Проблемы взаимодействия морали и религии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы взаимодействия морали и религии



Мораль, как и религиозное сознание, регулирует социальные отношения, которые проявляются в нормах поведения. Религиозные нормы изложены в форме заповедей, поучений, притч. Они способствуют осмыслению проблем смерти и бессмертья, смысла человеческой жизни, природы и сущности добра и зла, справедливости, счастья и т.д.

Благодаря морали (теории морали) и религии формируются представления о моральных качествах и недостатках. Однако светская этика рассматривает возникновение, становление и развитие морали как естественно-исторический процесс, провозглашает творцом норм поведения людей Бога, который сотворил мир, владеет им, занимается всемирным порядком, противостоит хаосу, разрушению, деградации. Все нормы человеческой жизни обусловлены божественным порядком. Религия считает тело человека смертным, а душу бессмертной. При этом различные вероучения по-своему объясняют бессмертие души. Буддизм утверждает, что душа бессмертна, она лишь переселяется из одного тела в другое согласно принципу кармы. По христианским и мусульманским учениями души праведников попадают в рай, грешников - в ад. Светская теория морали провозглашает добро высокой абсолютной общечеловеческие ценности, стремление его наполняет жизнь человека смыслом, религиозная – творением Бога. Он - высочайшее совершенство, истина, добро.

Основные заповеди, которые признает религия, не противоречат принципам светской этики: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе", "Не убивай", "Не  прелюбодействуй", "Не кради", "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего", равно истолковывают они человеческие добродетели (милосердие, щедрость, правдивость, честность, справедливость, мудрость, терпение, умеренность) и моральные недостатки (гордость, скупость, зависть, лень, тунеядство и т.д.).

Религия – это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное. По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. С точки зрения богословско-теологического подхода религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом. С точки зрения философско-научного, материалистического в своей основе подхода религия является фантастическим, иллюзорным отражением действительности в сознании людей. Ее появление объясняется неспособностью людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений, добиться обычными методами действий желаемого результата или разрешения какой-либо сложной жизненной ситуации, заинтересованностью определенных общественных групп в существовании религии и церкви. Утверждается, что религия имеет временный, исторический характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.

Религия играет большую роль в жизни человека и общества. Она выполняет, во-первых, мировоззренческую функцию, так как содержит определенную картину мира, комплекс ценностей, идеалов и норм, то есть основных компонентов мировоззрения. Благодаря религиозному мировоззрению человек обретает смысл своей жизни, выводящий его за пределы обыденного приобретения и потребления материальных благ, ориентирующий на духовное развитие. Во-вторых, религия выполняет психотерапевтическую функцию, адаптируя людей к трудностям жизни. Она дает надежду на чудо, духовные силы преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть, так как страдания и смерть для религиозного человека наполнены определенным смыслом. В-третьих, религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Она дает людям общие ценности и цели, обосновывает и узаконивает существующие в обществе морально-правовые нормы ссылкой на их божественное происхождение, привлекает верующих к совместному участию в культовой деятельности и тем самым укрепляет социальное единство и порядок. Вместе с тем, религия играет в обществе не только положительную, но и отрицательную роль. Например, всевластие религии над другими формами культуры и духовным развитием людей ограничивает свободу художественного и научного творчества. Религиозные разногласия способствуют разжиганию вражды между людьми, ущемлению прав религиозных меньшинств, возникновению военных конфликтов.

В структуре религии выделяют религиозное вероучение, религиозный культ и религиозную организацию. Религиозное вероучение – это совокупность утвержденных религиозными организациями догматов и преданий о Боге, пророке-основателе религии, устройстве мира, правилах жизни человека и общества. Религиозное вероучение излагается в священных текстах (христианская Библия, мусульманский Коран и т.д.) и их канонизированных толкованиях. Религиозный культ – это обрядовые действия, совершаемые с целью установления контакта с предметом веры (молитвы, богослужения, праздники, посты и т.д.). Религиозная организация – это форма объединения верующих для координации культовой деятельности, сохранения и передачи религиозной информации. Типичной формой религиозной организации является церковь, в которой верующие разделяются на клир – иерархию профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паству – мирян, простых верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов.

В мире существует множество религий. Среди них принято выделять три мировые религии – буддизм, христианство, ислам (мусульманство), которые получили распространение в разных странах и у разных народов. Наряду с ними есть религии национальные (индуизм, конфуцианство, иудаизм и др.), местные и племенные, а также необозримое количество религиозных сект. Многие из этих сект возникли в 60-70-е годы ХХ века и получили распространение в США, Западной Европе и других регионах мира. Их появление связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире и обществе, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла жизни – все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, нового мировоззрения. Приверженцами нетрадиционных религий и культов является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и интерес ко всему новому, таинственному, непознанному. Следует отметить, что среди неокультов существует достаточное количество деструктивных сект, пребывание в которых может привести ее членов к серьезным психическим расстройствам и деградации личности.

4.Мораль и искусство.  Роль искусства в нравственном воспитании

Будучи формами общественного сознания, т.е. явлениями идеальными (нематериальными), мораль и искусство (их положительные разновидности) способствуют гармонизации и гуманизации отношений между людьми. Мораль и искусство ориентированы на будущее, поскольку моральное сознание проявляется в нормах желаемого поведения, а искусство - в идеалах, ориентированных на желаемое будущее. Часто они выполняют одинаковые функции. Так, искусство всегда выражало сложные и противоречивые проблемы нравственной жизни общества и личности, активно боролось за свободу, достоинство и счастье человека. Как средство духовно-практического освоения, искусство косвенно способствовало превращению ее в соответствии с принципами добра.

Между моралью и искусством есть и отличия. Мораль - достояние народа (человечества) создатели - отдельные люди, способны выражать эстетическое видение и переживание бытия с помощью художественных образов. Носителем моральных норм является общественное мнение, а эстетических идеалов - художники. Мораль как форма общественного сознания проявляется через нормы, правила, предписания поведения людей, искусство - через художественные образы. Мораль более консервативна, чем искусство, ведь ее нормы формируются на протяжении веков и очень редко пересматриваются. Искусство постоянно корректирует, уточняет свои идеалы, прибегая к новым художественным средствам, стилям, художественным образам. Мораль пользуется общими определениями, а искусство создает образы, где сочетается общее и индивидуально неповторимое, личностное искусство, распознает моральный смысл социальных проблем и противоречий, которые переживает общество.

Искусство один из важнейших элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В отличие от других сфер деятельности (род занятий, профессия, должность и т. д.) оно общезначимо, без него невозможно представить жизнь людей. Но, несмотря на древность искусства, его незаменимую роль в жизни человека, длительную историю эстетики, проблема сущности и специфики искусства до сих пор остается во многом нерешенной.

Искусство - это:

♦ искусственное, т. е. намеренно созданное человеком (противостоит природному);

♦ искусное, т. е. творчески и мастерски сделанное. Такая деятельность обладает эстетическим значением и способна порождать эстетические ценности;

♦ художественное творчество - особый вид социальной деятельности, продуктами которой являются специальные духовные эстетические

ценности; оно представляет собой самый узкий смысл слова «искусство», который и подлежит дальнейшему рассмотрению.

Искусство - вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Ф. М. Достоевский высказал идею о том, что потребность в красоте и творчестве, воплощающем ее, есть такая же потребность, как есть и пить и без нее человек не захотел бы жить на свете. Это означает, что для человека важна не столько жизнь сама по себе, сколько ее качественное содержание, эстетическая наполненность.

Ни один вид искусства не может существовать без материального воплощения. Живопись немыслима без красок и других материалов, музыка - без звуков инструментов и голоса. Но живопись не сводится к краскам, а литература - к буквам и бумаге. Материал в художественном творчестве - лишь средство для выражения духовного содержания произведений. Художник не зеркально копирует действительность, а пропускает ее через свой духовный мир, осмысливая свои переживания, знания и понимание окружающей действительности.

Искусство выступает в качестве предмета эстетики, так как существует в системе эстетического отношения человека к миру, являясь синтезом объективной и субъективной сторон этого отношения.

Эстетика изучает:

1) происхождение художественной деятельности в человеческом обществе;

2) структуру и общие закономерности развития искусства в его раз личных видах и направлениях;

3) особенности творческого процесса;

4) само произведение искусства, его восприятие и переживание;

5) значение искусства в жизни личности и общества.

Различные типы деятельности не подменяют функции искусства. Наоборот, искусство не заменяет ни одну форму деятельности человека, а специфически воссоздает, моделирует каждую из них. Иными словами, искусство — образная модель человеческой жизнедеятельности. Оно художественно воспроизводит и вместе с тем формирует внутренне единый и неповторимый мир человеческой индивидуальности.

Человек всегда пытался обрести устойчивую духовность с помощью искусства. Сущность искусства - в осуществлении гармонии. Искусство можно рассматривать как важнейшее средство гармонизации инстинктивного и разумного, стихийного и сознательного.

Искусство дает возможность ощутить моменты наибольшей полноты бытия, осуществить синтез телесного и духовного. Искусство является единственным средством, позволяющим уловить уникальность человеческого мгновения.

Органическую взаимосвязь морали и искусства древние греки выра­жали общим понятием «калагатия», смысл которого передает духовное родство этих форм общественного сознания, восприятия действительности и миропонимания. Основная мысль, характеризующая взаимосвязь морали и искусства кратко может быть выражена следующим образом: различие между ними заключается в форме отражения действительности, единство в их содержании и функциях. Эта мысль требует конкретизации.

С философской точки зрения содержание определяет форму, однако, одно и тоже содержание может быть воплощено в разной форме: сущность жизни одна, но необозримо разнообразие её форм. Это касается нравст­венной и эстетической сторон духовной жизни. И в искусстве, и в морали одно и тоже содержание выражается в различных формах. Содержание мо­рали составляет мир добра и зла, отраженный в нравственном сознании в форме конкретных этических понятий и связанных с ними чувств. Понять вещь, значит, иметь понятие о ней: понимание нравственной жизни выра­жается в этических понятиях.

Искусство отражает жизнь не в понятиях, а в художественных образ­ах. Любовь для искусства не понятие, не общее представление, а вырази­тельный художественный образ как, например, у Шекспира образ Ромео и Джульетты, в повести «печальнее нет на свете». Идея любви, как и другие нравственные понятия (справедливость, честь, долг, счастье, смысл жизни т.д.), в искусстве живут другой жизнью. Там они «оживают» в конкретно-чувственных образах - формах. Совершенная художественная форма дела­ет жизненными, реально ощутимыми, правдивыми нравственные идеалы, ценности, понятия. «Искусство порождает мир как нечто духовное и как данное для созерцания... Муза делает образы духа внешне наглядными, зримыми и слышимыми».

Конкретно-чувственная, образная форма выражения нравственной идеи придает ей эстетическую одухотворенность, свойство прекрасного или безобразного. Если в морали поступок человека оценивается добрым или злым, то в искусстве он воспринимается как прекрасный или без­образный, окрашенный в лирические, трагические, драматические, нос­тальгические тона. В искусстве жизнь отражается не зеркально, а в творческих усилиях человека, в трудных поисках истины, благодаря чему возни­кают критически-познавательная, конструктивная, компенсационная и воспитательная функции искусства. В этих функциях находит конкретное отражение взаимосвязь искусства и морали.

Критически-познавательная функция искусства связана с тем, что оно способно аналитически оценивать различные проблемы и стороны че­ловеческого существования, видеть и раскрывать смысл человеческого существования, его надежды, отчаяние, веру. Причем, эстетический анализ человеческой экзистенции осуществляется, как правило, нравственным способом, через призму должного и сущего, с точки зрения того, что должно быть и что вопиюще противоречит добру, справедливости и чело­вечности. Внутренняя жизнь героев, драматургия произведения - это раз­вертывание в пространстве и времени, в сюжетах и лицах острых общест­венных и личных нравственных проблем. Критическая функция литерату­ры способна ориентировать мировоззрение человека на поиск правды жиз­ни, смысла и цены в ней добра и зла. В рамках искусства возникли различные формы нравственного ана­лиза жизни: трагедия, сюжетная линия которой является исследованием самого острого и непримиримого нравственного конфликта в судьбах лю­дей; комедия, оружием смеха, разящая отрицательные, отжившие стороны и явления действительности - пошлость и серость жизни; лирика - отраже­ние внутреннего мира человека, его переживаний; сатира - резкое обличе­ние социальных пороков, как, например, в саркастическом памфлете «Деньги» (М. Зощенко) в образе духовно и физически ничтожного вла­дельца магазина, приобретающего в свое частное владение ум, уважение, красоту, любовь, которых он не заслуживает

Конструктивная функция искусства выражается в создании худож­ником собственной версии мира. Как писал Альбер Камю, «Произведение искусства представляет собой некую конструкцию, как и мыслитель, по­гружается в работу, где и обретает единство с самим собой. Взаимное влияние автора и его произведения является важнейшей эстетической про­блемой». Мир искусства - это не реальный, а идеальный мир идей, соз­данный разумом, талантом, мастерством художника, поэтому он может быть и «фабрикой грез», островом мечтаний и духовным Освенцимом. «Строительный» материал для создания художественного образа - типичные нравственные черты и нормы поведения, характерные для данного эт­носа, социума. Поэтому созданный художественный образ аккумулирует и персонифицирует целый спектр различных нравственных отношений, цен­ностей, проблем. Таков, например, герой произведения Франца Кафки «Превращение» обычный коммивояжер Замза, олицетворяющий рабскую психологию и мораль, которого мало волнует его превращение в насеко­мое, его больше беспокоит то, что хозяин будет недоволен его долгим от­сутствием. Или образ ницшеанского Заратустры, воплотивший в себе ни­гилизм и бунтарство целой эпохи.

Мир искусства заманчив. Он зовет, он увлекает в другие дали, за границу повседневности скуки и серости, предлагает для души странствие в поисках самой себя. В этой связи возникает другая нравственная функ­ция искусства - компенсационная.

Компенсационная функция искусства. Искусство способно компен­сировать человеку то, что он не приобрел или потерял в жизни. Одиноче­ство, отсутствие взаимопонимания, дефицит человеческих чувств и отно­шений могут быть восполнены художественным произведением. Читатель может жить, чувствовать любить и ненавидеть в мире своих героев. Там негодовать, переживать, надеется, верить и любить. В мире иллюзий обре­тать и испытывать сокровенные чувства, реализовывать себя как нравст­венную личность.

Критически познавательная, конструктивная и компенсационная нравственные функции искусства соединяются и находят свое выражение в воспитательной функции.

Воспитательная функция искусства. Основное средство воспитания в искусстве изложено ещё в «Поэтике» Аристотеля. Это - катарсис, очи­щение души. Катарсис - освобождение тела и души от скверны, проказы, болезненных страданий широко использовалось в древнегреческом враче­вании. Аристотель первый придал понятию «катарсис» нравственно-эстетический смысл. Как писал великий древнегреческий философ, траге­дия совершает «путем сострадания и страха очищение подобных аффек­тов». Существуют два подхода к пониманию понятия «катарсис». Первый — психологический, (медицинская теория Я. Бернайса) согласно которому искусство, вызывающее повышенные эмоции - сострадание и страх, созда­ёт разрядку, ощущение облегчения, подобно слезам, сопровождающим го­ре. Другое понимание катарсиса, содержащееся в трудах немецкого писа­теля и философа Г.Э. Лессинга, - этическое. Очищение души связано с размышлениями и переживаниями человека по поводу тех жизненно-нравственных коллизий, которые затронули его душу и сердце.

Воспитательной функции искусства противостоит деструктивное, разлагающее нравственное сознание и стимулирующее низменные страсти людей псевдоискусство, в частности, современный постмодернизм в ис­кусстве, стремящийся покончить с культом разума, свободы, нравственно­сти. «Искусство», которое вместо долга и свободы культивирует произвол, вместо мысли - спонтанный поток сознания, вместо поиска истины - эмо­ционально-психологическое зомбирование, вместо логики - клиповость сознания, вместо нравственных ценностей - физиологические потребности, такое «искусство» находится не только вне морали, оно разрушает основы духовности и человечности.

Таким образом, подлинное искусство, в отличие от своего эрзаца -субкультуры, наряду с религией, является одной из форм существования морали. У искусства и морали одна «душа», одни человеческие идеалы и ценности. Известное выражение Достоевского «Красота спасет мир» имеет равное отношение к искусству и морали. Красота - это совершенная форма выражения нравственной идеи.

Вопросы для самопроверки:

1. Какое место занимает мораль в духовной жизни общества? Соотношение морали и права (сходство и различие). Мораль и право как практическое воплощение социальной справедливости.

2. В чем заключаются особенности взаимодействия морали и права в современную эпоху?

3. Каковы различия между политикой и моралью?

4. Какие проблемы возникают при взаимодействии религии и морали?

      5. Какую роль играет искусство в нравственном воспитании?

Литература:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.02 с.)