Формирование у детей ДУ представления о времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование у детей ДУ представления о времени.



Все меры вр. (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представл. опред. систему вр-х эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство дет. с единицами измерения вр. должно осущ. в строгой сист. и послед-ти.

Ознак. дет. с частями суток начин. со 2мл.гр.– надо науч. дет. различать и обозначать словами все 4 части суток. Конкретным определителем вр. для дет. явл. их собственная деят. Поэтому, обучая дет., надо насыщать части суток конкретными, существенными признаками детской деят., называя соответствующее вр.. Ознак. с частями суток след. начать с беседы о личном, конкретном опыте детей. В-ль может задать такие?: «Д, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро! Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в д/c? Что вы делаете утром в д.с.?» Закрепление умений определять части суток следует осущ. на зан., показывая дет. карт. с изображ. постоянных видов деят., характерных для каждой части суток, и обсуждая вопрос: «Когда это бывает?» На послед. зан. задание усложн., предложив выбрать из нескольких картинок те, на кот. нарис., что бывает в какой-либо один из периодов суток. Для закрепл. зн. – чт. отрывков из рассказов, стихотв., в кот. описыв. характерные для каждой части суток практические действия.

В ср.гр. – закрепить умения назыв. части суток, углубить и расшир. их представл. об этих отрезках вр., постоянно обращая вним. на разнообр. явления, характерные для кажд. части суток. Можно показать, что происх. и чем заним. утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взр. С этой целью можно исп.карт. с более шир. содерж.: школьники утром идут в школу. Когда дети отчетливо усвоят названия частей суток: научатся опред. по характерной деят. и объективным показателям и правильно наз. каждую из них, можно приступить к уточнению знаний о послед-ти частей суток.

В конце года целесообразно раскрыть значение слова сутки. Не давая количественной хар-ки этой меры (24 часа), можно объяснить прод-ть суток, используя части суток. После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событии поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и, наконец, что его показывали вчера.

В ст.гр. знакомят дет. с днями недели. Работу начин. с беседы: «сутки еще называют словом – день. Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из дней имеет свое название.»

 

7Характеристика компонентов образовательной области «Элементарные математические представления

Количество и счет. Основные понятия: разные виды счета (количественный, порядковый), различные анализаторы, дидактический материал на разных этапах обучения. Специфика деятельности счета заключается в том, что сосчитываются конкретные множества (предметы, звуки, движения), воспринимаемые различными анализаторами.

Овладение счетом основано на представлениях о свойствах и отношениях равенства и неравенства (больше - меньше) столько – же, поровну, одинаково. Начиная работу по обучению счету следует подвести ребенка к пониманию образования числа на основе сравнения множеств, помощь овладеть процессуальным и итоговым счетом, научить различать и использовать количественный и порядковый в разных видах деятельности.

Величина. Основные понятия: величина предметов, действия наложения и приложения, с помощью предмета-посредника, мерки. Общее понятие величины включает в себя ряд более конкретных понятий, таких как длинна, ширина, высота, толщина, масса, площадь. Особенность величины заключается в том, что ее можно измерить и выразить числом. Величина характеризуется следующими свойствами: сравнимостью, относительностью, изменчивостью, транзитивностью, ассоциативностью.

Геометрические фигуры и форма предметов. Основные понятия: геометрические фигуры, алгоритм обследования геометрических фигур, дедуктивный и индуктивный способы формирования обобщающих понятий (четырехугольник, многоугольник). Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма – это ограничение предмета в пространстве, все точки соприкосновения предмета с пространством. Форма – это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство, которое помогает отличить один предмет от другого.

С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира.. Форма воспринимается зрительно- осязательно – двигательным путем.

Пространство. Основные понятия: ориентировка в пространстве на себе, от себя, от других объектов. Ориентировка в двухмерном пространстве (на листе бумаги). В общем понимании в понятие пространственной ориентации включается: оценка расстояния, размера, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося, т.е. ориентировка на местности. Это:

- определение «точки стояния», т.е. своего местонахождения по отношению к окружающим объектам (людям), например, «Я стою справа от окна»;

- определение местоположения объектов относительно человека, - определение пространственного расположения одного объекта относительно другого, пространственных отношений между ними, «справа от куклы, сидит мишка, а слева лежит мяч». Одним из основных условий развития умения ориентироваться в пространстве является движение

Время. Основные понятия: части суток, «вчера», «сегодня», «завтра», представление о днях недели, о месяцах и порах года. Система представлений «год». Время является одной из форм существования материи, оно реально, объективно, независимо от человеческого сознания. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует жизнь и деятельность человека. Время как объективная реальность характеризует длительность и темы протекания реальных процессов, а также их последовательность.

 

8. Значение, цели и задачи формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Методическая система формирования элементарных математических представлений (далее – ФЭМП) представлений у дошкольников включает следующие компоненты и взаимосвязи между ними: цели и задачи МФЭМП у дошкольников; содержание элементарных математических представлений; методы ФЭМП у дошкольников; средства ФЭМП у дошкольников; формы организации ФЭМП у дошкольников.

Цели теории и методики ФЭМП у детей дошкольного возраста.

Цель – воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста.

Развитие у детей логического мышления и умений ориентироваться в окружающем пространстве (как в природном, так и в социальном его смысле).Математические знания, умения и навыки дают возможность развивать сенсорику, память, внимание, представления, логику, формируют уменияпользоваться математической лексикой.

Задачи теории и методики ФЭМП у дошкольников:

- обеспечить познавательное развитие воспитанников дошкольных учреждений в процессе усвоения компонентов образовательной области «Элементарные математические представления»;

- формировать интерес к математическим отношениям в окружающей среде;

- развивать деятельность различных анализаторов, которые обеспечивают восприятие множеств на слух, зрительно, осязательно;

- пополнить словарь ребенка математическими терминами;

- развивать мыслительные операции классификации и сериации на основе сравнения предметов и объектов по 1–4 признакам (величина, форма,цвет, содержание, количество);

- стимулировать самостоятельность, познавательную активность, творческий подход к решению различных проблем;

- формировать специфические практические и умственные действия: обследование, сравнение (наложение, приложение, примеривание), счет ивычисление, контроль и самоконтроль.

Кроме этого, основными задачами математического развития детей являются:накопление дошкольниками знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; формирование начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях; формирование умений и навыков в счете, вычислениях;овладение детьми математической терминологией; развитие у детей познавательных интересов и способностей, умственное развитие ребенка в целом.

Значение ФЭМП в развитии личности дошкольника заключается в следующем:

- формирование математических знаний для социализации личности ребенка;

- формирование познавательных и умственных умений выполнять мыслительные операции: анализ – синтез; умение абстрагироваться от несущественных признаков; умение сравнивать и обобщать выделенные признаки;

- умение проводить аналогии с уже известными и освоенными понятиями и действиями;

- развитие основных логических приемов умственной деятельности;

- развитие мелкой моторики.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.78 (0.011 с.)