Проектная и исследовательская деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектная и исследовательская деятельность



Проект (от лат. projectus – брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятель­ности. Проектирование в конце XX в. превратилось в наиболее распро­страненный вид интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов и в журналистике, и на телевидении, во всех сферах микро- и макросоциума почти устранило технологическую интерпретацию этого понятия.

Метод проектов был впервые предложен в исследованиях американ­ских философов-прагматиков Джона Дьюи (1859–1952) и его ученика и последователя У. Х. Килпатрика (1871–1965). Исследователи доказывают мысль о том, что полноценному развитию ребенка может способствовать лишь такая организация его деятельности, которая будет направлена на решение им познавательных задач, а также на развитие самостоятельного критиче­ского мышления, творческого потенциала. Поэтому, по их мне­нию, образование должно базироваться на исследовательском методе, помогающем ребенку самостоятельно формулировать и решать проблемы, связывающем освоение мира с личным опытом. Именно исследовательский метод является одной из важных сторон функциональной грамотности школьников разных возрастов.

В России идеи проектного обучения возникли в начале XX столетия у русских педагогов С. Т. Шацкого и А. У. Зеленского. В своей педагоги­ческой практике метод проектов использовали А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, П. П. Блонский, В. В. Игнатьев, Е. Г. Каганов, П. Ф. Каптерев, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин и др.

Проектная и исследовательская деятельность рассматривается в научных исследованиях как проблема, направленная на развитие интереса школьников. Способствуя умственному, нравственному, эмоциональному, физическому, эстетическому развитию ребенка, интересы выступают приоритетной педагогической категорией. В учебно-воспитательном про­цессе фигурирует особый вид интереса – познавательный.

Современная педагогика рассматривает дефиницию «познавательный интерес» достаточно широко: как интерес учащихся не только к учебным предметам, но и к жизни, к истории, к культуре, к другому человеку – интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека. В формировании познавательных интересов участвует комплекс видов деятельности: познавательная и предметно-практическая, комму­никативная и игровая, художественная и общественная [55].

Метод ученических исследовательских проектов в музыкальном об­разовании рассматривается исследователями как некая альтернатива классно-урочной системе. Теоретико-методологические и методические аспекты, посвященные проблемам проектной деятельности в музыкальном и полихудожественном образовании, представлены в ряде научных трудов – Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Г. Ю. Ермоленко, С. А. Захарова, Д. Б. Кабалевский, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская, Е. П. Кабкова, Э. Г. Отяковская, Л. Г. Савенкова, О. Н. Соколова-Набойченко, Е. Б. Спорышева, Г. М. Цыпин, Т. В. Шевцова, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр, Б. П. Юсов, Б. Л. Яворский и др.

В УМК «Музыка» можно выделить проекты однопредметные, межпредметные, культурологические (интегративные). Данные типы проектов представлены в учебниках «Музыка» для начальной и основной школы.

Исследовательские ученические проекты можно классифицировать следующим образом:

– творческие проекты – продукты данных проектов имеют явно выра­женную креативную основу и подразумевают разработку и представление творческого продукта: мультимедийная презентация (по одной из учебных тем или по теме самообразования); изделие (фонохрестоматия музыкального материа­ла); видеофильм (подборку фрагментов документальных, художественных фильмов по избранной теме, самостоятельная съемка фильма праздника, концерта, экспозиции музея и пр.); праздник, экспедиция, репортажи с «места событий» и др.;

– игровые проекты, в которых ведущей деятельностью становится ролевая игра (музыкальные инсценировки сказок, фрагментов опер, балетов, мюзиклов; виртуальные музыкальные путешествия по разным странам – республики РФ, страны СНГ, страны мира и др.);

– информационные проекты, целью которых становится поиск и систематизация информации о музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего. Данные проекты могут быть интегрированы в более крупный проект, стать его частью, использовать различные методы добывания информации (литература, библиотечные фонды, средства массовой информации, базы данных, методы анкетирования, опроса, интервьюирования, их обработки и представления в виде мультимедийной презентации, докладов на научно-практической конференции, конкурсах проектов, публикации результатов в сети Интернет, локальных сетях, телеконференциях.

Временн ы е рамки подготовки и защиты проектов могут быть различ­ными: краткосрочные (2–4 урока); среднесрочные (учебная четверть), долгосрочные (учебный год и более). Количество участников проекта может колебаться в зависимости от значимости и трудоемкости изучения проблемной темы: индивидуальные, групповые, коллективные (класс, параллель), межшкольный, региональный, республиканский, международный.

Ключевые умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности учащихся: проблематизация – умение формулировать проблему после рассмо­трения какой-либо ситуации или явления музыкальной культуры; целеполагание – умение формулировать цель деятельности; планирование – умение формулировать задачи, определять этапы, предполагаемые результаты, сроки, исполнителей проекта и т.д.; анализ результатов и рефлексия – умение анализировать результат выполнения проекта в соответствии с целью, умение оценивать результаты решения задачи и т.д.; презентация и защита – умение представлять результаты выполненного проекта. Именно эти ключевые умения и становятся основой функциональной грамотности.

Основные этапы работы над проектом таковы: выбор темы проекта; разработка проектного задания; планирование работы; подготовка мате­риалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, материалов из сети Интернет, опреде­ление форм выражения итогов проектной деятельности; разработка про­екта: моделирование, выбор среды, разработка компьютерной модели, текстов ведущих разделов проекта; анализ промежуточных результатов (рефлексия);оформление результатов исследования (выводы, статистика, социальная значимость, перспектива разработки темы), проектной доку­ментации (реферат, сценарий, мультимедийная презентация); презентация и защита проекта, анализ результатов (рефлексия).

В ученических проектах могут взаимодействовать такие виды урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное, групповое или коллективное музицирование, театрализация жизненных и художественных впечатлений школьников, музейные и краеведческие исследования (включая изучение регионального компонента художественного образования), творческие работы – создание музыкальной коллекции (диски в формате CD-аудио или MP 3), изготовление альбомов, газет, составление виртуальной художественной галереи (подборка живописных полотен, скульптурных и архитектурных памятников, графических работ, дизайнерских проектов и др.), съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.

Одной из форм творческих проявлений учащихся в проектной и ис­следовательской деятельности может стать разработка и создание компью­терных пособий (учебных, общеразвивающих, познавательных), выполненных по какой-либо учебной теме предмета «Музыка». Социальная значимость и практическая направленность такого рода проектов неоспорима, так как они могут найти свое применение при подготовке учащихся к урокам музыки, при различных формах итогового контроля, в работе учителя.

Формы защиты ученических проектов разнообразны – КВНы, турниры, ринги, путешествия, марафоны, конкурсы, «Семейная филармония культуры и искусства», праздники и т.п. Большое значение в процессе за­щиты проекта приобретают такие факторы, как наличие состязательного элемента, театрализация, создание эстетического пространства (декора-ции, костюмы участников, оформление зала, афиши, программы, пригла­сительные билеты для гостей, родителей, символика команд), усиление позитивной мотивации совместной деятельности учащихся, родителей, пе­дагогов школы. Важно, чтобы проекты в области музыкального (и шире – художественного) образования превращались в «художественное событие» в школе.

Разработку и защиту коллективных и индивидуальных исследова­тельских проектов учащихся целесообразно организовывать как на уроках музыки, так и вне рамок учебного времени, включать их защиту в систему воспитательной работы образовательной организации. Это дает возможность реализовать идею междисциплинарной интеграции, насытить воспитательные мероприятия широкой культурологической, социально значимой проблематикой, вводить в процесс подготовки проектов разнообразные виды художественно-творческой деятельности, актуализировать практические способы художественной деятельности тех учащихся, которые занимаются во внешкольных учреждениях дополнительного образования детей[44].

В условиях дистанционного обучения ученические проекты (индивидуальные и групповые) можно записывать на видео и «выкладывать» для обозрения и обсуждения на школьном сайте или в сети Интернет.

Описание тематики проектов на начальном и основном уровнях образования в УМК «Музыка», предлагается далее.

Так в учебниках «Музыка» для начальной школы (серия «Школа России») предлагаются следующие темы проектов.

Первый класс. По завершению первого года обучения рекомендуется разработка учителя совместно с учащимися мини-проекта – заключительного урока-концерта, своеобразного праздника «Я артист».Важно довести до сознания первоклассников мысль о том, что уроки музыки помогли им стать настоящимиартистами – исполнителями песен, музыкальныхсказок, танцевальных мелодий, музыкантом, играющим на простейших инструментах,  дирижёром хора, оркестра. Поэтому заключительный урок-концерт может стать

настоящим праздником, на который можно пригласить родителей, родных, друзей. Рекомендуется вместе с детьми составить программу урока-концерта,провести репетицию: спеть полюбившиеся песни, сыграть на музыкальныхинструментах, показать инсценировки сказок,фрагментов детских опер, мультфильмов.Разделившись на группы, можно провести конкурсы на лучшее исполнение песен, танцев,маршей.Завершая урок-концерт, можно предложить всем его участникам – гостям, родителям, ученикам разучить и спеть одну из песен о Родине, природе, школе.

Второй класс. Во втором классе начинается освоение второклассниками методики разработки и защиты проекта. Важно объяснить второклассникам, что проект — это творческая самостоятельная работа, которую можно выполнять индивидуально или сгруппой одноклассников. Помощь в этой работе могутоказать учителя, родители, старшие братья и сёстры.

Тема проекта «Могут ли иссякнуть мелодии?» предполагает коллективный поиск ответа на этот непростой вопрос. Для этого нужно вспомнить музыкальные произведения, которые слушали и исполняли на уроках музыки, на занятиях в хоре, в ансамбле, выступая на конкурсах и фестивалях искусств, на народных праздниках, а также музыку,с которой ребенок мог познакомиться на концертах, в музыкальном театре, при просмотре телевизионных программ.

При разработке проекта нужно предложить детям выступить в ролиартистов — певцов, танцоров, персонажей музыкальной сказки, действующих лиц народного праздника, а также попробовать себя в роли художника-оформителяафиши проекта, деталей костюмов, сцены, звукооператора.Важно,чтобы каждый подходил к порученному делутворчески, с выдумкой и фантазией.

Третий класс. Исследовательский проект, завершающий третий год обучения, построен на знакомстве школьников с новым для них сочинением:финалом Симфонии № 9 немецкого композитора XIX века Людвига ван Бетховена, его главной мелодией, написанной на текст «Оды к радости» немецкого поэта Фридриха Шиллера, современника композитора:

 

Радость! Юной жизни пламя!

Новых светлых дней залог!

Мы, впивая сердцем пламя,

Входим в светлый твой чертог.

Радость вспомнят все народы,

Гнёт седых веков забыв.

Из груди самой природы

К счастью слышен наш призыв!

 

Исходя из музыкальных впечатлений учащихся, информации о том, что эту мелодию знает весь мир и она является музыкальным символом Интервидения, поиска эмоционального словаря к финалу «Симфонии № 9», который можно послушать и посмотреть в видео записи, поиска ответа на вопрос: «Почему Бетховен включил в последнюю часть симфонии звучание хора?», формулируется тема проекта: «Радость к миру нас зовёт!» 

Для успешного выполнения проекта рекомендуется:найти запись финала Симфонии № 9 Л. ван Бетховенав Интернете, послушать эту музыку, разучить главную мелодию классным хором;найти в энциклопедии, словарях, Интернете значение слова «ода» и выяснить, в каких жизненныхситуациях она произносилась;вспомнить и спеть хором, ансамблем мелодии знакомых тебе сочинений: канон «Слава солнцу, слава миру!»В. А. Моцарта, хор «Славься!» из финала оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, его же«Патриотическую песню», канты петровского времени«Радуйся, Росско земле», «Орле российский»;провести дискуссию на тему: «Что объединяет этимелодии с одой „К радости“ Л. ван Бетховена?».

В процессе выполнения проекта могут быть использованы разные виды деятельности: чтение стихов,прозы, пение, игра на музыкальных инструментах,дирижирование хором, оркестром, подготовка выставки творческих работ — рисунки, фотографии, видеоматериалы, музыкальная коллекция и др. Защитупроекта может украсить демонстрация фрагментахудожественного фильма «Переписывая Бетховена»(режиссёр А. Холланд), где исполняется финал «Симфонии № 9».   

При подготовке проекта можно предложить третьеклассникам записывать в «Музыкальный словарик» в рабочей тетради (с. 32)те понятия и музыкальные термины, с которыми они познакомились на уроках музыки.

В успешном выполнении проекта школьникам могут помочь слова великогорусского композитора XX в. Дмитрия ДмитриевичаШостаковича: «Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполненадуша всего человечества».

Четвертый класс. Завершение музыкального обучения в начальной школе – важный этап в формировании музыкальной культуры. Проверить то, какими слушателями и исполнителями, научились ли разбираться в особенностях музыкальных образов, закономерностях музыки, её жанрах, стилях, специфике языка композиторов прошлого и настоящего времени, неизвестных народных сочинителей, поможет участие в разработкеи защите исследовательских проектов. Эти проекты могут быть представлены на открытых уроках, внеурочных мероприятиях — праздниках, конкурсах, КВН, фестивалях, концертах, театрализованных представлениях, в семейной филармонии культуры, искусства и творчества.

Поиск информации (текстовой, музыкальной, художественной) в Интернете поможет учащимся самостоятельно или с помощью родителей создать компьютерную презентацию для защиты проекта, накопить материал для портфолио — портфеля творческих достижений, с которым школьники успешно перейдут в пятый класс.

Творческие проекты помогут учащимсяобобщить свои музыкальные впечатления, попробовать свои силы в роли артиста, режиссёра, художника.

Темы проектов для четвероклассников:

Музыка моего родного края.

Роль песни на народном празднике.

Мои любимые композиторы.

Что мы знаем о современных исполнителях.

Музыкальный театр: играем в оперу (балет, мюзикл).

Музыка в кино.

 

В учебных пособиях «Музыка» для начальной школы серии «Перспектива» (авторы Г.П. Сергеева, Н.В. Суслова) темы проектов таковы[46].

Первый класс. На завершающем этапе обучения в первом классе, авторами учебника предлагается организация в совместной деятельности учителей, родителей, старших товарищей и непосредственно самих первоклассников праздника «Дружат люди разных стран» (см. разворот учебника «Я – артист: готовим праздник», с. 90 – 91). На этом празднике учащиеся могут петь и инсценировать песни разных народов, танцевать, рассказывать об обычаях своего народа, придумать и изготовить детали для национальных костюмов, оформления класса или зала, показать сценки на сюжеты народных сказок, провести веселые конкурсы и викторины, подготовить выставку «Я рисую музыку». Завершением праздника может стать исполнение песни «Дружат дети всей Земли» (музыка Д. Львова-Компанейца, слова В. Викторова).

Второй класс. Во втором классе – это первый опыт создания исследовательского проекта (см. разворот «Исследовательский проект», с. 104 – 105). Проект может защищаться перед учащимися параллельных классов, родителями. Второклассникам предлагается записать в Творческую тетрадь план разработки проекта. Примерные темы защиты проектов: «С песней на Руси родились», «Музыка, музыка каждому нужна!», «Мы – исполнители», «Знакомьтесь – классическая музыка!», «Что общего в музыке разных народов?». В защиту проекта рекомендовано включить пение, танцы, пластические импровизации, чтение фрагментов литературных сочинений, рисование под музыку, всевозможные викторины для детей и гостей. Проект может быть представлен в различных формах: праздник, КВН, музыкальный спектакль и др. После проведения защиты проекта можно предложить учащимся написать заметку в школьную газету или рассказать о нём по школьному радио.

Третий класс. Разработка плана исследовательского проекта может включать в себя как индивидуальную работу, так и работу в малых группах. При этом тема проекта может быть общей для всего класса, или включать в себя различные подтемы. Тематика проектов в третьем классе предложена на развороте учебника «Исследовательский проект», с. 106 – 107.

Так в проекте «Сказочные темы музыке» предполагает выбор музыкальных сочинений, которые помогут раскрыть эту тему. Можно исполнить песни, сочинить «партитуры» для исполнения отдельных фрагментов музыкальных произведений на музыкальных инструментах, оформить афишу, разыграть сценки-сказки с собственными вокальными, ритмическими, пластическими импровизациями и др.

Проект «Музыкальный театр: поём и танцуем» дает каждому возможность принять участие в инсценировках знакомых и новых музыкальных сочинений – классической и современной музыки (опера, балет, мюзикл), образцов народного фольклора (народный праздник), при этом выступая не только в роли певцов и танцоров, но и дирижёров, режиссёров отдельных номеров, исполнителей диалогов действующих лиц постановки.

Реализация проекта «О чём рассказала музыка разных народов?» предполагает проведение опроса детей и родителей в классе, на основании которого будет возможно выявить особенности музыкальной культуры семей разных национальностей, специфику музыкальной культуры родного края.

Проект «Музыка в нашей семье» также связан с выявлением музыкальных предпочтений детей и родителей. Важно при организации подготовки и защиты проекта предложить родственникам третьеклассников выступить с музыкальными номерами, придумать различные формы представления семейных музыкальных интересов.

Четвертый класс. Работа над темами исследовательских проектов, завершающих обучение музыке в начальной школе, может быть ориентировано на слова композитора Д.Б. Кабалевского: «Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни». Тематика исследовательских проектов предлагается на разворотах учебника четвертого класса на с. 104 – 107.

В проекте «Композиторы путешествуют» учащиеся отбирают знакомые им сочинения русских и зарубежных композиторов, которые стали «музыкальными шедеврами». В процессе подготовки и защиты проектов четвероклассники ищут ответы на проблемные вопросы: «О чём рассказала музыка этих произведений?», «Какие черты, характерные для музыкального искусства разных стран и народов, отразили композиторы?», «Как диалог культур способствует расширению международного сотрудничества между странами и континентами?».

Проект «Почему некоторые произведения живут много веков?» подразумевает обращение к понятию «музыкальная классика», выбор сочинений русских и зарубежных композиторов прошлого и настоящего времени, обращение к современным обработкам, интерпретациям классической музыки, составление программы выступлений (пение, игра на музыкальных инструментах, театрализованные постановки), в которой будут представлены бессмертные образы музыкального искусства.

Проект «Как создать домашнюю фонотеку?» позволит четвероклассникам расширить свои представления о роли музыки в жизни человека, обращаться к постоянному прослушиванию и исполнению полюбившихся музыкальных произведений, а также ответить на вопросы: «Как собирать записи – фоно и видео – для своей фонотеки?», «Как хранить эту коллекцию?», «Как обмениваться записями с одноклассниками, друзьями?». Проект может содержать такие подтемы: «Музыка русских композиторов», «Музыка зарубежных композиторов», «Народное музыкальное творчество», «Мои любимые исполнители», «Классика в современной обработке», «Музыка моего родного края» и др.

Проект «Любимые исполнители» позволит учащимся ответить на вопрос: «Кого мы называем любимыми исполнителями и почему?».Для ответа на этот вопрос четвероклассникам рекомендуется привлечь аудио и видеозаписи певцов, музыкантов, играющих на различных инструментах, коллективов – ансамблей, хоров, оркестров, их дирижёров, артистов опер, балетов, мюзиклов.

Проект «Музыкальные традиции нашего края» решает задачу – беречь и сохранять музыкальную культур своей малой родины. На проекте возможно представление творчества профессиональных и самодеятельных композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, традиций проведения народных праздников (в регионе, городе, селе), собственные музыкальные опыты сочинения музыки, выступлений родителей и т.п.

 

***

Тематика ученических исследовательских проектов в учебниках «Музыка» для основной школы (5 –8 классы) значительным образом расширяет возможностиформирования функциональной грамотности школьников-подростков.В первую очередь, направленность проектов на самостоятельный поиск нужной информации из окружающей музыкальной среды, её систематизацию, выявление музыкальных предпочтений и пристрастий учащихся, оценку своих собственных достижений в плане развития музыкальной культуры.

Пятый класс. В пятом классе, ориентируясь на темы двух разделов учебника «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство», предлагаются такие темы исследовательских проектов: «Стань музыкою, слово...»; «Вся Россия просится в песню...»; «Всю жизнь мою несу Родину в душе...»; «Распахни мне, природа, объятья...»; «Быть может, вся природа – желанье красоты?»; «О доблестях, о подвигах, о славе...»; «На земле родной не бывать врагу!»; «Небесное и земное в звуках и красках»; «Музыкальный театр: содружество муз»; «Что сердце заставляет говорить...»;«В каждой душе звучит музыка...»; «Музыка и литература в залах картинной галереи»; «Нужна ли музыка в театре, кино, телепередачах?» (см. разворот учебника «Музыка» для пятого класса «Исследовательский проект», с. 154 – 155). Эти темы по сравнению с тематикой проектов в начальной школе значительным образом усиливают личностную составляющую.

Защита проекта должна превратиться в яркий и запоминающийся праздник, который может быть организован в виде соревнования команд, музыкального ринга, представления для младших школьников и т. п. Всепредлагаемые темы проектной деятельности направлены на то, чтобы пятиклассники осознали значение взаимодействия искусств — музыки, литературы,изобразительного искусства, кино, театра — в жизнилюдей, их современников.

С помощью родителей, старших братьев и сестёрдля защиты проекта может быть подготовлена компьютерная презентация, которая украсит выступление (индивидуальное или командное) выступлениепо выбранной теме. В процессе публичного представления проекта учащиеся смогут проявить свои художественныеспособности: петь, играть на музыкальном инструменте, читать стихи и прозу, играть роль ведущего и комментатора, быть художником-оформителем, актёромв небольшой инсценировке, — а также представить мирувлечений своей семьи и т. п.

Шестой класс. Темы проектов таковы: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»;«Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы». Музыка в храмовом синтезеискусств: от прошлого к будущему»;«Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего»;«Авторская песня:любимые барды»;«Что такое «современность» в музыке?»«Музыка серьёзная и лёгкая:проблемы, суждения, мнения».

Рекомендуется после выбора темы, составить план исследования и начать отбор музыкального материала, книг, зрительного ряда (репродукции картин, скульптур, фотографии и др.), информации из газет и журналов. С помощью собранного материала предлагается написать небольшой реферат, творческую работу. Важно, чтобы в реферате было высказано собственное мнение, личная оценка тех явлений, которые будут рассматриваться в ходе исследования.

При защите проектов могут быть использованы как уже знакомые формы – соревнованиякоманд (КВН), музыкальный ринг, театрализация, представления для младших школьников, но и новые формы – всеобучдля родителей, фестиваля искусств. Зрелищность проектупридаст компьютерная презентация.При защите проекта можно проявитьразличные художественные способности и склонности — петь,играть на каком-либомузыкальном инструменте, читатьстихи и прозу, быть художником-оформителем,фотокорреспондентом, экскурсоводом на выставке творческих работ и т. п.

Седьмойкласс.  В учебнике «Музыка» для 7 классана с. 118 – 121  предлагаются следующие темы ученических исследовательских проектов: «Жизнь даёт для песни образы и звуки...»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?» «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

Темы проектов ориентированы на содержание учебника, расширяя возможности проявления интересов школьников-подростков как к классическому наследию, так и к современному этапу развития музыкальной культуры России и мира.

Восьмой класс. Необходимо отметить тот факт, что к проектной и исследовательской деятельности восьмиклассники обращались на разныхшкольных предметах. Главным отличием творческих проектов, связанных с музыкальным искусством, является то, что процесс их подготовки и защиты требует постоянного общения школьников с музыкой – композиторами, исполнителями. Именно в проектной деятельности обучающиеся смогут понять, какими слушателям стали, каким образом можете выразить свои впечатления от встреч с музыкальными произведениями, понять, какое воздействие оказывает на вас МУЗЫКА – самое удивительное и загадочное явление в мире искусства. Здесь уместно вспомнить слова выдающегося деятеля русской культуры Д.С. Лихачева: «Великое искусство требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей»[21, с. 126].

Учитывая и тот факт, то информационный элемент учебников и рабочих/творческих тетрадей имеет несколько зна­чений: кроме небольших по объему текстов, содержащих информацию о композиторах, «биографии» знаменитых произведений, факты из истории их исполнения и бытования, произведений литературы (проза и поэзия), созвучных музыкальным образам, –в учебниках и тетрадях представлен «за­кодированный» смысл музыки.

Эта мысль находит свое отражение в словах известного отечественного музыковеда, доктора искусствоведенияВ. В. Медушевского: «В целом музыка представляет собой удивительную встречу трех активностей: композитор и исполнитель стремятся высказаться, передать слушателям свои идеи, мысли, чувства; но и слушатель тоже выступает как активная сторона – он не просто поглощает преподносимое ему, он заинтересованно выспрашивает композитора и исполнителя, ищет у них удовлетворения собственных интересов, иногда «учиняет допрос» им, выясняя их кругозор и оценивая степень их мастерства, таланта» [24, с.121].

При подготовке к разработке проекта после выбора интересующей темыжелательно учитель музыки может предложить учащимся объединиться в группы, так как наличие разных мнений среди одноклассников поможет не только сформулировать проблему и задачи исследования, но и найти необходимую информацию, выбрать наиболее целесообразную форму защиты проекта, подготовить мультимедийную презентацию. Не нужно забывать и о том, что работа над проектом может быть индивидуальной. Защита проекта должна превратиться в увлекательное путешествие по миру музыки, в художественное событие в жизни класса, школы не только для подростков, членов их семей,но и для педагогов, младших товарищей.

Темы проектов, предложенные в учебнике «Музыка» для 8 класса, носят обобщённый характер, предполагают интеграцию разных видов искусства и дают возможность презентовать конкретные исследования, связанные с миром увлечений школьников.

Темы проектов в учебнике «Музыка» для 8 классе таковы (см. в учебнике с. 120 – 123): « История Отечества в музыкальных памятниках»; «Известные интерпретации/интерпретаторы/ классической музыки»; «Музыка и религия: обретение вечного»; «Музыка мира: диалог культур»; «Композиторы «читают» классические литературные произведения»; «Современная популярная музыка: любимые исполнители»; «Музыка в моей семье»; «Народные праздники в нашем городе (селе, крае)»; «Музыкальные инструменты моей малой родины»; «Песни, которые пели бабушки и дедушки»; «Культурные центры нашего города»; «Музыкальные традиции моей семьи»; «Музыкальная фонотека нашей семьи: вкусы и предпочтения»; «Мои любимые музыкальные видеофильмы»; «О чем рассказали нам старые пластинки»; «Знаменитые композиторы/исполнители моего города (области, края)»; «Музыка в организации досуга молодежи города (микрорайона)».

Заметим, что тематика исследовательских проектов дана в учебнике 8 класса по избыточному принципу, что дает возможность вариативности ее использования, разработки индивидуальных проектов, включения их в воспитательную систему образовательной организации.

Подводя итог выше сказанному, отметим, что при разработке проектов необходимо знакомить школьников с понятиями, которые расширяют их функциональную грамотность (по мере накопления опыта работы с проектами, с учётом возрастных особенностей):

· «алгоритм проекта»: выбор темы; разработка проектного задания; планирование работы; подготовка материалов к исследовательской работе: выдвижение гипотезы, формулировка проблемных вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы, материалов из сети Интернет, определение форм выражения итогов проектной деятельности; 

· «типы проектов»: предметные, межпредметные, интегрированные, информационные, игровые, творческие, культурологические, социальные;

· «разработка проекта»: моделирование, выбор среды, разработку компьютерной модели, текстов для ведущих;

· «анализ промежуточных результатов проекта»: рефлексия, поиск путей устранения недостатков;

· «оформление результатов исследования»: выводы, статистика, социальная значимость, перспективы разработки темы;

· «проектная документация»: реферат, творческое эссе, сценарий, мультимедийная презентация;

· «защита проекта»: поиск наиболее целесообразной формы;

· «итоговый анализ его результатов»:рефлексия – оценка «зрителей», учителей, родителей, самооценка[42].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.049 с.)