Характеристика понятия «творческие способности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика понятия «творческие способности»



Проблема творческих способностей – одна из самых дискуссионных и актуальных в современной педагогике и психологии. Значительные трудности в определении понятия «творческие способности» связаны с общепринятым бытовым пониманием этого термина. Отсюда и неоднозначность трактовки термина «творческие способности», несмотря на его широкое применение в психологии, педагогике, философии и наличие в литературе многих его определений.

Рассмотрение творческих способностей младших школьников мы начнем с выяснения сущности понятия «способности» и «творчество».

В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно (исследования Б.Г. Ананьева, B.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, Б.М. Теплова и других). При этом можно выделить два основных подхода к данной проблеме.

Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX-ХХ столетий. «Творчество – в прямом смысле есть созидание нового» [71].

Понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, творческой деятельности.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

По мнению Л.С. Выготского, основной принцип «детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности» [13, с.98].

Если говорить о творческой деятельности детей младшего школьного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. А.В. Петровский отмечал, «что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста» [42, с.51].

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев [44].

Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Я.А. Пономарев пришел к выводу, что творчество имеет в своей сути определенную схему, которая раскладывается на три составляющие: постановка проблемы, в данном случае работает мышление человека, активизируется сознание; далее вступает в работу бессознательное, по сути творческий талант, и на последующем этапе вновь активизируется сознание.

Творчество спонтанно, не планируемо. Оно нецелесообразно, непроизвольно, иррационально и не поддается (в момент творческого акта) регуляции со стороны сознания. В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира, направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»: творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

В различных видах изобразительной деятельности (аппликации, рисовании, лепке, конструировании из бумаги или различных материалов) развитие способности к творчеству идет от подражания педагогу к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта к творческой инициативе. Приобретенный навык позволит ребенку в каждом новом художественном продукте, использовать различные изобразительные и выразительные возможности художественных материалов для получения нового и необычного в рисунке, аппликативной работе и т.д.

Итак, творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое – креативностью не было.

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности.

2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет.

3. Творческая способность креативность является независимым от интеллекта фактором.

Изучение феномена креативности осложняется тем, что в оценке творческих характеристик исследователь имеет дело, прежде всего, с качеством явления. Исследование креативности на собственно научном материале было осуществлено в 1959 году группой ученых во главе с Дж. Гилфордом [18].

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил шестнадцать гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:

1. Беглость мысли количество идей, возникающих в единицу времени.

2. Гибкость мысли способность переключаться с одной идеи на другую.

3. Оригинальность способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов.

4. Любознательность чувствительность к проблемам в окружающем мире.

5. Ирреальность логическая независимость реакции от стимула.

6. Фантастичность полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией.

7. Способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

8. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали и т.д..

В своих исследованиях Е.П. Торренс [56] выделяет четыре основных параметра, «4 характеризующих креативность»:

- легкость быстрота выполнения тестовых заданий;

- гибкость число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

- оригинальность минимальная частота данного ответа к одной группе;

- точность выполнения заданий.

Для развития творческих способностей детей, педагогу необходимо обратить внимание на развитие таких психических процессов, как:

- восприятие;

- воображение;

- мышление;

- внимание;

- память.

Выше перечисленные процессы являются общими и крайне необходимыми для творческой деятельности. Развитие способностей одна из самых интересных и острых проблем психологии. В истории отечественной психологии проблема развития способностей по своей теоретической и практической значимости относится к одной из фундаментальных проблем психологии, достаточно широко предоставленной в трудах отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Н.С. Лейтеса, В.А. Крутецкого. Особую актуальность приобрели исследования по изучению природы творчества А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Я. Пономарев), по разработке принципов и способов создания диагностических методик с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б.М. Теплов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Петровский.

По определению Д.Б. Богоявленской [6], способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование, нового знания или умения в практической деятельности, в рамках нашего исследования, такой деятельностью является, изобразительная деятельность младших школьников. В.Н. Дружинина, под способностями понимает «индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения» [19, с.311].

К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б.М. Теплов [53]. В понимание способностей, ученый вкладывает несколько идей:

‑ во-первых, индивидуально-психологические особенности (отличающие одного человека от другого);

- во-вторых, не всякие индивидуальные особенности, можно считать особенностями, а лишь такие, которые ведут к успешности выполнения какой-либо деятельности (или деятельностей);

- в-третьих, «способность» не сводится к знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у человека.

Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как творческая деятельность, техническое и художественное творчество, математика, спорт, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения в разных видах деятельности, зависит от сочетания различных способностей, при этом сочетание, дающее один и тот же результат, может быть выполнен всевозможными способами. При отсутствии необходимых задатков, к развитию одних способностей, их нехватка может быть компенсирована за счет более сильного развития других.

Наиболее общую классификацию способностей выделяет А.Г. Маклаков: общие и специальные. Рассмотрим указанные способности: «Общие способности это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности» [33]. К ним можно отнести, например: уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

«Специальные это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические» [33].

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, «ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций» [47, с.485]. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

Помимо разделения способностей на общие и специальные, В.А. Крутецкий разделяет способности на теоретические и практические. «Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно - теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным практическим действиям» [26, с.274]. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом.

Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей.

Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым. Они отличаются друг от друга тем, «что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.» [33]. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности – это, прежде всего, общие способности, а творческие – специальные, определяющие успех творчества.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В.П. Синельников выделили следующие универсальные творческие способности:

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

В «Педагогике» В.А. Сластенина под «творческими способностями понимаются способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения» [50, с.466]. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованиям сегодня является развитие творческой личности, «способной выходить за пределы известного, принимать не стандартные решения, создавать продукты, характеризующихся новизной» [50, с.466]. А.П. Торренс, создатель системы измерений творческих способностей, говорил, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности» [56, с.183].

Развитие творческих способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Этому немало способствует эстетическое воспитание – приобщение к прекрасному. Прекрасное облагораживает человека, делает его выше, лучше, чище. Возвышенные чувства придают возвышенность и творческим силам человека. Исключительно важное значение для развития способностей имеют работоспособность и трудолюбие. Эти качества – непременное условие выработки любой способности.

Несмотря на различие выше представленных подходов к определению «творческих способностей», исследователи единодушно выделяют эстетическое отношение, творческое воображение, творческое мышление, практические умения и навыки, как обязательные компоненты творческих способностей.

На основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, Н.А. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить эстетические отношения, способности, проявляющиеся в творчестве, качество творческих действий и продукции. Она рассматривала творческие способности в комплексе и выделила следующие их особенности:

‑ эстетическое отношение автор видит в развитии способности воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;

‑ творить по законам красоты (выразительно читать стихи, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);

- оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;

- самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

Согласно мнению Н.А. Ветлугиной, «творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения» [8, с.122]. Важным компонентом в структуре творческих способностей, по мнению А.А. Мелик-Пашаева, является «эстетическое отношение – способность воспринимать чувственный облик вещей и явлений как выражение внутренней жизни, в чем-то родственной человеку» [35, с.39].

Эстетическое отношение – духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Эстетическое отношение зависит как от богатства и многообразия природных и социальных качеств и связей объекта, так и от развитости эстетических способностей субъекта, его включенности в систему общественных отношений. Объектом эстетического отношения могут служить художественные произведения, обладающие «принудительной» силой эстетического внушения, заложенной в него предшествующей творческой деятельностью.

Основу эстетического отношения у младших школьников составляют эмоциональность, интерес, активность ребенка, а становление эстетического отношения к искусству, происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Эстетическое отношение складывается и существует на фоне эмоциональной чувствительности к воздействию света, цвета, звука, ритма – всего того, что ребенок непосредственно воспринимает органами чувств и что делает его потенциально предрасположенным к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения. «Эстетическое отношение, характеризуется такими показателями как: способность различными способами вербальными и невербальными (эмоциональная окрашенность речи, жесты, мимика, движения тела и др.) выражать свои впечатления от воспринятого; способность чувствовать, определять и оценивать выразительно-смысловые элементы формы произведений разных видов искусства» [35, с. 147].

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или выполнить творческую работу.

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение – «психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое» [28. с.123] Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения – это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности.

Художественно-творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, А.В. Петровский, и др.).

Так, концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга» [12, с.21]. Отсюда продукты творческой деятельности выступают как "кристаллизованное воображение".

Как показывают исследования Л.С. Выготского, «воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом». Отсюда автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…» [12, с.22]. Развитие воображения в детском возрасте зависит не только от опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды "стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды".

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа структурирования образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. «Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами» [12, с.24].

А.В. Петровский выделяет такие «приемы комбинирования в воображении: соединение частей разнородных объектов и изменения количества частей предмета и смещения»[42]. Подобные, присущие детям приемы воображения, называет и Я.А. Дудецкий – «включение объекта в новую ситуацию, изменение условий действия объекта, одушевление неживой природы, придание объекту несвойственных ему качеств» [20, с.122]. В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у младших школьников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, «что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями» [19, с.77]. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает «комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя» [43, с.544].

Так Б.Г. Ананьев установил, «что в процессе развития данной деятельности формируются не только соответствующие способности, но и первичные элементы способностей к другим смежным деятельностям.

Достаточно заменить выражение первичные элементы способностей на элементарные способности, чтобы увидеть, что указанная закономерность хорошо подтверждает понимание сущности и структуры способностей» [2, с.95].

На основании анализа исследования нами было выбрано понятие творческие способности.

Творческие способности –это процесс индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности, проявляющихся в стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве умения владеть выразительными средствами при создании творческого продукта, уровне развития творческого воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области. (по С.В. Погодиной).

Исследователи Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, Л.С. Выготский, Е.П. Торренса, а так же С.В. Погодина, выделяют обязательные показатели творческих способностей и их характеристики у детей младшего школьноговозраста:

1) «эстетическое отношение» – способность понимать и воспринимать чувствительный облик вещей и явлений (А.А. Мелик-Пашаев).

2) «творческое воображение» – способность создавать образы предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления (Е.П. Торренс).

3) «владение выразительными и изобразительными средствами» – умение видеть цвет, форму, композицию и т.д., и применять различные изобразительные материалы при создании творческого продукта (С.В. Погодина).


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.032 с.)