Диагностика развития музыкальной культуры учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика развития музыкальной культуры учащихся



Исследования методов педагогической диагностики представлены в трудах А. Анастази, В. С. Аванесова, Л. И. Долинер, П. Клайна, А. Н. Майорова, А. О. Татура, И. А. Цатуровой и др. Изучением уровней дифференциации и обученности, а также нормативно-статистической и критериальной оценкой занимаются ученые Л. И. Афонина, В. П. Беспаль­ко, И. Б. Сенновский, В. П. Симонов, П. И. Третьяков и др.

 Компьютерный мониторинг качества учебных достижений обучающихся является предметом исследований ряда ученых – И. В. Бестужева-Лады, А. Е. Бахмутского, Б. С. Гершунского, В. А. Кальней, А. Н. Майорова, Г. К. Селевко, С. Е. Шишова и др. Теории тестового контроля разработаны в трудах B. C. Аванесова, В. И. Нардюжева, Ю. М. Нейман, А. О. Татуры, В. А. Хлебникова, М. Б. Челышковой, А. Г. Шмелева и др.

Технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников в современных реалиях внедрения ФГОС должна представ­лять систему, включающую в себя комплекс заданий, стандартизирован­ную процедуру проведения, обоснованную методику обработки и анализа результатов, предназначенную для эффективного измерения качества учебных достижений учащихся, структуры их подготовки, изменение ко­торых возможно в результате систематического обучения, сочетающую в себе все дидактические функции, основные виды и критерии качества педагогического контроля.

Цель технологий диагностики музыкальной культуры школьников – выявление качества формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, степени развития универсальных учебных действий, развития функциональной грамотности.

Задачи технологий диагностики заключаются в следующем: определение представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства; становление их индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества; определение степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; выявление осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка; «воспроизведение» приобретенных нравственных установок, полученных знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий в процессе учебной и внеурочной деятельности, повседневной жизни, организации досуга, адаптации к социокультурным условиям, в творческой деятельности.

Наиболее распространенными в практике работы учителей являются следующие функции оценивания: диагностическая, контрольная, обучающая, мотивационно-стимулирующая, воспитательная, инновационная.

Диагностическая функция может проявляться при констатации исходного уровня сформированности музыкальной культуры учащихся (например, при переходе из одного образовательного учреждения в другое, из начального уровня образования в основной уровень, при слиянии классов, обучавшихся у разных учителей и т.п.). В этом случае констатирующая диагностика поможет учителю музыки скорректировать содержание учебной программы с учетом возможностей конкретного класса.

Контролирующая функция может иметь место при осуществлении текущей, промежуточной и итоговой диагностики.

Обучающая функция применяется в том случае, когда возникает необходимость проверить, насколько учащиеся готовы к «переносу» полученных ими знаний, а также практических умений и навыков, универсальных учебных действий по конкретной учебной теме, разделу учебника на новый музыкальный (художественный) материал.

Мотивационно-стимулирующую функцию диагностики следует рассматривать как средство проявления развития музыкально-слуховых пред­ставлений школьников, понимания ими содержания образов, идентификации терминов и понятий, им соответствующих, а также речевых способов фиксации своих жизненно-музыкальных впечатлений в тестах и заданиях повышенной сложности, требующих творческих проявлений.

Воспитательная функция технологии диагностики направлена на по­становку и решение нравственно-эстетических задач учащимися, выявле­ние социальных функций музыкальных образов, которые изучаются на уроках музыки и привлекаются ими во внеурочной деятельности.

Инновационная функция диагностики направлена на выявление у школьников потребности решать нестандартные учебные задачи, прояв­лять творчество, исследовательские навыки.

В истории музыкальной педагогики можно найти подтверждение важности диагностических процедур.

В многочисленных статьях у Б. В. Асафьева о музыкальном просвещении и образовании нет прямых указаний на то, какими способами проводить диагностику музыкального развития учащихся. Но внимательный анализ их содержания позволяет выделить те значимые позиции, которые, по нашему мнению, могут служить основой для диагностических процедур, направленных на определение уровня формирования музыкальной культуры детей и подростков. К ним можно отнести следующие: активное, «осознанное» восприятие музыки, широта эстетического восприятия явлений музыкального искусства, понимание их глубокой социальной значимости; развитие музыкального вкуса и эстетических оценок у юных слушателей и исполнителей; прогресс слухового восприятия и «обогащение музыкального сознания»; значение «очагов слушания музыки» для музыкального развития не только детей, но и для «прогресса нашей музыки» и др.

Б. В. Асафьев акцентирует внимание читателей на разнообразных видах деятельности учителя на музыкальных занятиях, которые могут проецироваться на процесс контроля и оценки музыкального развития учащихся. Среди них: выяснение «степени слуховой (музыкальной) восприимчивости и направления вкусов аудитории»; отбор различной по стилю и сложности музыки; выбор различных «способов «проработки» музыкальной ткани в инструментальной и вокальной музыке»; использование ме­тода «тождества и контраста» с целью «усвоение процессов музыкального движения (развития – Г.С.) и различения его стадий»; развитие «слуховых навыков, базирующихся на ассоциациях со смежными, подобными явлениями»;«вызов творческого инстинкта и воспитание творческих навыков»; речь о музыке всегда должна быть «живой и пламенеющей, что даже в беседе о прошлом <…>, о сочинениях классиков взор был бы направлен только вперед, к будущему…»; стимулирование у слушателей «желания рассказывать о своих впечатлениях от музыки <…> в беседах или письменных сообщениях» [3, с. 72, 79;82, 83, 87, 90, 93].

Б. Л. Яворский постоянно искал способы взаимодействия с учениками, «изучения из запросов, интересов, желаний, стремлений, склонностей», которые нашли выражение в анкетировании воспитанников. Предлагая анонимную форму анкет, он прослеживал динамику отношений учащихся к прослушанным произведениям, характеру исполнения музыки, учитывал пожелания в отношении того, что они хотели бы узнать, услышать, исполнить.

Для диагностики успешности развития творческих проявлений учащихся важны мысли Яворского о том, что для творческих заданий на первоначальном этапе должны быть характерна сюжетность, связь с литературными, двигательными, зрительными ассоциациями. В работе с детьми исследователь придавал особое значение становлению психических качеств личности – темперамент, эмоциональность, воля.

При разработке диагностических тестов, контрольно-измерительных материалов (КИМ), создания фонда оценочных средств (ФОС) педагоги-музыканты должны учитывать несколько значимых критериев:

– ориентация на содержание конкретной программы и учебника «Музыка», по которому обучаются школьники;

– выявление личностно-ориентированной позиции учащихся, их от­ношения к эстетически-нравственным ценностям музыкального искусства, представленных в фольклоре, музыке религиозной традиции, шедеврах классики, современной музыке;

– степень усвоения учащимися основных закономерностей музыкального искусства – конкретных знаний и сведений о музыке, её категориях и понятиях;

– определение объема музыкально-слуховых представлений школьников, их интонационно-образного и стилевого словаря («тезауруса»);

– возможность сочетания диагностики и самодиагностики учащихся в процессе определения эффективности формирования планируемых результатов обучения музыке;

– учет особенностей технологий, применяемых на уроках музыки, так как эти технологии должны иметь явно выраженный деятельностный и прогнозируемый характер;

– адекватность предлагаемых методик диагностик возрастным крите­риям восприятия и исполнения музыки школьниками.

Среди форм диагностики достижений учащихся можно выделить следующие: дневник наблюдений учителя за музыкальным развитием учащихся по каждому классу; индивидуальные карты музыкального развития школьников (заполняются учителем); промежуточная и итоговая диагностика школьников (на основе звучащей музыки) по четвертям или полугодиям (тесты, анкетирование учащихся, творческие задания), оценивание работы в рабочих/творческих тетрадях, самостоятельные, контрольные работы, а также творческие работы, включая их мультимедийные формы; оценивание выполнения домашних заданий школьников; фиксация степени участия обучаемых в проектной и исследовательской деятельности, внеурочных формах музыкально-эстетической работы; представление результатов школьных олимпиад, марафонов, фестивалей искусств, участия в концертных программах и т.п.; определение качества и объема содержания портфолио (портфеля достижений) музыкально-эстетической направленности для разных возрастных групп школьников.

Как показывает практика, в процессе музыкального образования может также активно использоваться и форма анкетирования родителей учащихся. Именно анкетирование родителей помогает установить музыкальные предпочтения семьи, выявить наиболее значимые для взрослых события музыкальной жизни, наметить пути преодоления недочетов в области музыкального развития школьников. 

Сегодня успешно в работе учителей используются тесты. Основными требованиями к тестам является их стандартизация, степень объективности, надежность и валидность[5].

Стандартизация теста подразумевает единообразие процедуры прове­дения и оценки выполнения тестовых заданий. Для того чтобы показате­ли, полученные разными учащимися, были сравнимы, условия тестиро­вания должны быть одинаковыми для всех. Чтобы обеспечить единообра­зие условий тестирования, разработчик теста даёт подробные указания по проведению каждого вновь разработанного теста. Формулировка таких указаний – важная часть стандартизации нового теста. Она включает точ­ные комментарии относительно используемого материала, временных ограничений, устных инструкций испытуемому, пробных образцов заданий, допустимых ответов на вопросы.

В музыкально-образовательной практике применяются тесты двух типов: открытые и закрытые. Открытые тесты предполагают продолжение предложения, составление перечня (фамилий композиторов, музыкаль­ных произведений, жанров, стилей и т.п.), подбор ассоциаций, формулировку музыкальных понятий и терминов. В тестах открытого типа возможно свободное изложение – испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ (никакие ограничения на них в задании не накладываются), а также внести дополнение – испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение).

Закрытые тесты – это тесты, в которых каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных. При этом возможны разные варианты выбора: множественный выбор (испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка); альтернативный выбор (испытуемый должен ответить «да» или «нет»); установление соответствия (испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков); установление последовательности (испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности).

Научно-методические подходы к содержанию и организации диагностики эффективности развития музыкальной культуры учащихся рассматриваются Л. Л. Алексеевой,Т. А. Затяминой, Е. Д. Критской, М. Ф. Рудзик, Е. А. Смолиной, Г. П. Сергеевой, Л. В. Школяр и др.

Сегодня в сети Интернет учитель может найти так называемые конструкторы тестов (как на печатной основе, так и на основе компьютерныхпрограмм:LearningApps.org (https://learningapps.org), тесты и анкеты Google.Forms (https://docs.google.com/forms), тесты Российской электронной школы (РЭШ) и Московской электронной школы (МЭШ) – об этом см. ниже, а также следующие ресурсы: https://onlinetestpad.com; https://create.kahoot.it; https://quizizz.com; https://wordwall.net и др.

Важно при их использовании переориентировать их на содержание предмета «Музыка». В электронных учебниках, разрабатываемых в настоящее время, также будут представлены тесты разных типов.

Одной из форм экспресс-диагностики уровня усвоения содержания музыкального произведения школьниками, его духовно-нравственных основ может служить прием «синквейна». Словесное выражение содержания музыки, отношения к нему учащихся-слушателей (или исполнителей) выражается в пяти строчках текста:

Ø первая – одно существительное (или местоимение);

Ø вторая – два прилагательных (или причастия);

Ø третья – три глагола, отражающих характер действия главного героя, персонажа, композитора;

Ø четвертая – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету;

Ø пятая – слово-вывод, характеризующее суть высказывания[6].

Так, после восприятия Симфонии № 1 Вас. Калинникова (см. учебник 7 класса, с. 104 – 107) учащимся предлагается в качестве первого слова синквейна использовать слово «человек». Школьники предлагают следующие варианты ответов: 1 – человек; 2 – целеустремленный, взволнованный, романтичный, неравнодушный; 3 – действует, борется, сопротивляется, страдает; 4 – хочет изменить отношение к жизни; стремиться стать более совершенным; борется за лучшую жизнь человека; мечтает быть наедине с природой; 5 – герой, борец, романтик, жизнелюбец.

По мере совершенствования банка оценочных средств в электронных учебниках желательно было бы увидеть в них задания, связанные с возможностью создания школьниками вокальных, ритмических, инструментальных импровизаций в разных жанрах и стилях, работой на «звучащей клавиатуре» или «звучащем звукоряде», самостоятельным завершением предлагаемой мелодии, ответы на вопросы после просмотра фрагментов опер, балетов, мюзиклов, концертных программ, игровой анимации.

Считаем целесообразным высказать мнение о том, что большинство тестов должно опираться на звучащую музыку (мелодия, сыгранная учителем, главная тема сочинения, предложенная в записи и т.п.). Возможны также и тесты, в которых будет предложено интонирование мелодий «про себя», их сопоставление и сравнение, а также определение мелодий по звучащей фактуре (сопровождению) вступлению, автоподбор аккомпанемента к знакомой или незнакомой песне, мелодии инструментального сочинения (на клавиатуре воображаемого синтезатора) и т. п.

Таким образом, функциональная грамотность школьников совершенствуется в процессе выполнения разного рода диагностических заданий, так как эти задания предполагают использование разнообразных видових музыкально-практической деятельности.

Диагностика уровня развития музыкальной культуры включает в себя последовательное и усложняющееся с каждым годом обучения на уроках музыки выполнение разнообразных диагностических процедур, которые направлены на:

§ накопление интонацион­ного музыкального словаря учащихся («тезауруса»); организацию про­цессов восприятия музыки учащимися на основе принципов целостности, образности, ассоциативности и соответствующей позитивной установки на восприятие музыкального сочинения; отбор методов и приемов ин­тонационно-образного анализа произведений, адекватных его содержа­тельному смыслу, жанровой принадлежности, стилю, направленных на познание содержания музыкального образа;

§ развитие необходимых для обучения в школе психических процессов – память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни в процессе пения – хорового, ансамблевого, сольного;выполнение диагностических заданий, самостоятельных и контрольных работ, тестов, связанных с самостоятельностью их чтения и понимания, воспроизведения музыкальных терминов и понятий, осмысленной работы с литературными текстами[43];

§ формирование комплекса действий школьников в процессе музицирования в широком смысле слова (постановка цели учебной деятельности и определение путей её достижения; развитие чувства ритма, тембрового слуха школьников;изучение особенностей различных музыкальных жанров;освоение техники игры на различных простейших музыкальных инструментах; закрепление представлений о деятельности композитора («Играем в композитора»), исполнителя («Играем в дирижёра», «Наш оркестр»), слушателя;

§ знакомство школьников с понятиями, которые расширяют их функциональную грамотность (по мере накопления опыта работы с проектами, с учётом их возрастных особенностей): алгоритм проекта; типы проектов; разработка проекта; анализ промежуточных результатов проекта; оформление результатов исследования; проектная документация; защита проекта; итоговый анализ его результатов[44].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.018 с.)