Роль научного этического мировоззрения в формировании нравственной личности, создании предпосылок нравственного самовоспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль научного этического мировоззрения в формировании нравственной личности, создании предпосылок нравственного самовоспитания.



Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора в переходные периоды истории закономерно возрастает. Это означает, в частности, что в процессе подготовки специалистов в современных условиях повышается роль их личных усилий в современном нравственном развитии. Не умаляя значения воспитательной работы, надо все же со всей определенностью сказать, что в силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной закалки сотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным специалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеждению, которое вырабатывается самостоятельно. Нравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда господствует принцип: «Я должен воспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, где действуют только по принципу: «Меня должны воспитывать». Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С ним связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и аморальным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы. Опыт показывает, что нравственные и профессиональные качества слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания.  

Недооценка роли самовоспитания ослабляет действенность воспитательной работы, приводит к разрыву между воздействием воспитателей и результатами этого воздействия. При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к трудной службе в правоохранительных органах страны и воспитанию подчиненного личного состава. Этим и определяется важность работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников. Нравственное самовоспитание — это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития сотрудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это — постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.
Нравственное самовоспитание слушателей, курсантов специальных вузов входит в общий процесс воспитания и самовоспитания всех членов общества.

Но вместе с тем оно обладает некоторыми особенностями, обусловленными характером и задачами службы в правоохранительных органах. К числу таких особенностей можно отнести то, что наряду с развитием общих личностных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано развивать качества не только профессионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчиненных. Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании.
Нравственное самовоспитание курсантов происходит в рамках воинского (военизированного) режима, жесткой регламентации и строгого уставного порядка, которые сами по себе выступают как важные условия и средства самовоспитания. Наконец, нравственное самовоспитание пожарных спасателей сопряжено с повышенным напряжением физических и духовных сил вследствие постоянного совмещения учебы и службы, связанной, порой, с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций. Нравственное самовоспитание — дело не только отдельного сотрудника, но и служебного коллектива (части, подразделения, учебной группы, малой группы, неформальной общности и т.д.). Индивидуальное и коллективное самовоспитание в оптимальном варианте гармонируют между собой и способствуют выработке социально и профессионально значимых качеств личности специалиста, его активной жизненной позиции, развивают у сотрудников чувство взаимной моральной ответственности, взаимовыручки, стимулируют усилия по овладению смежными специальностями и выработке навыков взаимозаменяемости. Задача командиров и начальников (профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности специалиста (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей — представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности. В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основные положения и принципы общечеловеческой морали и их проявление в сфере избранной профессии; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл, обретает уверенность в их истинности и жизненной необходимости; реализует моральные знания и убеждения в службе (учебе), общественной жизни и быту.
Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание — одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Условия, как известно, играют большую роль в любом процессе, но источником развития являются все же внутренние противоречия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, и это необходимо учитывать в процессе формирования личности специалиста правоохранительных органов. Действительное воспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, а образование — от самообразования. Исходя из этого, следует, в частности, определять и задачи воспитания в правоохранительных учебных заведениях: они должны давать будущим специалистам умение вырабатывать самим нравственные устои, побуждать и развивать в них желание совершенствоваться. Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться прежде всего как управление самовоспитанием. Это один из важнейших факторов формирования личности специалиста правоохранительных органов. Нравственное самовоспитание сотрудника — явление системное, оно имеет свою логику развития, закономерности и принципы реализации. Закономерности нравственного самовоспитания подразделяются условно следующим образом: внешние — обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом; внутренние — зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов. В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от социальной среды. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: индивиды могут культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения. В нравственном самовоспитании, как и во всех социальных процессах, закономерности не проявляются в «чистом» виде, а лишь в приближении, тенденции. Универсальная связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление в зависимости самовоспитания сотрудников правоохранительных органов от сплоченности и зрелости служебного коллектива. Это означает, что чем более сплочен и зрел коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический принцип — воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников. Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой. Деятельность, труд — основной источник формирования личности. Труд как целесообразная деятельность — объективная основа нравственного самовоспитания, генератор всех личностных качеств. Эту деятельную сущность самосовершенствования следует особо освоить сотрудникам: нравственное самовоспитание осуществляется сугубо в деятельности: в напряженной учебе, общественно-полезной работе, на службе, в быту на отдыхе — всюду. Существует закономерная зависимость нравственного самовоспитания от деятельности. Зависимость — прямо пропорциональная: всесторонняя и гармоническая жизнедеятельность — основа самовоспитания всесторонней и гармонической личности, однобокая жизнедеятельность — залог уродливого самовоспитания. Нравственная деформация человека возрастает в той мере, в какой растет неприятие труда. Особо важную роль в развитии нравственного самовоспитания играет творческая деятельность, к которой в полной мере относится и служба в правоохранительных органах. Творчество специалиста этих органов — высшая, наиболее активная и продуктивная основа его самовоспитания, возникающая в результате сложного соотношения труда, познания и общения. Творчество требует фантазии, самостоятельности, активности, повышенной интеллектуальной и эмоциональной напряженности, оперативности мышления, преодоления догматизма. Самоанализ всех этих проявлений человека и означает начало выработки их у себя. Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств; принцип опосредованного импульса — введение субъекта нравственного самовоспитания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. Еще Аристотель говорил, что нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество. Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Успех в нравственном самовоспитании идет рука об руку с ростом знаний. Иначе говоря, самовоспитание зависит не только от самопознания, но и от познания окружающей действительности — от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры индивида вообще. Образованный человек, отмечал Гегель, чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством. Развитие способности господствовать над самим собой, управлять своей собственной жизнью органически связано с развитием духовной культуры личности. Уровень достигнутой культуры человека становится действенным фактором его дальнейшего совершенствования. Развитие интеллекта и самосознания, нравственных и эстетических чувств, воли и характера специалиста правоохранительных органов во многом зависит от его общей культуры. Существует прямая зависимость нравственного самовоспитания сотрудника от его культурного развития в широком смысле этого понятия. Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания сотрудника от уровня его культуры вытекает принцип: для успехов в нравственном самовоспитании следует активнее приобщаться к общечеловеческим культурным ценностям. В истории общества действует закон расширения и возвышения потребностей. Этот закон применим и к потребностям в нравственном самосовершенствовании. Если какая-либо потребность человека не удовлетворена, то он находится в состоянии недовольства, а это, как правило, побуждает к самовоспитанию. Из закономерной зависимости самовоспитания от потребностей вытекает один из важных принципов развития самовоспитания и руководства им — принцип форсированного формирования разумных потребностей специалиста. При этом особое значение принадлежит формированию перспективных, общественно и лично значимых прогрессивных потребностей. К их числу можно отнести и потребность в самовоспитании: «Самая существенная, самая человеческая потребность в человеке, — по замечанию К.Д. Ушинского, — есть потребность совершенствования развития». Здесь также ярко проявляется диалектика: нравственное самовоспитание зависит от потребностей, потребности — самовоспитываются. Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.
К числу внутренних закономерностей относится и такая, как единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совершенствование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерно связаны с целями самовоспитания. Цель человека определяет средства и способы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспитания. Человек характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы самовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только тогда, когда их характер соответствует характеру цели. Благородные цели не могут реализоваться порочными средствами и методами. Если для осуществления цели требуются дурные средства, то такая цель не может быть высокой и справедливой.
Нравственное самовоспитание объективно обусловливается не только социальной средой, но и биологической природой человека. Выдающийся  физиолог И.П. Павлов сформулировал закон соответствия организма окружающей среде, согласно которому человек может существовать до тех пор, пока он уравновешивается с окружающими условиями путем саморегуляции. «Наша система, — писал он, — в высшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающаяся, направляющая и даже совершенствующаяся». Самовоспитание есть высшее проявление и дополнение биологической саморегуляции. Биологическая и социальная стороны самосовершенствования тесно связаны между собой, обусловлены друг с другом, что может быть выражено закономерностью единства социального и биологического в самовоспитании. Интенсивный процесс социализации вообще и самовоспитания, в частности, оказывает существенное влияние на биологическую природу человека и на его физиологическую саморегуляцию (воздействует на среднюю продолжительность жизни, общие физические показатели, устраняет расовые различия и т.д.). В той же мере биологическое воздействует на социальное, в том числе и на самовоспитание. Закономерная связь нравственного самовоспитания как социального явления с биологической природой человека носит диалектический характер: самовоспитание не только вырастает из биологической саморегуляции, определяется ею, но и оказывает на нее существенное влияние. Таковы некоторые закономерности и принципы развития нравственного самовоспитания человека вообще и сотрудника правоохранительных органов, в частности. Эти закономерности носят объективный характер, они так или иначе пробивают себе дорогу: стихийно или сознательно. Важно устранять моменты стихийности, вооружать сотрудников знанием закономерностей и принципов собственного развития. Реализация названных закономерностей происходит не самотеком, а требует волевых усилий, инициативы и творчества, применения определенных методов. В процессе самопознания и нравственного самовоспитания используются многочисленные методы и приемы. Ограничить их какими- либо жесткими рамками невозможно. Дело в том, что теоретически стройной системы таких методов и приемов не создано, а практика самопознания и самовоспитания настолько индивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько и систем; каждый осознает и воспитывает себя по-своему. Учитывая это и не претендуя на исчерпывающий обзор, рассмотрим сущность, познавательные и воспитательные достоинства некоторых, наиболее важных методов и приемов самопознания и нравственного самовоспитания сотрудников.

Самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный, целенаправленный характер, включает в себя определенный замысел и систему приемов, но все же это только восприятие личностью самой себя, только чувственная опора для абстрактно-логического мышления о себе. Данные самонаблюдения — это лишь эмпирический материал, один из начальных моментов самопознания, форма проявления сущности. Результаты самонаблюдения необходимы для практических действий по самовоспитанию, а не являются самоцелью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бесплодное и вредное «самокопание». Самоконтроль. Он предполагает наличие установки и критическое отношение к отклонениям от нее. Это одна из важнейших функций самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания. Следует отметить, что самоконтролирование необходимо распространять на всю духовную и практическую деятельность личного состава на службе и в быту. При этом эффективность самоконтроля возрастает вместе с ростом надежности самонаблюдения. В своем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, и тогда оно перерастает во вторую — логическую ступень самопознания. Дальнейшее углубление знаний сотрудника о себе, проникновение им в собственную духовную сущность связаны с применением всего арсенала познавательных методов.

  Самоанализ. В практике самопознания и самовоспитания специалистов правоохранительных органов он применяется широко, но не всегда верно. Научный подход к самоанализу требует, чтобы объектом его были главным образом конкретные поступки, действия, отношения, а не «чистые» переживания, ибо ориентиром истинности самоанализа являются результаты труда. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, увлекаться, например, анализом только своих отрицательных или только положительных черт. Анализу должны подлежать все главные стороны профессиональной деятельности, а завершая определенный этап анализа, надо сделать из него правильные выводы, поставить задачи и энергично их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мелочей не приносит пользы. Самооценка. Она выступает как результат применения самоанализа и других методов самопознания (синтез, аналогия, сравнение) сотрудника. Самооценка является одной из основных функций самопознания и предпосылок нравственного самовоспитания. Адекватность ее зависит от степени зрелости специалиста и развивается вместе с его развитием. Критериями оценки человеком самого себя выступают те требования, которые он предъявляет к другим. Основа самооценки — не чистая умозрительная рефлексия, а прежде всего анализ деятельности (учебы, службы). В правоохранительных органах сложилась и успешно применяется достаточно эффективная система оценки и самооценки, которая включает: применение специальных методик по самооценке различных психических свойств, личностных качеств и черт характера; составление самохарактеристик; метод независимых характеристик; общественное аттестование; служебные характеристики; служебное аттестование и др. Для примера приведем методику самооценки своей личности по количественному показателю. Сотруднику предлагаются слова, характеризующие отдельные личностные черты: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, любознательность, принципиальность, логичность, презрительность, радушие, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм. Из приведенных слов составляются две колонки (от 10 до 20 слов в каждой). В первую колонку вписываются слова, которые, по мнению сотрудника, характеризуют положительные черты личности, во вторую — отрицательные. Затем из той и другой колонки выбираются те черты, которыми сотрудник, по его мнению, обладает. Для каждой колонки подсчитывается количество выбранных сотрудником черт и делится на общее количество слов в соответствующей колонке. Если коэффициент по положительной колонке близок к единице, то сотрудник склонен к переоценке своей личности, некритичен к себе. Если коэффициент по отрицательной колонке близок к единице, то сотрудник недооценивает себя, слишком самокритичен. Коэффициент по положительной колонке, близкий к нулю, указывает на недооценку себя; коэффициент по отрицательной колонке, близкий к нулю, указывает на завышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0,5, свидетельствуют о нормальной, средней самооценке сотрудника.
Социологический анализ, проведенный среди сотрудников с использованием «таблиц самооценок», показал, что 86,4% частных самооценок (всего обследовано 249 человек) совпадали с оценками, даваемыми им командирами и начальниками. 13,6% самооценок оказались завышенными или заниженными. Следует подчеркнуть, что отклонение от истины в самооценке незамедлительно сказывается на служебной деятельности и совершенствовании человека. Если индивид переоценивает себя, то он обычно перестает работать над собой. Недооценка же своих сил, возможностей порождает неверие в успех и также может повлечь прекращение самовоспитания. Без верного отношения к собственной личности не может быть эффективного нравственного самовоспитания и успехов в службе.
Адекватность самооценки свидетельствует о высоком уровне и зрелости специалиста, определяет веру его в себя, достоинство, меру активности. На основе такой самооценки осуществляется оптимальное саморегулирование поведения и деятельности в системе межличностных отношений, в служебном коллективе, обществе в целом. Следует развивать и поощрять строгую самооценку специалистов. Объективно оценивая подчиненных, начальник тем самым учит их строгой самооценке. Следование положительному примеру. Это весьма действенный метод самовоспитания. А.В. Суворов советовал изучать жизнь выдающихся личностей, хранить в памяти их имена и поступки, а в боевой деятельности следовать их примеру. При этом не слепо подражать, а заимствовать лишь те качества, которые достойны подражания: «Последуй Аристиду в правоте, Фабрициану в умеренности, Эпаминоду в нелживости, Катону в лаконизме, Юлию Цезарю в быстроте, Тюреню в постоянстве, Лаудону в нравах», — говорил великий русский полководец. Используя исторические примеры и собственный боевой опыт, Суворов создал образ «истинного героя» для подражания и наделил его такими чертами: смел без запальчивости, скор без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, подчинен без униженности, начальник без самонадеянности, победитель без тщеславия, честолюбив без кичливости, благороден без гордости, непринужден без лукавства, тверд без упрямства, скромен без притворства, основателен без педантства, приятен без ветрености, целен без примеси, благожелателен без коварства, принципиален без пронырства, откровенен без простодушия, приветлив без околичностей, услужлив без корыстолюбия. Собственная жизнь и деятельность А.В. Суворова и его мысли о нравственном самовоспитании достойны подражания и в наши дни сотрудниками МЧС.

Самоучет и самоотчет. Способность отдавать себе отчет во всех своих действиях — важное качество сотрудника правоохранительных органов. Развитию этой способности служит регулярное подведение итогов боевой, служебной, специальной подготовки. Положительную роль в развитии самосознания и нравственного самовоспитания специалиста оказывают высказывания о нем командиров, начальников, товарищей. Способствуют этому и характеристики, отзывы, аттестации, в которых проявляется к сотруднику максимум объективности и доброжелательности. Все это стимулирует самоучет и самоотчет будущих специалистов. Они начинают применять ежедневный самоучет. Эффективность самоучета-самоотчета повышается, если распределить работу на день по часам. Такая система дает хороший материал для анализа, выводов и планирования дальнейшей работы над собой. Самопринуждение. Это особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определенные действия, причем очень важно учитывать, что ценность и действенность самопринуждения повышаются, когда оно вызывается внутренними побуждениями, готовится заранее. Наибольшего усилия воли требует ситуация, когда человек побуждает себя к действию, которое ему «не по душе». Одной из форм самопринуждения выступает осознанное подчинение себя другому лицу (командиру, товарищу) или обстоятельствам службы. Выполнение уставных положений, наставлений по службе, соблюдение всех требований дисциплины — это тоже нравственное самовоспитание, которое происходит иногда с трудом, противоречиво.

Самообладание. Оно выступает важным средством борьбы с вредными привычками, нездоровыми настроениями. Самообладание — это способность «не терять» себя в минуты опасности, подавлять в себе страх, другие сильные отрицательные чувства, сохранять ясность ума и силу воли. «Тот, кто владеет собой, владеет миром», — говорил Д. Галифакс. Самообладание характеризуется: наличием моральных чувств высшего порядка (любовь к Родине, непоколебимый оптимизм, вера в правоту своего дела и т.п.); умением ориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли. Опыт правоохранительной деятельности показывает, что проявления героизма и самопожертвования связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннем спокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигается рассудительным человеком, привыкшим взвешивать, и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действию непосредственно переходит в исполнение. От сотрудников правоохранительных органов оперативная обстановка часто требует не меньшего самообладания, чем на войне, и развивать его следует смолоду. Самодисциплина. Значение дисциплины в органах МЧС общеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превратить дисциплину в самодисциплину — высшую форму дисциплины сотрудника, основанную на глубоко осознанной необходимости всегда и во всем действовать в строгом соответствии с требованиями службы. Это полная власть над самим собой в интересах дела, которому служишь, повышения боеспособности и боеготовности подразделения. Она охватывает не только вопросы, связанные со службой, но и все вопросы жизни сотрудника.

Самокритика. Она является одним из важнейших методов самовоспитания. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нравственных отношений. В жизнедеятельности сотрудника «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противоречий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики — учет собственного достоинства, поскольку подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики — не самоуничтожение, а утверждение себя. Самоограничение, самоотказ, самообязателъство. Этих методов самовоспитания требуют условия службы и обстоятельства жизни. Самообязательство, в частности, широко применяется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Высшей степенью обязательства и самообязательства является принятие Присяги. Провозглашая торжественную клятву, курсант берет на себя высокие обязанности защитника интересов Родины, заявляет о своей личной ответственности за священное дело. Этот торжественный акт оставляет в сознании человека глубокий след и навсегда сохраняется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни. Требования Присяги необходимо использовать в качестве побудителя самовоспитания не только молодых, но и опытных кадров органов МЧС. Переключение. Некоторые сотрудники для выработки власти над собой применяют этот метод, который заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.

Самоободрение. Оно оказывает положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Самоободрение может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего). Песня о героических действиях и крик «ура!» в атаке — примеры самоободрения. Самоприказ. Он может применяться при выполнении сложных задач, требующих больших волевых усилий.

Самоприказ отдается во внутренней или внешней речевой форме. Например, «Подъем!» «Бегом, марш!» «Будь выдержан!» «Молчать!» и т.п. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Человек — это прежде всего сила духа, умение приказывать себе, заставлять себя». Воздействие самоприказа основано на силе словесного раздражителя. Использование этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.

Самонапоминание. Приступая к выполнению задания, сотрудник напоминает себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении служебной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоинструктирование, в детальное «проигрывание» предстоящей операции и способов ее осуществления.

  Самоубеждение. Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может появиться сомнение в их целесообразности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубеждения приводятся различные аргументы, подкрепляющие целесообразность предварительного решения, и только после этого начинается его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и решение об отказе от вредных привычек, поступков. Самовнушение. Большую роль в процессе нравственного самовоспитания призвано играть правильно поставленное самовнушение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.012 с.)