Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки



 

В последнее время появилось достаточное количество отечественных и зарубежных научных исследований, в которых разработаны различные направления использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в практике образовательных организаций различного типа – среднего и высшего профессионального образования, дополни­тельного профессионального образования, школ, гимназий, ли­цеев, дошкольного образования и дополнительного образования детей и юношества.

Среди них следует выделить исследования по следующим направлениям: использование музыкально-информационных технологий в зарубежном образовании (А. Бентин, П. Горгес, А. Мерк, В. Роллин и др.); теоретико-практические исследования по информатизации и компьютеризации образования (М. В. Кларин, В. Л. Латышев, Е. И. Машбиц, В. Б. Попов, О. Н. Шилова и др.); методологии компьютеризации российского образования (А. А. Подражанская, С. П. Полозов и др.); психологические аспекты использования компьютерных технологий в музыкальном образовании (и др.); разработка музыкального аппаратного и программного обеспечения (С. В. Пучков, А. А. Устинов, С. А. Чельдиев и др.).

По мнению учёных, отличительными чертами ИКТ являются: непрерывное и опережающее образование, его фундаментализация, направленность на личностно-ориентированное обучение и развитие творческих способностей обучаемых, широкое и постоянное применение ИКТ в образовательном процессе.

Формирование и развитие электронного музыкального творчества в системе общего музыкального образования нашли отражение в исследования ряда авторов – И. Р. Айдарова, А. О. Бороздин, А. Е. Гимро, Н. Г. Глаголева, Т. А. Затямина, Ж. Б. Кармазина, И. М. Красильников, В. В. Мазепус, Г. С. Машошина, В. Н. Мацур, А. П. Мещеркин, В. В. Медушевский, О. А. Подкопаева, А. А. Подражанская, И. Б. Правоторова, Г. Р. Тараева, В. В. Трунтаев, В. М. Цеханский, Ю. В. Шмалько, Д. М. Юланова и др.

Исследованиями установлено, что около 80% информации человеквоспринимает через органы зрения, около 15% – через слух и оставшиеся 5% – через осязание, обоняние и вкус. Но когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, ее активном использовании, то повышается роль моторной памяти. Поэтому во время музыкальных занятий, а также в процессе самостоятельной работы важно предоставлять возможность учащимся самим проделывать действия, относящиеся к излагаемому материалу при освоении специфики ИКТ [50].

Тема «Интернет на уроках музыки» достаточно полно освещалась на вебинарах издательства «Просвещение» Н. В. Сусловой, канд. пед. наук, методистом Центра художественно-эстетического и физического образования издательства «Просвещение») [48].

Так, например, анализ учебных заданий в учебнике «Музыка» для 5 класса показал, что на 10 разворотах из 76 имеются задания «Найди в Интернете…».

Ниже представлен разворот «Звучащие картины» (с. 54 – 55) из учебника «Музыка» для 5 класса, на котором предлагается задание: «Найди с помощью Интернета в фольклоре своего края сказки, легенды, песни, в которых воплощаются образы музыкантов-сказителей, былинных героев. Чем они похожи на Садко?».

 

 

В процессе работы с УМК «Музыка» рекомендуется использовать разного рода компьютерные программы. В целях систематизации электронных продуктов нами разработана их классификация. Условно их можно разделить на следующие группы:

1) электронные федеральные учебники (ЭФУ) по предмету «Музыка»;

2) электронные образовательные ресурсы по предмету «Музыка»;

3) учебно-методические комплексы, содержание которых направлено на расширение представлений об особенностях музыкального искусства, специфике работы с интерактивной доской;

4) специализированные программы для активизации и оптимизации работы педагога-музыканта с персональным компьютером;

5) электронные путеводители по русской и зарубежной (классической и популярной) музыке, энциклопедии (музыкальных инструментов);

6) системы тестового контроля;

7) интерактивные игровые программы для учащихся;

8) электронные книги музыкально-эстетической направленности;

9) видео-серии о жизни и творчестве знаменитых композиторов и ис­полнителей;

10) документальные фильмы о композиторах, музыкантах-исполнителях, фольклорных праздниках и др.;

11) фрагменты художественных, мультипликационных фильмов, фраг­менты из опер, балетов, мюзиклов, рок-опер, концертных программ;

12) компьютерные игры развивающего характера для внеурочной рабо­ты, занятий в системе дополнительного образования;

13) мультимедийные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

Особо следует остановиться на тех недостатках, которые имеют место в учительских мультимедийных презентациях:

· наличие презентации не всегда необходимо для её использования на уроке музыки (введения в тему, изучения новых знаний, обобщения);

· презентации отличаются непомерным объемом зрительного матери­ала, что существенным образом отвлекает обучаемых от собственно музыкальных произведений, которые раскрывают тему урока, раздела учебника;

· они изобилуют большим количеством текстов, выполненных мелким шрифтом, что создает трудности при их чтении учащимися. Это – заголовки, подписи под иллюстрациями, даты жизни композиторов, стихи, проза, иногда – дублирование текстов учебника и тетради, включение разного рода второстепенной информации и др.;

· в презентации редко вводятся музыкальные фрагменты, видео-сюжеты, их «наложение» на зрительный ряд;

· звучащие музыкальные произведения не используются в презента­циях в контрольно-диагностических целях;

· презентации часто не имеют «титульного листа» – слайда с указани­ем темы урока/занятия или раздела программы, внеурочного мероприятия с указанием авторства – фамилии, имени, отчества учителя (или учащегося, подготовившего данную презентацию), наименование учебного учреждения, год ее разработки;

· в презентациях отсутствует и последний слайд с указанием перечня материалов, которые использовались при ее подготовке – учебно-методические пособия, книги, сайты из сети Интернет и др.;

· не всегда используется информационная строка «Заметки к слайду», что облегчает работу с презентацией.

Разработка электронных федеральных учебников – ЭФУ, в том числе и по предмету «Музыка», даст возможность соединить различные типы электронных образовательных ресурсов в одном издании. Кроме того, у учителя появляется возможность вводить в электронные учебники дополнительные материалы, которые, по его мнению, необходимы для успешного изучения содержания УМК «Музыка» [44].

В практику работы образовательных организаций активно внедряются материалы Российской электронной школы – РЭШ[Электронный ресурс: http://resh.edu.ru]– мультимедийного проекта, который предлагает для учителя и учащихся сценарии уроков, которые расширяют их информационное и проблемное поле, содержит тесты для учащихся для закрепления изученного материал[38]. Уроки ведут лучшие учителя: А. В. Заруба, А.Ю. Кочеткова, О.В. Таранюк, И.А. Переверзева, Н.В. Суслова и др. Так для уроков музыки в 8 классе можно рекомендовать следующие темы из РЭШ:

· Неизвестный Свиридовhttp://resh.edu.ru/subject/lesson/3252/main/

· Рок-опера «Преступление и наказание» Э. Артемьеваhttp://resh.edu.ru/subject/lesson/3191/main/;

· Мюзикл http://resh.edu.ru/subject/lesson/3187/main/и

     Мультимедийные проекты «Московская электронная школа» (МЭШ) [29], «Яндекс.Учебник»[57], также объединяет различные подходы в области облачной индустрии для поддержки сообщества педагогов-музыкантов и их воспитанников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.009 с.)