Арт-терапия и технологии здоровьесбережения на уроках музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арт-терапия и технологии здоровьесбережения на уроках музыки



Было бы ошибочным считать, что развитие функциональной грамотности школьников на уроках музыки не могут быть связаны с технологиями арт-терапии и здоровьесбережения.

В настоящее время можно выделить несколько направлений исполь­зования искусства в контексте здоровьесбережения, арт-терапии (лечения искусством): психофизиологическое – коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое – воздействие на когнитивную и эмо­циональную сферы; психологическое – выполняющее катарсистическую (очищающую), регулятивную, коммуникативную функции; социально-пе­дагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей учащихся в практической художественной деятельности и творчестве. Реализация этих направлений в работе с УМК «Музыка» осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках арт-терапии.

Технологии арт-терапии, по мнению целого ряда отечественных и за­рубежных исследователей, представляют собой совокупность методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой при­надлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, способами психокоррекционного лечебного применения. Их системати­зация основывается на специфике различных видов искусства: музыка – музыкотерапия; изобразительное искусство – изотерапия; театр – има­готерапия; литература, книга – библиотерапия, танец, движение – кине­зитерапия.

К проблеме катарсического (очищающего) воздействия музыки еще в древности обращались ученые, богословы, философы. Катарсис (от греч. katharsis) – очищение. Понятие катарсиса в описание переживаемых человеком состояний ввел Аристотель (384–322 гг. до н.э.). По Аристотелю, катарсис – очищение души посредством сопереживания героям трагедии, сострадания и страха. В XX в. австрийский психолог З. Фрейд (1856–1939) истолковывал катарсис как процесс уменьшения или снятия тревоги, конфликта посредством их вербализации и эмоциональной разрядки. В педагогической психологии в 20-е гг. прошлого века известный отечественный психолог Л. С. Выготский (1896–1934) рассматривал катарсис как одно из средств коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии [9].

Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в ле­чебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психо-коррекционным направлением (в медицине и пси­хологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосома­тическое (лечебное воздействие на функции организма) и психотерапев­тическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоцио­нальном состоянии).

В исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. М. Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипулин, Б. В. Асафьев, Л. А. Ма­зель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Г. Н. Кехаушвили, А. Н. Борисов, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан и др.) ее лечебное и коррекционное воздействие увязывается с регулированием психовегетативных процессов, физиологических функций организма; с катарсисом, регуляцией психоэмоционального состояния; с повышением социальной активности, приобретением новых средств эмоциональной экспрессии; с облегчением усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекцией коммуникативной функции.

Музыкально-терапевтические технологии, применяемые в процессе работы с УМК «Музыка», позволяют: создать комфортную обстановку для обучения (снижение влияния стрессов), положительный эмоциональный фон для занятий музыкой; нормализовать основные функции организма детей – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы и др.; стимулировать слуховую активность при восприятии музыки, оздоровить голосовой аппарат в процессе пения (вокалотерапия), развить функции различных органов в процессе музицирования (например, функции легких в процессе игре на свирели), улучшить координацию движений под музыку через мимическую, пальчиковую гимнастику, пластическое интонирование музыкальных пьес, свободное дирижирование, «разыгрывание», драматизацию образцов народного фольклора и др.

Для организации позитивного психоэмоционального состояния школьников, пришедших на урок музыки, целесообразно использовать звучание музыкальных сочинений уже на перемене, в момент входа детей в кабинет музыки. Спокойная, с размеренной ритмической пульсацией музыка поможет учащимся преодолеть возбуждённое состояние, в котором они пребывают на перемене, снять напряжение после контрольной работы, которую они выполняли на предыдущем уроке, ненавязчиво «включить» механизм непроизвольного восприятия звучащей музыки, которая может быть либо связана с темой урока, либо – иметь значение «фоновой» музыки, которую, на первый взгляд, школьники могут и не заметить. «Вялое», «сонливое» состояние на первых уроках по школьному расписанию помогут преодолеть сочинения энергичного бодрого характера, которые будут сопровождать вход учащихся в кабинет музыки. В этих случаях музыкальное произведение будет выполнять функцию своеобразной установки на музыкальное занятие, поможет детям преодолеть барьер между имеющим место эмоциональным состоянием и началом урока музыки[44].

Таким образом, для развития функциональной грамотности учащихся на уроках музыки, учитель должен таким образом составлять сценарий урока, в содержании которого будут учитываться психоэмоциональные состояния детей и подростков, их музыкальные пристрастия и интересы, которые, несомненно, помогут освоению содержания музыкального образования в разнообразных видах музыкально-практической деятельности.

Самообразование школьников и развитие функциональной грамотности

Тематика исследовательских проектов, проблемные вопросы и задания из учебников и творческих тетрадей для 5 – 8классов основной школы могут служить поводом для самообразования школьников-подростков и развития их функциональной грамотности.

Неслучайно, к проблеме самоопределения личности обращаются философы, культурологи, социологи, психологи. Так в трудах отечественного философа А.Г. Спиркина выделяется позиция, которая направлена на познание «Я» как центра всех осознаваемых процессов его деятельности. Ученый полагает, что «Я» – «это личность, освещенная светом своего собственного сознания, «Я» – динамическая система высшего уровня, которая синтезирует целый ряд психических процессов, «Я» – высший регулятивный принцип психической жизни, связанный с самосознанием, самопознанием, самооценкой, самочувствием, самоощущением» [47, с. 586].

Известный ученый, педагог-музыкант Ю.Б. Алиев называет факторы, способствующие формированию потребности подростков к музыкальному самообразованию:

§ постановка этого элемента музыкально-формирующих воздействий в качестве самостоятельной учебно-воспитательной задачи;

§ приобщение подростков к музыкальному самообразованию в условиях классно-урочной, внеурочной и внеучебной деятельности в их взаимопроникновении;

§ связь самообразовательной музыкальной деятельности учащихся с их общественно-полезной практикой культурно-просветительской работы (например, с учащимися младших классов);

§ развитию интереса к самому музыкальному самообразованию как способу организации музыкальной самодеятельности, культурной организации досуга;

§ стимулирование музыкального самообразования методами поощрения, созданием общественного мнения, проблемных ситуаций, способствующих осознанию недостаточности музыкальных знаний для

полноценного восприятия музыки, собственно музыкально-практических деятельности;

§ организация самообразования деятельности подростков с учетом их познавательных интересов, путем постепенной переориентации на объективно значимые художественные ценности музыкального искусства[2, с. 171].

Методы, стимулирующие процесс музыкального самообразования школьников, следует рассматривать в связи с накоплением багажа музыкально-слуховых представлений учащихся в процессе развития функциональной грамотности на уровне:

а) составления и реализации плана музыкально-эстетического саморазвития, самообразования;  

б) создания персональной или коллективной музыкальной фонотеки и  домашней видеотеки (музыкальные фильмы, экранизации опер, балетов, мюзиклов, рок-опер, концертных программ популярных испол­нителей классической и современной музыки);

в) накопление банка персональных презентаций по учебным темам, разделам учебников;

д) становление умений пользователя сетью Интернет по поиску необходимых дополнительных материалов (записи музыки в различных интерпретациях, галереи живописных полотен, скульптурных и архитектурных памятников, комплектование поэтических и прозаических сборников-хрестоматий);

е) формирования индивидуального портфолио школьников (портфеля достижений), включающего в себя творческие работы (эссе, сочинения о музыке и музыкантах), выполненные самостоятельные и контрольные работы, тесты, распечатки презентаций, грамоты за участие в различного рода проектах, олимпиадах, конкурсах, фестивалях и др.;

ж) «пробы пера» (эссе, отзывы, заметки в газету, журнал о музыке, музыкантах, событиях музыкальной жизни);

з) фиксации результатов музыкально-творческой деятельности в рамках коллективных дел класса, школы, района, города, региона (олимпиады, конкурсы, марафоны, фестивали) и др. [42].

Проблема развития функциональной грамотности не исчерпывается материалами данного очерка. Автор выражает надежду на то, что каждый педагог-музыкант найдет в данных методических материалах то, что поможет ему сделать каждую встречу детей и подростков с музыкой увлекательной, интересной, дающей стимул для её изучения в повседневной жизни.

Завершить очерк хочется словами поэта Михаила Львовича Матусовского (1915 – 1990):

 

Любой счастливой мысли появленье

И дерзость строк, пришедших неспроста, —

Всё возникало с чувства удивленья,

Всё начиналось с чистого листа.

Стремление постичь предметов свойства,

Найти им надлежащие места, —

Всё предварялось жаром беспокойства,

Всё начиналось с чистого листа.

Тропа зимы и разнотравье лета,

Земная и иная красота,

«Война и мир», «Ромео и Джульетта», —

Всё начиналось с чистого листа.

У пульта, за роялем, на арене,

Над глиной, на подмостках, у холста —

Да что искусство — мира сотворенье —

Всё начиналось с чистого листа.

Использованные источники

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.

2. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема: монография. – М.: СГУ, 2012. – 479 с. – С. 171

3. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе /Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Ред. и вступ. Статья Е. М. Орловой. – Л.: Музыка, 1973. – 146 с.

4. Басова Е.А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.01. Санкт-Петербург, 2012. 22 с.

5. Бахарева Н.В. Развитие профессиональной компетентности учителя по развитию функциональной грамотности учащихся основной школы: автореф. дис…канд. пед. наук. 13.00.08. Москва, 2009. 25 с.

6. Бахтин М.М. К философии поступка (философия и социология науки и техники) /под ред. И.Т. Фролова. –М: Мысль, 1986. 79 с. – С. 6

7. Виноградова Н.Ф, Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников. Электронный ресурс:

https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/87a/87afe9d378d6534f18e5f4e6aa222f3d.pdf

8. Винокурова И.А. Электронный ресурс:

https://new.kipk.ru/images/docs/materials/4_Винокурова_Ирина_Анатольевна.pdf

9. Выготский Л. С. Психология искусства; под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Лабиринт-Пресс, 2010. – 352 с.

10. Гавриленко Е.В. Опережающее языковое образование как фактор повышения функциональной грамотности младшего школьника: автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.02. Челябинск, 2012. 26 с.

11. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета... Теоретические основы учебника «Музыка»: пособие для учителя. – М.: Прометей,1989. – 144 с.

12. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования/Начальная школа плюс до и после,2009, № 12. – С. 65 – 68

13. Журавлёва О. Н. Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. – СПб, 2013. – 48 с.

14. Журавлёва О. Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности /Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 261 – 268.

15. Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 //Учительская газета, № 47, 21.11.2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357

16. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: НВП «ИНЭК», 2014. – 327 с.

17. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования.– Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.

18. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 – 4 классы: учебники для общеобразоват. организаций (серия «Школа России»). – М.: Просвещение, 2020.

19. Лебедева Е.П. Технологическая компетентность учителя в формировании функциональной грамотности младших школьников: автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.08. Кемерово, 2012. 24 с.

20. Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.

21. Лихачев Д. С.Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов.писатель, 1989. – 608 с.

22. Логинова О.Б. Функциональная грамотность вызовы и эффективные практики.Электронный ресурс:https://www.youtube.com/watch?v=IZbnUaZ0Raw

23. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995, № 2. – С. 64 – 65.

24. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст]/ В. В. Медушевский. – М.: Музыка, 1976. – 254 с. – С. 121.

25. Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности младшего школьника в образовательных организациях Курской области в 2019-2020 учебном году/cост. Ю.О. Байбакова, Т.А. Брежнева и др. Курск: ОГБУ ДПО КИРО, 2019. 66 с.

26. Мещерякова И.А. Функциональная грамотность. Электронный ресурс. URL:https://www.b17.ru/dic/funktsionalnaya_gramotnost

27. МещеряковБ.Г., МещеряковаИ.А. Введение в человекознание: учебник для вузов.М.: РГГУ, 2018, 320 с. Электронный ресурс, URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/ped_mesh_vved_chelov/~ped_mesh_vved_chelov.htm

28. Морозова С. Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б. Л. Яворского и его учеников/ Из истории музыкального воспитания: хрестоматия/сост. О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

29. Московская электронная школа: Электронный ресурс:https://mes.mosedu.ru/Дата обращения 22.02.21]

30. Назарова Н.А. Развитие функциональной грамотности студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса: автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.08. Омск, 2007. 25 с.

31. Нечаева Н.В. Формирование орфографической грамотности средствами учебников по русскому языку в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Вебинар от 08.04.20.Электронный ресурс:

https://www.youtube.com/watch?v=M5wE8S7tZKU

32. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как условие развития гармоничной личности в современных условиях/Педагогический мир Казахстана. Республиканский научно-методический журнал. Часть 2. Февр. 2020. С. 16 – 18

33. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – 368 с.

34. Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (№ 590), Министерство просвещение Российской Федерации (№ 219). Приказ от 6 мая 2019 г. UPL:http://docs.cntd.ru/document/554691568.

35. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 – 8 классы. Под руководством Д. Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.

36. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. Самара: СИПКРО, 2019. 68 с.

37. Ребенок в мире культуры/под общ.ред. Р.М. Чумичевой [Текст]. – Ставрополь: Ставрополь-сервис-школа,1998. – 580 с. – С.26

38. Российская электронная школа (РЭШ).Электронный ресурс: http://resh.edu.ru

39. Рудзик М. Ф. Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников: учеб.-метод. пособие. – Курск: КГУ, 2009. – 144 с. – С. 90–95

40. Сергеева Г. П. Концепция учебно-методических комплектов «Музыка» для общеобразовательных учреждений /Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1–7 классы. Искусство. 8–9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – С. 81 – 107.

41. Сергеева Г.П. Научные взгляды на развитие ассоциативно-образного мышления школьников в процессе освоения содержания учебников и учебных пособий «Музыка» для 1 – 8 классов издательства «Просвещение»/Электронное издание «Вестник Просвещения», 2019, № 7. С. 205 – 277.

42. Сергеева Г. П. Особенности завершающего этапамузыкального образования школьников: восьмой класс/ Электронное издание «Вестник Просвещения», 2019, № 3, С.459 – 503

43. Сергеева Г.П. Развитие речевого общения школьников в процессе работы с учебно-методическими комплектами «Музыка»/Сборник Международной научно-практической конференции «Творческое чтение в современном художественном образовании» (27 февраля – 1 марта 2018 года) ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО». – М., 2018. – 261 с. – С. 192 – 199.

44. Сергеева Г.П. Учебники на уроке музыки: теория и практика: монография. М: Триумф, 2016. – 268 с.

45. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 – 8 классы: учебники для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020.

46. Сергеева Г.П., Суслова Н.В. Музыка. 1 – 4 классы: учебные пособия для общеобразоват. организаций (серия «Перспектива»). – М.: Просвещение, 2020.

47. Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

48. Суслова Н. В. Интернет в работе учителя музыки (на примере УМК «Музыка» издательства «Просвещение»): материалы вебинара. Электронный ресурс. URL:https://my.webinar.ru/record/476771/

49. Суслова Н.В. Возможности и риски дистанционного формата музыкального обучения школьников/Музыкальное искусство и образование. 2020. № 4. С.116 – 135.

50. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. В 3-х кн. (+ CD). Кн. 1 – 128 с.; кн. 2 – 128 с.; кн. 3 – 128 с. / Г. Р. Тараева. – М.: Классика XXI, 2007

51. «Учительская газета». Дискуссия по проблемам функциональной грамотности.16 апреля 2019 г.URL: http://www.ug.ru/news/27646

52. Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования. URL: pisa.prosv.ru.

53. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. 448 с.

54. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.: ил. (Российский учебник:Успешный педагог XXI века).

55. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

56. Школяр Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): дис.... д-ра пед. наук. – М. МГОПУ, 1999. – 348 с. – С. 23.

57. Яндекс.Учебник. Уроки музыки. Электронный ресурс:https://education.yandex.ru/music/Дата обращения 28.02.21

 

 


[1] Гибкие навыки или мягкие навыки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании (рассматриваемых в этом дискурсе как «жёстких», от англ. hard skills), не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (скорость адаптации, коммуникация, в частности, слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект)и менеджерскими способностями(управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление). Единой классификации гибких навыков на данный момент не существует, так же, как и не определено точное количество качеств и умений, подходящее под определение гибких навыков. Так перечисленные выше навыки дополняются особенностями мышления (скорость, креативность, гибкость и системность). Цитируется по: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гибкие_навыки

 

[2] Гаджет – (от английского gadget – приспособление) – это техническое устройство, которому присуща повышенная функциональность. Сегодня к гаджетам можно отнести любой цифровой прибор, отличающийся небольшими размерами, который надевается на руку или подключается к персональным компьютерам, смартфонам. В области программного обеспечения гаджет является небольшим приложением, предоставляющим дополнительную информацию, к примеру, прогноз погоды или курс валют.

Среди отличительных характеристик гаджетов: портативность – типичные гаджеты не превышают в весе 300 грамм, за счёт своих небольших размеров они легко помещаются в карманах одежды); функциональность – в гаджете есть не только привычные функции, вроде индикации времени для часов, также он оснащён и произвольным набором дополнительных функций (часы могут быть с радиоприёмником, микрокомпьютером, плеером и. т.п.); ограниченные возможности – у большинства гаджетов нельзя расширить функционал, присоединяя дополнительные модули. Аккумуляторы гаджетов часто недостаточно ёмкие (среднее время автономной работы 8 – 12часов).

 

[3] Интериоризация – это формирование устойчивых внутренних психических структур через внешнюю социальную деятельность. При интериоризации происходят процессы: развитие мышления; созревание и становление функций психики в целом; формирование жизненного опыта; социализация человека.
Источник: https://interiorizaciya-v-pedagogike-i-psihologii

[4] Самодетерминация – процесс превращения личности из объекта и средства деятельности с субъект деятельности. При этом человек сам ставит свои цели, сам выбирает пути и средства её достижения. При этом он поступает сам, от себя и для себя, когда сознание его независимо от внешнего мира и неотделимо от самосознания /Источник: Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога/Сост. В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.

 

[5]Валидность теста (от англ. valid – пригодный) – критерий качества теста, используемый при выяснении степени достоверности измерения того свойства, качества, явления, которое хотят измерить с помощью данного теста.

[6] Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза, оценки понятийного и словарного багажа учащихся [Использована информация из Википедии – свободной энциклопедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.055 с.)