Характеристика компонентов методической системы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика компонентов методической системы формирования элементарных математических представлений у дошкольников.



Образовательная область «Элементарные математические представления» включает следующие компоненты: «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры и форма предметов», «Пространство», «Время».

Количество и счет. Основные понятия: разные виды счета (количественный, порядковый), различные анализаторы, дидактический материал на разных этапах обучения. Одной из важнейших задач предматематической подготовки детей дошкольного возраста является обучение счету. Счет – это деятельность с присущей всякой деятельность с присущей всякой деятельности компонентами: наличием цели, средства и результата. Цель – определить мощность множества, ответить на вопрос сколько? Средством является операция считывания, а результатом – итоговое число. Сущность деятельности счета заключается …… Специфика деятельности счета заключается в том, что сосчитываются конкретные множества (предметы, звуки, движения), воспринимаемые различными анализаторами. Устное название слов – числительных по порядку не есть счет, т.к. отсутствует цель и нет результата.

Особую роль в развитии счетной деятельности имеют двигательный и речевой компоненты. На начальном этапе присутствует развернутое внешнее действие, ребенок дотрагивается до предметов, передвигает их, указывает пальцем, движением головы, делает обобщающий жест в виде кругового движения. Громкое проговаривание слов – числительных, помогает раздробить множество, более четко выделить каждый элемент, и вместе с движением осознать, что последнее слово – числительное относится ко всему множеству и является итоговым числом.

Обучение детей счету является сложным и длительным процессом. Эта работа требует от взрослых настойчивости, последовательности и системности. Обучение дошкольников счету будет более успешным, если будет использоваться разные формы, методы, и средства. Разрешение проблемных ситуаций, игры и упражнения, учебно-познавательные книги и рабочие тетради, творческие задачи, экспериментирование, моделирование, схематизация стимулировать естественную активность познания ребенком чисел и цифр, развивать познавательный интерес, воспитывать ценностное отношение к познанию.

Овладение счетом основано на представлениях о свойствах и отношениях равенства и неравенства (больше - меньше) столько – же, поровну, одинаково. Начиная работу по обучению счету следует подвести ребенка к пониманию образования числа на основе сравнения множеств, помощь овладеть процессуальным и итоговым счетом, научить различать и использовать количественный и порядковый в разных видах деятельности.

Величина. Основные понятия: величина предметов, действия наложения и приложения, с помощью предмета-посредника, мерки. Понятие величины рассматривается в математике как одно из основных, фундаментальных математических понятий. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении развития человеческого общества претерпело ряд изменений, обобщений конкретизаций.

Величина – одно из свойств окружающих объектов, по которому их различают. Общее понятие величины включает в себя ряд более конкретных понятий, таких как длинна, ширина, высота, толщина, масса, площадь. Особенность величины заключается в том, что ее можно измерить и выразить числом. Величина характеризуется следующими свойствами: сравнимостью, относительностью, изменчивостью, транзитивностью, ассоциативностью.

Познание величины как пространственного признака предмета тесно связано с восприятие – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. Но познание величины осуществляется не только на основе восприятия, обследования, но и на основе включения специальных слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Геометрические фигуры и форма предметов. Основные понятия: геометрические фигуры, алгоритм обследования геометрических фигур, дедуктивный и индуктивный способы формирования обобщающих понятий (четырехугольник, многоугольник). Трансфигурация. Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма – это ограничение предмета в пространстве, все точки соприкосновения предмета с пространством. Форма – это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство, которое помогает отличить один предмет от другого.

С помощью геометрических фигур проводится анализ окружающего мира. Удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм. В системе геометрических фигур сконцентрирован обобщенный опыт сенсорной деятельности человека. Форма воспринимается зрительно- осязательно – двигательным путем.

Пространство. Основные понятия: ориентировка в пространстве на себе, от себя, от других объектов. Ориентировка в двухмерном пространстве (на листе бумаги). Пространство – это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность. В общем понимании в понятие пространственной ориентации включается: оценка расстояния, размера, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося, т.е. ориентировка на местности. Это:

- определение «точки стояния», т.е. своего местонахождения по отношению к окружающим объектам (людям), например, «Я стою справа от окна»;

- определение местоположения объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, «окно справа, а дверь слева от меня»;

- определение пространственного расположения одного объекта относительно другого, пространственных отношений между ними, «справа от куклы, сидит мишка, а слева лежит мяч». Одним из основных условий развития умения ориентироваться в пространстве является движение. При передвижении пространственная ориентация происходит постоянно; человек выбирает маршрут, сменяет направление, планирует способ передвижения и т.д.

Время. Основные понятия: части суток, «вчера», «сегодня», «завтра», представление о днях недели, о месяцах и порах года. Система представлений «год». Время является одной из форм существования материи, оно реально, объективно, независимо от человеческого сознания. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует жизнь и деятельность человека. Время как объективная реальность характеризует длительность и темы протекания реальных процессов, а также их последовательность.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку, т.к. дает возможность успешно овладеть разными видами деятельности, нормально развиваться, познавать окружающий мир. Развитие временных представлений у детей является показателем интеллектуальной готовности к школе. Умение ориентироваться во времени позволяет лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать ее, а это в свою очередь благоприятно влияет на развитие таких положительных качеств как самостоятельность, организованность, собранность, целеустремленность, целенаправленность и т. д.

В игровой, бытовой, трудовой, учебной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий. Учитывать фактор времени. Время очень сложный объект познания. Освоение времени ребенком проходит медленно и трудно. Причины этого: - своеобразие времени как реальности - несформированность механизмов познания времени ребенком - небольшой срок проживания во времени.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.30 (0.008 с.)