Тема 6. Лекция 6. Идейно-нравственное обоснование деятельности сотрудников пожарной охраны. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Лекция 6. Идейно-нравственное обоснование деятельности сотрудников пожарной охраны.



Содержание лекции № 6:

1. Этика как методологическая основа нравственного воспитания личного состава МЧС.

2. Роль научного этического мировоззрения в формировании нравственной личности, создании предпосылок нравственного самовоспитания.

3.Сущность и особенности нравственного воспитания.

1. Этика как методологическая основа нравственного воспитания личного состава МЧС.

Нравственное воспитание является предметом ряда наук. Какую роль может выполнять этика как философская наука в решении практических вопросов нравственного воспитания человека? Этика является результатом глубинного осмысления природы и многообразных проявлений морали, общественной и индивидуальной нравственности.

Она не только научным способом создает систему обобщений и выводов. Проникновение в суть моральных явлений идет настолько своеобразным путем, что отбор и развертывание методов этического анализа является относительно самостоятельной задачей. Поскольку мораль выступает внутренней характеристикой мира человека в целом, его духовно-нравственной культуры, постольку набор методов, которые в состоянии ее выразить, необычайно велик. Этика определяет специфическую меру взаимодействия методов в широком диапазоне, начиная с сугубо философского и общенаучного инструментария и кончая способами обыденно практического освоения действительности. Таким образом, сам подход делает этику наукой философского порядка и определяет ее как методологию относительно всего комплекса теоретических и практических вопросов нравственной жизни. Будучи методологией философского плана, этика формирует мировоззренческие основы повседневного познания и практики, творчества, общественной нравственности и морального облика. Методология этического рассмотрения становится тем самым и методологией организации воспитательного процесса. Этика сама является существенным элементом нравственного опыта и духовной культуры людей. Практически весь специфический категориальный аппарат науки этики является одновременно и понятийным каркасом морального сознания. Мысли о справедливости, долге, достоинстве, добре не просто представляют собой теоретические формулировки, но и дают нам практические ориентиры, определяют систему моральных побудителей к действию. Причем очень важно учесть, что «слияние» точек зрения этической теории и позиции морального сознания происходит не на житейско-ситуационном уровне, а в плоскости мировоззренческого истолкования человеческого мира. Этическая теория не только отражает повседневный опыт, но и в определенной мере обусловливает его. Верность этического взгляда измеряется не только тем, насколько истинны наши знания о морали, но и тем, насколько глубоко мы проникаем с его помощью в толщу социальной жизни. Притягательность этики заключена еще и в том, что она есть знание о действительных механизмах общественной жизни, о состоянии нравов и преобразовании поведенческих моделей. Как философская наука она и объясняет предмет, и пытается определить пути изменения нравов, культивирования человечности в людях.
Методика воспитательного процесса является предметом не этики, а педагогики. Хотя этическая теория не может не влиять на организацию процесса воспитания. Так, понимая под моралью способ духовного освоения действительности, мы неизбежно будем тяготеть к нравственному воспитанию в виде просвещения, моралистической проповеди, самообразования и т.д. Если же мы склонны видеть в морали главным образом регулятор нормативного поведения, то естественным будет организовывать воспитательную работу на базе моральных авторитетов и нравственных примеров.
Этическая теория занимается прежде всего содержанием, а не процессом нравственного воспитания, ее нельзя оторвать от педагогики, которая призвана ответить, что и зачем необходимо формировать в человеке и в общественных отношениях, как и почему складываются те или иные моральные качества человека, черты общественных нравов. Без глубоких знаний всех этих вопросов организация воспитания нравственной личности невозможна.
Другим важным каналом влияния этики на теорию и практику нравственного воспитания является решение вопроса о природе и возможностях формирующего влияния на человека. У нас пока, к сожалению, теория нравственного воспитания, хотя и создается, как говорят, «на научной основе», но часто носит схоластический характер. Каждый, кто когда-либо сталкивался с решением воспитательных задач, не может без раздражения не вспомнить о «любви» организаторов нравственного воспитания к созданию отвлеченно идеальных моделей бесплодных воспитательных систем. Этика, вырабатывая знания о реальных нравственных процессах, заставляет обращать внимание на практику как на критерий истинности педагогических методик, обозначает четкие границы реальности воспитательного процесса, учит выявлять его реальные закономерности, напоминает, что нельзя изменять человека в любом направлении, вырабатывать у него какие угодно моральные качества, прививать ему любовь и преданность любому провозглашенному принципу. Нравственное поведение имеет свою объективную логику под стать причинным процессам в природе. Наконец, этика, проникая в природу и внутреннюю структуру морали, выражая ее логику, тем самым высвечивает и логику становления индивидуальной нравственности. Каждый человек в своем индивидуальном нравственном становлении в общих чертах повторяет весь тот путь, который проходит нравственность социального слоя, народа в своей истории. Стало быть, научное понимание генезиса морали, ее истории, внутренних механизмов развития есть одновременно и методологическая база для описания основных тенденций воспитательного процесса на любом уровне конкретной социально-исторической действительности. Нравственность человека не просто соответствует нашим запросам, она вообще реальна только тогда, когда осознаются и приведены в действие все ее уровни, начиная с элементарных житейских, бытовых привычек и кончая возвышенными идеалами. Нравственность человека живет по принципам организма: в ней нет отсутствующих звеньев. Когда мы говорим о примитивной, неразвитой нравственности, то под этим вовсе не следует понимать, будто в ней нет всего набора уровней. Задача нравственного воспитания — насытить эти уровни богатством поведенческого опыта и склонностями к мировоззренческому анализу, стандартами морального выбора и благородными помыслами. С этой точки зрения этика как мировоззрение и методология формирования личности занимает «высшие страты» не только научного познания личности, но и ее индивидуальной нравственности. Степень нравственности человека возрастает в зависимости от того, какой конструктивной силой обладают его решения и поступки, насколько смысл его поступка может стать моральным примером для всех. Эта степень напрямую зависит от развитости морального сознания личности, глубины и богатства ее мировоззрения.
Известно, что предметом труда сотрудника правоохранительных органов является прежде всего человек, взятый в его социальных характеристиках, причем нередко речь идет о судьбе человека. Нуждается ли в таком случае в доказательстве мысль, что и сам сотрудник обязательно выступает перед людьми в своих личностных, нравственных свойствах? Моральная подготовленность и эрудиция, надежность, способность к волевому воплощению моральных требований и многое другое являются существенным фактором, определяющим успех правоохранительной деятельности. При этом роль изучения этической теории для формирования нравственных установок в обеспечении работы с людьми, в выполнении многих профессиональных задач — несомненна.

Конечно, само по себе усвоение философско-теоретических знаний о морали не способно перевоплотить человека. Его нравственные качества далеко не всегда формируются образованием и интеллектуальным развитием. Но этика способна укреплять человека в сознании своей моральной правоты, учит строже подходить к своим нравственным установкам, критически относиться к свои мотивам и поступкам, однако при одном непременном условии — сочетании этического образования со стремлением к нравственному совершенствованию, к самостоятельному выстраиванию своего внутреннего, нравственного мира. Реализовать заложенный в теории нравственный воспитательный потенциал можно, только непрерывно и усиленно соотнося его с практикой — в этом суть как воспитания, так и самовоспитания личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.005 с.)