Классовиздательства «Просвещение») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классовиздательства «Просвещение»)



Сергеева Галина Петровна,канд. пед. наук,доцент,

Заслуженный учитель РФ,руководитель проектов

«Музыка» (1 – 8 кассы),«Искусство» (8 – 9 классы)

издательства «Просвещение»

Москва, Россия

E-mail: gsergeeva@list.ru

 

 

Последние несколько десятилетий проблема функциональной грамотности современных учащихся образовательных организаций, студентов средних и высших учебных заведений (колледжей, педагогических университетов) является предметом научных исследований[4],[5], [8],[19],[25],[26], [30], [33].

К этой проблеме обращаются отечественныеЦентры оценки качества образования [15], а также институтыразвития образования (повышения квалификации) [34], [36],авторы учебников и методисты ведущих издательств России[22], [46], [48],  реже – учителя-предметники [32].

Теоретико-методологической основойисследования путей формирования функциональной грамотности в педагогической теории и образовательной практике является психолого-педагогическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), теория совместной деятельности (И.А. Зимняя, А.В. Мудрик, В.А. Сластёнин и др.); вариативные педагогические технологии на основе личностной ориентации (М.В. Кларин, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.); теория эффективности управления и организации учебного процесса (В.К. Дьяченко, С.Н. Лысенкова и др.); идеи языкового образования младших школьников (Е.В. Бунеева, Е.Ю. Никитина, Т.Г. Рамзаева, Л.В. Трубайчук и др.), теория саморазвития личности и развивающего образования (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.), теория модульного подходав обучении (И.А. Зимняя, М.А. Чошанов, Дж. Рассел, П.А. Юцявичене и др.).

Напомним читателям, что слово «грамотность» произошло от греческого слова «grammata», что означало «чтение и письмо». Буквально оно означает определённую степеньвладения навыками устной и письменной речи.

Содержание понятия «грамотность» претерпевало изменения на различных этапах экономического и политического развития общества. Оно расширялось и углублялось в связи с повышением требований к развитию человека. Первоначально грамотными считались лица, умеющие только читать, позднее те, кто умел читать и писать, затем в качестве критерия грамотности добавились навыки счёта и т.д.

В 1957 г. в документах ЮНЕСКО было дано такое определение грамотного человека, «владеющего чтением и письмом настолько, чтобы понимать простые и краткие сообщения, касающиеся его повседневной жизни». Именно в это время был введен новый термин: «функциональная грамотность». Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использованияв повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».

Рассмотрим различные подходы к трактовке понятия «функциональная грамотность».

Так, «Психологический словарь» дает следующее определение этого понятия. Функциональная грамотность (англ. functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры,овладения новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т. ч. воспитания детей; решения различных жизненных проблем. Необходимость введения понятия функциональная грамотность диктуется, прежде всего, требованиями научно-технического и, отчасти, социального прогресса.

Представления о грамотности носят не универсальный, а культурно-исторический характер. Например, в первые десятилетия советского государства, грамотность понималась, как умение читать, писать и владеть четырьмя арифметическими действиями; это считалось достаточным для успешного овладения профессией. В настоящее время наличие триады умений читать-писать-считать для успешной жизни оказывается недостаточным.

В «Новом словаре методических терминов и понятий» предлагается следующее определение этого понятия: «Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [1,с. 342].

Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности это: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые авторы именуют общеучебными умениями или ключевыми компетенциями [16, с. 62].

По мнению известного отечественного ученого, психолога и лингвиста, А. А. Леонтьева(1936—2004)«…функционально грамотный человек — это человек, который способен использоватьвсе постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [20, с. 35].

Итак, функциональная грамотность обучающихся складывается из ключевых образовательных компетенций, среди которых: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационная; коммуникативная; социально-трудовая; компетенция личностного самосовершенствования.

Учеными выделяются следующие компоненты (составляющие) функциональной грамотности: интегративные –читательская; коммуникативная; социальная; информационная и т.д.; предметные – языковая; литературная; математическая; естественно-научная; общекультурная; здоровьесберегающая; технологическая; художественная и т.д.

В наибольшей степени среди отечественных исследований по развитию функциональной грамотности выделяются исследования, посвященные как её интегративным составляющим – читательская, коммуникативная, социальная, информационная, так и предметным составляющим – языковая, литературная, математическая, естественно-научная.

Предметная компетентность способность решать проблемы, возникающие в окружающей среде, средствами конкретного учебного предмета, а именно:

Ø распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами данного предмета;

Ø формулировать эти проблемы на языке данного предмета;

Ø решать эти проблемы, используя предметные знания и методы;

Ø анализировать использованные методы решения;

Ø интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

Ø формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Каковы же условия формирования функциональной грамотности младших школьников? По мнению методиста Винокуровой И.А., к этим условиям можно отнести:

• применение получаемого опыта на уроках в различных стандартных, а также нестандартных ситуациях;

• поисковая деятельность;

• преемственность, взаимосвязь разных уровней образования;

• межпредметные связи и параллели;

• развитие рефлексии;

• развитие мышления, а на его основе – речи;

• развитие гибких или мягких навыков (soft-skills)[1] и коммуникативных умений[8].

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

Данная программа осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование в рамках данной программы проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 г.

Так, в цикле исследований PISA-2015 г. среди 72 участников Российская Федерация заняла 32 место по естественнонаучной грамотности, 23 место по математической грамотности, 26 место по читательской грамотности. По мнению ряда отечественных исследователей именно тот факт, что налицо разрыв между новой системой требований и реальными результатами. И это обстоятельство приводит к необходимости поиска новых форм и методов в системе обучения [10, с. 3].

Обратимся к наиболее важной проблеме – проблеме формирования читательской грамотности российских школьников. Особый интерес к этой проблеме вызван явным противоречием между успехами современных детей на международном уровне и имеющимися проблемами в нашей стране, как то: «низкая потребность в самостоятельном чтении; зависимость данной потребности от уровня культуры семьи; ограниченность круга чтения детей и подростков; замена чтения работой на компьютере, общением в Интернете» [7], а также использование гаджетов (смартфоны, мобильные телефоны с дополнительными функциями, iPod – mp3-плейер, планшеты, электронные книги, часы и т.п.)[2].

Хотелось бы привлечь внимание читателей к одному из изданий последних лет – книге для учителя, созданной под редакцией Н.Ф. Виноградовой, известного российского ученого – «Функциональная грамотность младшего школьника» (М., 2018) [54].В книге рассматривается проблема формирования у младших школьников функциональной грамотности. Раскрывается методика развития предметных компонентовфункциональной грамотности (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная), вклад каждого предмета учебного плана начальной школы в становление интегративных компонентовфункциональной грамотности (читательской, коммуникативной, информационной, социальной). Приводятся конкретные методы и формы организации обучения, способствующие успешному развитию функциональнойграмотности.

Нечаева Н.В., автор издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» отмечает, что функциональная грамотность (ФГ) – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. К компонентам языковой функциональной грамотности автор относит: языковые знания (лексика, фонетика, морфемика, грамматика, синтаксис, орфография); коммуникативные умения, способность применять эти умения для решения конкретных коммуникативных задач в меняющихся ситуациях общения. Среди необходимых умений выделяет: уметь общаться в новой ситуации учения; уметь читать; уметь работать с текстом, с заданиями (смысловое чтение); осваивать языковые знания в ходе самостоятельной деятельности, уметь их использовать в новой ситуации, приобретать опыт решения проблемных заданий. Особо автор привлекает внимание учителей начальных классов к так называемым «четырём К»: креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация [31].

В дискуссии, которая состоялась в редакции «Учительской газеты» в апреле 2019 г., ведущие авторы пособий по функциональной грамотности младших школьников подчеркнули: «На саморазвитие ребенка влияют четыре ключевых умения… Суть развития человека, как говорят психологи, это появление новообразования — то есть то, что отличает ребенка, который только начал обучаться, от того, который закончил обучение. И вот тут очень ярко проявляются эти четыре свойства: «я применяю», «я добываю», «я проверяю» и «я оцениваю» (то есть умею применять и добывать, умею проверять и оценивать). Все это дает готовность к самообразованию» [51].

Обобщением выше сказанного может служить предлагаемая ниже схема:

 

Модели Европейской классификацией навыков, компетенций и профессий (ESCO), Партнерство за навыки XXI века, enGauge, Brookings и Pearson. Организация экономического сотрудничества и развития, 2013. http://www.oecd.org/site/piaac/surveyofadultskills.htm

 

Авторы и ведущие вебинаров издательства «Просвещение» предлагают для обсуждения разнообразные вопросы, связанные с развитием функциональной грамотности, в том числе и читательской грамотности. Назовём лишь некоторые из них:

«Функциональная грамотность. Учим составлять план художественного, познавательного, учебного текстов» (Колосова М. В., ведущий методист центра начального обучения издательства «Просвещение»):

[https://www.youtube.com/watch?v=1Rlq8xRJZR0&feature=youtu.be].

«Читательская грамотность. Элитарная привилегия посвященных или полезная привычка современного человека»:

[https://www.youtube.com/watch?v=p-QBs98_YkU&feature=youtu.be].

«Смысловое чтение в школе и дома». (Крюкова Г.В., ведущий методист издательства «Просвещение»):

[https://www.youtube.com/watch?v=yAqYdCCquT8&feature=youtu.be].

«Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства в начальной школе» (Максимова Н.В., член Союза художников России, методист по изобразительному искусству Центра художественно-эстетического и физического образования издательства «Просвещение»):

[https://www.youtube.com/watch?v=h4n1aUXWKXs&feature=youtu.be].

Особо следует отметить выпуск сборников задач и заданий по разным видам функциональнойграмотностикак для начального, так и для основного уровней образования издательством «Просвещение».

                                                                                                                 

***

Цель данной статьи – показать возможности предмета «Музыка» в общеобразовательной школе в процессе формирования функциональной грамотности как реалии сегодняшнего времени. В этой связи целесообразно напомнить о том, что «…изучение человека школьниками может быть плодотворным при условии, что оно опирается на широкий базис духовной культуры, образуемый не только достижениями конкретных наук, но и философии, искусства, религии, мифологии, фольклора. Способен ли человек ответить на волнующие его вопросы, прибегая только к своему личному опыту? Конечно, нет – ведь эти вопросы невероятно сложны, ответы на них не лежат на поверхности, а опыт человека очень ограничен. Удовлетворить потребность в самопознании можно, лишь используя накопленный веками опыт, который называется «духовной культурой». Из нее любой желающий может черпать «духовную пищу», или, как еще говорят, материал для постройки внутреннего духовного мира[27].

И здесь уместным будет вспомнить строки русского поэта XIX в. А.А. Фета (1820 – 1892), написанные им в 1884 г.:

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой – душаи мысль моя.

 

Священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт П.А. Флоренский (1982 – 1937) подчеркивал мысль о том, что «именно культура есть среда, растящая и питающая личность» [53].

Рассматривая проблему формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», считаем целесообразным описывать особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся:

ü восприятие музыки и размышления о ней;

ü певческая деятельность (хоровая, сольная, ансамблевая);

ü активное музицирование (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, разного рода импровизации – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные);

ü освоение музыкального языка в процессе изученияэлементов музыкальной грамоты;

ü работа с «текстами» учебников и рабочих /творческих тетрадей (информационными, художественными, нотными, графическими), включая электронную форму учебников (ЭФУ);

ü при поиске информации в Интернете, словарях, справочниках на порталах «Культура.РФ», «Культура школьников. РФ»,«Московская электронная школа» (МЭШ), «Российская электронная школа» (РЭШ), «Фольклор.ру» и др.;

ü в процессе развитияассоциативно-образного мышления школьников;

ü в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;

ü при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования;при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки;

ü в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;

ü при музыкальномсамообразовании школьников.

При описании подходов к развитию функциональной грамотности мы будем ориентироваться на содержание учебно-методических комплектов «Музыка» издательства «Просвещение» для начальной школы двух серий – «Школа России» (авторы Е.Д, Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)[18] и «Перспектива» (авторы – Г.П. Сергеева, Н.В. Суслова) [46], а также учебно-методических комплектов «Музыка» для основной школы для 5 – 8 классов (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская) [45], изданных в 2019 – 2020 гг.

В последние годы появились исследования, в которых особое значение придается определению школьного учебника как ведущего средства обучения, как компонента образовательного пространства личности. Так в диссертационном исследовании О. Н. Журавлевой, автора известных учебников по истории, в котором обоснованно утверждается мысль о том, что именно учебник способен превратить образование личностных смыслов в целенаправленный педагогический процесс. В данном исследовании «учебник рассматривается как системообразующий элемент гуманитарного образовательного пространства, проектирующий условия и возможности взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе осмысления бытия, освоения социальной среды развития». При этом характеристиками такого образовательного пространства автор считает «интегративность, гуманистичность, диалогичность, вариативность» [13].

«Современный учебник должен дать ученику, – пишет автор исследования, – реальную возможность осваивать знания и умения, позволяющими найти своё место в обществе как субъекту культуры, обладающему способностями выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром на основе личностно принятых ценностей. На страницах учебника должны встретиться два субъективных мира, два сознания – «автор» и «реципиент», когда для ученика создаются условия для проявления его творческой сущности в познании – для «со творчества», «со переживания», «со деятельности» – и читатель, по сути, становится «со автором» [14, с. 261 – 268].

Первым глубоким и научно обоснованным в области разработки концепции учебников по предмету «Музыка» можно считать исследование Л. В. Горюновой (1943 – 1995). По мнению ученого, образ теории учебника нового типа возник под влиянием идей музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, а собственно создание учебника по музыке представляло один из этапов в развитии теории и практики музыкального воспитания школьников, направленного на формирование художественно-образного мышления, творческого начала у детей, повышение педагогиче­ского мастерства учителей.

Л. В. Горюнова выдвинула гипотезу о том, что «пространство» учебника призвано выпол­нять несколько взаимосвязанных функций:

– стимулировать развитие ассоциативности, вариативности и других качеств художественно-образного мышления детей;

– вопросы и задания учебника должны носить проблемный характер, быть направлены не на получение точного ответа, а на раздумья, размышления;

– воспитывать у детей сопереживание, «родственное» внимание к веч­ным ценностям – природе, человеку, «родственное» внимание к миру;

– способствовать основной функции эстетического воспитания де­тей – открытию жизни, открытию себя в этом мире… «учебники должны стать «задушевными друзьями, собеседниками детей»;

– целесообразно формировать понятия через накопление детьми многообразных ассоциаций, образных характеристик того или иного предме­та, средства выразительности и т.д. «Момент кристаллизации этих образ­ных характеристик (то есть когда это произойдет) в теоретическое понятие и его вербальное определение будут связаны с индивидуальными особен­ностями ребенка и степенью его профессионализации в области художе­ственной культуры»;

– заполнение «пространства» термина в сознании ребенка должно про­исходить по линии разнообразия, с одной стороны, и по линии всеобщности, с другой, то есть его соотнесенности с реальными видами искус­ства, явлениями жизни, характером человека. На любом пространстве учебника ребенок имеет художественную «почву» для прочувствования и проникновения в понятия, явления (ритм, тембр, динамика, интонация и т.д.).;

– ведущим в пространстве учебника «Музыка» должно стать его художественное целое [11, с. 20 – 24].

Теоретические подходы, разработанные другим известным исследователем проблем музыкального образования – Л. В. Школяр, во многом определили совершенствование содержания, методик и практик освоения учебно-методических комплектов в последующие годы.

Опираясь на идею отечественного психолога В. В. Давыдова (1930 – 1998) о том, что понятие деятельности носит полифункциональный характер и имеет философскую, социологическую, культурологическую (выделено мною – Г.С.), психологическую, физиологическую основы, Л. В. Школяр, при выявлении особенностей воздействия музыки на личность обучаемых, подчеркивает тот факт, что: «музыкальное искусство становится для ребенка жизнетворчеством, продолжением его жизненных смыслов и осуществляется как развитие фундаментальных человеческих способностей в гармонии – вижу, слышу, чувствую, думаю, действую (искусство слышать, искусство видеть, искусство чувствовать, искусство думать)... Творческая деятельность выступает всеобщим содержательным основанием преемственности всех ступеней вхождения в музыкальное искусство, а также стержнем всех форм и методов его изучения» [56, с. 23].

В концепции Г.П. Сергеевой сформулированы актуальность и ее методо­логические основания, дан краткий анализ учебников, изданных в 90-е гг. XX в., определены компоненты УМК (содержание, закономерности музыкального искусства, положенные в их основу, критерии отбора музыкального и художественного материалов), выделена идея усиления роли русского музыкального искусства в контексте общего музыкального об­разования школьников.

Кроме того, в концепции описаны принципы структурирования музыкального материала, виды музыкально-практической образовательной деятельности (включая проектную иисследовательскую), выстроен понятийный аппарат УМК, названы функции учебников и тетрадей, определены направления развития ассоциативно-образного мышления учащихся, разъясняется содержание и структура пособий для учителя (хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, поурочные разработки), а также рассматриваются технологии и методики музыкального обучения, назы­ваются перспективные направления разработки методических материалов, расширяющих представления школьников о музыке…УМК «Музыка» для образовательных организаций рассматривается автором концепции как целостная открытая художественно-педагогическая система. Именно обоснование теоретических и практических положений, составляющих содержание и технологии учебников как новой художественной парадигмы, даст возможность, как их авторам-разработчикам, так и учителям, которые используют учебники на уроках музыки, представить масштабность этого явления, увидеть и реализовать на практике пути формирования музыкальной культуры школьников средствами учебной книги. 

Учебно-методические комплекты по предмету «Музыка» по мысли авторов концепций должны функционировать в школе нового поколения как средство воспитания ребенка – носителя культуры, который сможет активно участвовать в жизни общества, свободно выбирать вид художественной деятельности, заниматься музыкальным самообразованием, творчески относиться к труду, общаться друг с другом и со взрослыми в мире без границ [40, с. 81 – 107].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.053 с.)