Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Физиология микроорганизмов. Метаболизм и питание микробов. Питательные среды.
Цель занятия: познакомиться с питательными средами, освоить технику приготовления питательных сред, методы посева микробов на жидкие и твердые питательные среды, изучить этапы выделения чистой культуры аэробов и выделить чистую культуру (1-й день исследования).
План занятия. 1. Химический состав микробной клетки. 2. Катаболизм и анаболизм как составные части процесса метаболизма. 3. Источники питания для микроорганизмов. Типы питания микроорганизмов. 4. Транспорт питательных веществ в клетку микроорганизмов: пассивный (пассивная и облегченная диффузия), активный, транслокация химических групп. 5. Питательные среды, их классификация, характеристика, этапы приготовления, контроль готовых сред. Требования, предъявляемые к питательным средам. 6. Бактериологический метод изучения микроорганизмов. Понятие о чистой культуре микроорганизмов. Схема ее выделения. Задания для выполнения лабораторной работы. 1. Познакомиться с питательными средами. Записать схему их классификации по происхождению, консистенции, назначению. Этапы приготовления питательных сред Согласно прописи питательной среды в дистиллированную воду вносят необходимые компоненты и растворяют при нагревании; рН среды определяют с помощью индикаторных бумажек или электропотенциометров (с учетом того, что после стерилизации рН среды снизится на 0,2). Фильтруют жидкие и желатиновые среды через фильтровальную бумагу; среды с агаром (в горячем состоянии) – через ватно-марлевый фильтр. При необходимости осветляют питательную среду белком куриного яйца, сывороткой или осаждением. Разливают среду в колбы, флаконы, пробирки. Закрывают посуду со средой пробками с бумажными колпачками. В зависимости от состава среды стерилизуют различными способами. Готовые стерильные питательные среды подвергают контролю на стерильность. Контроль режима стерилизации осуществляется с помощью химических термотестов и искусственных биотестов. Химические термотесты представляют собой вещества, изменяющие свой цвет или физическое состояние при стерилизации, в частности, имеющие различную температуру плавления. Запаянные ампулы с порошком, смешанным с красителем, помещают в стерилизационную камеру. При достижении в камере определенной температуры порошок плавится, образуя сплав, окрашенный в цвет добавленного красителя.
Таблица 5 Показатели температуры плавления порошков-индикаторов
Примечание: на 100 г порошка-индикатора добавляют 0,01 г сафранина, 0,005 г фуксина или метиленовой сини.
Бактериологический контроль режима стерилизации заключается в том, что в стерилизационную камеру помещают искусственные биотипы-пробирки с полосками марли, фильтровальной бумаги, зараженными микроорганизмами с известной устойчивостью к температурным воздействиям. Требования, предъявляемые к питательным средам. Для обеспечения разнообразных типов метаболизма микроорганизмов питательные среды должны соответствовать следующим требованиям: - содержать все элементы. Из которых строится микробная клетка: макроэлементы (углерод, азот, кислород, сера, фосфор и др.) и микроэлементы (марганец, молибден, цинк, медь и др.); - иметь достаточную влажность (не менее 20% Н2О); - концентрация солей в среде должна обеспечивать изотонию, то есть соответствовать концентрации солей в микробной клетке (для большинства микроорганизмов – 0,5%; для галофильных – 3%); - концентрация водородных ионов (рН) среды должна быть относительной для данного микроорганизма (рН 4,5 – 8,5); - окислительно – восстановительный потенциал (Еh) среды должен соответствовать потребностям микроорганизма: для анаэробов-0,120-0,060 В; - питательная среда должна быть стерильна. 2. Ознакомиться с методами и техникой посева на жидкие и твердые питательные среды. 3. Изучить этапы выделения чистой культуры микробов. Схема выделения и идентификации чистой культуры бактерий Исследуемый материал 1-й день Микроскопия мазков или нативных Посев на чашки Петри с питательной препаратов средой
Изучение выросших колоний 2-й день Мазок, окраска по Граму или по другому Отбор колоний и пересев на скошен- методу (для изучения морфологии клеток ный МПА или другие среды для на- и их тинкториальных свойств) копления чистой культуры 3-й день Мазок, окраска по Граму Характеристика роста Идентификация выделенной для проверки чистоты вы- культуры чистой культуры деленной культуры Идентификацию чистой культуры проводят по морфологическим, биохимическим свойствам, антигенной структуре, факторам патогенности, чувствительности к бактериофагам (фаготипирование) и антибиотикам. 4-й день Учет результатов и выдача заключения по данным исследования Примечание: При наличии небольшого числа микробов в исследуемом материале предварительно производят посев на среды обогащения. Некоторые микробы (пневмококки, возбудители туляремии) сначала вводят в организм восприимчивых животных (биологическая проба), затем выделяют чистую культуру. 4. Приступить к выделению чистой культуры (1-й день), зарисовать мазок, записать ход исследования. 5. Зарисовать схему бактериальных транспортных систем рис.5. Рис. 5. Бактериальные транспортные системы.
Вопросы для обсуждения. 1. Химический состав микробной клетки. 2. Функции соединений входящих в состав микробной клетки. 3. Метаболизм бактериальной клетки. 4. Катаболизм и анаболизм как составные части процесса метаболизма. 5. Источники питания для микроорганизмов. 6. Типы питания микроорганизмов. 7. Классификация микробов по способам питания. 8. Транспорт питательных веществ в клетку микроорганизмов, транспортные системы. 9. Пассивный транспорт (пассивная и облегченная диффузия). 10. Активный транспорт питательных веществ, транслокация химических групп. 11. Классификация питательных сред по происхождению, консистенции, назначению. 12. Этапы приготовления питательных сред. 13. Контроль готовых сред, требования, предъявляемые к питательным средам. 14. Бактериологический метод исследования в микробиологии. 15. Этапы выделения чистой культуры микробов. Оформление лабораторной тетради. Записать классификацию питательных сред; зарисовать таб. 5; зарисовать рис. 5; зарисовать схему выделения чистой культуры микроорганизмов по этапам; записать ход исследования по выделению чистой культуры (1-й день), зарисовать мазок.
ЗАНЯТИЕ № 6
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.008 с.) |