявляется в ценностном отношении к творчеству на уроках изобразительного искусства, в способности самостоятельно создавать продукты творчества в виде живописных произведений, графических листов, скульптурных изделий из природного материала (глины, металла, дерева и др.), которая развивается в поисково-исследовательской, творческой деятельности и находит выражение в ее результатах.

Отметим, что интегративное качество личности объединяет признаки, свойственные творческим способностям:

1) устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

2) изобразительная грамотность;

3) изобразительная культура;

4) создание художественного образа;

5) эмоциональное восприятие и развитие эстетических чувств;

6) зрительная память.

Научно-педагогическая система развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.

Следует уточнить понятие «педагогические условия». Философская наука трактует категорию «условие» как выражение отношения предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Условие составляет определенную оптимальную среду, при которой явления возникают, существуют и развиваются.

Понятие «педагогические условия» включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения, воспитания и развития: цели, содержание, принципы, методы, формы, средства. В.И. Андреев в педагогике творческого саморазвития отмечает, что педагогические условия – это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [2].

Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева дают более обширное понятие педагогическим условиям. На их взгляд, это совокупность мер педагогического процесса, которые направлены на повышение его эффективности. Они отмечают, что условия являются всегда внешними факторами по отношению к предмету [3].

Под педагогическими условиями развития творческих способностей учащихся к изобрази-тельной деятельности мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит сам процесс развития. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности, с учетом организации образовательного процесса, который позволит обеспечить высокий уровень развития способностей к изобразительной деятельности.

В контексте изучения проблемы данного исследования необходимыми компонентами развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности, на наш взгляд, основными являются следующие педагогические условия:

– Применение системного подхода развития художественно-творческих способностей учащихся как свойства функциональных систем мозга, реализующихся в конкретной изобразительной деятельности, где практическая работа является важнейшим условием и средством этих способностей. Заметим, что развитие художественно-творческих способностей зависит от личностных особенностей ученика, от психолого-педагогических методов и способов воздействия на его личность, от мотивационных факторов развития этой личности, где главными являются саморегуляция и самоактуализация, то есть стремление личности к более полному вы-явлению своих возможностей. Системный подход в изучении творческих способностей личности служит универсальным методологическим принципом современной науки.

– Создание проблемно-поисковых ситуаций на занятиях изобразительным искусством, которая является закономерностью продуктивной творческой деятельности и обусловливает начало мышления, а сама активная мыслительная деятельность протекает в процессе постановки и решения проблемы. Проблемная ситуация, как необходимое условие в развитии творческих способностей учащихся, приемлема на достаточно высоком уровне приобретенных ими знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

– Овладение учащимися знаниями в процессе изобразительной деятельности, которые способствуют достижению творческих успехов в формировании творческого, художественного образно-ассоциативного мышления и художественного образно-ассоциативного восприятия окружающего мира, плоскостно-орнаментального видения, творческой стилизации и интерпретации натуры, что необходимо для развития творческих способностей будущего художника.

– Применение методов обучения изобразительному искусству на занятиях специальным рисунком через творческое взаимодействие внутренних ресурсов личности и окружающей действительности по всем каналам восприятия позволит увеличить динамику роста развития творческих способностей учащихся не только на занятиях специальным рисунком, но и изобразительным искусством в целом. К тому же сам процесс творческой деятельности в системе дополнительного образования предполагает применение естественных, присущих человеку от природы, способов, методов и каналов восприятия информации учащимися без усиленной эксплуатации их вербально-логического левого полушария при равнозначной работе творческого образно-ассоциативного мышления. Пропорциональная совокупность работы мозга в процессе творческой деятельности определяет качественный рост творческих способностей личности на занятиях изобразительным искусством, в частности специальным рисунком [4, с. 13].

– Создание потребностей учащихся к изобразительной деятельности при формировании их оптимальной мотивации к развитию своих художественно-творческих способностей.

Так, в программе Б.М. Неменского [39] «Изобразительное искусство и художественный труд» для I—IX классов одной из важнейших задач выступает задача развития творческих способностей у школьников. Развитие творческих способностей необходимо при создании произведения искусства, и при его восприятии – ребенок становится то художником, то зрителем.

Необходимой основой творчества является освоение языка искусства, которое предусматривает обязательное выполнение практических упражнений и заданий на уроках изобразительного искусства. «Умения и навыки владения средствами языка — линией, цветом, объемом, пространством, ритмом и др. помогут созданию художественного образа в творческой деятельности обучающихся.

 Программа В.С. Кузина «Изобразительное искусство» для учащихся I –IX ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса. Развитие творческих способностей у учащихся на уроках изобразительного искусства осуществляется с помощью использования живописных материалов, через знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель развивает творческое воображение младших школьников, перенося их мир искусства, богатейших форм, мотивов, тем. Анализируя и беседуя о картинах, учащиеся могут представить, пофантазировать, увидеть всю красоту народного творчества.

На занятиях осуществляется рисование по памяти, выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности, что непосредственно влияет на развитие воображения. Например, учащимся можно предложить такое задание, после поездки в парк, нарисовать животное которое они запомнили больше всего и предложить пофантазировать ребятам, чтобы было, если животное оказалось в пустыне. Скорее всего, картины будут очень интересными.

Для мотивации к творческой деятельности, в основе курса лежат беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные темы бесед: прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства; виды изобразительного искусства и архитектуры; жанры живописи; портреты детей в изобразительном искусстве; прекрасное вокруг нас (красота вещей); родная природа в творчестве русских художников (времена года, природа в разное время суток на картинах художников, вечер в рисунке и живописи и т.п.); сказочные сюжеты в изобразительном искусстве; русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (городецкая роспись, хохломская роспись, дымковская игрушка).

Различные виды и формы уроков, беседы об изобразительном искусстве также имеют эффективное значение при развитии творческих способностей. С помощью беседы мы можем заложить в каждом ученике позитивное представление об искусстве, о прекрасном, обо всем том, что нас окружает, представить мир с другой стороны. Осознав это, ученик сможет создать интересный сюжет, а учитель увидеть уровень развития творческих способностей.

Программа Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» ставит целью развитие творческих у ребенка и пробуждение интереса к искусству своего народа.

Для мотивации к творческой деятельности и созданию интересных картин, в содержании программы предусмотрены: вариативность в выборе материалов (акварель, гуашь, тушь, фломастеры) и техник (отпечаток, замкнутый контур и др.). Развитию творческих способностей способствует экспериментирование с цветом – превращение раздельных мазков, цветовых пятен в изображение пейзажа, воды, весенних цветов. Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен; вариативность в выборе произведений изобразительного и народного искусства. Например, создание образов знакомых и любимых персонажей с передачей в их облике характерных особенностей («Краски природы в наряде русской красавицы»), сюжетно-тематических и декоративных композиций: «Осенний листопад», «Зимний пейзаж», «Узор срябинкой», «Заснеженные цветы на морозном окне», «Цветущий луг», «Утро на реке», «Родные места вечером», «Богатыри земли Русской» и т.д. В программе предусмотрена вариативность в организации творческой деятельности учащихся (поисковая работа, эксперименты с художественным материалом, а также с бумагой, глиной, тканью, природными материалами).

Большое внимание уделяется развитию творческого воображения через восприятие природы, пониманию того, что природа является источником создания художественного образа, как в искусстве, так и в изобразительной деятельности учащихся. Отметим, что различные виды техник, работа с природными материалами, экскурсии всегда пробуждала интерес у учащихся. Педагог обязательно должен предусматривать различный вид деятельности на занятиях, чем интересней и увлекательней она будет, тем эффективнее будут развиваться творческие способности.

Важную роль играет отбор методов, так как именно они определяют деятельность учителя и ученика на уроке. Методы, применяемые на уроках, продиктованы спецификой изобразительного искусства. Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею открытие.

2. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

3. Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения

4. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.

5. Метод сравнений. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, «создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда» [60, с.234].

Проанализировав различную научную литературу, разработки и материалы авторов можно сделать вывод, что каждая программа особенна, и каждый автор описывает свою особую методику, свои способы и приёмы преподавания, представляют свои техники рисования, которые способствуют развитию творческих способностей у младших школьников.

Но и этого, иногда недостаточно, для полноценного развития творческих способностей.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.022 с.)