Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опубликовано в электронном журналеСтр 1 из 12Следующая ⇒
Опубликовано в электронном журнале «Вестник Просвещения», 2021, № 6. С. 551 – 621 Ссылки при цитировании обязательны! РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ (на материале учебников и учебных пособий «Музыка» для Два мира властвуют от века, Два равноправных бытия: Один объемлет человека, Другой – душаи мысль моя.
Священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт П.А. Флоренский (1982 – 1937) подчеркивал мысль о том, что «именно культура есть среда, растящая и питающая личность» [53]. Рассматривая проблему формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», считаем целесообразным описывать особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся: ü восприятие музыки и размышления о ней; ü певческая деятельность (хоровая, сольная, ансамблевая); ü активное музицирование (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, разного рода импровизации – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные); ü освоение музыкального языка в процессе изученияэлементов музыкальной грамоты; ü работа с «текстами» учебников и рабочих /творческих тетрадей (информационными, художественными, нотными, графическими), включая электронную форму учебников (ЭФУ); ü при поиске информации в Интернете, словарях, справочниках на порталах «Культура.РФ», «Культура школьников. РФ»,«Московская электронная школа» (МЭШ), «Российская электронная школа» (РЭШ), «Фольклор.ру» и др.; ü в процессе развитияассоциативно-образного мышления школьников; ü в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся; ü при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования;при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки; ü в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки; ü при музыкальномсамообразовании школьников. При описании подходов к развитию функциональной грамотности мы будем ориентироваться на содержание учебно-методических комплектов «Музыка» издательства «Просвещение» для начальной школы двух серий – «Школа России» (авторы Е.Д, Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)[18] и «Перспектива» (авторы – Г.П. Сергеева, Н.В. Суслова) [46], а также учебно-методических комплектов «Музыка» для основной школы для 5 – 8 классов (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская) [45], изданных в 2019 – 2020 гг.
В последние годы появились исследования, в которых особое значение придается определению школьного учебника как ведущего средства обучения, как компонента образовательного пространства личности. Так в диссертационном исследовании О. Н. Журавлевой, автора известных учебников по истории, в котором обоснованно утверждается мысль о том, что именно учебник способен превратить образование личностных смыслов в целенаправленный педагогический процесс. В данном исследовании «учебник рассматривается как системообразующий элемент гуманитарного образовательного пространства, проектирующий условия и возможности взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе осмысления бытия, освоения социальной среды развития». При этом характеристиками такого образовательного пространства автор считает «интегративность, гуманистичность, диалогичность, вариативность» [13]. «Современный учебник должен дать ученику, – пишет автор исследования, – реальную возможность осваивать знания и умения, позволяющими найти своё место в обществе как субъекту культуры, обладающему способностями выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром на основе личностно принятых ценностей. На страницах учебника должны встретиться два субъективных мира, два сознания – «автор» и «реципиент», когда для ученика создаются условия для проявления его творческой сущности в познании – для «со творчества», «со переживания», «со деятельности» – и читатель, по сути, становится «со автором» [14, с. 261 – 268]. Первым глубоким и научно обоснованным в области разработки концепции учебников по предмету «Музыка» можно считать исследование Л. В. Горюновой (1943 – 1995). По мнению ученого, образ теории учебника нового типа возник под влиянием идей музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, а собственно создание учебника по музыке представляло один из этапов в развитии теории и практики музыкального воспитания школьников, направленного на формирование художественно-образного мышления, творческого начала у детей, повышение педагогического мастерства учителей.
Л. В. Горюнова выдвинула гипотезу о том, что «пространство» учебника призвано выполнять несколько взаимосвязанных функций: – стимулировать развитие ассоциативности, вариативности и других качеств художественно-образного мышления детей; – вопросы и задания учебника должны носить проблемный характер, быть направлены не на получение точного ответа, а на раздумья, размышления; – воспитывать у детей сопереживание, «родственное» внимание к вечным ценностям – природе, человеку, «родственное» внимание к миру; – способствовать основной функции эстетического воспитания детей – открытию жизни, открытию себя в этом мире… «учебники должны стать «задушевными друзьями, собеседниками детей»; – целесообразно формировать понятия через накопление детьми многообразных ассоциаций, образных характеристик того или иного предмета, средства выразительности и т.д. «Момент кристаллизации этих образных характеристик (то есть когда это произойдет) в теоретическое понятие и его вербальное определение будут связаны с индивидуальными особенностями ребенка и степенью его профессионализации в области художественной культуры»; – заполнение «пространства» термина в сознании ребенка должно происходить по линии разнообразия, с одной стороны, и по линии всеобщности, с другой, то есть его соотнесенности с реальными видами искусства, явлениями жизни, характером человека. На любом пространстве учебника ребенок имеет художественную «почву» для прочувствования и проникновения в понятия, явления (ритм, тембр, динамика, интонация и т.д.).; – ведущим в пространстве учебника «Музыка» должно стать его художественное целое [11, с. 20 – 24]. Теоретические подходы, разработанные другим известным исследователем проблем музыкального образования – Л. В. Школяр, во многом определили совершенствование содержания, методик и практик освоения учебно-методических комплектов в последующие годы. Опираясь на идею отечественного психолога В. В. Давыдова (1930 – 1998) о том, что понятие деятельности носит полифункциональный характер и имеет философскую, социологическую, культурологическую (выделено мною – Г.С.), психологическую, физиологическую основы, Л. В. Школяр, при выявлении особенностей воздействия музыки на личность обучаемых, подчеркивает тот факт, что: «музыкальное искусство становится для ребенка жизнетворчеством, продолжением его жизненных смыслов и осуществляется как развитие фундаментальных человеческих способностей в гармонии – вижу, слышу, чувствую, думаю, действую (искусство слышать, искусство видеть, искусство чувствовать, искусство думать)... Творческая деятельность выступает всеобщим содержательным основанием преемственности всех ступеней вхождения в музыкальное искусство, а также стержнем всех форм и методов его изучения» [56, с. 23]. В концепции Г.П. Сергеевой сформулированы актуальность и ее методологические основания, дан краткий анализ учебников, изданных в 90-е гг. XX в., определены компоненты УМК (содержание, закономерности музыкального искусства, положенные в их основу, критерии отбора музыкального и художественного материалов), выделена идея усиления роли русского музыкального искусства в контексте общего музыкального образования школьников.
Кроме того, в концепции описаны принципы структурирования музыкального материала, виды музыкально-практической образовательной деятельности (включая проектную иисследовательскую), выстроен понятийный аппарат УМК, названы функции учебников и тетрадей, определены направления развития ассоциативно-образного мышления учащихся, разъясняется содержание и структура пособий для учителя (хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, поурочные разработки), а также рассматриваются технологии и методики музыкального обучения, называются перспективные направления разработки методических материалов, расширяющих представления школьников о музыке…УМК «Музыка» для образовательных организаций рассматривается автором концепции как целостная открытая художественно-педагогическая система. Именно обоснование теоретических и практических положений, составляющих содержание и технологии учебников как новой художественной парадигмы, даст возможность, как их авторам-разработчикам, так и учителям, которые используют учебники на уроках музыки, представить масштабность этого явления, увидеть и реализовать на практике пути формирования музыкальной культуры школьников средствами учебной книги. Учебно-методические комплекты по предмету «Музыка» по мысли авторов концепций должны функционировать в школе нового поколения как средство воспитания ребенка – носителя культуры, который сможет активно участвовать в жизни общества, свободно выбирать вид художественной деятельности, заниматься музыкальным самообразованием, творчески относиться к труду, общаться друг с другом и со взрослыми в мире без границ [40, с. 81 – 107]. Музыкальной грамоты В учебниках и рабочих/творческих тетрадях по предмету «Музыка» представлена нотная запись мелодий, отдельных интонаций, попевок, главных тем из образцов народного фольклора, а также классических музыкальных произведений инструментальной и вокальной музыки, которая помогает школьникам осваивать элементы музыкального языка, средства выразительности с ориентацией на нотную графикув пении, ритмических импровизациях, при игре на музыкальных инструментах.
Нотная графика в учебниках и тетрадях по предмету «Музыка» имеет несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения конкретного музыкального сочинения, является ориентиром для освоения его жанрово-стилевых особенностей, непосредственно знакомит учащихся с нотной грамотой, знаками нотного письма, терминами и понятиями музыкального искусства (см. развороты «Музыкальная грамота» в учебниках для начальной школы). Разнообразные творческие задания по освоению нотной грамоты как средства фиксации музыкальной речи, разного рода импровизации – речевые, пластические, инструментальные, вокальные, изобразительные – направлены на развитие функциональной грамотности учащихся, которая будет находить своё выражение в становлении их диалогического мышления, способности сопереживать персонажам музыкальных сочинений, видеть в их образах отражение окружающей жизни. На развороте учебника «Музыка» для 1 класса (серия «Школа России»)на с. 22 – 23 дети могут увидеть,как записывали музыкальные мысли в древности, а также им объясняется значение нотного стана (нотоносца), скрипичного ключа, звукоряда, клавиатуры фортепиано, а также предлагается выполнение заданий из Рабочей тетради. Нотная графика помогает первоклассникам увидеть звуковысотную линию мелодии, ритмическую в песне «Почему медведь зимой спит» (музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова) на с. 40 – 41 учебника «Музыка» для 1 класса (серия Школа России»):
ННа развороте учебника «Музыкальные инструменты» для 1 класса (серия «Школа России») на с. 82 – 83 учащиеся осваивают термины: фортепиано, динамические оттенки (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Обобщенное представления о терминах и понятиях учащиеся получают в процессе работы с заключительными разворотами учебников и рабочих тетрадей по предмету «Музыка» (серия «Школа России»). Так выглядит этот разворот в учебнике для 1 класса «Твой музыкальный словарик» (серия «Школа России»):
Иной подход к изучению музыкальной грамоты предложен авторами учебных пособий «Музыка» для 1 – 4 классов (серия «Перспектива») Г. П. Сергеевой и Н.В. Сусловой (М.: Просвещение, 2020). Внимание учащихся привлекается к верхнему колонтитулу учебного пособия, где появляются сначала знаки донотного письма, а затем и ноты на нотных строчках с постепенным усложнением записи. В качестве примеров используются небольшие народные песенки-попевки на одном, двух, трёх звуках, которые записываются на одной, затем двух, далее трёх и т.д. строчках нотного стана. При этом осваиваются разнообразные ритмические рисунки мелодий. Эти песенки, музыкальные темы школьникам предлагается петь, играть на свирелях и блокфлейтах, металлофонах, а также простейших ударных музыкальных инструментах. Рассмотрим несколько разворотов учебного пособия «Музыка» для 1 класса в серии «Перспектива»: с. 16 – 17, раздел «Музыка, музыка каждому нужна!»; с. 28 – 29, раздел «Русская музыка»; с. 60 – 61, раздел «Музыка народов России»; с. 84 – 85, раздел «Музыкальные путешествия»), чтобы понять принцип усложнения нотной записи, которая предлагается в них:
Так на с. 16 – 17 в разделе «Музыка, музыка каждому нужна!» происходит обобщение представлений первоклассников об исполнителях (солист, ансамбль, хор, оркестр), учащихся знакомят с нотной записью русских песенок-прибауток, их различных ритмических рисунков, которые они могут спеть, исполнить с помощью хлопков, щелчков, простейших инструментов – свирель, ложки, бубен и др.
В разделе «Русская музыка» (с. 28 – 29) при знакомстве с различными жанрами русских народных песен (колыбельная, игровая, лирическая, трудовая, солдатская) осваивается их запись на двух строчках нотного стана (как равномерная ритмическая пульсация, так и более сложный ритмический рисунок). В Вразделе «Музыка народов России» (с. 60 – 61) на примере записи башкирской народной песни осваивается более развитая мелодическая линия, а также различные длительности нот, лиги в распевах, знаки динамики, понятия «запев» и «припев».
В разделе «Музыкальные путешествия» (с. 84 – 85) обобщаются представления учащихся о музыкальном языке на примере нотной записи народных песен и танцев разных народов, в которых они смогут увидеть обозначения темпа и характера звучания, разнообразия мелодических линий и ритмов (сравнить их с народными орнаментами), а также исполнить их с помощью движений или спеть.
В учебниках «Музыка» для основной школы (5 – 8 классы) освоение нотной записине подразумевает развития умений и навыков сольфеджирования у школьников, а направлена на исполнение (вокализацию) музыкальных примеров с ориентацией на нотную запись, что дает возможность увидеть и воспроизвести линии движения мелодий (народных образцов, тем классических произведений и сочинений религиозной традиции, современной музыки), её интонационные особенности, ритмическую организацию, темп, динамику, агогику и т.п. Так, в учебнике «Музыка» для 7 класса на развороте «Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена учащиеся смогут увидеть запись главной темы вступления I части, которая поможет увидеть и услышать при восприятии этого сочинения характер звучания, особенности ритма, аккордовой фактуры, контрастной динамики, интонационные особенности, сравнить её с двумя другими темами: главной и побочной темамиI части, с темой IV части (финала). При восприятии Сонаты № 8 («Патетической») нотная запись основных тем поможет их запоминанию, интонационно-образному анализу.
При изучении «Симфонии № 7» («Ленинградской») Д. Шостаковича восьмиклассникам (с. 100 – 101) предлагается нотная запись основных тем симфонии, которые они не только смогут различать при прослушивании фрагментов этого сочинения, но и интонировать их с ориентацией на ноты, выделяя особенности музыкального языка, а также увидеть рукопись композитора, которая предложена в качестве подложки (см. ниже). Таким образом, в процессе изучения элементов музыкальной грамоты на уроках музыки закрепляются умения и навыки функциональной грамотности учащихся: Ø изучение знаков нотного письма, а также основных терминов и понятий музыкальной грамоты; Ø соотнесение зрительного восприятия нотных примеров со слуховыми представлениями; Ø использование ориентации на нотную запись в процессе вокализации основных мелодий песен, инструментальных сочинений, произведений вокально-хоровых жанров, а также при музицировании с использованием движений, простейших музыкальных инструментов для их лучшего запоминания и узнавания в процессе повторных прослушиваний;
активизация процессов интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений и их фрагментов, понимания особенностей развития, драматургии музыкальных образов, формообразования; Ø использование знаний и умений из области музыкальной грамоты в процессе выполнения игровых заданий, творческих и исследовательских проектов. Напомним читателям важное, на наш взгляд, высказывание Д. Б. Кабалевского, которое раскрывает широкий взгляд композитора на вопросы, связанные с изучением музыкальной грамоты: «Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характернадля данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы <…>. Что же касается элементов теории музыки, то включать их в школьные уроки (особенно в начальной школе) надо в высшей степени осторожно и лишь после того, как в ребятах вызваны интерес и любовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен некоторый слуховой опыт» [35, с. 12 – 13].
Использованные источники 1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342. 2. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема: монография. – М.: СГУ, 2012. – 479 с. – С. 171 3. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе /Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Ред. и вступ. Статья Е. М. Орловой. – Л.: Музыка, 1973. – 146 с. 4. Басова Е.А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.01. Санкт-Петербург, 2012. 22 с. 5. Бахарева Н.В. Развитие профессиональной компетентности учителя по развитию функциональной грамотности учащихся основной школы: автореф. дис…канд. пед. наук. 13.00.08. Москва, 2009. 25 с. 6. Бахтин М.М. К философии поступка (философия и социология науки и техники) /под ред. И.Т. Фролова. –М: Мысль, 1986. 79 с. – С. 6 7. Виноградова Н.Ф, Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников. Электронный ресурс: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/87a/87afe9d378d6534f18e5f4e6aa222f3d.pdf 8. Винокурова И.А. Электронный ресурс: https://new.kipk.ru/images/docs/materials/4_Винокурова_Ирина_Анатольевна.pdf 9. Выготский Л. С. Психология искусства; под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Лабиринт-Пресс, 2010. – 352 с. 10. Гавриленко Е.В. Опережающее языковое образование как фактор повышения функциональной грамотности младшего школьника: автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.02. Челябинск, 2012. 26 с. 11. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета... Теоретические основы учебника «Музыка»: пособие для учителя. – М.: Прометей,1989. – 144 с. 12. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования/Начальная школа плюс до и после,2009, № 12. – С. 65 – 68 13. Журавлёва О. Н. Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. – СПб, 2013. – 48 с. 14. Журавлёва О. Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности /Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 261 – 268. 15. Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 //Учительская газета, № 47, 21.11.2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357 16. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: НВП «ИНЭК», 2014. – 327 с. 17. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования.– Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с. 18. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 – 4 классы: учебники для общеобразоват. организаций (серия «Школа России»). – М.: Просвещение, 2020. 19. Лебедева Е.П. Технологическая компетентность учителя в формировании функциональной грамотности младших школьников: автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.08. Кемерово, 2012. 24 с. 20. Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. 21. Лихачев Д. С.Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов.писатель, 1989. – 608 с. 22. Логинова О.Б. Функциональная грамотность вызовы и эффективные практики.Электронный ресурс:https://www.youtube.com/watch?v=IZbnUaZ0Raw 23. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995, № 2. – С. 64 – 65. 24. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст]/ В. В. Медушевский. – М.: Музыка, 1976. – 254 с. – С. 121. 25. Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности младшего школьника в образовательных организациях Курской области в 2019-2020 учебном году/cост. Ю.О. Байбакова, Т.А. Брежнева и др. Курск: ОГБУ ДПО КИРО, 2019. 66 с. 26. Мещерякова И.А. Функциональная грамотность. Электронный ресурс. URL:https://www.b17.ru/dic/funktsionalnaya_gramotnost 27. МещеряковБ.Г., МещеряковаИ.А. Введение в человекознание: учебник для вузов.М.: РГГУ, 2018, 320 с. Электронный ресурс, URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/ped_mesh_vved_chelov/~ped_mesh_vved_chelov.htm 28. Морозова С. Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б. Л. Яворского и его учеников/ Из истории музыкального воспитания: хрестоматия/сост. О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с. 29. Московская электронная школа: Электронный ресурс:https://mes.mosedu.ru/Дата обращения 22.02.21] 30. Назарова Н.А. Развитие функциональной грамотности студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса: автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.08. Омск, 2007. 25 с. 31. Нечаева Н.В. Формирование орфографической грамотности средствами учебников по русскому языку в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Вебинар от 08.04.20.Электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=M5wE8S7tZKU 32. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как условие развития гармоничной личности в современных условиях/Педагогический мир Казахстана. Республиканский научно-методический журнал. Часть 2. Февр. 2020. С. 16 – 18 33. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – 368 с. 34. Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (№ 590), Министерство просвещение Российской Федерации (№ 219). Приказ от 6 мая 2019 г. UPL:http://docs.cntd.ru/document/554691568. 35. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 – 8 классы. Под руководством Д. Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с. 36. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. Самара: СИПКРО, 2019. 68 с. 37. Ребенок в мире культуры/под общ.ред. Р.М. Чумичевой [Текст]. – Ставрополь: Ставрополь-сервис-школа,1998. – 580 с. – С.26 38. Российская электронная школа (РЭШ).Электронный ресурс: http://resh.edu.ru 39. Рудзик М. Ф. Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников: учеб.-метод. пособие. – Курск: КГУ, 2009. – 144 с. – С. 90–95 40. Сергеева Г. П. Концепция учебно-методических комплектов «Музыка» для общеобразовательных учреждений /Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1–7 классы. Искусство. 8–9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – С. 81 – 107. 41. Сергеева Г.П. Научные взгляды на развитие ассоциативно-образного мышления школьников в процессе освоения содержания учебников и учебных пособий «Музыка» для 1 – 8 классов издательства «Просвещение»/Электронное издание «Вестник Просвещения», 2019, № 7. С. 205 – 277. 42. Сергеева Г. П. Особенности завершающего этапамузыкального образования школьников: восьмой класс/ Электронное издание «Вестник Просвещения», 2019, № 3, С.459 – 503 43. Сергеева Г.П. Развитие речевого общения школьников в процессе работы с учебно-методическими комплектами «Музыка»/Сборник Международной научно-практической конференции «Творческое чтение в современном художественном образовании» (27 февраля – 1 марта 2018 года) ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО». – М., 2018. – 261 с. – С. 192 – 199. 44. Сергеева Г.П. Учебники на уроке музыки: теория и практика: монография. М: Триумф, 2016. – 268 с. 45. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 – 8 классы: учебники для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020. 46. Сергеева Г.П., Суслова Н.В. Музыка. 1 – 4 классы: учебные пособия для общеобразоват. организаций (серия «Перспектива»). – М.: Просвещение, 2020. 47. Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с. 48. Суслова Н. В. Интернет в работе учителя музыки (на примере УМК «Музыка» издательства «Просвещение»): материалы вебинара. Электронный ресурс. URL:https://my.webinar.ru/record/476771/ 49. Суслова Н.В. Возможности и риски дистанционного формата музыкального обучения школьников/Музыкальное искусство и образование. 2020. № 4. С.116 – 135. 50. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. В 3-х кн. (+ CD). Кн. 1 – 128 с.; кн. 2 – 128 с.; кн. 3 – 128 с. / Г. Р. Тараева. – М.: Классика XXI, 2007 51. «Учительская газета». Дискуссия по проблемам функциональной грамотности.16 апреля 2019 г.URL: http://www.ug.ru/news/27646 52. Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования. URL: pisa.prosv.ru. 53. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. 448 с. 54. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.: ил. (Российский учебник:Успешный педагог XXI века). 55. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с. 56. Школяр Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): дис.... д-ра пед. наук. – М. МГОПУ, 1999. – 348 с. – С. 23. 57. Яндекс.Учебник. Уроки музыки. Электронный ресурс:https://education.yandex.ru/music/Дата обращения 28.02.21
[1] Гибкие навыки или мягкие навыки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании (рассматриваемых в этом дискурсе как «жёстких», от англ. hard skills), не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (скорость адаптации, коммуникация, в частности, слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект)и менеджерскими способностями(управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление). Единой классификации гибких навыков на данный момент не существует, так же, как и не определено точное количество качеств и умений, подходящее под определение гибких навыков. Так перечисленные выше навыки дополняются особенностями мышления (скорость, креативность, гибкость и системность). Цитируется по: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гибкие_навыки
[2] Гаджет – (от английского gadget – приспособление) – это техническое устройство, которому присуща повышенная функциональность. Сегодня к гаджетам можно отнести любой цифровой прибор, отличающийся небольшими размерами, который надевается на руку или подключается к персональным компьютерам, смартфонам. В области программного обеспечения гаджет является небольшим приложением, предоставляющим дополнительную информацию, к примеру, прогноз погоды или курс валют. Среди отличительных характеристик гаджетов: портативность – типичные гаджеты не превышают в весе 300 грамм, за счёт своих небольших размеров они легко помещаются в карманах одежды); функциональность – в гаджете есть не только привычные функции, вроде индикации времени для часов, также он оснащён и произвольным набором дополнительных функций (часы могут быть с радиоприёмником, микрокомпьютером, плеером и. т.п.); ограниченные возможности – у большинства гаджетов нельзя расширить функционал, присоединяя дополнительные модули. Аккумуляторы гаджетов часто недостаточно ёмкие (среднее время автономной работы 8 – 12часов).
[3] Интериоризация – это формирование устойчивых внутренних психических структур через внешнюю социальную деятельность. При интериоризации происходят процессы: развитие мышления; созревание и становление функций психики в целом; формирование жизненного опыта; социализация человека. [4] Самодетерминация – процесс превращения личности из объекта и средства деятельности с субъект деятельности. При этом человек сам ставит свои цели, сам выбирает пути и средства её достижения. При этом он поступает сам, от себя и для себя, когда сознание его независимо от внешнего мира и неотделимо от самосознания /Источник: Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога/Сост. В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.
[5]Валидность теста (от англ. valid – пригодный) – критерий качества теста, используемый при выяснении степени достоверности измерения того свойства, качества, явления, которое хотят измерить с помощью данного теста. [6] Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза, оценки понятийного и словарного багажа учащихся [Использована информация из Википедии – свободной энциклопедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн] Опубликовано в электронном журнале «Вестник Просвещения», 2021, № 6. С. 551 – 621 Ссылки при цитировании обязательны!
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.092 с.) |