Музицирование на уроках музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музицирование на уроках музыки



 

Термин «музицирование» в музыкально-педагогической литературе трактуется достаточно широко. Под музицированием на уроках музыки ученые и практики (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. А. Баренбойм, Н. Ф. Вишнякова, Н. Л. Гродзенская, И. М. Красильников, Е. Д. Критская, А. И. Конч, Т. А. Рокитянская, Э. Я. Смелова, Т. Э.Тютюн­никова, В. О. Усачева, Л. В. Школяр и др.) понимают разнообразные виды музыкально-практической деятельности учащихся: хоровое, ансамблевоеи сольное пение, инструментальное музицирование, пластическое инто­нирование, музыкально-ритмические движения, инсценирование, драма­тизация и «разыгрывание» песен и пьес, различного рода импровизации: вокальные, ритмические, пластические, речевые, музыкально-театральные, художественные.

В контексте учебников и тетрадей по предмету «Музыка» реализуется деятельностный подход на основе включения школьников как в репродуктивную, так и в творческую музыкально-эстетическую деятельность, включая музицирование[39, с. 90 – 95].

Развитие функциональной грамотности происходит в процессе разных видов музицирования: инструментального музицирования, пластического интонирования, организации игр с движениями, драматизаций и инсценировок народных образцов, фрагментов из опер, балетов, мюзиклов, разного типа импровизаций – речевых, вокальных, инструментальных, пластических, художественных (рисование под музыку),

Инструментальное музицирование. Как показывает практика, на уроках музыки в образовательных оранизациях чаще всего используются инструменты ритмические: барабаны, бубны, румбы, маракасы, ложки, треугольники и др.; реже – звуковысотные: фортепиано, металлофоны (диатонические и хроматические), пианолы, триолы, органолы, синтезаторы и др.; духовые инструменты – блок-флейты, разного рода народные инструменты (свистульки, рожки, свирели, дудочки и пр.) – применяются реже, поскольку их использование и хранение требуют соблюдения специальных санитарно-гигиенических норм.

Так в учебном пособии «Музыка» для 1 класса (серия «Перспектива») на развороте «Играем в оркестр» (с. 22 – 23) предлагается разъяснение понятий оркестр, дирижёр, партитура, а на следующем развороте (с. 24 – 25 – см. следующую страницу)  дается изображение различных ударных инструментов, «правила» игры в оркестре, партитура, состоящая из трех строчек: коробочки,бубны, барабаны. Исполнение данной ритмической партитуры возможно под музыку одного из народных танцев в двухдольном размере.

Здесь предлагается сочетать игру на музыкальных инструментах по группам с украшением звучания танцевальной мелодии хлопками, шлепками, притопами. Таким образом, инструментальное музицирование может сочетаться с движениями рук, ног, корпуса.

На развороте «Русские народные музыкальные инструменты» в том же учебнике 1 класса (серия «Перспектива») на с. 32 – 33 продолжается изучение ударных, струнных и духовых инструментов:

            

В последние годы на уроках музыки все чаще используется игра на синтезаторах. О методике включения синтезаторов в процесс обучения можно узнать из научно-методических работ И. М. Красильникова [17] и других авторов, чьи статьи публикуются на страницах журнала «Музыка и электроника».

В учебном пособии «Музыка» для 1 класса (серия «Перспектива») на развороте «Музыкальные инструменты» предлагается изображение детей, играющих на синтезаторе (с. 63).

 

            

В учебниках «Музыка» для 1 – 8 классов издательства «Просвещение» учащиеся могут услышать звучание таких инструментов акустическая гитара (В. Зинчук), акустическая скрипка (В. Мэй), синтезатор.

С чего же начинать обучение учащихся игре на музыкальных инстру­ментах в условиях коллективных форм занятий музыкой в школе? Прежде всего, с использования инструментария при исполнении музыки разной жанровой принадлежности, основываясь на игровых приемах включения инструментов в исполнительскую деятельность.Так представлена ритмическая партитура в учебнике «Музыка» для 4 класса на с. 66 – 67 (серия «Школа России»).

На первоначальном этапе освоения различных музыкальных жанров (марш – детский, сказочный, игрушечный и пр., танец – вальс, полька, менуэт, народная пляска, танец в современных ритмах и пр., песня – ко­лыбельная, шуточная, торжественная и пр.) следует предлагать школьникам задания,направленные на выбор тембра инструмента, который бы соответствовал характеру музыки, звучащей на уроке, освоению приемов игры (соло и в ансамбле).

Учителю музыки при организации процесса инструментального музицирования следует помнить о том, что к более сложному этапу работы над произведением можно переходить лишь тогда, когда большинство детей освоят приемы игры на инструменте.

Исполнение музыки разных жанров может происходить в рамках созданных учителем игр-композиций. Наиболее удобными для музицирования на металлофонах и треугольниках являются пьесы с ярко выраженной мелодией кантиленного характера, спокойным, неторопливым темпом. Если возможно деление класса на группы, которые будут исполнять звуки различной гармонической ориентации, то на этом же этапе желательно применять запись простейших ритмических партитур.

При составлении партитуры учителем определяются группы инструментов, участвующих в исполнении музыки, ритмическая основа каждой партии, последовательность включения каждой группы в процесс музицирования. С усложнением «оркестровых партитур» учитель музыки при их разучивании должен быть верен дидактическому принципу: от простого к сложному. Исполнение ритмической партитуры, как и разучивание отдельных партий, недопустимо без звучания музыки.

В 5 – 8 классах инструментальному музицированию также можно найти достойное место в контексте урока. Интересными могут быть опыты озвучивания с помощью инструментов джазовых композиций, фрагментов мюзиклов и рок-опер с ярко выраженными ритмическими формулами, популярной танцевальной музыки, эстрадных песен и др.

Музыка и движение. Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению этой проблемы. Известный швейцарский композитор и педагог XX в. Э. Жак-Далькроз (1865–1950) разработал стройную систему ритмическо­го воспитания, основой которой является развитие музыкального слуха в процессе движения. Широко известны методики К. Орфа (Австрия), З. Кодаи (Венгрия), В. Коэн (Израиль) и др. Отечественные исследователи этой проблемы (Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина, Л. В. Виноградов, Н. П. Збруева, Е. В. Конорова, Н. А. Метлов, М. А. Румер, Т. Э. Тютюнникова, В. Е. Яновская и др.) заложили основы музыкально-ритмического воспитания, на этой базе сложились различные методики музыкально-ритмического воспитания дошкольников и школьников.

Б. В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе «воздействие “немой интонации” пластики и движений человека (включая язык руки)». Музыкальная интонация, по его мнению, «никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (панто­мимой) человеческого тела» [3, с.76].

Наиболее ярко связь музыки с движениями человека проявляет себя в народной музыке. И песня, и народный танец, и инструментальный наи­грыш рождаются в тесной связи с движениями, изображением каких-либо трудовых действий, «разыгрыванием» фольклорного образца, его инсце­нированием. Именно импровизационный характер такого рода «сценического представления» народных фольклорных образцов дает возможность формировать функциональную грамотность как часть коммуникативных компетенций школьников, где каждый его участник исполняет собственную роль в общем действе.

Наивысшей точкой взаимодействия музыки и движения является музыкальный спектакль – опера, балет, мюзикл. Уже на первоначальном этапе музыкального обучения рекомендуется активно использовать в пластических импровизациях образов различных персонажей сценической музыки.

Пример разыгрывания русской народной песни «Выходили красны девицы» из учебника «Музыка» для 2 класса (серия «Школа России», с. 54–55):

Так в учебномпособии «Музыка» для 2 класса (серия «Перспектива») при изучении разворота «Балет ”Лебединое озеро“ П. Чайковского» (с. 12 – 13)предлагаются различные способы музицирования: исполнение ритмического сопровождения, вокализация мелодии, исполнение группами движений «Танца маленьких лебедей» (см. запись по верху разворота), а также свободное дирижирование под фонограмму танца девушек-лебедей, украшение звучанием ударных инструментов «Испанского танца» (ритмическая импровизация).

На развороте учебника «Музыка» для 5 класса, посвященного мюзиклу «Кошки» Э.Л. Уэббера (с. 70 – 71)предлагается вокализация полюбившихся мелодий из этого спектакля, а также исполнение их выразительными танцевальными движениями или создание пластических импровизаций.

Импровизации. Большое внимание импровизации как одному из видов творческой деятельности уделяли в своих системах воспитания педагоги-исследова­тели: зарубежные – Э. Жак-Далькроз, Э. Дункан, З. Кодаи, В. Коэн, К. Орф, отечественные – Л. А. Баренбойм, П. Ф. Вейс, И. И. Микита, Н. А. Долматов, М. А. Котляревская-Крафт, Т. Э. Тютюнникова, В. О. Усачева, Б. И. Шеломов и др.

В УМК «Музыка» предлагаются методики приобщения школьников к импровизациям в условиях индивидуальных и коллективных форм музицирования. Импровизация на уроке – это по своей сути игра, в которой учащиеся раскрывают свои возможности перевоплощения в композитора, исполнителя, слушателя, что также служит развитию функциональной грамотности детей на основе разных ролевых установок.

Импровизации (от лат. improvisus – неожиданный) – исторически наи­более древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время ее исполнения. В 20-е гг. XX столетия Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский писали о необходимости развития у школьников способности к импровизации.

Академик Б. В. Асафьев писал: «Творческий инстинкт проявляется у детей в непременном стремлении меньше созерцать или механически выполнять предначертанное, но охотнее самим участвовать и вносить своё» в процесс познания музыки [3, с. 91 – 92].

Б. Л. Яворским высказывается мнение об определенной этапности развития творческих способностей детей: 1) накопление впечатлений; 2) спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях; 3) импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании; 4) создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и др.; 5) музыкальное творчество.

С. Н. Морозова, исследуя творческое наследие Б. Л. Яворского, пишет о том, что наращивание творческой активности и интенсивное приобретение знаний о музыке связано с конкретными приемами педагогической деятельности: а) приемы, связанные с двигательными реакциями, – импровизации в движении, игра на детских ударных инструментах, групповое музицирование на фортепиано, дирижирование; б) приемы по развитию сенсорных реакций – развития звуковысотных, тембровых ощущений: двигательные, вокальные импровизации, игра на музыкальных инструментах, коллективное музицирование на фортепиано; в) приемы развития зрительных реакций – свободный спонтанный рисунок, цветовые пятна, линии; живописный рисунок, отражающий настроение произведения; графическая схема, выражающая архитектонику сочинения, его форму; г) приемы развития литературно-речевых связей – сочинение стихотво­рений, литературных зарисовок, теоретических работ, базирующихся на сформированных знаниях [28, с. 113 – 120].

Занятия импровизацией на уроках музыки могут решить две взаимосвязанные друг с другом задачи: первая – совершенствование интонационного, ладового, ритмического слуха школьников, вторая – развитие их творческой фантазии. Сюжеты импровизаций, как правило, связаны с созданием на музыкальных занятиях образно-игровых ситуаций, в воплощение которых включаются дети. Среди них – различные виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, вокальные, импровизации интегрированного типа (вокально-инструментальные, вокально-пластические, художественно-сценические), художественные (создание художественных образов – сюжетных рисунков, цветовых пятен, линий в процессе звучания музыки).

Разворот учебника для 1 класса (серия «Школа России», с. 14 – 15) предлагает младшим школьникам определить жанровую основу народныхпесенок,сочинить мелодии их окончаний, сыграть их на свирели/блокфлейте,вспомнить и спеть песенки-заклички своего народа.

Так в разделе «Музыка и литература» в учебнике «Музыка» для 5 класса на развороте «Что за прелесть эти сказки» (с. 20 – 21) предлагается не только придумать небольшую восточную сказку, но и «озвучить»её персонажеймелодиями-темами собственного сочинения.

 

В учебнике «Музыка» для 5 класса в разделе «Музыка и литература» на

развороте «Звучащие картины» (с. 32 – 33) учащимся предлагаются задания, направленные на поиск общности картин и хоровой симфонии-действа «Перезвоны» В. Гаврилина, выявление схожих интонаций картин («На Валааме» И. Джогин, «Над вечным покоем» И. Левитан, «Осенний сельский праздник» Б. Кустодиев) и музыки, сравнение музыкальных и живописных мелодий-рисунков, ритма, ладов и красок, тембров и колоритов, форм и композиций, а также выбор из учебников по литературе стихов и прозаических отрывков, близких по настроению музыке и живописи.Кроме этого школьники могут вспомнить и спеть песни разных народов России, придумать и исполнить импровизацию – вокальную, поэтическую, пластическую и др. к картине «Осенний сельский праздник» Б. Кустодиева.                                             

Так в учебнике «Музыка» для 6 класса на развороте «Народное искусство Древней Руси» (с. 48 – 49) учащимся рекомендуется при исполнении знакомых шуточных песен родного края использовать элементы движений, театрализацию. В этом случае внимание подростков привлекается к поиску песен своей «малой Родины» и творческому их воплощению в собственном исполнении.

Таким образом, функциональная грамотность в процессе инструментального музицирования, пластического интонирования, организации игр с движениями, инсценировок народных образцов, драматизаций фрагментов из опер, балетов, мюзиклов и различного рода импровизации направлены на формирование комплекса действий школьников, как то:

§ постановка самими учащимися цели учебной деятельности и определение путей её достижения;развитие чувства ритма школьников, их тембрового слуха;

§ изучение особенностей различных музыкальных жанров;

§ освоение техники игры на различных простейших музыкальных инструментах – духовые (свирель, блок-флейта); ударные (барабан, бубен, треугольник, ложки, трещотки, коробочки и др.); клавишные (фортепиано, синтезатор), струнные (гусли, цимбалы) и др.;

§ имитация игры на различных инструментах (воображаемая клавиатура фортепиано, балалайка, баян, гармонь, скрипка, виолончель и т.п.);

§ закрепление представлений о деятельности композитора («Играем в композитора»), исполнителя («Играем в дирижёра», «Наш оркестр»);

§ формирование пластики движений под музыку, их координации, выявления средств музыкальной выразительности в процессе включения корпуса, ног, рук в процесс исполнения музыки;

§ умения работать/играть соло, в группе, в коллективе; оценивать качество исполнения музыки, образцов народного фольклора (рефлексия);

§ становление компетенций взаимодействия, коммуникативной и проектной деятельности с использованием музицирования, драматизаций, инсценировок, импровизаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.028 с.)