Певческая деятельность учащихся (хоровая, сольная, ансамблевая) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Певческая деятельность учащихся (хоровая, сольная, ансамблевая)



Технологии и методики формирования певческой культуры рассматривались в исследованиях отечественных музыкантов-педагогов – Э.Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, А. В. Бандиной, В. А. Багадурова, Л. А. Венгрус, Е. А. Гембицкой, В. А. Дышлевской, В. В. Емельянова, Т. А. Ждановой, А. Н. Карасева, И. И. Левидова, В. С. Локтева, Д. Л. Локшина, А. А. Луканина, Е. М. Малининой, Н. А. Метлова, В. П. Морозова, Т. Н. Овчинниковой, Д. Е. Огороднова, Н. Д. Орловой, А. С. Пономарева, И. П. Пономарькова, В. С. Попова, М. А. Румер, В. Г. Соколова, Г. А. Струве, Г. П. Стуловой, В. Х. Хачатурова, В. Н. Шацкой и др.

Освоение технологий, методик и практик формирования певческой культуры педагогами-музыкантами направлено на: а) сохранение традиций хорового пения в России; б) понимание роли коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности в формировании личности и развитии её функциональной грамотности; в) изучение опыта использования оригинальных авторских методик развития детского голоса в основном и дополнительном музыкальном образовании; г) изучение научно-методической литературы по вопросам вокально-хоровой работы; д) понимание певческой деятельности в контексте её арт-терапевтического воздействия и здоровьесбережения; е) возможность выявления и поддержки музыкально одаренных детей.

В условиях использования УМК на уроках музыки хоровое пение выполняет несколько функций. О расширении функций хорового пения в школе еще в 70-е гг. прошлого века писал Д. Б. Кабалевский во вступительной статье к программе по музыке [35]. Назовем эти функции.

Хоровое (ансамблевое, сольное) пение расширяет жизненный и музыкальный кругозор учащихся, формирует положительное отношение школьников музыкальному искусству, позволяет усваивать закономерности музыки разных жанров и стилей, стимулирует развитие интереса к музыкальным занятиям (включая хоровые занятия), дает возможность школьникам участвовать в коллективном хоровом музицировании.                                                                                                                        

Являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности школьников, пение – хоровое, ансамблевое, сольное – развиваетобщеучебные умения и навыки, направленные на развитие функциональной грамотности и необходимые для обучения в школе: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни.

Сочетание пения с другими видами детского музицирования – сочинение и исполнение ритмического сопровождения, инсценирование песни группой учащихся, составление композиций, ритмопластика, игра в дирижера, пение под фонограмму и др. укрепляют интерес школьников к певческой деятельности в частности, к музыкально-творческой деятельности в целом.

При пении происходит освоение музыкальной грамоты, средств музыкальной выразительности, музыкального языка вокализируемых произведений, соотнесение зрительных образов (графическая или нотная запись) со слуховыми представлениями, что также является частью их функциональной грамотности.

В процессе хорового, ансамблевого и сольного пения на уроках музыки активно используются здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование правильного диафрагмального дыхания, развитие активности артикуляционного аппарата и речевых навыков в целом в рамках функциональной грамотности, слухового внимания, положитель­ного эмоционального тонуса учащихся.

Содержание певческого репертуара нацелено на развитие у школьников разных возрастов позитивного отношения к окружающему миру через постижение эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, формирование личностной оценки исполняемой музыки.

Участие в концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях формирует у хористов чувство ответственности, коллективизма, стремле­ние к успешности певческой деятельности, к самовыражению через пение.

Вот так выглядит разворот учебника «Музыка» для 2 класса (с. 10 – 11) в серии «Школа России», на котором предлагается разучивание и исполнение песен о Родине (включая песню «Здравствуй, Родина, моя» Ю. Чичкова), выполнение заданий в творческой тетради. На развороте учащиеся увидят нотную запись вступления, начальной и заключительных фраз к песне Чичкова.

 

 

Репертуарная политика учителя музыки в контексте УМК «Музыка» должна отличаться гибкостью и вариативностью. Несмотря на то, что учитель имеет примерный певческий репертуар, размещенный в Хрестоматиях музыкального материала к учебникам и учебным пособиям «Музыка» издательства «Просвещение», особенности певческого развития каждого конкретного класса требуют от него поиска не только новых песен, но и методик вокально-хоровой работы, адекватных возможностям учащихся разных возрастных групп (распевания, дыхательные упражнения, игровые приемы разучивания и исполнения песен, эскизное разучивание и т. п.).Так, при изучении особенностей такого жанра как «симфония» в учебнике «Музыка» для 8 класса на предлагаемом ниже развороте (с. 52 – 53) приводится нотная запись главных мелодий уже известных школьниками симфоний русских (А. Бородин, П. Чайковский) и зарубежных (Л. Бетховен, В. Моцарт) композиторов для вокализации этих тем на уроке.

Учителю необходимо помнить и о том, что репертуар каждого класса должен включать в себя народные песни, сочинения композиторов-классиков (включая главные темы вокальных, инструментальных, сценических жанров), адаптированные образцы музыки религиозной традиции, современные песни.

Педагогу-музыканту известно и то обстоятельство, что в последнее время значительно увеличилось количество детей школьного возраста с физиологическими нарушениями координации между слухом и голосом. Поэтому отсутствие у детей на первоначальном этапе обучения пению чистоты интонирования, ритмической точности при исполнении простейших вокальных мелодий, песен не может служить основанием для того, чтобы отказаться от развития их вокально-хоровых навыков и умений. На основном уровне музыкального образования необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в период мутации (основная школа), что требует поиска удобного в тесситурном отношении певческого репертуара. В процессе хорового пения учитель музыки должен стремиться к тому, чтобы в методике его работы над песенным репертуаром в разумном сочетании находились технические и художественные задачи вокально-хоровой работы.

«Каждый класс – хор!» – к этому идеалу должен стремиться каждый учитель музыки, считал композитор Д. Б. Кабалевский [35, с.14]. Достичь этого можно лишь в том случае, если педагог-музыкант отчетливо представляет себе многообразие задач пения и согласует последовательность формирования функциональной грамотности в процессе развития и становления певческих навыков и умений с возрастными особенностями школьников, уровнем общего и музыкального развития каждого конкретного класса.

Повсеместное проведение в разных регионах России детских творческих конкурсов «Каждый класс – хор!» свидетельствует о популярности данного тезиса Д.Б. Кабалевского.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.005 с.)