Опубликовано в электронном журнале 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опубликовано в электронном журнале



Опубликовано в электронном журнале

«Вестник Просвещения», 2021, № 6. С. 551 – 621

Ссылки при цитировании обязательны!

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

(на материале учебников и учебных пособий «Музыка» для

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой – душаи мысль моя.

 

Священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт П.А. Флоренский (1982 – 1937) подчеркивал мысль о том, что «именно культура есть среда, растящая и питающая личность» [53].

Рассматривая проблему формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», считаем целесообразным описывать особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся:

ü восприятие музыки и размышления о ней;

ü певческая деятельность (хоровая, сольная, ансамблевая);

ü активное музицирование (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, разного рода импровизации – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные);

ü освоение музыкального языка в процессе изученияэлементов музыкальной грамоты;

ü работа с «текстами» учебников и рабочих /творческих тетрадей (информационными, художественными, нотными, графическими), включая электронную форму учебников (ЭФУ);

ü при поиске информации в Интернете, словарях, справочниках на порталах «Культура.РФ», «Культура школьников. РФ»,«Московская электронная школа» (МЭШ), «Российская электронная школа» (РЭШ), «Фольклор.ру» и др.;

ü в процессе развитияассоциативно-образного мышления школьников;

ü в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;

ü при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования;при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки;

ü в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;

ü при музыкальномсамообразовании школьников.

При описании подходов к развитию функциональной грамотности мы будем ориентироваться на содержание учебно-методических комплектов «Музыка» издательства «Просвещение» для начальной школы двух серий – «Школа России» (авторы Е.Д, Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)[18] и «Перспектива» (авторы – Г.П. Сергеева, Н.В. Суслова) [46], а также учебно-методических комплектов «Музыка» для основной школы для 5 – 8 классов (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская) [45], изданных в 2019 – 2020 гг.

В последние годы появились исследования, в которых особое значение придается определению школьного учебника как ведущего средства обучения, как компонента образовательного пространства личности. Так в диссертационном исследовании О. Н. Журавлевой, автора известных учебников по истории, в котором обоснованно утверждается мысль о том, что именно учебник способен превратить образование личностных смыслов в целенаправленный педагогический процесс. В данном исследовании «учебник рассматривается как системообразующий элемент гуманитарного образовательного пространства, проектирующий условия и возможности взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе осмысления бытия, освоения социальной среды развития». При этом характеристиками такого образовательного пространства автор считает «интегративность, гуманистичность, диалогичность, вариативность» [13].

«Современный учебник должен дать ученику, – пишет автор исследования, – реальную возможность осваивать знания и умения, позволяющими найти своё место в обществе как субъекту культуры, обладающему способностями выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающим миром на основе личностно принятых ценностей. На страницах учебника должны встретиться два субъективных мира, два сознания – «автор» и «реципиент», когда для ученика создаются условия для проявления его творческой сущности в познании – для «со творчества», «со переживания», «со деятельности» – и читатель, по сути, становится «со автором» [14, с. 261 – 268].

Первым глубоким и научно обоснованным в области разработки концепции учебников по предмету «Музыка» можно считать исследование Л. В. Горюновой (1943 – 1995). По мнению ученого, образ теории учебника нового типа возник под влиянием идей музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, а собственно создание учебника по музыке представляло один из этапов в развитии теории и практики музыкального воспитания школьников, направленного на формирование художественно-образного мышления, творческого начала у детей, повышение педагогиче­ского мастерства учителей.

Л. В. Горюнова выдвинула гипотезу о том, что «пространство» учебника призвано выпол­нять несколько взаимосвязанных функций:

– стимулировать развитие ассоциативности, вариативности и других качеств художественно-образного мышления детей;

– вопросы и задания учебника должны носить проблемный характер, быть направлены не на получение точного ответа, а на раздумья, размышления;

– воспитывать у детей сопереживание, «родственное» внимание к веч­ным ценностям – природе, человеку, «родственное» внимание к миру;

– способствовать основной функции эстетического воспитания де­тей – открытию жизни, открытию себя в этом мире… «учебники должны стать «задушевными друзьями, собеседниками детей»;

– целесообразно формировать понятия через накопление детьми многообразных ассоциаций, образных характеристик того или иного предме­та, средства выразительности и т.д. «Момент кристаллизации этих образ­ных характеристик (то есть когда это произойдет) в теоретическое понятие и его вербальное определение будут связаны с индивидуальными особен­ностями ребенка и степенью его профессионализации в области художе­ственной культуры»;

– заполнение «пространства» термина в сознании ребенка должно про­исходить по линии разнообразия, с одной стороны, и по линии всеобщности, с другой, то есть его соотнесенности с реальными видами искус­ства, явлениями жизни, характером человека. На любом пространстве учебника ребенок имеет художественную «почву» для прочувствования и проникновения в понятия, явления (ритм, тембр, динамика, интонация и т.д.).;

– ведущим в пространстве учебника «Музыка» должно стать его художественное целое [11, с. 20 – 24].

Теоретические подходы, разработанные другим известным исследователем проблем музыкального образования – Л. В. Школяр, во многом определили совершенствование содержания, методик и практик освоения учебно-методических комплектов в последующие годы.

Опираясь на идею отечественного психолога В. В. Давыдова (1930 – 1998) о том, что понятие деятельности носит полифункциональный характер и имеет философскую, социологическую, культурологическую (выделено мною – Г.С.), психологическую, физиологическую основы, Л. В. Школяр, при выявлении особенностей воздействия музыки на личность обучаемых, подчеркивает тот факт, что: «музыкальное искусство становится для ребенка жизнетворчеством, продолжением его жизненных смыслов и осуществляется как развитие фундаментальных человеческих способностей в гармонии – вижу, слышу, чувствую, думаю, действую (искусство слышать, искусство видеть, искусство чувствовать, искусство думать)... Творческая деятельность выступает всеобщим содержательным основанием преемственности всех ступеней вхождения в музыкальное искусство, а также стержнем всех форм и методов его изучения» [56, с. 23].

В концепции Г.П. Сергеевой сформулированы актуальность и ее методо­логические основания, дан краткий анализ учебников, изданных в 90-е гг. XX в., определены компоненты УМК (содержание, закономерности музыкального искусства, положенные в их основу, критерии отбора музыкального и художественного материалов), выделена идея усиления роли русского музыкального искусства в контексте общего музыкального об­разования школьников.

Кроме того, в концепции описаны принципы структурирования музыкального материала, виды музыкально-практической образовательной деятельности (включая проектную иисследовательскую), выстроен понятийный аппарат УМК, названы функции учебников и тетрадей, определены направления развития ассоциативно-образного мышления учащихся, разъясняется содержание и структура пособий для учителя (хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, поурочные разработки), а также рассматриваются технологии и методики музыкального обучения, назы­ваются перспективные направления разработки методических материалов, расширяющих представления школьников о музыке…УМК «Музыка» для образовательных организаций рассматривается автором концепции как целостная открытая художественно-педагогическая система. Именно обоснование теоретических и практических положений, составляющих содержание и технологии учебников как новой художественной парадигмы, даст возможность, как их авторам-разработчикам, так и учителям, которые используют учебники на уроках музыки, представить масштабность этого явления, увидеть и реализовать на практике пути формирования музыкальной культуры школьников средствами учебной книги. 

Учебно-методические комплекты по предмету «Музыка» по мысли авторов концепций должны функционировать в школе нового поколения как средство воспитания ребенка – носителя культуры, который сможет активно участвовать в жизни общества, свободно выбирать вид художественной деятельности, заниматься музыкальным самообразованием, творчески относиться к труду, общаться друг с другом и со взрослыми в мире без границ [40, с. 81 – 107].

Музыкальной грамоты

В учебниках и рабочих/творческих тетрадях по предмету «Музыка» представлена нотная запись мелодий, отдельных интонаций, попевок, главных тем из образцов народного фольклора, а также классических музыкальных произведений инструментальной и вокальной музыки, которая помогает школьникам осваивать элементы музыкального языка, средства выразительности с ориентацией на нотную графикув пении, ритмических импровизациях, при игре на музыкальных инструментах.

Нотная графика в учебниках и тетрадях по предмету «Музыка» имеет несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения конкретного музыкального сочинения, является ориентиром для освоения его жанрово-стилевых особенностей, непосредственно знакомит учащихся с нотной грамотой, знаками нотного письма, терминами и понятиями музыкального искусства (см. развороты «Музыкальная грамота» в учебниках для начальной школы).

Разнообразные творческие задания по освоению нотной грамоты как средства фиксации музыкальной речи, разного рода импровизации – речевые, пластические, инструментальные, вокальные, изобразительные – направлены на развитие функциональной грамотности учащихся, которая будет находить своё выражение в становлении их диалогического мышления, способности сопереживать персонажам музыкальных сочинений, видеть в их образах отражение окружающей жизни.

На развороте учебника «Музыка» для 1 класса (серия «Школа России»)на с. 22 – 23 дети могут увидеть,как записывали музыкальные мысли в древности, а также им объясняется значение нотного стана (нотоносца), скрипичного ключа, звукоряда, клавиатуры фортепиано, а также предлагается выполнение заданий из Рабочей тетради.

Нотная графика помогает первоклассникам увидеть звуковысотную линию мелодии, ритмическую в песне «Почему медведь зимой спит» (музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова) на с. 40 – 41 учебника «Музыка» для 1 класса (серия Школа России»):

 

 

ННа развороте учебника «Музыкальные инструменты» для 1 класса (серия «Школа России») на с. 82 – 83 учащиеся осваивают термины: фортепиано, динамические оттенки (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).

Обобщенное представления о терминах и понятиях учащиеся получают в процессе работы с заключительными разворотами учебников и рабочих тетрадей по предмету «Музыка» (серия «Школа России»). Так выглядит этот разворот в учебнике для 1 класса «Твой музыкальный словарик» (серия «Школа России»):

         

 

Иной подход к изучению музыкальной грамоты предложен авторами учебных пособий «Музыка» для 1 – 4 классов (серия «Перспектива») Г. П. Сергеевой и Н.В. Сусловой (М.: Просвещение, 2020).

 Внимание учащихся привлекается к верхнему колонтитулу учебного пособия, где появляются сначала знаки донотного письма, а затем и ноты на нотных строчках с постепенным усложнением записи. В качестве примеров используются небольшие народные песенки-попевки на одном, двух, трёх звуках, которые записываются на одной, затем двух, далее трёх и т.д. строчках нотного стана. При этом осваиваются разнообразные ритмические рисунки мелодий. Эти песенки, музыкальные темы школьникам предлагается петь, играть на свирелях и блокфлейтах, металлофонах, а также простейших ударных музыкальных инструментах.

Рассмотрим несколько разворотов учебного пособия «Музыка» для 1 класса в серии «Перспектива»: с. 16 – 17, раздел «Музыка, музыка каждому нужна!»; с. 28 – 29, раздел «Русская музыка»; с. 60 – 61, раздел «Музыка народов России»; с. 84 – 85, раздел «Музыкальные путешествия»), чтобы понять принцип усложнения нотной записи, которая предлагается в них:

Так на с. 16 – 17 в разделе «Музыка, музыка каждому нужна!» происходит обобщение представлений первоклассников об исполнителях (солист, ансамбль, хор, оркестр), учащихся знакомят с нотной записью русских песенок-прибауток, их различных ритмических рисунков, которые они могут спеть, исполнить с помощью хлопков, щелчков, простейших инструментов – свирель, ложки, бубен и др.

 

 

В разделе «Русская музыка» (с. 28 – 29) при знакомстве с различными жанрами русских народных песен (колыбельная, игровая, лирическая, трудовая, солдатская) осваивается их запись на двух строчках нотного стана (как равномерная ритмическая пульсация, так и более сложный ритмический рисунок).

В Вразделе «Музыка народов России» (с. 60 – 61) на примере записи башкирской народной песни осваивается более развитая мелодическая линия, а также различные длительности нот, лиги в распевах, знаки динамики, понятия «запев» и «припев».

 

 

В разделе «Музыкальные путешествия» (с. 84 – 85) обобщаются представления учащихся о музыкальном языке на примере нотной записи народных песен и танцев разных народов, в которых они смогут увидеть обозначения темпа и характера звучания, разнообразия мелодических линий и ритмов (сравнить их с народными орнаментами), а также исполнить их с помощью движений или спеть.

 

 

В учебниках «Музыка» для основной школы (5 – 8 классы) освоение нотной записине подразумевает развития умений и навыков сольфеджирования у школьников, а направлена на исполнение (вокализацию) музыкальных примеров с ориентацией на нотную запись, что дает возможность увидеть и воспроизвести линии движения мелодий (народных образцов, тем классических произведений и сочинений религиозной традиции, современной музыки), её интонационные особенности, ритмическую организацию, темп, динамику, агогику и т.п.

Так, в учебнике «Музыка» для 7 класса на развороте «Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена учащиеся смогут увидеть запись главной темы вступления I части, которая поможет увидеть и услышать при восприятии этого сочинения характер звучания, особенности ритма, аккордовой фактуры, контрастной динамики, интонационные особенности, сравнить её с двумя другими темами: главной и побочной темамиI части, с темой IV части (финала).

При восприятии Сонаты № 8 («Патетической») нотная запись основных тем поможет их запоминанию, интонационно-образному анализу.

 

 

При изучении «Симфонии № 7» («Ленинградской») Д. Шостаковича восьмиклассникам (с. 100 – 101) предлагается нотная запись основных тем симфонии, которые они не только смогут различать при прослушивании фрагментов этого сочинения, но и интонировать их с ориентацией на ноты, выделяя особенности музыкального языка, а также увидеть рукопись композитора, которая предложена в качестве подложки (см. ниже).

Таким образом, в процессе изучения элементов музыкальной грамоты на уроках музыки закрепляются умения и навыки функциональной грамотности учащихся:

Ø изучение знаков нотного письма, а также основных терминов и понятий музыкальной грамоты;

Ø соотнесение зрительного восприятия нотных примеров со слуховыми представлениями;

Ø использование ориентации на нотную запись в процессе вокализации основных мелодий песен, инструментальных сочинений, произведений вокально-хоровых жанров, а также при музицировании с использованием движений, простейших музыкальных инструментов для их лучшего запоминания и узнавания в процессе повторных прослушиваний;

 

 

активизация процессов интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений и их фрагментов, понимания особенностей развития, драматургии музыкальных образов, формообразования;

Ø использование знаний и умений из области музыкальной грамоты в процессе выполнения игровых заданий, творческих и исследовательских проектов.

Напомним читателям важное, на наш взгляд, высказывание Д. Б. Кабалевского, которое раскрывает широкий взгляд композитора на вопросы, связанные с изучением музыкальной грамоты: «Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это «особое чувство» музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характернадля данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы <…>. Что же касается элементов теории музыки, то включать их в школьные уроки (особенно в начальной школе) надо в высшей степени осторожно и лишь после того, как в ребятах вызваны интерес и любовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен некоторый слуховой опыт» [35, с. 12 – 13].

 

Использованные источники

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342.

2. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема: монография. – М.: СГУ, 2012. – 479 с. – С. 171

3. Асафьев Б. В. Музыка в современной общеобразовательной школе /Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Ред. и вступ. Статья Е. М. Орловой. – Л.: Музыка, 1973. – 146 с.

4. Басова Е.А. Формирование у подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации (на материале гуманитарных предметов): автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.01. Санкт-Петербург, 2012. 22 с.

5. Бахарева Н.В. Развитие профессиональной компетентности учителя по развитию функциональной грамотности учащихся основной школы: автореф. дис…канд. пед. наук. 13.00.08. Москва, 2009. 25 с.

6. Бахтин М.М. К философии поступка (философия и социология науки и техники) /под ред. И.Т. Фролова. –М: Мысль, 1986. 79 с. – С. 6

7. Виноградова Н.Ф, Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников. Электронный ресурс:

https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/87a/87afe9d378d6534f18e5f4e6aa222f3d.pdf

8. Винокурова И.А. Электронный ресурс:

https://new.kipk.ru/images/docs/materials/4_Винокурова_Ирина_Анатольевна.pdf

9. Выготский Л. С. Психология искусства; под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Лабиринт-Пресс, 2010. – 352 с.

10. Гавриленко Е.В. Опережающее языковое образование как фактор повышения функциональной грамотности младшего школьника: автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.02. Челябинск, 2012. 26 с.

11. Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета... Теоретические основы учебника «Музыка»: пособие для учителя. – М.: Прометей,1989. – 144 с.

12. Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования/Начальная школа плюс до и после,2009, № 12. – С. 65 – 68

13. Журавлёва О. Н. Дидактическая концепция гуманитаризации содержания современного школьного учебника: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. – СПб, 2013. – 48 с.

14. Журавлёва О. Н. Методология обновления содержания современного школьного учебника на основе принципа гуманитарности /Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 261 – 268.

15. Ковалёва Г., Давыдова Е., Сидорова Г. Глобальные компетенции. Что ждёт учащихся в новом испытании PISA-2018 //Учительская газета, № 47, 21.11.2017 г. URL: http://www.ug.ru/archive/72357

16. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: НВП «ИНЭК», 2014. – 327 с.

17. Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования.– Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.

18. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 – 4 классы: учебники для общеобразоват. организаций (серия «Школа России»). – М.: Просвещение, 2020.

19. Лебедева Е.П. Технологическая компетентность учителя в формировании функциональной грамотности младших школьников: автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.08. Кемерово, 2012. 24 с.

20. Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003.

21. Лихачев Д. С.Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов.писатель, 1989. – 608 с.

22. Логинова О.Б. Функциональная грамотность вызовы и эффективные практики.Электронный ресурс:https://www.youtube.com/watch?v=IZbnUaZ0Raw

23. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995, № 2. – С. 64 – 65.

24. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст]/ В. В. Медушевский. – М.: Музыка, 1976. – 254 с. – С. 121.

25. Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности младшего школьника в образовательных организациях Курской области в 2019-2020 учебном году/cост. Ю.О. Байбакова, Т.А. Брежнева и др. Курск: ОГБУ ДПО КИРО, 2019. 66 с.

26. Мещерякова И.А. Функциональная грамотность. Электронный ресурс. URL:https://www.b17.ru/dic/funktsionalnaya_gramotnost

27. МещеряковБ.Г., МещеряковаИ.А. Введение в человекознание: учебник для вузов.М.: РГГУ, 2018, 320 с. Электронный ресурс, URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/ped_mesh_vved_chelov/~ped_mesh_vved_chelov.htm

28. Морозова С. Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б. Л. Яворского и его учеников/ Из истории музыкального воспитания: хрестоматия/сост. О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.

29. Московская электронная школа: Электронный ресурс:https://mes.mosedu.ru/Дата обращения 22.02.21]

30. Назарова Н.А. Развитие функциональной грамотности студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса: автореф. дис…канд. пед. наук.13.00.08. Омск, 2007. 25 с.

31. Нечаева Н.В. Формирование орфографической грамотности средствами учебников по русскому языку в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Вебинар от 08.04.20.Электронный ресурс:

https://www.youtube.com/watch?v=M5wE8S7tZKU

32. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как условие развития гармоничной личности в современных условиях/Педагогический мир Казахстана. Республиканский научно-методический журнал. Часть 2. Февр. 2020. С. 16 – 18

33. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. – 368 с.

34. Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (№ 590), Министерство просвещение Российской Федерации (№ 219). Приказ от 6 мая 2019 г. UPL:http://docs.cntd.ru/document/554691568.

35. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 – 8 классы. Под руководством Д. Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.

36. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. Самара: СИПКРО, 2019. 68 с.

37. Ребенок в мире культуры/под общ.ред. Р.М. Чумичевой [Текст]. – Ставрополь: Ставрополь-сервис-школа,1998. – 580 с. – С.26

38. Российская электронная школа (РЭШ).Электронный ресурс: http://resh.edu.ru

39. Рудзик М. Ф. Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников: учеб.-метод. пособие. – Курск: КГУ, 2009. – 144 с. – С. 90–95

40. Сергеева Г. П. Концепция учебно-методических комплектов «Музыка» для общеобразовательных учреждений /Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1–7 классы. Искусство. 8–9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – С. 81 – 107.

41. Сергеева Г.П. Научные взгляды на развитие ассоциативно-образного мышления школьников в процессе освоения содержания учебников и учебных пособий «Музыка» для 1 – 8 классов издательства «Просвещение»/Электронное издание «Вестник Просвещения», 2019, № 7. С. 205 – 277.

42. Сергеева Г. П. Особенности завершающего этапамузыкального образования школьников: восьмой класс/ Электронное издание «Вестник Просвещения», 2019, № 3, С.459 – 503

43. Сергеева Г.П. Развитие речевого общения школьников в процессе работы с учебно-методическими комплектами «Музыка»/Сборник Международной научно-практической конференции «Творческое чтение в современном художественном образовании» (27 февраля – 1 марта 2018 года) ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО». – М., 2018. – 261 с. – С. 192 – 199.

44. Сергеева Г.П. Учебники на уроке музыки: теория и практика: монография. М: Триумф, 2016. – 268 с.

45. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 – 8 классы: учебники для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020.

46. Сергеева Г.П., Суслова Н.В. Музыка. 1 – 4 классы: учебные пособия для общеобразоват. организаций (серия «Перспектива»). – М.: Просвещение, 2020.

47. Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с.

48. Суслова Н. В. Интернет в работе учителя музыки (на примере УМК «Музыка» издательства «Просвещение»): материалы вебинара. Электронный ресурс. URL:https://my.webinar.ru/record/476771/

49. Суслова Н.В. Возможности и риски дистанционного формата музыкального обучения школьников/Музыкальное искусство и образование. 2020. № 4. С.116 – 135.

50. Тараева Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. В 3-х кн. (+ CD). Кн. 1 – 128 с.; кн. 2 – 128 с.; кн. 3 – 128 с. / Г. Р. Тараева. – М.: Классика XXI, 2007

51. «Учительская газета». Дискуссия по проблемам функциональной грамотности.16 апреля 2019 г.URL: http://www.ug.ru/news/27646

52. Функциональная грамотность школьников как актуальный результат образования. URL: pisa.prosv.ru.

53. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. 448 с.

54. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.: ил. (Российский учебник:Успешный педагог XXI века).

55. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

56. Школяр Л. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): дис.... д-ра пед. наук. – М. МГОПУ, 1999. – 348 с. – С. 23.

57. Яндекс.Учебник. Уроки музыки. Электронный ресурс:https://education.yandex.ru/music/Дата обращения 28.02.21

 

 


[1] Гибкие навыки или мягкие навыки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.Гибкие навыки, в отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании (рассматриваемых в этом дискурсе как «жёстких», от англ. hard skills), не зависят от специфики конкретной работы, тесно связаны с личностными качествами и установками (ответственность, дисциплина, самоменеджмент), а также социальными навыками (скорость адаптации, коммуникация, в частности, слушание; работа в команде, эмоциональный интеллект)и менеджерскими способностями(управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление). Единой классификации гибких навыков на данный момент не существует, так же, как и не определено точное количество качеств и умений, подходящее под определение гибких навыков. Так перечисленные выше навыки дополняются особенностями мышления (скорость, креативность, гибкость и системность). Цитируется по: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гибкие_навыки

 

[2] Гаджет – (от английского gadget – приспособление) – это техническое устройство, которому присуща повышенная функциональность. Сегодня к гаджетам можно отнести любой цифровой прибор, отличающийся небольшими размерами, который надевается на руку или подключается к персональным компьютерам, смартфонам. В области программного обеспечения гаджет является небольшим приложением, предоставляющим дополнительную информацию, к примеру, прогноз погоды или курс валют.

Среди отличительных характеристик гаджетов: портативность – типичные гаджеты не превышают в весе 300 грамм, за счёт своих небольших размеров они легко помещаются в карманах одежды); функциональность – в гаджете есть не только привычные функции, вроде индикации времени для часов, также он оснащён и произвольным набором дополнительных функций (часы могут быть с радиоприёмником, микрокомпьютером, плеером и. т.п.); ограниченные возможности – у большинства гаджетов нельзя расширить функционал, присоединяя дополнительные модули. Аккумуляторы гаджетов часто недостаточно ёмкие (среднее время автономной работы 8 – 12часов).

 

[3] Интериоризация – это формирование устойчивых внутренних психических структур через внешнюю социальную деятельность. При интериоризации происходят процессы: развитие мышления; созревание и становление функций психики в целом; формирование жизненного опыта; социализация человека.
Источник: https://interiorizaciya-v-pedagogike-i-psihologii

[4] Самодетерминация – процесс превращения личности из объекта и средства деятельности с субъект деятельности. При этом человек сам ставит свои цели, сам выбирает пути и средства её достижения. При этом он поступает сам, от себя и для себя, когда сознание его независимо от внешнего мира и неотделимо от самосознания /Источник: Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога/Сост. В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000. – 937 с.

 

[5]Валидность теста (от англ. valid – пригодный) – критерий качества теста, используемый при выяснении степени достоверности измерения того свойства, качества, явления, которое хотят измерить с помощью данного теста.

[6] Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза, оценки понятийного и словарного багажа учащихся [Использована информация из Википедии – свободной энциклопедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн]

Опубликовано в электронном журнале

«Вестник Просвещения», 2021, № 6. С. 551 – 621

Ссылки при цитировании обязательны!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.092 с.)