В.24 Методика формирования количественных представлений у детей ср гр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.24 Методика формирования количественных представлений у детей ср гр



В средней группе главная задача – дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Обучение строится на основе сравнения двух групп предметов, расположенных параллельно в два ряда – друг под другом. Сравниваемые группы должны отличаться только одним элементом: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5. Дети учатся считать звуки, движения, с участием осязания. Отсчитывать предметы из большего количества; приносить, выкладывать определенное количество предметов по образцу или названному числу. На основе счета устанавливать равенство и неравенство групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они различаются по размеру, по форме расположения в пространстве. Главная задача в этой возрастной группе – обучение количественному счету. В начале обучения необходимо использовать множества из объемных одинаковых предметов (до которых легко дотрагиваться), расположенных в ряд (линейно, горизонтально, «слева направо»). Затем можно использовать множества из разных элементов, картинки, геометрические фигуры и др. и раскладывать их по-разному. На первом этапе дети должны понять итог счета, научиться понимать и отвечать на вопрос «сколько?». Считает воспитатель. А дети отвечают на этот вопрос. На втором этапе дети считают сами, они овладевают средствами счета. Дети считают вслух, дотрагиваясь до предметов слева на право правой рукой, соотнося слово-числительное с каждым предметом, а последнее – со всей группой пересчитанных предметов; подводя итог счета, используют обобщающий жест, обводя всю группу предметов рукой. Эти правила необходимы, чтобы ребенок понял сущность счета, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в счете, а не в правилах). По мере освоения ребенком счетной деятельности надо «сворачивать» счетные движения. Они переходят из «внешних» действий во «внутренние» (умственную работу): счет без обобщающего жеста; дотрагиваться не рукой, а указкой или показывать на предмет; счет на расстоянии (движение глаз); счет про себя. После усвоения счета предметов дети считают другие объекты (изображения, символы, движения, звуки и др.). Обучение количественному счету должно помочь детям понять цель счета и овладеть средствами (правилами счета). После обучения счету детей знакомят с независимостью числа от размеров предметов и их пространственного расположения. В результате этих упражнений дети должны понять, что число – это абстрактное математическое понятие – количественная характеристика множества.

 

№25. Методика формирования количественных представлений у дошкольников в старшей возрастной группе.

На занятиях по формированию количественных представлений необходимо соблюдать общую последовательность в усложнении материала и комплексный подход к решению простейших задач. Формирование счетных умений, действий по отсчету и воспроизведению числа, сравнению, образованию чисел, уравниванию, обобщению и др. осуществляется одновременно, взаимосвязано, на одном и том же наглядном материале.

Основных направлениях деятельности:

1. Для развития у дошкольников представлений о последовательности натуральных чисел в ходе обучения количественному счету показывается способ получения числа. В старшей гр. можно заканчивать получение каждого нового числа определением его места в ряду чисел, используя модель натурального ряда чисел.

2. Одновременно с показом числа его знакомят с цифрами от 0 до 9. Нужно научить д. различать, называть, находить, выстраивать в ряд, используя карточки с цифрами, соотносить множество предметов с карточками, обозначающими количество. Особого внимания заслуживает число 10, так как оно записывается двумя цифрами 0 и 1. Поэтому прежде следует познакомить д. с нулем и его обозначением цифрой.

 3. Д. совершенствуют все известные им способы сравнения групп предметов (наложение, приложение, составление пар, соединение предметов линиями, применение эквивалентов, счет), но используют для сравнения более двух групп. Аналогичное сравнение переносится и на три, четыре числа: 1,2,3; 3,4,5; 5,6,7 и т.д. Это позволяет формировать представление о направленности ряда чисел, способах образования смежных данному числу, образованию какого-либо числа двумя способами (4+1, 6-1). Решению этих же задач способствует использование таких приемов как “числовая лесенка”.

Здесь уместно проводить работу по формированию простейших представлений о свойстве транзитивности отношений “больше”, “меньше” (если 1<2, 2<3, то 1<3).

Различие в количестве на 2, 3 предмета отмечается как более значительное, чем 1 и определяется как “намного больше”, “на несколько больше”.

4. В стар. гр детей продолжают учить различать числа по количественному и порядковому значению. Они упражняются в счете предметов в пределах 10 со сменой направления счета. Считают по порядку слева направо, справа налево в зависимости от условий, убеждаются, количественный счет не зависит от направления, порядковый – зависит.

5. Дети осваивают количественный состав чисел в пределах 5 из отдельных единиц. Эта работа проводится с использованием предметных действий детей.Такие упражнения раскрывают детям количественный состав чисел из единиц, а отсюда отношения часть-целое (количество единиц определяется числом и, наоборот число определяется несколькими его единицами).

6. В старшей группе дети учатся делить целое на части. Это необходимо в качестве пропедевтики к усвоению долей и дробных чисел в школе, способствует пониманию детьми элементарных отношений: больше, меньше, равно. Деление осуществляется практическим путем складывания и с последующим разрезанием фигуры с использованием игровых ситуаций. В ходе обучения у детей формируется понимание половины, как части целого, деленного на две равные части; четверти.

7. С целью подготовки детей к счету групп, ознакомлению с арифметическими действиями, познанию зависимостей между целым и частью в старшей группе проводятся упражнения в делении совокупностей из 4,6,8,9,10 предметов на группы по 2,3,4,5 предметов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.18 (0.009 с.)