Характеристика методики фэмп у дошкольников как науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика методики фэмп у дошкольников как науки.



Методическая система ФЭМП у дошкольников включает следующие компоненты и взаимосвязи м/у ними: цели и задачи методики ФЭМП у дошкольников; содержание; методы.; средства; формы организации.

Цель – воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Развитие у детей логического мышления и умений ориентироваться в окружающем пространстве. Математические знания, умения, навыки (ЗУН)дают возможность развивать сенсорику, память, внимание, представления, логику, формировать умения пользоваться математической лексикой.

Задачи:

-обеспечить познавательное развитие воспитанников -в ДУ в процессе усвоения компонентов образовательной области «ФЭМП»;

- формировать интерес к математическим отношениям в окружающей среде; развивать деятельность различных анализаторов, которые обеспечивают восприятие множеств на слух, зрительно, осязательно; пополнить словарь ребенка математическими терминами; развивать мыслительные операции, классификации и сериации на основе сравнения предметов и объектов по 1-4 признаку (величина, форма, цвет, содержание, кол-во); стимулировать самостоятельность, познавать активность, творческий подход к решению различных проблемных ситуаций; формировать специфические., практических и умственные действия: обследование, сравнение (наложение, приложение, примеривание), счет и вычисление, контроль и самоконтроль.

Содержание учебной программы:Образовательная область «ФЭМП» включает следующие компоненты: «Кол. и счет», «Величина», «Геометрические фигуры и форма предметов», «Пространство», «Время».

 

10. Задачи формирования элементарных математических представлений у воспитанников различных возрастных групп дошкольных учреждений.

Основными задачами математического развития детей являются:

· накопление дошкольниками знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;

· формирование начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях;

· формирование умений и навыков в счете, вычислениях;

· овладение детьми математической терминологией;

· развитие у детей познавательных интересов и способностей, умственное развитие ребенка в целом.

 

11. Методика ознакомления воспитанников дошкольных учреждений с цифрами.

Цифра - это лишь символ, знак числа, и в этом ее главная роль. Необходимо помнить, что цифры -- понятие вторичное, на формирование процесса счета умение различать цифры не влияет: считают предметы, а не цифры.

Основные цели работы педагога при знакомстве детей с цифрами:

· научить детей узнавать образ цифры в различных изображениях (печатная цифра, письменная цифра, стилизованная цифра типа цифры на почтовом индексе и т. п.);

· научить детей соотносить слово -- числительное и цифру. Полезно учить детей запоминать контур цифры не только визуально (глазами), но и двигательно-осязательно (кинестезически).

Для этого используют изображения цифр, вырезанные из мелкой наждачной бумаги, которые дети обводят пальцем по ходу письма цифры.

Вопрос о месте нуля среди других чисел является важным для правильного формирования представления о натуральном ряде. При этом не стоит располагать последовательность цифр 0123456789 на стене группы для того, чтобы она часто попадалась на глаза ребенку. Ребенок фиксирует (запоминает) ряд в таком виде, будучи убежден, что нуль -- первое число в ряду, т. е. что нуль -- натуральное число. В дальнейшем этот стереотип бывает трудно преодолеть.

Дети легко усваивают цифры. Особое внимание следует обратить лишь на те, между которыми имеется некоторое сходство; для их различения требуется более тонкая дифференцировка, например: 1, 4, 7 или 2 и 5, или 6 и 9, или 3 и 8. Поэтому цифры целесообразно изучать не по порядку, а соединяя в группы по начертанию. Например, одно из занятий воспитательница посвящает цифрам 1 и 4, в соответствии с которыми дети подбирают количество предметов. Сравнивая цифры 1 и 4, дети описывают их различия, «рисуют» в воздухе.

На следующем занятии дети работают с цифрами 1 и 4 и знакомятся с новой цифрой 7, сопоставляя ее начертание с начертанием уже известных им цифр 1 и 4. Цифра 7 имеет тоже палочку, как и цифра 1, но она наклонная, а не прямая, слева у нее наверху как бы небольшая волнистая линия, примыкающая к палочке, иногда палочка пересекается еще небольшой черточкой. «А чем же цифра 7 отличается от цифры 4?» -- спрашивает педагог. Дети, рассматривая цифры 4 и 7, обнаруживают между ними сходство и отличие. Затем следуют упражнения па различение этих трех цифр и образование их связей с числами.

Следующее занятие может быть посвящено знакомству с цифрами 2 и 5, начертание которых также анализируется и сравнивается. Обращается внимание детей на то, что у цифры 2 кружок слева вверху, а у цифры 5 полукруг внизу справа и что у цифры 5 имеется наверху волнистая линия, как у цифры 7, а у цифры 2 такая же линия внизу.

Так же анализируется начертание цифр 6 и 9, подчеркивается, что кружок расположен у цифры 6 внизу, а у цифры 9 наверху и обращены они в разные стороны. Наконец, дети знакомятся с начертаниями цифр 3 и 8, различие которых в том, что цифра 8 состоит из двух овалов, а цифра 3 -- из двух открытых слева полуовалов.

 

 

12. Содержание образовательной области «Элементарные математические представления» в учебной программе дошкольного образования.

Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Задачи: развивать: сенсорные представления, психические процессы; формировать: первичные представления о количественных и пространственных характеристиках окружающих объектов; способы: сопоставления единичных предметов и групп; сравнения двух предметов по высоте и по величине в целом; подбора предметов по форме, величине, цвету; воспитывать интеллектуальные чувства (радость по поводу открытия нового)

.Количество и счет Формировать: представления о количественных характеристиках объектов окружающего мира (игрушки, книги, предметы посуды, фрукты, овощи) – много, один; умения: группировать предметы по одному признаку (цвету, величине, принадлежности к понятию); отвечать на вопрос Сколько? словами один и много, различать группы объектов (много) и единичные объекты (один); понимать значение слов один и много.

Величина Формировать умения различать, практически (наложением, приложением) сравнивать и на этой основе определять такие величинные характеристики окружающих предметов, как большой, маленький, высокий, низкий.

Пространство Формировать: первоначальные представления о собственном теле (части тела, части частей тела); умения определять пространственное расположение частей тела (голова, ноги, руки, шея, пальцы, глаза, нос, рот, лоб, брови, уши): узнавать и показывать их на себе, взрослом, кукле

 

13. Отечественные и зарубежные концепции предматематической подготовки детей дошкольного возраста

В России в 18-м веке Л. Ф. Магницкий (1669-1739) создал учебник математики «Арифметика – сиречь наука числительная» (1703), в котором предлагал обучать детей нумерации, групп, формировать понимание десятка как единицы счета, учить действиям сложения и вычитания. Русский мыслитель 19-го века Л. Н. Толстой издал в 1872-м году «Азбуку», одной из частей которой является «Счет», в которой он предлагал учить детей считать вперед и назад в пределах ста и знакомить детей с цифрами, а обучение осуществлять через игру. Немецкий педагог 19-го века Ф. Фребель (1782-1852) в системе сенсорного воспитания рассматривал вопросы ознакомления детей с геометрическими формами, величинами, счетом, измерением, сериацией предметов по размеру, весу и др. Им создано пособие «Дары» (строительные детали) для развития строительных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений. Итальянский педагог 19-го–20-го веков М. Монтессори (1870-1952), опираясь на идеи самовоспитания и самообучения, считала необходимым создание специальной среды для формирования элементарных математических представлений. Для этого предлагала использовать счетные ящики, связки цветных бус, нанизанных десятками, счеты, монеты. Рекомендовала формировать представления о числах в пределах тысячи, о цифрах, геометрических фигурах, величинах.

первые фундаментальные научные педагогические и психологические исследования, которые повлияли на разработку концептуальных идей предматематической подготовки и развития дошкольника (К.Лебединцев, Н.Менчинская, Г.Костюк и др.);

теоретическая и методическая концепция А.Леушиной

 

 

14 Этапы становления и развития теории и методики фэмп у дошкольников Методика фэмп выделилась из дош.пед. и стала самостоятельной наукой, пройдя длительный путь развития. Предметом ее исследования на современном этапе является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у детей в условиях дошкольного образования. Данная методика решает широкий круг задач:§ научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных, геометрических и величинных представлений детей в различные возрастные периоды дошкольного детства;§ определение фактического содержания математического материала для детей дошкольного возраста;§ совершенствование содержания материала по формированию эмп на основе современных научных данных;§ разработка и внедрение в практику дош-ых обр-ых учреждений эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса мат-го развития;§ преемственность программного материала по развитию эмп в дошкольном образовательном учреждении и начальных классах школы;§ разработка содержания подготовки специалистов, способных осуществлять математическое развитие ддв на основе современных требований;§ разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по математическому развитию детей в условиях семейного воспитания.Вопросы математического развития ддв своими корнями уходят в классическую и народную педагогику, ярчайшими представителями которой были и остаются Я. А. Коменский, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие.В настоящее время специалисты выделяют три этапа развития методики фэмп у ддв: первый — эмпирический; второй — период становления теории и методики математического развития дошкольников в СССР; третий характеризуется разработкой системы фэмп дошк. (А.М. Леушина, 3. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр и др.). Можно выделить и четвертый этап, который начал оформляться в последнее десятилетие XX столетия и в начале третьего тысячелетия. Для этого этапа характерен комплексный подход к фэмп у ддв на основе целостной «картины мира».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.115.118 (0.016 с.)