Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Микроорганизмы окружающей среды и санитарно-бактериологические методы их обнаружения.
Цель занятия: изучить экологическую роль микробов в круговороте веществ в природе, оценить значение микрофлоры воздуха, воды и почвы в эпидемиологии инфекционных заболеваний, освоить методы загрязнения воды, воздуха, почвы. План занятия. 1. Роль микробов в круговороте веществ в природе. Микроорганизмы и биосфера. 2. Микрофлора воздуха, ее значение в эпидемиологии инфекционных заболеваний. 3. Методы определения бактериальной загрязненности воздуха: а) седиментационный метод Коха; б) аспирационный метод с использованием аппарата Кротова. 4. Микрофлора воды и ее медицинское значение. 5. Характеристика показателей загрязненности воды: а) бродильный титр (наименьший объем воды, при засеве которого на питательную среду с глюкозой обнаруживается газообразование; б) коли-титр (количество воды, в котором содержится 1 кишечная палочка, N=300 мл); в) коли-индекс (количество особей кишечной палочки в 1 л воды, N=2-3); г) микробное число (число микробов в 1 мл воды, N=100). 6. Определение загрязненности воды: а) метод мембранных фильтров; б) двухфазный бродильный метод; в) метод определения микробного числа воды. 7. Микрофлора почвы, ее роль в эпидемиологии инфекционных заболеваний. 8. Характеристика методов определения микробного числа почвы. Задания для выполнения лабораторной работы. 1. Провести посев воздуха учебной комнаты методом Коха. Таблица 10 Санитарно-показательные бактерии окружающей среды и пищевых продуктов
Седиментационный метод. Две чашки Петри с МПА оставляют открытыми на 60 мин, после чего посевы инкубируют в термостате при температуре 37°С. Результат оценивают по суммарному числу колоний, выросших на обоих чашках: чистый воздух – менее 250, средней степени загрязненности – 250-500, загрязненный – более 500 колоний.
2. Провести санитарно-бактериологическое исследование водопроводной воды: а) методом мембранных фильтров; б) методом титрования. Учесть результат по демонстрационным препаратам. Метод мембранных фильтров. Мембранный фильтр № 3 помещают в воронку Зейтца, вмонтированную в колбу Бунзена, которая присоединяется к вакуумному насосу. Фильтры предварительно стерилизуют кипячением в дистиллированной воде. Воду из водопроводной сети фильтруют в объеме 333 мл. Затем фильтры помещают на поверхность среды Эндо, инкубируют при 37°С одни сутки и подсчитывают число выросших колоний, типичных для бактерий группы кишечной палочки. Из 2-3 колоний красного цвета готовят мазки, окрашивают по Граму и определяют оксидазную активность. Метод титрования. Для исследования водопроводной воды делают посевы трех объемов по 100 мл, трех объемов по 10 мл и трех объемов по 1 мл в глюкозопептонную среду (1 % пептонная вода, 0,5 % раствор глюкозы, 0,5 % раствор NaCl, индикатор Андреде и поплавок. Посевы инкубируют в течение 1 суток при 37°С. О брожении судят по наличию пузырьков газа в поплавке. Из забродивших проб делают посевы на среду Эндо. Из выросших колоний делают мазки, окрашивают по Грамму и ставят оксидазный тест позволяющий дифференцировать бактерии родов Escherichia, Citobacter и Enterobacter от грамотрицательных бактерий семейства Pseudomonadaceae и других оксидазоположительных бактерий, обитающих в воде. С этой целью стеклянной палочкой снимают 2-3 изолированные колонии с поверхности питательной среды, наносят штрихами на фильтровальную бумагу, смоченную диметил-n-фенилендиамином. При положительном результате фильтровальная бумага окрашивается в синий цвет в течение 1 мин. Грамотрицательные палочки, не образующие оксилдазу, вновь исследуют в бродильном тесте – вносят в полужидкий питательный агар с 0,5 % раствором глюкозы и инкубируют при 37°С в течение 1 суток. При положительном результате определяют коли-титр и коли-индекс по статистической таблице.
Таблица 11 Нормативы для питьевой воды (ГОСТ 2874-82)
Рис. 15. Метод мембранных фильтров.
3. По демонстрационным препаратам изучить результаты опыта по проведению санитарно-бактериологического исследования воды. Вопросы для обсуждения. 1. Микроорганизмы и биосфера. 2. Роль микробов в круговороте фосфора, азота, углерода в природе. 3. Значение микрофлоры воздуха для эпидемиологии инфекционных заболеваний. 4. Санитарно-бактериологические показатели загрязненности воздуха. 5. Сравнительная характеристика методов определения загрязненности воздуха (метод Коха, метод с использованием аппарата Кротова). 6. Методы определения загрязненности воды (водопроводной, открытых водоемов). 7. Характеристика показателей загрязненности воды. 8. Роль микрофлоры почвы в эпидемиологии инфекционных заболеваний. 9. Определение микробного числа почвы. 10. Определение коли-титра, перфрингенс-титра почвы, их сравнительная характеристика. 11. Состав микробного пейзажа в зависимости от вида почвы (подзолистые, песчаные, богатые гумусом). 12. Роль абиотических факторов в формировании микробного пейзажа почвы. Дополнительный материал. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.006 с.) |