Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Генетика микроорганизмов. Генетический аппарат бактериальной клетки. Виды изменчивости микроорганизмов.
Цель занятия: изучить фенотипическую и генотипическую изменчивость микроорганизмов, познакомиться с классификацией мутаций бактерий, оценить последствия изменчивости для бактериальных клеток. План занятия 1. Организация генетического материала бактерий. Репликация ДНК. Генотип и фенотип. 2. Изменчивость микроорганизмов и ее виды. 3. Модификации у бактерий. 4. Мутации у бактерий. Отличие мутаций от других видов изменчивости микроорганизмов. Классификация мутаций по происхождению, молекулярным механизмам и последствиям для бактериальной клетки. 5. Практическое использование учения о мутациях.
Задания для выполнения лабораторной работы 1. Изучить феномен роения Proteus mirabilis, на питательном агаре и на агаре с 1% сухой желчью в чашках Петри. Выявление фенотипической изменчивости можно провести в опыте с феноменом роения у Proteus mirabilis. Сначала изучают колонии бактерий рода Proteus, выросшие на питательном агаре чашки Петри через 24 ч после посева разведенной культуры. Отмечают, что все колонии протея окружены зоной роения. Пересевают все колонии петлей на поверхность агара с сухой 1% желчью в чашках Петри и инкубируют при 370С 18-24 ч. Все колонии протея, выросшие на питательном агаре с желчью, не имеют зон роения. Вновь пересевают каждую колонию в чашку Петри с питательным агаром и инкубируют при 370С 18-24 ч. Наблюдают, что все колонии, выросшие на питательном агаре, окружены зоной роения. Изменение фенотипа протея на питательной среде с желчью (утрату роения) следует считать модификацией, т.к. налицо все три ее отличительных признака: определенность (связь отсутствия роения с определенным фактором – желчью), общность изменений (утрата роения наблюдается у всех колоний популяции), обратимость (при отсутствии желчи в питательной среде восстанавливается исходный фенотип). Рис.7. МПА. Феномен роения Рис. 8. МПА с 1% сухой желчью. Proteus mirabilis Феномен роения отсутствует.
2. Выявить мутантов – бактерий и доказать спонтанность мутаций тестом перераспределения. В две чашки Петри с питательным агаром вносят по 0,1 мл суточной бульонной культуры E. Coli М-17 (посевная доза 1×108 бактерий) и равномерно распределяют шпателем по поверхности питательной среды. Через 6 часов инкубации при 370С в одной из чашек перераспределяют шпателем популяцию бактерий (микроколонии) по поверхности питательной среды, а другую чашку оставляют нетронутой. Выросшие колонии через 24 ч пересевают из каждой чашки методом отпечатков с помощью штампа- репликатора на поверхность питательного агара с рифампицином (100 мкг/мл) в отдельные чашки Петри и инкубируют при 370С. Через 24 ч учитывают результат: на поверхности среды с рифампицином в чашке без перераспределения выросли единичные колонии рифампицинрезистентных мутантов, в чашке с перераспределением посевов выросли более многочисленные (в десятки-сотни раз) колонии антибиотикоустойчивых мутантов. Перераспределение бактерий шпателем по поверхности питательной среды без антибиотика не оказывает влияния на число бактерий. Если допустить, что антибиотикоустойчивые мутанты возникают в результате индукции антибиотиком, то после перераспределения и без него на питательной среде с антибиотиком должно вырасти одинаковое число колоний антибиотикоустойчивых мутантов. Если же антибиотикоустойчивые мутанты возникают спонтанно и в отсутствии антибиотика, то результат будет иной. Уже в первой инкубации (через 6 часов) на среде без антибиотика на чашках появляются микроколонии антибиотикоустойчивых клеток-мутантов. Благодаря перераспределению бактерии-мутанты из этих микроколоний распространяются по всей поверхности среды и после посева отпечатками на среду с антибиотиками дадут начало многочисленным колониям мутантов, в то время как отпечатки с чашки без перераспределения выявляют только небольшое число колоний, соответственно исходным микроколониям мутантов. Полученный в данном опыте результат доказывает, что антибиотикоустойчивые мутанты возникли спонтанно до контакта бактерий с селективным агентом рифампицином.
Дополнительный материал. Схема 1 ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ
Схема 2 НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ. МОДИФИКАЦИИ (примеры) Схема 3 НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Схема 4 МУТАЦИИ
Вопросы для обсуждения. 1. Организация генетического материала бактерий. 2. Понятие о генотипе и фенотипе. 3. процесс репликации ДНК. 4. Изменчивость микроорганизмов. 5. Понятие о фенотипической изменчивости микробов. 6. Модификации у бактерий. 7. Понятие о генотипической изменчивости микробов. 8. Мутации у бактерий. 9. Классификации мутаций по происхождению, молекулярным механизмам. 10. Классификация мутаций по фенотипическим последствиям для бактериальной клетки. 11. Отличие мутаций от других видов изменчивости микроорганизмов. 12. Практическое использование учения о мутациях.
Оформление лабораторной тетради. Зарисовать феномен «роения» Proteus mirabilis на чашке Петри с МПА; записать схемы изменчивости микроорганизмов. ЗАНЯТИЕ № 9
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.006 с.) |